Мнение: Ошибки в трезвенническом движении?

11 941

В декабре 2020 года Школой аналитики была выпущена статья «Светские секты» (https://analitikishkola.ru/stati/svetskie-sekti/). В одном из комментариев, оставленных под ней на одной из площадок была высказана претензия, аргументированная доводами, о том, что трезвенническое движение СУСТ не является сектой, и коллектив авторов ошибся, найдя в этом движении пять признаков, характерных для сект.

Данная статья — ответ нашим читателям.

Мы, как коллектив ША, пишем статьи, исходя из своего понимания проблематики и принятых нами принципов при формировании окончательной редакции текста. При подготовке статьи учитывалось как мнение коллектива ША, так и мнение иных респондентов.

Начнём с того, что сообщим нашу позицию относительно трезвости как образа жизни. Мы являемся сторонниками абсолютной трезвости, стараемся всячески содействовать отрезвлению нашего общества. Тот факт, что при написании статьи о светских сектах мы нашли пять их признаков в движении «Союз утверждения и сохранения трезвости (СУСТ) «Трезвая Россия» ни в коей мере не направлен на дискредитацию трезвеннического движения. Наоборот, мы хотим, чтобы наша статья была обратной связью руководителям и участникам СУСТ от их сторонников, направленной на устранение увиденных нами ошибок в их деятельности.

Считаем, что ситуация недопонимания могла возникнуть не только из-за внутреннего протеста «заинтересованной стороны», который мог затруднить беспристрастную оценку своей деятельности на основе приведённых фактов, но и потому, что мы недостаточно глубоко сопоставили признаки сект и деятельность СУСТ.

Признаём это и данной статьёй попытаемся это исправить.

Призываем отнестись к нашей статье как к товарищеской помощи, если, конечно, наши товарищи хотят развиваться и умеют критически мыслить, ведь любая критика — это потенциальная возможность развиться. И ваша критика для нас — тоже, что, как мы надеемся, будет видно вам по этой статье.

Скажем сразу, что высказанные в комментариях предположения о нашей поверхностной информированности о деятельности СУСТ несостоятельны, поскольку среди авторов той и этой статей есть те, кто принимал участие в деятельности СУСТ на протяжении нескольких лет и знают внутреннюю алгоритмику движения не по наслышке.

Напомним нашим читателям, что речь идёт о пяти признаках секты, соотносясь с которыми можно рассматривать ту или иную организацию. И даже если случится так, что организация подходит под эти пять признаков, это ещё не повод вешать ярлык «тоталитарная секта» и всячески её избегать. Это повод подумать и внести коррективы в алгоритмику организации, сделать её лучше, ведь цели (в данном конкретном случае в особенности) — помочь развить организацию, избавить от имеющихся проблем.

Итак, как минимум, пять характерных особенностей свойственны сектам вне зависимости от их возраста и численности участников:

Наличие эзотерического и экзотерического учения, что по-русски означает: в секте всегда есть учение для толпы и учение для избранных — посвящённых иерархов.

Наличие определённых догматов учения, которые не подлежат обсуждению и должны приниматься адептами учения как истинные без каких-либо сомнений и рассуждений.

Наличие ритуала, который сопровождает всякое собрание представителей секты и фактически является средством зомбирования их психики.

Существование сколь угодно разветвлённой иерархии, вступать в спор с которой по основным догматам учения секты категорически запрещено.

Отсутствие методологии познания, так как учение секты опирается на догматы, не подлежащие обсуждению, и соответственно в нём нет и не может быть места формированию личностной культуры освоения нового знания (нет метода освоения) и осмысленного отношения к Жизни по совести.

Важно уточнить, что только все пять признаков ВМЕСТЕ свойственны секте. Однако, если есть только некоторые из них или даже просто есть процессы, которые могут привести к таковым, то это всё равно повод крепко задуматься и пересмотреть свои алгоритмы.

Ритуал

Начнём мы не по порядку, а с третьего признака сект: наличие ритуала, который сопровождает всякое собрание представителей секты и фактически является средством зомбирования их психики.

Предлагаем читателям посмотреть на ритуал шире, чем на привычный образ этого явления, который имеется у многих людей. Как мы уже писали в основной статье, в качестве ритуала можно использовать множество явлений из нашей жизни. Ритуалы не обязательно бывают «эксклюзивными», как у многих (псевдо)религиозных сект, позволяющих отличить «мы» от «они». И ошибочно будет выискивать только негативную составляющую того действия, которое организация использует в качестве своего ритуала. Например, в основной статье мы при описании одной из светских сект упомянули в качестве ритуала — зарядку. Это же не предосудительное действие, скорее наоборот — оздоровительное. И это вовсе не означает того, что каждый, кто делает зарядку совместно с другими — входит в секту.

