«Кастусь» Калиновский: убийцу и палача белорусов делают национальным героем.
Упрямо твердящих о «белорусскости» Калиновского местечковых националистов не смущают даже факты, лежащие на поверхности.
Во-первых, целью восстания было восстановление польского государства в границах 1772 года, что для Белой Руси означало тотальную полонизацию и окатоличивание.
Во-вторых, все повстанцы, в том числе и Калиновский, давали присягу следующего содержания: «Присягаем во имя Пресвятой Троицы и клянёмся на ранах Христа, что нашей родине Польше будем служить верно и исполнять, во имя того же отечества Польши, все приказания, предписанные нам начальниками…»
Наконец, сам Калиновский, обращаясь к жителям Белоруссии, писал в «Письме Яськи-Господаря из-под Вильны к мужикам земли польской»: «…разве ж мы, децюки, сидеть будем? Мы, что живём на земле Польской, что едим хлеб Польский, мы, Поляки из веков вечных».
Конечно же, ряд событий восстания 1863 года происходил и на землях белорусских губерний. Но всерьез полагать, что восставшие «здесь» боролись за какие-то отдельные цели и противопоставляли себя полякам — верх наивности. Более того, давным-давно доказано, что в среде белорусского крестьянства идеалы восставших никакого сочувствия не встречали. Белорусы массово помогали русской армии задавить мятеж.
За что, кстати, восставшие расправлялись с белорусами с такой жестокостью, что гиммлеровские палачи, узнай они об этом, содрогнулись бы. Хроники запечатлели сотни имен повешенных, растерзанных, сожженных и заживо закопанных в землю белорусов, вся вина которых была в том, что они не поддержали «национального героя» Калиновского — т. е. хотели просто мирно жить и трудиться на своей земле.
Вот, например, расправа повстанцев над Иваном Макаревичем, крестьянином из деревни Сороки Гродненской губернии. Вина: отказался присоединиться к повстанцам.
В ночь на 1 июля 1863 года два шляхтича из местечка Щуки вызвали Макаревича из дома и под предлогом указать дорогу в местечко Мосты, увели с собой. Придя в Щуки, все трое зашли в дом, в котором в ту ночь праздновалась свадьба. Повстанцы заставляли Ивана есть, приговаривая: «Ешь, легче будет идти на тот свет». Потом отвели его в отдельную комнату, где подвергли жестоким истязаниям: обвязав веревками и привязав за шею к стене, отрезали нос и уши, содрали с обеих ног кожу, разорвали правую щеку. Затем истерзанного страдальца вывели за деревню, бросили в картофельную яму вниз головой и ещё живого забросали землей, а само место, чтобы скрыть следы, забороновали. Только на десятый день тело Макаревича случайно обнаружил один крестьянин: труп лежал вниз головой, руки и тело были связаны, шею обвивала веревка, на ногах полосами висела содранная кожа. Родные опознали Макаревича, оплакали и погребли на ближайшем кладбище.
В Пречистенском соборе Вильнюса висит доска с именами 349 белорусов, виновных лишь в том, что они думали иначе, нежели польские повстанцы 1863 годов. За это повстанцы их безжалостно убивали.
Но кто теперь вспомнит тех белорусов?.. Это же были «неправильные пчелы, и они делали неправильный мед». Проще говоря — «навоз истории», тогдашние ватники. Толстенная книга с именами их палачей недавно любовно издана в Минске. Это — поименный синодик участников восстания. А вот кто когда выделит деньги на такую же книгу про его жертв?..
Конечно, в той или иной степени «наивна» любая историография любого народа. Она так или иначе подчинена его интересам, так или иначе выпячивает события, мимо которых другой народ прошел бы, даже не заметив. Непонятно другое: зачем вставать в позу «кисо обиделось»?.. Зачем выставлять себя идиотом и обижаться на правду?.. Не зулусским же назвали восстание, не эфиопским и не эстонско-финским, а польским, каковым оно и было на самом деле. Но нет, гордым «белорусским шляхтичам» хочется, чтобы восстание было «нашенским». Этак и до того, что началось оно вовсе не в Польше, договорятся…
Кирилл Аверьянов-Минский
Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2018/12/17/kastus-kalinovskiy-ubiycu-i-palacha-belorusov-delayut-nacionalnym-geroem
Оценили 5 человек
8 кармы