Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Судьба.

9 1196

Судьба́ — неразумная и непостижимая совокупность всех событий, обстоятельств и поступков, которые в первую очередь влияют на бытие человека, народа и т. п.; предопределённость событий, поступков; рок, фатум, доля; высшая сила, которая может мыслиться в виде природы или божества; древние греки персонифицировали судьбу в виде: Мойр (Клото, Лахезис, Атропос), Тиха, Ате, Адрастеи, Хеймармене, Ананке; древние римляне — в виде Парки (Нона, Децима, Морта).

В русском языке синонимом слова судьба является слово удел или суд Божий.

Судьба — одна из ключевых и универсальных категорий человеческой культуры, мифологема (Горан), онтологема (Лосев), описывающая фундаментальные отношения Человека и Мира. В ней выражены многовековой опыт «всенародного осмысления свободы и необходимости», попытка назвать те «силы, которые управляют мировым порядком и человеческим поведением».

Три главнейшие характеристики судьбы: тотальность, непознаваемость и независимость от человеческой воли. По выражению А. Ф. Лосева, «судьба есть нечто такое, что движет всем и в то же время непознаваемое". С одной стороны, «судьба ни с кем и ни с чем не считается», с другой, «судьбе, при всем предельном отчуждении от тех, кто находится под её воздействием, есть дело до каждого». Тем самым судьба — это внешняя сила, которая сводит человеческую личность к всеобщему безличному приговору, что делает её неким «небесным» аналогом земного тоталитаризма. Характеристики судьбы сплошь негативные: мрачная, бессмысленная, безжалостная, всесокрушающая, неотвратимая, слепая. Этим характеристикам соответствуют облики судьбы, в которых она является человеку: смерть, высший суд, божественная воля, слепой случай, хаос.

Пять функций судьбы: Распределитель, Игрок, Режиссёр, Заимодавец, Судья:

Распределитель (Дистрибутор) — это понимание судьбы свойственно для атеизма. Она наугад и вслепую распределяет возможные варианты жизни. В ее действиях нет логики, зато много хаоса, поэтому для такой судьбы характерна случайность и бессмысленность. Каждый человек получает от нее свою долю (участь), поэтому судьбу-распределитель называют уделом (участью).

Судьба Играющая — это также в основном женский образ: Тюхе, Фортуна. Её отличает непостоянство, случайный каприз, выбор фаворитов и злая насмешка над постоянными неудачниками. «Везёт / не везёт» — так описывает человек влияние на свою жизнь этого вида судьбы.

Режиссёр — судьба, наоборот, рациональная, имеющая цель (сценарий) своих действий. Такое представление судьбы свойственно для христианства. Каждый человек от этой судьбы получает роль во всемирном спектакле: у героев — главные, у посредственных — массовка. Эта роль называется предназначением, предопределением.

Судьба-Заимодавец наиболее гуманна. Здесь предназначение заменяется призванием, человек получает некий дар с условием правильно им распорядиться. Если это происходит, судьба к человеку благосклонна: он выполнил её задачу, но и человек не остаётся в накладе: ведь он реализовал свой талант.

Судьба в облике Судьи также судит человека по его поступкам. К сожалению, это часто делается по законам не человеческим, но небесным, которых человек может не знать. Поэтому возможны случаи, когда известный праведник получает наказание, а грешник — награду. Все же именно два последних облика судьбы наиболее совместимы со свободой воли[6].

Судьба на Древнем Востоке.

Общей чертой в представлениях о судьбе в архаических цивилизациях Древнего Востока являлась ещё слабая выделенность личностного фактора, в результате чего человек мыслился во многом бессильным перед судьбой, чья власть нивелирует всех без различия

Наиболее древние из известных сегодня представлений о судьбе зафиксированы в шумерских текстах III — начала II тысячелетия до н. э., где обозначались словом nam, которое, возможно, было связано с «Ангелом Смерти» (Nam-tar). Со смертью в первую очередь ассоциируется судьба и в шумерской поэме «Гильгамеш и Страна живых». Вместе с тем у шумеров появляются и позитивные представления о судьбе (нам-ду — «благоприятная судьба»), связанные с требованием «максимально соответствовать своей сущности».