Более широкий взгляд на ритуал позволяет вскрыть его назначение, его «долю» вклада в алгоритмику секты. Назначение ритуала — сплотить людей, настроить их на «одну волну», раскрыть их, если они забиты, закрыты, но, иногда, и отключить критическое мышление, подавить волю. Помните о том, что только пять признаков вместе дают нам секту. В различных организациях могут быть ритуалы, но может не быть других признаков, поэтому их нельзя отнести к сектам. Но, продолжим.

В качестве ритуала в СУСТ мы обозначили написание дневников:

«по методике Геннадия Андреевича Шичко для распрограммирования сознания человека от ложных проалкогольных убеждений».

Если мы рассмотрим это действие, которое обязательно для всех, кто хочет себя считать «настоящим трезвенником» как ритуал? Люди совершают действие, у них таким образом в памяти остаётся алгоритм, который они прошли. Причём, занятие не из лёгких, это действительно трудно. Притом, оно и из категории тех действий, которыми вряд ли захочется поделиться со знакомыми не из круга СУСТ.

Таким образом, общее для участников воспоминание о нём способствуют сплочению людей внутри СУСТ, причём, в данном случае — сплочение на памятном событии, которым более адекватным сторонникам не очень-то хочется поделиться с окружающими. Однако, мы наблюдали случаи, когда сторонники движения довольно агрессивно агитировали людей вне круга СУСТ пройти такую процедуру, причём агитировали трезвенников, указывая, что у них «ненастоящая трезвость». Но чаще всего это остаётся внутри СУСТ и агитация пройти такую процедуру идёт внутри. То есть выполнение действия ещё и некоторым образом изолирует людей от общества. Получается некая «общая тайна», о которой не будешь рассказывать окружающим.

Ещё написание дневников воздействует на участников внутри движения, разделяя их. Дело в том, что в их среде настоящими трезвенниками считаются ТОЛЬКО те, кто прошли через данную процедуру по методу Шичко. Прочие по мнению таковых не получили «полного освобождения от программ самоотравления». Даже, как мы говорили выше, другие трезвенники, не входящие в организацию СУСТ. И это типично не только для описанных выше фанатиков, но для подавляющего большиинства участников организации, поскольку данная установка: «не прошёл дневники по методу Шичко — не имеешь права называть себя трезвенником» — внедряется на уровне идеологии движения. И это уже тревожный сигнал, который, мы надеемся, будет услышан.

Догматы

Второй пункт: наличие определённых догматов учения, которые не подлежат обсуждению и должны приниматься адептами учения как истинные без каких-либо сомнений и рассуждений.

При рассмотрении истории собриологии нам попалось определение трезвости, которое подразумевает не только свободу от самоотравления наркотическими ядами. Оно было сформулировано в проекте манифеста Союза трезвых сил (СТС) России [ 1 ]. Если исходить из того, что предлагает манифест СТС по определению трезвости, то

«трезвость — естественное, здоровое и единственно разумное состояние человека, семьи, общества, здравая рассудительность, свобода от иллюзий и самообмана, а не только одна свобода от наркотических веществ».

Это определение аналогично тому, что написано в Большой советской энциклопедии о здоровье:

«Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений» [ 2 ].

Согласно же определению терминологии утверждения и сохранения трезвости (УСТ), которая несоразмерно названа языком:

«трезвость – естественное состояние человека, семьи, общества (свободное от запрограммированности на самоотравление любыми интоксикантами и физического отравления ими в любых количествах)».

Однако ущерб трезвости можно нанести не только зависимостью от наркотических ядов: неслучайно существует проблема лудомании и игровой зависимости, которая связана с азартом [ 3 ] и также наносит ущерб трезвости [ 4 ]. Ещё в 2013 году в статье Владимира Коняева отмечалось:

«Трезвость нельзя рассматривать в контексте «пьёт человек или не пьёт». Трезвость нужно рассматривать как состояние, а табак и алкоголь как средства разрушения этого состояния» [ 5 ].

В связи с этим определение трезвости, предлагаемое в проекте манифеста Союза трезвых сил (СТС) России, оказывается более приближенным к жизни, нежели то, которое находится в терминологии утверждения и сохранения трезвости (УСТ) и является чисто материалистическим утверждением, исключающим трезвость в информационном её аспекте. Причём расширенное определение трезвости манифеста предлагалось однажды в трезвенническом движении 18 января 2015 года, однако многие, кто были заняты в нём, отмахнулись от этого определения. Настаивая на узком, обрезанном определении трезвости, лидеры трезвеннического движения замкнули деятельность своих организаций на борьбу за физическое отрезвление, в то время как в трезвенническом движении однажды предлагалось расширить, кроме определения трезвости, деятельность по отрезвлению общества в целом.

Но силы трезвеннического движения не поддержали эту стратегию, и в результате в статье А. И. Ельцова, участника трезвеннического движения, от 10 июля 2015 года было констатировано:

«Трезвость… очень ёмкое и широкое понятие. Если в стане «ломехуз» это слово предано всеобщему умолчанию, будто бы и нет такого слова, то в стане Трезвенного Движения (ТД) его кое-кто пытается сузить, ограничить до определения химической трезвости. Мол, все другие определения трезвости, трезвомыслия и прочее, лишь запутывают соратников, распыляют проблему, которой мы в ТД должны заниматься.

Объясняют это тем, что ТД не имеет ресурсов заниматься политикой, участвовать в каких-то других социальных мероприятиях. Дескать, вы попробуйте сначала решить только одну задачу — освободить народ от табачно-алкогольной зависимости и увидите, что даже эта задача для ТД неимоверно трудная.

Да, трудная. Скажу больше: неразрешимая. Неразрешимая, если заниматься утверждением трезвости только в рамках определения химической трезвости. <...>

Незнание = невежество порождает негодных к государственному управлению = негодяев. Негодяи с умным и озабоченным видом тратят впустую деньги налогоплательщиков (наши с вами!). Потом соберутся на очередное заседание и будут опять неграмотно, ненаучно объяснять результаты и опять просить ресурсы….

А где же наши «вожди и лидеры» ТД? Почему они не анализируют такие важные события, происходящие на уровне правительства и не доводят этот анализ до широких слоёв участников Движения? Не предлагают соратникам обсудить, какие действия нам предпринять в связи со сложившейся ситуацией и решениями власти? Почему на самом главном и самом представительном мероприятии Движения — летнем слёте — годами, даже десятилетиями, преобладает одна и та же тематика?! Курсы по зрению, обмен опытом и т.п. Где анализ текущих событий и постановка задачи в связи с этим? Где, наконец, предложения по единству действий? И каких конкретно действий? В первую очередь таких действий, которые как-то заметили и были вынуждены реагировать невежественные в нашем вопросе представители власти? Дескать, чего вы там принимаете, когда в ТД знают эту проблему изнутри и на практике не один десяток лет?

Ведь очень правильно сказал на выше указанном заседании Госсовета Ю. Крупнов: «99% работы по реабилитации зависимых проводят общественные организации». Это же наша работа, работа ТД, которая государством материально никак не поддерживается. А тем не менее, результат 99%! А 1% приходится на те официальные структуры, которые имеют обширный штат и получают немалые средства из госбюджета.

Так почему же наши просвещённые (Жданов, Маюров и др.) игнорируют подобные действия власти и не поддерживают конкретными действиями таких как Крупнов? Ведь его, после такого честного выступления, скорее всего, больше и не пригласят на очередное заседание.

И невольно возникает вопрос: а не потому ли «вожди» ТД так ревностно отстаивают узкое (химическое) определение трезвости, что широкое понятие трезвости неизбежно влечёт за собой политическую составляющую?!

А ведь без политической воли высшей власти проблему трезвости не решить!

Это знает почти каждый рядовой соратник ТД. Но политикой, даже внутренней, заниматься опасно, рискованно. Говорить полную правду по проблеме трезвости, включая и действия власти, «вожди» ТД не хотят; лучше уж проводить курсы по зрению, впаривая слушателям БАДы, и писать «научные» труды, издавать энциклопедии по трезвости, эффектно, решительно и смело громить абстрактных «ломехуз» на публичных лекциях, чем затронуть действия конкретных политиков в стране. Тогда и «верхи» не тронут, и «низы» будут восхищаться! Уютно, безопасно, да ещё и денежно!

А Ф.Г. Углов утверждал: «Правда – могучий фактор в отрезвлении народа, в избавлении его от иллюзий о вине. Необходимо закрыть доступ всякой неправде об алкоголе и говорить и писать только правду». Выходит, кишка тонка у «вождей», претендующих, стать наследниками и продолжателями дела Углова. И ещё слова Углова, непосредственно касающиеся власти: «Алкоголь никогда ни в одной стране не распространялся стихийно, а насаждался сознательно силами, вражескими обществу, с помощью лжи».

Напомним, что эти слова Углов оглашал в СССР, когда малейший намёк, а тем более — такой прозрачный, в сторону власти мог стоить человеку очень дорого. Но не боялся говорить правду Фёдор Григорьевич, потому что служил не карьере, не власти, а народу. За эту правду, неудобную для власти, и вычеркнут Углов из официозной истории; только в ТД его знают, чтят и сохраняют память о нём.

В затянувшемся застое в ТД, в снижении его эффективности, полностью виноваты нынешние «лидеры и вожди» Движения.

Многими соратниками на местах делается огромная и негромкая работа по освобождению от зависимостей. По просвещению народа, по пропаганде и внедрению культуры трезвости. Но без консолидации всех разнообразных трезвенных общественных организаций на информационный «огонь по штабам» — по высшей власти, для стимуляции её политической воли, не отрезвить страну. Только за последние 3 — 5 лет заметно и резко возросла смертность от наркотиков, которая, конечно же, не признаётся официально. Как же признать? Тогда будет ясна вся неэффективность всех этих государственных структур, сосущих государственный бюджет!

Трезвость, повторим, в первую очередь, вопрос политический! И главная тактическая задача ТД — эффективно и постоянно воздействовать на российских политиков. Для этого настоящими лидерами должны быть выработана методика такого воздействия; должен пройти всеобщий съезд ТД, где, в частности, принять эту методику к обязательному исполнению. Дисциплина и ответственность – вот что необходимо все соратникам, включая лидеров, в ТД.

Всем нам, особенно лидерам, всегда нужно придерживаться принципа: ДУМАЙ ГЛОБАЛЬНО, ДЕЙСТВУЙ ЛОКАЛЬНО!

Но общей политики, общей концепции ТД нет, и «вождям» она не нужна, ибо обязывает к ответственности. Движение же, от такой анархии и с молчаливого согласия «вождей» разделилось на секты: кто-то фанатично утверждает свою программу «отрезвления России», считая её единственно верной; кто-то маниакально и во что бы то ни стало добивается участия в выборах «партии трезвости»; кто-то (кто похитрей и подражает вождям) проводит курсы Шичко за большие деньги, выжимая из трезвости свою личную выгоду….

Печально, но факт» [ 6 ].

Тот же А. И. Ельцов в 2015 году перечислил проблемы трезвеннического движения в целом:

«Не удалось создать единую общероссийскую системную структуру Движения. Мало того, отдельные конкретные и интересные предложения по её созданию (Тюменский вариант, Партия Сухого закона и др.) приводили к обратному эффекту: разделению на новые направления и к непониманию, мягко говоря, активными лидерами друг друга.

Исходя из вышесказанного, не удалось придерживаться единой политики воздействия на проявляющую к вопросам трезвости молодёжь, нашу смену в Движении. Каждый лидер внушал (и внушает) неофитам свои и только свои взгляды, как единственно верные и старается расширить на молодых сугубо свою сферу влияния, увеличить число своих последователей и поклонников.

Не удалось даже договориться об общих терминах, определениях и понятиях в ТД, об общем понимании или общих подходах к методу Шичко.

Разные подходы и мнения к историческим фактам, и к истории трезвенного движения.

Есть и другие, на мой взгляд, вопросы, менее важные, чем выше сказанные, но их решение целиком зависит от главных.

Нельзя пройти и мимо того, что появились «отрезвители-одиночки» — барыжные преподаватели метода Шичко, которые, прикрываясь Трезвенным Движением, дерут за курс 30 — 50 — 70 и даже 100 тыс. руб. Между тем, никак не связанные с ТД. Надо признать: и по взгляду на это явление мнения соратников ТД не сходятся» [ 7 ].

И хотя на сайте СУСТ [ 8 ] оглашаются цели, которые можно отнести к политическим, но реально работа в отношении их не ведётся, или ведётся так, чтобы не затрагивать глубинных проблем общества, не входить в противоречие с властными структурами. «Поляна для деятельности» ограничена химической трезвостью, и за рамки этих ограничений стараются не выходить.

Стоит ещё отметить то, как позиционируется в СУСТ терминология собриологии. То, что называется «языком УСТ», по факту является не языком, а терминологией.

Терминология отличается от языка тем, что она является совокупностью терминов, используемых в определённой области знания (в нашем случае — в теории трезвости), а язык является общим лингвистическим понятием, которое выходит за рамки терминологии и объемлет его. Поскольку терминология языком не может быть, то говорить о том, что существует какой-то особый «язык», неправильно.

