Директория против Русской Церкви

6 1379

История красного террора против Церкви давно детально описана и известна в подробностях. И один из выводов, которые можно сделать из нее – пламенные фанатики мировой революции, для которых любая религия, а тем более, отождествляемое со «старым режимом», русское православие, была враждебна по определению, все же достаточно долго, даже во время Гражданской войны, стеснялись применять открытый террор и репрессии.

В 1918 году происходили бессудные расправы над отдельными священнослужителями, казни заподозренных в поддержке Белого движения, но и это, как правило, была «инициатива на местах». Во всяком случае, высших иерархов, в народе во многом и олицетворявших Церковь, большевики в то время трогать не решались. Как и во многом другом, право первооткрывателя здесь принадлежит петлюровцам, в ненависти ко всему русскому прибегавших к методам, до которых даже Ленин и Троцкий дошли далеко не сразу.

Новоизбранный патриарх Тихон в Москве открыто выступал против Советской власти, но она так и не прибегла тогда к прямым репрессиям против первоиерарха РПЦ. Однако подобных комплексов не было у петлюровской Директории, немедленно после победы антигетманского мятежа прибегшей к репрессиям против возглавителей канонической Церкви на Украине.

О том, что петлюровцы в своем антиправославном рвении намного, а в некоторых вопросах принципиально, превосходили большевиков, отмечали и сами деятели Церкви. Митрополит Евлогий (Георгиевский) так говорил, сравнивая большевиков и петлюровцев с их манией создания любым путем «национальной украинской церкви»: «Вот часто поносили советскую власть за ее давление на веру. Но историческая правда обязывает нас заявить, что большевики, отделив Церковь от государства, не вмешивались в ее внутренние дела, не создавали своей специальной церкви. Если и появились потом «живоцерковники», то они зародились самопроизвольно, а не под влиянием большевиков и их требований».

Сразу после вступления в Киев в декабре 1918 года, Директорией было принято решение уничтожить каноническую православную Церковь, подчинявшуюся патриарху Московскому. Без этого, создаваемая властью автокефальная псевдоцерковь, заведомо становилась маргинальным образованием почти без приходов и монастырей, а главное верующих. Главари УНР понимали, что главным препятствием осуществлению их планов являются наиболее авторитетные иерархи, которые никогда не допустят разрыва с Русской Церковью.

В первую очередь это относилось к митрополиту Киевскому и Галицкому Антонию (Храповицкому), архиепископу Волынскому и Житомирскому Евлогию (Георгиевскому) и Киевскому викарному епископу Никодиму (Кроткову)  наиболее непримиримо выступавших против автокефального раскола и пользовавшихся большой популярностью среди паствы.

На третий день после захвата столицы, 17 декабря, Киево-Печерскую Лавру окружили сечевики-галичане, арестовавшие архиепископа Евлогия. Последний был особенно ненавистен самостийникам своей большой и весьма успешной работой по возвращению в православие населения Галиции во время занятия ее русскими войсками в 1914-1915 годах. Митрополит Антоний и несколько находившихся в его резиденции иерархов были взяты под домашний арест.

Владыка так описал произошедший арест: «…сидим мы после обеда с митрополитом Антонием, пьем чай и вдруг слышим в передней голоса, стук сапог, звон шпор… — и к нам врываются вооруженные петлюровские офицеры…

— Где здесь архиепископ Евлогий?

— Это я…

— Вы арестованы именем правительства!

Митрополит Антоний спросил, за что меня арестовывают, но офицеры предъявили только ордер на арест, а повод ареста объявить отказались. Я попросил разрешения собрать белье, кое-какие вещи, бумаги… За мной в спальню пошел солдат. Потом под конвоем меня вывели из Лавры. Увидав, что я иду окруженный солдатами, толпившиеся на дворе бабы заголосили».

 

Но в Церкви не закрыли глаза на происходящее «страха ради иудейска». Киевский митрополит и находившиеся возле него иерархи, презрев всю очевидную огромную опасность, не только открыто выступили против творящегося беззакония, но еще публично заявили о нерушимости своей позиции по сохранению церковного единства.

Собравшиеся в митрополичьей резиденции владыки единогласно приняли постановление, что при любых обстоятельствах будут находиться в подчинении патриарха Московского и назначенного им митрополита Киевского. Специально было подчеркнуто, что по отношению к епископам, священникам и мирянам, которые поддержат созыв планируемого Директорией незаконного Собора для провозглашения автокефалии, будут применены самые строгие меры, включая и отлучение от Церкви (для подлинного верующего отлучение несравненно хуже физической смерти). Сама автокефалия без всякой дипломатии и угождения новой власти прямо характеризовалась как антиправославный раскол. Также давалась четкая оценка не менее опасной антиправославной деятельности греко-католической церкви, подчеркивалось, что любое молитвенное общение с униатами исключено до их возвращения в лоно православия.

Данный пункт был весьма актуален. Униатская церковь приобрела в УНР серьезное влияние в связи с тем, что наиболее боеспособной частью Директории был галичанский Осадный корпус полковника Коновальца, а западноукраинские деятели занимали влиятельные позиции во власти. Показательно, что даже ордер, по которому арестовали архиепископа Евлогия, был подписан не прокурором, а «старшиной» Осадного корпуса неким сотником Чайковским.

Под постановлением подписалось более двадцати иерархов. В условиях массового петлюровского террора невозможно переоценить проявленное мужество – фактически они сами себе подписали «приглашение на казнь» и только чудом можно объяснить, что последствий не было.

Немедленной реакцией на протест Церкви стал официальный арест, причем арест без всякого ордера, как сказал его производящий петлюровский «старшина», «по телеграфному распоряжению Директории», митрополита Антония. Арестованного главу Церкви на Украине отправили в штаб Осадного корпуса, где уже находился в заключении архиепископ Евлогий.

Вслед за митрополитом был арестован известный противник автокефалии Киевский викарный епископ Никодим, имевший большое влияние на верующих столицы. Уже в конце жизни владыка (причисленный ныне к лику святых новомучеников и исповедников Российских), арестованный в 1938 году НКВД и вскоре умерший  в тюремной больнице, следующим образом охарактеризовал свою позицию в далекие годы Гражданской войны: «Я стоял за единую неделимую Церковь и Родину, невзирая на то, какая в ней будет власть».

 

Позднее стало известно, что командиром Осадного корпуса уже был отдан приказ о расстреле арестованных без суда. Однако его отговорил от совершения казни комиссар министерства исповеданий УНР Лотоцкий. Характерна приводимая этим чиновником аргументация, благодаря которой он, якобы, сумел переубедить полковника Коновальца. Как вспоминал Лотоцкий: «Узнав про это, я едва смог переубедить его, чтобы он не окружал бы особу ореолом мученичества». Петлюровский комиссар также посетил арестованного архиепископа Евлогия и откровенно ему сказал, за что тот терпит муки: «…очень уж вы были рьяный, и вот…»

Впрочем, вполне вероятно, на Директорию и командира сечевиков подействовала не столько позиция Лотоцкого (известная только со слов последнего), а опасения неминуемых серьезных народных волнений в случае осуществления расстрела. Также Директорию не могла не волновать вполне предсказуемая негативная реакция стран Антанты, признания которых упорно добивалась УНР.

К этому времени уже было выпущено воззвание иерархов Украины, охарактеризовавших проведенные аресты как «небывалое в истории насилие над Церковью». Не вызывает сомнения, что слово «небывалое» было применено в том числе с явным намеком, что даже богоборцы-большевики не доходили пока до подобного.

В конечном итоге, приказ о расстреле Коновальцем был отменен, а арестованных отправили в Галицию в один из униатских монастырей, где их заключение, впрочем, продлилось недолго. Интересно, что, как вспоминал владыка Евлогий, несмотря на официальную русофобию властей, к ним сочувственно относились даже конвоиры, помнившие русские войска в Галиции: «Немного скрасил нам пребывание в Тарнополе стороживший нас молодой солдатик — мальчик- гимназист, доброволец-петлюровец. Мы очень с ним сдружились: беседовали, вспоминали стихи Шевченки… В конце концов он стал совсем ручной. Рассказывал нам, как поначалу они в Галиции боялись казаков, потому что их уверяли, что «казаки из ребят суп варят…»: «Мы все попрятались, когда они в село наше пришли, а потом увидали — казаки никого не трогают, с ребятишками играют… видим — прекрасные люди…»

«Ветер истории» очень быстро развеял исторические недоразумения в виде УНР и ЗУНР и иерархи Русской Церкви получили свободу уже от польских властей. А позорная история их ареста и попытки расстрела навсегда осталась в ряду самых отвратительных преступлений против веры совершенных тоталитарными режимами.

