КАК ВРАГОВ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ – РАССТРЕЛЯТЬ

8 709


Поздней ночью 28 сентября 1921 года группа чекистов во главе с членом коллегии Кубано-Черноморской ЧК вывела во двор пятерых священников. Вскоре раздались выстрелы, и осужденные «враги строительства соввласти» стали падать, разжимая сложенные для крестного знамения пальцы рук. Так завершилась земная жизнь мучеников Христовых кубанских священников, 15-летие прославления которых отмечается в этом году.

Репрессивная кампания против кубанских священников началась с февраля 1921 года: проведение в крае продразверстки предоставило власти множество возможностей для расправы с православным духовенством. Видя вражду и предательство, укоренившиеся в человеческих сердцах, многие пастыри в проповедях призывали людей жить по-христиански, в любви и согласии, прекратив ненависть. Священномученик Григорий Троицкий, настоятель храма в станице Пашковской, неоднократно говорил с церковного амвона о страшной человеческой вражде, доносах и о том, «что если так будет дальше, то никогда люди не смогут зажить мирно и по-христиански». Но власти нужны были только свои, лояльные священнослужители, с невысоким авторитетом и без особых пастырских талантов. А что следовало делать с пастырями, проповеди которых передавались из уст в уста, и их имена знали в каждой кубанской станице? Высылать или расстреливать: таким было решение победившего пролетариата.

С целью учета и контроля количества духовенства и монашествующих Кубано-Черноморской областной чрезвычайной комиссией по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией, саботажем и преступлениями по должности было начато масштабное анкетирование священнослужителей. Поскольку в те годы отношения Церкви с властью осложнялись антирелигиозными законами, то открытое признание и содействие религиозной политике со стороны духовенства воспринималось как отступничество. Для служения на приходах священникам требовалось огромное мужество и бесстрашие, необходимые для отстаивания интересов Церкви перед государством. Как свидетельствуют документы, таких священников знала вся Кубань: благочинных отца Григория Троицкого, Василия Судницкого, Андрея Ковалева, Иоанна Бойко, Иоанна Яковлева, Иоанна Говядовского, Александра Пурлевского, Александра Макова, Василия Жогина, Леонида Дмитриевского.

Агент-осведомитель Кубанской ЧК доносил: «Это видные люди церковной жизни на Кубани»

Как писал агент-осведомитель Кубанской ЧК, «все указанные священники известные как определенные и злостные контрреволюционеры, могущие иметь громадное контрреволюционное влияние на массы, способные при удобном случае с крестом в руках повести народ против соввласти… это были видные люди церковной жизни на Кубани»[3]. Уже одно это свидетельство сотрудничающего с властью говорит об очевидном и для безбожников масштабе личностей священномучеников.

Народная любовь к выдающимся пастырям была настолько сильной, что при переводах на другие приходы люди шли к архиерею с просьбами оставить своих священников на прежних местах. В августе 1921 года служившие в Екатерининском кафедральном соборе г. Краснодара протоиереи Иоанн Говядовский и Александр Пурлевский ожидали перевода в другой храм. Они оба были выпускниками духовных академий, имели опыт преподавания и живого богословия – уже только это располагало и привлекало каждого приходящего к ним. Многочисленные прихожане, обеспокоенные новостью о переводе, обратились к епископу Кубано-Черноморскому Иоанну с прошением, в котором ходатайствовали оставить «на своих местах таких выдающихся просвещенных пастырей-проповедников», поскольку «в наше печальное время оскудения веры духовное просвещение и творчество, академическое образование и ораторский талант среди духовных пастырей слишком редкие явления, без которых, как без воспламеняющей искры, грозят угаснуть и заглохнуть наши лучшие религиозные порывы, представляющие собой единственное наше утешение в дни общей скорби». Об отце Иоанне Говядовском писали, что «еще никто не совершал литургию и вечерню и все требы так душевно и с чувством религиозным; хорошо слушать такого пастыря», который «так отчетливо передавал евангельские слова и всегда беседовал».

Август 1921-го стал последним месяцем спокойного служения кубанских священномучеников: масштабная операция уже разрабатывалась, и оставались считанные дни до арестов. Безбожная власть руководствовалась несколькими целями, среди которых было и нанесение удара по духовенству, связанному с епархиальными финансами.

15 сентября чекистами в доме клира при Дмитриевском храме Краснодара был арестован его настоятель священномученик Иоанн Яковлев; в квартире при Екатерининском соборе – протоиерей Иоанн Говядовский; в своих домах были арестованы жившие на ул. Гимназической священномученик Григорий Конокотин и в станице Пашковской священномученик Григорий Троицкий. 21 сентября спешно арестовали председателя епархиального свечного завода священномученика Андрея Ковалева, занимавшего одну из важных должностей в системе управления епархией.