Мы согласны с тем, что терминология, принятая СУСТ и сформулированная по собриологии, помогает по существу взглянуть на всё, что связано с наркоядами, однако в ней не содержится точного определения трезвости, которое необходимо в трезвенническом движении.

Таким образом, в качестве догмы выступает позиционирование терминологии собриологии, принятой УСТ, как «языка УСТ» и определение трезвости, суженное до трезвости на уровне физиологии. Человек, не знакомый с теорией трезвости, обязательно столкнётся со смысловым несоответствием оглашаемого с умалчиваемым, когда ему будут говорить о терминологии собриологии, принятой УСТ, как о «языке УСТ» и о трезвости в узком ключе.

Это вызовет у него когнитивный диссонанс и неприятие понятий трезвости как таковой, поскольку понятием «языка УСТ» и узким определением трезвости терминологию трезвости обособляют от самой трезвости. А это является работой на то, чтобы сделать знания о трезвости эзотерическими, недоступными для широкого круга интересующихся. Отметим, что у Г.А. Шичко изначально фигурировал не язык УСТ, а «Маленький словарь трезвенника» (1984) (т. е. терминология).

Таким образом, введение формулировки «язык УСТ» и заужение определения трезвости только в аспекте — это либо заблуждение тех, кто это ввёл, либо дезинформация.

Методология познания

Пятый пункт: отсутствие методологии познания, так как учение секты опирается на догматы, не подлежащие обсуждению, и соответственно в нём нет и не может быть места формированию личностной культуры освоения нового знания (нет метода освоения) и осмысленного отношения к Жизни по совести. Отсутствие методологии познания не позволяет участникам коллектива в полной мере развиваться, совершенствовать свои знания по тематике деятельности коллектива, изменять, совершенствовать подходы к деятельности и так далее.

Наличие методологии же выглядит как набор общедоступных методик, с помощью которых каждый может понять, почему сделаны те или иные выводы, перепроверить их и усовершенствовать. Это приведёт к тому, что в том же СУСТ будут найдены ранее неизвестные аспекты вреда (или пользы) алкоголя, что позволит участникам движения более осознанно относиться к своей жизни и более грамотно продвигать идеи в общество.

Согласитесь, если у человека есть (хоть и правильная) мысль о вреде алкоголя, но нет убедительных аргументов для себя и окружающих, то это больше вредит продвижению трезвых идей, чем помогает. Рассмотрим, такой (абстрактный) пример аргументации за трезвость:

«Употреблять алкоголь вредно, потому что водку пьют обычно охлаждённой, и это может привести к ангине».

Как думаете, это убедительный аргумент отказаться от алкоголя? Такие «левые» аргументы ещё хуже, чем их полное отсутствие в деле продвижения трезвости, многие просто отмахнутся от того, кто так пытается убедить окружающих. Поэтому важно не вызубрить, а понять, вывести самому аргументы, подтверждающие правоту своих идей, чтобы не быть посмешищем окружающим и максимально эффективно продвигать их.

Причём одно дело, когда снимается медиа-произведение или/и преподаётся курс по формированию трезвеннических убеждений. И совсем другое дело, когда одновременно говорится о том, что терминология, на которой излагается собриология, как это сделано в СУСТ, — особый «язык», а трезвость рассматривается сугубо в узком ключе физиологии. Настройка на эту ошибку ведёт к тому, что перепрограммирование психики за счёт написания дневников перед сном, используя «язык УСТ», ведя анализ прожитого дня и вырисовывая модели уже другого трезвого поведения, является ритуалом, после которого психика человека, прошедшего курс, замыкается на участие в деятельности СУСТ, и зазомбированный на поведение уже трезвых алгоритмов новоиспечённый «адепт» безвольно отдаёт свою психику на управление лидерам движения СУСТ.

Важно то, что человек не принимает решение на уровне сознания жить трезво, а, если и принимает, то только до прописывания дневников, после же прописывания дневников человек становится реально другим, одержимым главной идеей — идеей утверждения и сохранения трезвости в рамках страны и планеты. Какие-то другие процессы такого человека перестают интересовать, а если и интересуют, то туда обязательно протиснется тема утверждения и сохранения трезвости.

Массовая культура пытается сделать из человека зомби, употребляющего алкоголь по разным поводам, а СУСТ путём «перепрошивки» фактически делает зомби, только уже другой направленности. Но для изменения культуры требуется не зомби, а человек, использующий свой творческий потенциал для выработки новых знаний, умений, навыков, что в конечном итоге и сложится — в новую культуру. А это возможно только на основе методологии, которая делается доступной в организациях, что даёт основу для творчества.