Дмитрий Тесленко

Баварское в наличии. Так чем же недоволен Шендерович?

Вот неохота про всю эту нечисть ещё раз писать. Но у меня есть такая нехорошая привычка – во всём докапываться до сути. Поэтому придётся. Надеюсь, в последний раз. Вот чего не хватает таким, ...

Еще один "поцелованный талантом" совершил каминг-аут. Кто им святой воды на хвост брызнул?

Это опять же артист - МХАТа им. Чехова. Дмитрий Назаров. Человек небедный и востребованный. Какой-то сериал "Кухня". Я не смотрел, но мои дамы -домочадцы в восторге. Тааакой душка, типа...

Назаров оправдывается
  • Artemon
  • Вчера 17:38
  • В топе

Непонятно зачем на широкую публику (а иначе произойти не могло для известного человека) вываливать обиду на свои неудобства и пытаться поиграть в широкую душу для всех ущемленных. Ранее Назаров&nb...

Обсудить
    • Glen
    • 18 января 2018 г. 09:41
    Всё дело в том, что Петлюра прекрасно видел, что коммунистов создала та же самая религиозная секта, что и православие... хотя... в то время это пытались выдать за греко-кафолическую церковь Византийского обряда....  Но, суть фашизма, который несли попы и фашизм коммунистов, был един по своей сути... не зря ведь подставной "изобретатель" коммунизма Карл Маркс - внук раввина, он другому и не был научен - фашизм! И создавал он этот бред на заказ британского центра фашизма, через фашиста - Энгельса, которому и жаловался: " Вторым фактором было наследство, полученное Марксом от матери в начале 1861 года (мать еще была жива). Мать уплатила все долги Карлуши и дополнительно к этому, через исполнителя ее завещания, своего дядю Леона Филипса (Леон Филипс, дядя Маркса, был основателем одной из богатейших промышленных компаний Европы, Филипс Электрикал Компани), очень преуспевающего промышленника, Маркс получил 160 английских фунтов стерлингов. Часть этой суммы он потратил на турне по Европе. Наконец, в 1863 году Энгельс собрал из разных источников 125 фунтов стерлингов для помощи Марксу. (От РП: в годы кризиса доход среднего ткача в промышленности составлял 2 шиллинга, то есть 0.1 фунта в день за 12 часов работы, это 30 фунтов в год, в удачные годы зарплата квалифицированного рабочего составляла 45 фунтов)Именно тогда Энгельс поссорился с Марксом, единственный раз за всю их долгую дружбу. В январе умерла жена Энгельса, Мери Бернс, и он написал Марксу письмо, полное горести и отчаяния. Маркс в своем ответном письме посвятил два коротких предложения выражению соболезнований, а затем длительно и детально описал свои финансовые трудности. Энгельс был разъярен и потребовал у Маркса извинений, и Карл, может быть единственный раз за свою сознательную жизнь, извинился перед человеком, не принадлежавшим к кругу его семьи. Энгельс отослал ему деньги, и основоположники марксизма помирились.В конце 1863 года умерла мать Маркса. Его доля наследства, за вычетом уже полученного аванса, составила меньше 100 фунтов стерлингов. Он получил эти деньги в начале 1864 года. Этого было достаточно, чтобы "хотя бы немного облегчить финансовые трудности, одолевавшие Маркса". А затем на Маркса обрушился шквал пожертвований. Малоизвестный последователь Маркса Вильгельм Вольф, один из восемнадцати первоначальных членов "Союза справедливых" (1846), умер и оставил Марксу огромное по тем временам наследство размером в 824 фунта стерлингов. Маркс впоследствии посвятил Вольфу свой "Капитал". В сентябре Энгельс стал полноправным партнером в компании своего отца и более благосклонно отнесся к требованию Маркса об уплате якобы причитавшихся ему 40 фунтов стерлингов (Энгельс был исполнителем завещания Вольфа).Когда я впервые занялся изучением финансовых дел Маркса (еще до публикации очень ценной в этом отношении биографий Маркса, написанной Пейном), я заинтересовался тем, как доходы Маркса соотносились с доходами его современников. Ни один из биографов Маркса, за исключением Пейна, не задавался этим, на мой взгляд, фундаментальным вопросом. Профессор Боули подсчитал, что в 1860 году доходы английского сельскохозяйственного рабочего, относящегося к 10% населения Англии, находящегося в самом низу имущественной пирамиды, составляли 30 фунтов стерлингов ежегодно. Средний годовой доход рабочего составлял примерно 45 фунтов стерлингов. Для 10% населения Англии, находившихся на самом верху имущественной пирамиды, это число составляла 70 фунтов стерлингов. Доходы, полученные семьей Маркса в 1863 году, позволяют отнести их к 5% самых богатых жителей Англии! Такова была сумма, присланная Марксу Энгельсом, для того чтобы "хотя бы немного облегчить финансовые трудности, одолевавшие Маркса". Его доходы в следующем (1864) году были в двадцать раз выше доходов среднего английского рабочего.