Несколько дней длились мучительные для священников допросы: поочередно в комнату к следователю приводили одного за другим, но никто из священников в мнимых обвинениях в «контрреволюционной деятельности, бегстве от соввласти и переписке с высланным духовенством» не признал своей вины. Единство в правде, готовность пострадать за Христа даже до смерти и общая молитва объединяли арестованных пастырей, чья судьба была уже предрешена земной властью. Многочисленные заявления и ходатайства, которые направляли в самые разные инстанции благочестивые прихожане, друзья и дети арестованных, уже не приносили никакого результата.

В каких условиях находились в это время во внутренней тюрьме КубЧК священники, неизвестно. Но ясно одно – благодать Святого Духа, «всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», укрепляла страдальцев Христовых, помнивших слова Спасителя: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас». Особенно долго допросы длились с 21 по 22 сентября, после которых помощник уполномоченного ЧК по духовенству составил заключение с предложением выслать арестованных в Архангельскую губернию без права возвращения. Но таких священников власть высылать боялась, опасаясь влияния их авторитета и в других губерниях.

«Для поддержания общей политической ситуации» священников приговорили к расстрелу

Уже на следующий день коллегия ЧК вынесла смертные приговоры всем священникам с формулировкой «для поддержания общей политической ситуации». Ясно, что за этими туманными словами скрывалось отсутствие каких-либо доказательств вины. Даже один из чекистов в отношении отца Иоанна Говядовского писал: «…факта преступления… в связи с высланным в концентрационный лагерь духовенством доказанным не считать, но, принимая во внимание, что Говядовский – видная личность… считаю пребывание Говядовского в пределах Кубчеробласти безусловно недопустимым».

В 2 часа ночи 28 сентября мучеников Христовых вывели из камер и повели по длинным коридорам внутренней тюрьмы. Они понимали: их ведут на расстрел, и уже по дороге читали отходные молитвы, прославляя Бога. В присутствии члена коллегии ЧК и двух тюремных сотрудников расстрельная команда выстроила пастырей вдоль стены, и по сигналу раздались выстрелы. Кто-то из отцов успел перекреститься, прежде чем пули врагов Христовых оборвали их земную жизнь, открыв путь в вечное «Царство, уготованное от создания мира» верным служителям святого алтаря.

Многие годы имена мучеников Христовых оставались в забвении настолько, что даже в семьях об убиенных практически не говорили. Неизвестно и место захоронения пастырей. Но волей Божией было суждено восстановить в памяти кубанцев имена страдальцев: с 1990-х годов, на волне реабилитации политических осужденных и публикаций закрытых ведомственных архивов, стали известны страшные обстоятельства сентября 1921 года. Силами Комиссии по канонизации святых Кубанской епархии были собраны исторические документы о четырех священномучениках, их следственные дела и материалы допросов. Эти документы открыли верующим Кубанского края всю красоту священномучеников: их бесстрашие, веру и решимость пострадать за Христа.

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 2003 года произошло историческое событие для Кубани: имена пресвитеров Андрея Ковалева, Григория Конокотина, Григория Троицкого и Иоанна Яковлева были включены в список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской и прославлены в лике священномучеников.

Никита Кияшко

11 октября 2018 г

Мой комментарий плакальщику Никите.

"Кому написал ты всё это, Никитушка?

Неужто тем, кто настолько запутался в хитросплетениях исторических событий, вымыслов, полуправды и откровенной лжи о них? Кто верит только в зверства чекистов-большевиков, при этом не имея ни малейшего понятия о зверствах белогвардейщины, царской охранки и жандармерии, белого казачества, петлюровских и махновских банд, карателей пролетарских революционеров отрядами Антанты?

***

Напоммню виды древних религий: Тотемизм, Магия, Фетишизм, Анимизм, Шаманизм

и, если "герою нашего времени" более делать нечего, то пусть займется подробным изучением древних религий. Если ему этого мало, то напомню, что всего в мире насчитывается более ста различных религиозных направлений, включая их древнейшие формы и современные течения.Каждое из них имеет свое время и специфические условия для возникновения и отличаются огромным количеством последователей. Но в основе этого большого списка лежат три самые многочисленные мировые религии: христианство, ислам и буддизм.

Однако есть мнения... .