Иерархия

Четвёртый пункт из признаков: существование сколь угодно разветвлённой иерархии, вступать в спор с которой по основным догматам учения секты категорически запрещено. Что здесь можно сказать? Иерархия может существовать не только по оглашению, но и по умолчанию. И даже если явно сказано, что все члены коллектива равны, фактически может быть так, что есть негласные лидеры, которые и подразумеваются остальными как иерархи.

Если бы в СУСТ не было иерархии, тогда в результате всеобщего обсуждения пришли бы к выводу о том, что терминология и язык — это разные вещи, и трезвость нельзя рассматривать в узком ключе физиологии. И тогда подходы к преподаванию теории трезвости были бы другими, и у СУСТ не было бы необходимости представлять психику человека в качестве жёсткого диска с операционной системой, как это было сделано на одной из схем СУСТ. Знаем, что многие участники движения недовольны подходами к деятельности, в частности, написанием дневников. При всеобщем обсуждении этих методов от этого либо отказались бы, либо, признав это наилучшим вариантом — не возмущались.

На самом деле надо признать, что попытки оспорить методы деятельности пресекаются со ссылкой на «авторитетов», которые «лучше знают», говоря, что это уже «проверено на практике» и так далее.

Для толпы и для избранных

И наконец, признак первый: наличие эзотерического и экзотерического учения, что по-русски означает: в секте всегда есть учение для толпы и учение для избранных — посвящённых иерархов.

В системе «эзотеризм» — «экзотеризм» можно выделить как минимум три, или больше уровней «посвящения». Начнём с самых «низов». Люди, не прошедшие ритуал переписывания дневников — в СУСТ не могут считаться полноценными трезвенниками, так как не получили «полного освобождения от программ самоотравления». Далее идут те, кто совершил этот ритуал и могут считаться полноценными трезвенниками, соответственно, несут в своей психике кодирующие алгоритмы, отличные от людей, не прошедших этот ритуал. Это экзотерики. Далее идёт пусть и неформальное, но всё же руководство, которое задаёт методики работы с людьми внутри СУСТ и с внешним миром. Их можно отнести к эзотерикам, так как они разными способами не допускают широкого обсуждения методик, применяемых в СУСТ, обособляясь, образуя «закрытую» (в плане обсуждения методик) группу.

Но есть ещё и те, кто всегда стоит по уровню понимания выше и эзотериков и экзотериков, используя и тех и других для того, чтобы они работали на их интересы. Иногда это может выражаться так. У многих управляемых процессов есть сопутствующий эффект (или ущерб), в нашем случае — зомбирование психики «программами трезвости». Люди, не достаточно глубоко разбирающиеся в этом процессе принимают это как неизбежное, но может быть и так, что этот самый эффект/ущерб как раз и был истинной целью субъекта управления.

То есть, большинство думает, что работает на одни цели, а на самом деле работает на другие. Что же в этом ключе мы увидели в СУСТ? Оглашённые цели действительно — отрезвление общества, но, рассмотрев методы, мы пришли к выводу, что достигаются иные цели, введённые по умолчанию, а именно: замедление внедрения в общество осмысленно трезвого образа жизни.

Процесс отрезвления общества предопределён самой алгоритмикой развития общества. Отменить его не удастся, бороться с различными «трезвыми движениями» контрпродуктивно, это только поможет их развитию. Но движение можно притормозить. И притормозить его можно, представив трезвость как некую крайность, а трезвенников — некими фанатиками, зомби, отщепенцами и т.д. Те люди, которые сами пришли к необходимости жить трезво, будут так жить, пытаться их переубедить в обратном сложно. А вот с потенциальными трезвенниками так работать эффективно, многие откажутся от попыток жить трезво, глядя на таких вот запрограммированных участников СУСТ.

В СУСТ же собрали людей, для которых близка идея трезвого образа жизни и путём программирования психики закрепили многие «программы трезвости» в умах сторонников. Да, для них это явилось средством отказа от самоотравления, но при взгляде со стороны многие стали их воспринимать как зазомбированных сектантов. И это представление окружающих отвернуло многих потенциальных сторонников трезвого образа жизни от различных «ячеек трезвости», ведь многие, нарисовав себе образ трезвенника с такого «персонажа», подумали:

«уж лучше употреблять понемногу, чем быть таким зомби».

Понимают ли нынешние руководители, что они, хоть и руководствуются благими намерениями, но работают на дискредитацию идеи отрезвления общества? Думаем, что нет. Им, как и многим участникам СУСТ мешает выйти на понимание этого сама система организации их коллективной деятельности, в которой мы усмотрели пять признаков секты.

Заключение

Поскольку мы увидели, что в трезвенническом движении поддерживается стереотип о терминологии собриологии как об особом «языке» УСТ, то в дальнейшем, возможно, нам придётся разобрать историю возникновения собриологии и историю трезвеннического движения в отдельной статье, чтобы понять, какие ещё ошибки допустили представители трезвеннического движения по отношению к собриологии и какое развитие они привнесли в саму науку как таковую в теории и практике.

Мы лишь отметили то, что дискредитация трезвеннического движения стала возможна из-за ошибок, подобных тем, что мы отметили в СУСТ, и из-за них движение в целом может становится сектоподобным.

Послесловие

Отношение к трезвости, близкое к нашему видению, показано в этом видео.

Источник:

https://analitikishkola.ru/mneniya/sust-komment/

Материалы:

[ 1 ] http://partia-tr.ru/2015/01/manifest-project.html

[ 2 ] https://gufo.me/dict/bse/%D0%97%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5

[ 3 ] https://ru.wikipedia.org/wiki/%25D0%2597%25D0%25B0%25D0%25B2%25D0%25B8%25D1%2581%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D1%2581%25D1%2582%25D1%258C_%25D0%25BE%25D1%2582_%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BC%25D0%25BF%25D1%258C%25D1%258E%25D1%2582%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25BD%25D1%258B%25D1%2585_%25D0%25B8%25D0%25B3%25D1%2580&sa=D&ust=1611061980399000&usg=AOvVaw396yzfI7hrhtaMeTlW1hJT

[ 4 ] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F

[ 5 ] http://partia-tr.ru/2013/10/chetvyortoe-pokolenie.html

[ 6 ] http://partia-tr.ru/2015/07/otrezvit-trezvogo-chto-nakormit-syitogo.html

[ 7 ] http://partia-tr.ru/2014/06/dogovorimsya-radi-tseli-k-krizisu-td.html

[ 8 ] https://trezvayatyumen.ru/obrazovanie/

Конашенок попытался улететь в Армению, но был задержан в аэропорту Пулково, а позже, заикаясь от страха, записал видео, где принёс свои «глубочайшие извинения»

Сегодня и вчера стримеры наперебой извиняются за свои слова в прямом эфире, сказанные сразу после теракта. Одна женщина из Липецкой области в эфире говорила, что в Москве убили всего 113 человек, а на...

Россия против Запада: гонка на выживание

Я всегда говорил и буду говорить, что силовые методы во внутренней и внешней политике — последний довод. Не невозможный, не запрещённый, не аморальный, а именно последний.Моральные оцен...

«Крокус-покус» Агаларовых: здание в кадастре не числится, а работали дети и самозанятые

Многие наверняка обратили внимание на школьников, выводивших людей из «Крокус Холла» в ходе теракта 22 марта. Они прославились на всю страну и получили уже немало наград. Правда, юридич...