Невероятно, но в марте 1865 года семья Маркса снова бедствовала. В июле 1865 года Маркс написал письмо Энгельсу, в котором снова просил денег и утверждал, что уже более двух месяцев находится в долгу у ростовщиков. Кугельман в октябре того же года получил письмо, содержавшее следующие строки: "Мое материальное положение вследствие моей продолжительной болезни и крупных издержек, которых она потребовала, так ухудшилось, что мне в ближайшем будущем предстоит финансовый кризис, а это, помимо непосредственного влияния на меня и семью, было бы для меня губительным и в политическом отношении, так как здесь, в Лондоне, приходится поддерживать известный декорум". Сдается мне, что либо революционные круги Лондона были заражены буржуазной моралью, либо господин Маркс вращался в великосветских кругах. Маркс в том же письме просит Кугельмана найти ему кого-нибудь, кто согласился бы одолжить ему деньги из 5 или 6%, потому что, как он повествует далее: "Я плачу теперь 20-50% за мелкие суммы, которые занимаю, но при всем том я не могу отсрочить дольше требований моих кредиторов, и мне предстоит поэтому полный крах". Маркс, создатель экономического учения, имевшего своей целью осчастливить весь рабочий класс, был никудышным финансистом.Так куда же уплыли все эти деньги? Книга Пейна содержит ключ к разгадке этой тайны. В письме к своему дяде Леону Филипсу (июнь 1864 года) Маркс с гордостью пишет о том, что его удачные махинации на фондовой бирже принесли ему 400 фунтов стерлингов прибыли. А уже 4 июля 1864 года он пишет Энгельсу, прося последнего выплатить ему все остальные деньги из наследства Вольфа: "Если бы у меня в распоряжении были деньги в последние десять дней, я мог бы выиграть много денег на здешней бирже. " https://von-hoffmann.livejournal.com/90671.html  Причём, вот ведь какая штука. Некая Библия, и вся прочая... так же были придуманы и распространены их той же - Британской берлоги фашизма: "Британское и иностранное Библейское общество (British and Foreign Bible Society) было создано в Великобритании в 1804 году. ... В начале 1816-го года было решено издание русской Библии …" https://studopedia.ru/9_57542_bibleyskoe-obshchestvo.html    Да.... Православие родом из фашистской Британии! Если кто не знал. А все сказки о неком греческом или еврейском языках... не более чем сказки.... Ведь сами эти языки, придуманы позже библейских сказок....   Во времена революции, многим всё это было хорошо известно.... Так, что.. пОпы получали своё - заслуженное!
  • Я, так и не пойму! Они чего хотят-то? Посчитали, что на всякие  ихии, мероприятия пришло 2% населения. Даже обсуждать не хочу  как считали, кто считал, ... Но, думаю, правильно. Ну активно верующих у нас в стране 2-4%% Пусть 5%. И что? Надо  свое церковное рыло во все дела сувать?  Большие неприятности у меня были 1977 году, когда приняли постановление ЦК КПСС "Об усилении борьбы...   Отказался я тогда это делать, по причине "Кто во что хочет и во то и верит...." И даже на по тому, просто я не понимал "Во что они верит-то?" Просто в КПСС  меня приняли на 2 года позже... Претензий к КПСС не имею..
  • Завыли! Староверов жгли, царя, хоть и бездарного, предали, простой народ веками эксплуатировали, а когда ответка прилетела, завыли, как жиды о холокосте.
  • Андрюша, после большевистской "заповеди":  - морально все, что служит делу пролетариата( сравнимой разве что с - "я освобождаю вас от химеры, называемой совестью") кивать на какого-то жалкого неудачника Петлюру и считать его главным гонителем веры православной - просто очередная хитрожопая украинская(ты ведь украинец?) попытка обелить своего "белого господина" и его предков до Адама.