В Древнем Египте судьба (шаи) считалась определённой с самого рождения человека и выражалась в сосчитанных наперёд годах его жизни. Однако египтяне признавали за богами возможность пересматривать уже принятые решения о судьбе того или иного человека в зависимости от своей милости или немилости («Пусть он <бог> не считает моего шаи» — молили они). При этом, как и в Месопотамии, степень благосклонности бога зависела и от самого человека, от его образа жизни.

Наиболее персонифицирована судьба была у хеттов. Ею ведали две богини-пряхи: Истустая и Папаия. Сохранились воззвания к ним о продлении лет жизни хеттского царя, который символически предстательствовал за весь народ, всю страну.

Судьба в античном мире.

Основные слова для обозначения судьбы в гомеровском эпосе — aisa и moira (оба в значении «часть, доля»), которые скорее всего восходят к минойско-микенским хтоническим божествам[13]. Считается, что это были богини-пряхи, чей образ возник из древнего индоевропейского обычая ткать магическую одежду-оберег к рождению ребёнка. У Гомера персонифицированные Айса и Мойра (пока в единственном числе) повышаются в статусе и становятся космическими божествами жребия, чьему решению подчиняются даже верховные боги — Посейдон, Зевс, Аид: «На трое все разделено было, и каждый получил свою долю».

Судьба в представлениях китайцев.

В классической китайской культуре понятие судьбы передаётся единственным иероглифом ming (мин) и означает предопределение, допускающее возможность свободы. Фатальная необходимость, присущая европейскому пониманию судьбы, отсутствует, так как предполагается, что предопределение можно изменить или уклониться от него. Древнекитайские философы (Конфуций, Мэн-цзы) считали долгом «благородного мужа» познавать все «веления Неба», но следовать только правильным.

В современном китайском языке к знаку ming добавляется yun, в котором заложена идея движения, перемен. Тем самым понятие судьбы ещё более релятивизируется: судьбу можно изменить, во многом она — во власти человеческих усилий, главное — вести себя правильно, хорошо. А вот фактор случайности китайцы с судьбой совершенно не связывают, обозначая его отдельным словом ou («совпадение», «неожиданность»).

Судьба у арабов.

У доисламских арабов бытовали два представления о судьбе: мана — конкретный удел, персональная доля каждого, и дахрун — безличное время, властвующее целиком над миром. В Коране они преимущественно отрицаются в пользу новой концепции судьбы — кадар — божественного предопределения, абсолютной воли Аллаха. Заменяя собой слепую языческую судьбу, Аллах, в понимании мусульман, воплощает высшую справедливость, пусть и не всегда понятную человеку. Переждать превратности неведомой воли божества и дождаться его справедливой милости помогает сабр — мужественное, благочестивое терпение.

Судьба в христианском мире.

В Еккл. 3:1—2 говорится:« Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; »- когда человек сделал в жизни все лучшее, что мог и на этом у него кончились силы. В Еккл. 7:17 записан совет: « Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время? »

Это иносказание утверждает, что порочный и невежественный человек мертв.

В Прит. 10:27 сказано:« Годы нечестивых сократятся. » в Псал. 54:24 говорится: « кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих. »

Притчи говорят, что жизнь и смерть в руках самих людей. Поэтому нечестивые уходят из жизни раньше срока, становятся живыми мертвецами (Пс. 90:10;. также Еккл. 9:11).

Желающего идти судьба ведет, не желающего — влачит. Клеанф

Падай и поднимайся, покуда жив!
Ведь тот, кто упал и не поднялся, мертв.
* Судьба-это не дело случая,а результат выбора;судьбу не ожидают,её создают



Власти Подмосковья хотят запретить детям мигрантов проживать в России

Правительство Подмосковья выступило с предложением запретить детям трудовых мигрантов пребывать на территории РФ на основании патента родителей. Об этом пишет издание «Вести Подмосковья».Эта мера приз...

Обсудить
  • Нет никакой слепой силы, под названием судьба. Что человек посеял то и пожнет (Гал6:7) Святые вообще говорят прямо, всяк человек по Милости Божией умирает в лучшее для себя время, в масштабе Вечности. Если же следовать теории Судьба, то от человека вообще ничего не зависит, а значит... "душа ешь, пей и наслаждайся ибо завтра умрешь", да, и забудь про Совесть.
  • СутьБа.! СоРазмерность,, СоОтветствие, СоПуть: Уделу совести - Духу. Суд - может быть только вышним. И никак не на Земле. Все остальные суды - от лукавого... :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :fire: :star:
    • kary
    • 19 августа 2019 г. 12:35
    :ok_hand: