Актеру Донатасу Юозасовичу Банионису с точки зрения нынешней литовской элиты «не повезло» многократно.
Во-первых, он родился в семье настоящего литовского коммуниста, профессионального революционера. Его отец, Юозас Банионис, еще до Октябрьской революции, в июле 1917 года стал сначала председателем литовской секции социал-демократов при Смоленском комитете РСДРП(б), а уже в 1918-м вел революционную (с точки зрения нынешних властей — подрывную) работу у себя на родине, в ставшей независимой Литве. За что в 1919-м был отправлен в тюрьму. А в 1929 году был вынужден бежать из «литовского национального рая» аж в Бразилию, но и там не успокоился: выпускал коммунистическую газету.
В 1931-м вернулся в Литву, где был связан с коммунистическим подпольем, а после присоединения Прибалтики к СССР и установления там советской власти «работал на партийных, административных и хозяйственных должностях». При этом, что самое интересное, маленький Донатас с десятилетнего возраста, после развода родителей, остался жить именно с отцом-коммунистом.
Во-вторых, сам Донатас Юозасович с 1960 года член КПСС.
Более того, член ЦК КП Литовской ССР, депутат Верховного Совета СССР девятого созыва.
Дважды лауреат Государственной премии СССР, народный артист СССР, кавалер орденов Трудового Красного Знамени и Октябрьской революции.
Ну и вот. Шестого января 2018 года, через три с половиной года после смерти девяностолетнего мастера, «Центр изучения геноцида и сопротивления жителей Литвы» окончательно разоблачил этого коммуниста и двурушника: «В документах КГБ содержится информация о том, что агент «Бронос» (якобы псевдоним Донатаса Баниониса. — Прим. ред.) был завербован в 1970 году из-за его контактов с зарубежными литовцами, прежде всего — в США» (с).
После чего «агент Бронос» поставлял Комитету государственной безопасности СССР информацию о деятельности литовской эмиграции в США. А перед поездками получал «инструкции о том, какая информация важна для КГБ и с кем следовало бы завязать контакты для того, чтобы эмигрантская печать положительно отзывалась о происходящем в СССР» (с).
В общем — классический враг литовского народа и государственности.
…Что тут самое смешное: в результате «громких разоблачений» ничего не изменилось.
Донатас Банионис как был, так и остается одним из величайших актеров ХХ века, достоянием не только советской, российской и литовской, но и мировой культуры. Его работы в «Никто не хотел умирать», «Маленьком принце», «Мертвом сезоне», «Красной палатке», «Гойе», «Командире счастливой «Щуки», гениальном «Солярисе» Андрея Тарковского и «Бегстве мистера Мак-Кинли» и сейчас остаются классикой не только советского, но и мирового кино. А его Клетчатого в великолепном дуэте с Олегом Далем из «Приключений принца Флоризеля» до сих пор цитируют.
А по его театральным работам — от Павла Корчагина до Гранд-Скубика в классическом для мирового модерна «Самоубийце» Николая Эрдмана — будут учиться актерскому мастерству молодые артисты в Москве, Берлине, Нью-Йорке, Лондоне, других европейских и мировых столицах.
А независимая Литовская республика, которая когда-то была «европейской культурной витриной СССР», останется маленьким провинциальным европейским государством, глухоманью. У которой когда-то, при «проклятой советской власти», конечно, была блестящая кинематографическая школа: Витаустас Жалакявичус (это после его «Никто не хотел умирать» Банионис стал настоящей кинозвездой), Робертас Верба, Аглимантас Пуйпа. Были шикарные актеры, известные и любимые на территории всей гигантской тогда страны.
Теперь этого нет.
Есть мини-нация, которая, согласно данным Всемирного банка, находится в списке стран мира, исчезающих быстрее всего (и без того маленькую Литву с момента обретения независимости и вступления в Европейский союз в 2004 году покинуло около трети жителей).
Так что просто констатируем: Банионис теперь полностью наш.
Оценили 18 человек
26 кармы