Обсудить
  • "Если человек не пьет и не курит, то невольно закрадывается сомнение, а не сволочь ли он?" А.П. Чехов
  • До революции Россия была одной из самых трезвых стран мира. В начале ХХ века меньше русских пили только норвежцы. Употребление водки считалось уделом низов общества. Впрочем, даже крестьяне предпочитали покупному алкоголю всевозможные самодельные настойки и наливки. О том, какие напитки обыкновенно бывали за столом в Российской Империи, пишет князь Сергей Евгеньевич Трубецкой в мемуарах «Минувшее»: «Вина Папа пил очень мало, что не мешало все же, при всей скромности нашего погреба, выписывать из Германии бочонками любимый Папа рейнвейн, а специально для Дедушки держать какую-то замечательную мадеру. При званых обедах подавать за столом русское вино казалось тогда неприличным, для них было совершенно необходимо бордо — красное и белое — и, надо сказать, что такого Сотерна, или Икема, который я пил у нас и у других в России, во Франции мне пить не приходилось. — У нас были отличные наливки, запеканки и фруктовые ликеры домашнего изделия, но на обедах с гостями эти напитки не подавались, не говоря уже о разных квасах — хлебном, сухарном, клюквенном, яблочном, и водичках — черносмородиновой и др. Все это подавалось только за нашим обычным столом. Водки у нас в доме почти не употребляли, а мы с братом до самой Мировой войны ее совсем не пили (не считая иногда зубровки)». Если наливки, ликеры, шипучий меж и прочие подобные напитки обычно заготавливались в усадьбах, то лучшие вина и шампанские выписывали из Европы. Когда в России случалась революция, Мадеру постиг большой кризис. Дело в том, что знаменитое крепленое вино мадера с одноименного португальского острова было очень популярно в России. Заказы из Российской Империи приносили Мадере большие доходы, а в 1917 году все прекратилось. Изысканные десертные вина стали непопулярны в стране победившего пролетариата. Да и о каких винах может быть речь, если по воспоминаниям княгини А.Н. Голицыной, пролетарии массово поглощали денатурат, приговаривая, что это «и дешево, и вкусно». Промышленно изготовленная водка на основе спирта-ректификата стала самым массовым алкогольным напитком пролетариев. В конце 1920-х годов в СССР была введена государственная монополия на водку. Советская промышленность выпустила дешевую тридцатиградусную водку, которую население окрестило «рыковкой», в честь председателя Совнаркома СССР Алексея Рыкова. Для того, чтобы «рыковку» активнее раскупали (пополняя государственный бюджет), её разрешили употреблять не только в питейных заведениях, но и на рабочем месте, в рабочее время, в том числе, в заводских цехах. Партия даже разрешила три дня прогула в месяц – для тех, кто уже не держался на ногах. Такие меры по привлечению «водочных» доходов в казну закономерно привели к массовому пьянству. Полстраны ушло в запой. О проблемах алкоголизации населения свидетельствуют даже сводки ОГПУ того времени – резко выросло количество преступлений и хулиганских выходок, совершаемых в пьяном виде. Рабочие привыкли к систематическому пьянству до такой степени, что уже в 1928 году партия стимулировала трезвенническое движение, в ходе которого привлекла к агитации против водки детей и жен рабочих. Тем самым противопоставляя их мужьям. Трезвеннические демонстрации и пикеты у проходных заводов проходили под лозунгом «Папа, не пей!». Не оттуда ли берет свое начало навязываемый нам русофобами и феминистками образ русского мужчины — пьяницы, поколачивающего домочадцев?
  • Потрясающее многословие.... Настоящие аналитики. Не секта ли? :smile:
  • Интересный разбор. Краем пересекаюсь с представителями СУСТ, впечатления созвучны. Но позвольте высказаться не по теме, а в части ваших признаков секты: 2) Наличие догмы: Первый уровень: материя первичнее сознания. Второй уровень (попроще): эфира нет, скорость света - предельная, мозг - вычислительная машина. 1) Наличие эзотерического и экзотерического учения: 1. Школьная физика и математика 2. Специальные разделы физики и математики 3. Кибернетика (та, настоящая, которая про управление людьми) Также, отдельной строкой: специальные терминологии и крайнее отягощение трактатов деепричастными оборотами, что практически исключает интерес к ним у тех, кого специально не тренировали на этот стиль подачи материала. 3) Наличие ритуала Роскошь официального учения - введение ритуала в общественную жизнь и размазывание его ровным слоем от детского сада до похорон. 4) Существование иерархии носителей учения, с которыми нельзя спорить Академик (источник), академия, институт, специальная школа, обычная школа 5) Отсутствие методологии познания Я бы уточнил "ограниченная область методологии познания". В том же методе Шичко, дневник является вполне себе методологией. А в приводимом примере - это непригодность материалистической доктрины для познания Божественной сути человека. Скажу более мягко (вдруг, вы убеждённые материалисты :) если бы таковая суть была, то материалистическая методология была бы для её постижения не пригодна. Т.е., сами выделенные признаки - годные, но они суть не признаки секты, а признаки любой целостной системы передачи знания. Знание это может быть более или менее полным, а так же ложным, но задача продвижения любого знания ТРЕБУЕТ воспроизведения стратегии, содержащей, в т.ч., описываемые вами компоненты. На самом деле, негативный оттенок секте придаёт совсем другое - это связывание воли и заморачивание (когнитивное запутывание) человека, т.е., то самое информационное отравление, формирующее зависимость, про которое вы упоминаете в тексте. А выделенные вами 5 признаков - это признаки любых структур, работающих с познанием, которые позволяют их отделять от иных сфер произвоства. По своей сути, заморачивание в области познания аналогично хакерству в инженерии, бандитизму в военных формированиях и кабальным договорам в области коммерции. Т.е., это не сама область деятельности, а качество вреда.