Родоначальником религии человечества считается француз Огюст Конт (1798-1857), который в 1817-1822 гг. был секретарем Сен-Симона. От него Конт усвоил идею непрерывного прогресса человечества, обусловленного изменением важных форм духа (теология - метафизика - наука). Конт стал основателем позитивизма как философского течения, признает реальными только "положительные знания", приобретаемых наукой знания о связи природы, узнаваемой в непосредственном опыте, а также родоначальником социологии как науки, обнаруживает аналогичные связи в человеческом обществе. В 40-х гг. XIX в. Конт решает расширить социологию и превратить ее в практическую науку преобразования общества на основе культа человеческого как единственного существа. Конт подтверждает, что человек, как  "зоологический вид",  раскрывается только в огромном организме, составленном из совокупности прошлых и нынешних поколений людей. Выход в свет "Системы позитивной политики", или "Трактата о социологии", где изложена религия человечества (1815,1854 гг.), стал главной вехой развития новой религии.

В 1830-ом  Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) анонимно опубликовал произведение, в котором отклонил идею бессмертия души. Первоисточник религиозных представлений Фейербах видел в чувстве зависимости человека от неподконтрольных ей сил. Бессилие ищет выход в порождаемых фантазией надежде и утешении - так возникают представления о богах как источника осуществления человеческих надежд. Бог, по Фейербаху, является лишь проекцией человеческого духа, идеализированной человеком, возродившаяся из за жестких условий бытия, которые мешают достижению идеала. Религия, по мнению Фейербаха, парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире и борьбу человека за совершенствование этого мира, призывает его к покорному и терпеливому ожиданию грядущего сверхъестественного вознаграждения. Отрицая религиозный культ, Фейербах противопоставляет ему культ человека, его обожания. Он отмечает, что стремление человека к собственному счастью перерастает рамки эгоизма, поскольку счастье недостижимо вне человеческого единением. Фейербах видел движущую силу развития общества в религиозном сознании и проповедовал антропотеизм (человекобожия).

Объединителем учений Фейербаха и Конта стал Фридрих Йодль (1849-1914), который считал, что Бог - это не сама природа и не ее создатель, но представление, что вырастает из глубокой природы человека: он - в сердцах, в человеческом духе , там, где есть любовь, что объединяет людей.

Карл Маркс писал, что «религия — это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа».

Ленин Владимир Ильич (1870—1924) неоднократно использовал это выражение в своих работах.

Статья «Социализм и религия» (опубликовано в газете «Новая Жизнь» № 28, 3 декабря 1905 г.): "Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п. Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду.

А тех, кто живет чужим трудом, религия учит благотворительности в земной жизни, предлагая им очень дешевое оправдание для всего их эксплуататорского существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие. Религия есть опиум народа. Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь".

***

Я не один усвоил:  "Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда, как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманиванию рабочего класса".

 Я уверен в том, что "Религия - это опиум для народа", поэтому считаю верным, что с опиумом, как с очень опасным идеологическим и психологическим наркотиком, надо бороться. Желательно в цивилизованной форме. Но если этому мешает махровый религиозный фанатизм, готовый на любое преступление совместно с капиталом и прочими эксплуататорами народа, то ту, - давнюю чекистско-пролетарскую решимость полного искоренения источников этого зла, я осуждать не могу.



Конашенок попытался улететь в Армению, но был задержан в аэропорту Пулково, а позже, заикаясь от страха, записал видео, где принёс свои «глубочайшие извинения»

Сегодня и вчера стримеры наперебой извиняются за свои слова в прямом эфире, сказанные сразу после теракта. Одна женщина из Липецкой области в эфире говорила, что в Москве убили всего 113 человек, а на...

«Крокус-покус» Агаларовых: здание в кадастре не числится, а работали дети и самозанятые

Многие наверняка обратили внимание на школьников, выводивших людей из «Крокус Холла» в ходе теракта 22 марта. Они прославились на всю страну и получили уже немало наград. Правда, юридич...

Русская ракета попала "куда нужно". Варшава спешно отправила в отставку инструктора ВСУ после смерти генерала
  • ATRcons
  • Вчера 20:06
  • В топе

Решение об отстранении было принято на основании данных контрразведки Польши. Кадровые перестановки в "Еврокорпусе"  Пресс-служба Министерства обороны Польши сообщает об уволь...

Обсудить
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • Вот из-за таких ублюдков-сатанистов как Valentin - все наши беды. И ничего хорошего не будет в стране, жители которой оправдывают убийц. Тебя бы к стенке поставили «для поддержания общей политической ситуации» - посмотрел бы я, как ты запел бы ...
  • за что расстреляли-ни слова,кстати