• РЕГИСТРАЦИЯ

Богиня разума Французской революции.

Annelise
Провинциальный учитель
15 ноября 2018 г. 20:37 0 3518


И.Бунин

Богиня разума


Я записал этот день:

«Париж, 6 февраля 1924 г. Был на могиле Богини Разума».

II

Богиня Разума родилась в Париже, полтора века тому назад, звали ее Тереза Анжелика Обри. Родители ее были люди совсем простые, жили очень скромно, даже бедно. Но судьба одарила ее необыкновенной красотой в соединении с редкой грацией, в отрочестве у нее обнаружился точный музыкальный слух и верный, чистый голосок, а в двух шагах от улички Сэн-Мартэн, где она родилась и росла, находилось нечто сказочно-чудесное, здание Оперы. Естественно, что «античную головку» живой и талантливой девочки рано стали туманить обольстительные мечты, надежды на славную будущность. И случилось так, что мечты и надежды не только не обманули, но даже в некоторых отношениях превзошли ожидания. Тереза Анжелика Обри не только стала артисткой Оперы, не только пела и танцевала на ее сцене рядом с знаменитостями и вызывала восторженные рукоплескания, являясь перед толпой олимпийскими богинями, - то Дианой, то Венерой, то Афиной-Палладой, - но и попала в историю: 10 ноября 1793 года она играла на сцепе, которую никогда не могла и вообразить себе, - в Соборе Парижской Богоматери, выступала в роли неслыханной и невиданной, в роли Богини Разума, и затем - apres avoir detrone la ci-devant Sainte Vierge (после того, кок была свергнута бывшая Святая Дева)  - торжественно была отнесена в Тюильерийский дворец, в Конвент: как живое воплощение нового Божества, обретенного человечеством.

Погребена Богиня на Монмартрском кладбище. Как не взглянуть на такую могилу?

III

Я давно собирался это сделать. Наконец поехал. В солнечный день, уже почти весенний, но довольно пронзительный, с бледно-голубым, кое-где подмазанным небом, я вышел на улицу и спустился в ближайшее метро. Сквозняки, бегущая толпа, длинные коридоры, цветистые рекламы, лестницы все вглубь и вглубь и наконец совсем преисподняя, ее влажное банное тепло, вечная ночь и огни, блеск свода, серого, рубчатого, глянцевитого, как брюхо адского змия... Через минуту я уже стоял в людном вагоне, мчался под Парижем и думал о Париже времен Богини Разума и опять - о ее удивительной судьбе, ее удивительном образе.

Современники писали о ней: «Одаренная всеми внешними дарами, какие только может дать природа женщине, она есть живая модель того античного совершенства, которое являют нам памятники искусства; при взгляде на ее стан и очерк ее головы тотчас является мысль о грозной эгиде и шлеме Афины-Паллады, и она особенно на месте в тех ролях, где черты лица, жесты, осанка, поступь должны воссоздать богинь...» 

Это писалось, когда ей было уже лет тридцать пять. Можно себе представить, как прекрасна была она в двадцать, в те годы, когда она выходила на сцену в короткой тунике, в легких сандалиях на стройной ноге, с золотым полумесяцем на высокой прическе, с луком в длинных округлых руках, Дианой Девственницей! 

Примадонной, дивой Обри никогда не стала; материальное ее положение было незавидно - всего несколько сот ливров в год жалованья да угол в родительском доме; положив за кулисами лук, сняв белила и румяна, сбросив тунику и закрутив волосы простым узлом, она надевала грошовое платьице и бежала домой, дома же хлебала гороховую похлебку и укладывалась спать в чердачной каморке. Но справедливо говорили, что мадемуазель Обри tres sage(весьма скромна), - простодушие, милая легкость, нетребовательность всегда отличали ее характер. И вот «народ, разбивший оковы рабства, достойно прославил ее 10 ноября 1793 года», обессмертил «се chef-d'oeuvre de la Nature» (это чудо природы), как галантно назвал ее Шомет, представляя Конвенту. И много лет после того распевали уличные певцы стихи Беранже о ней:

Est-ce bien vous? Vous que je vis si belle

Quand tout un peuple entourant votre char

Vous saluait du nom de l'immortelle

Dont votre main brandissait l'etendard?

De nos respects, de nos cris d'allegresse,

De votre gloire et de votre beaute,

Vous marchiez fiere: oui, vous etiez deesse,

Deesse de la Liberte[5].

(Неужели это ты? Ты, которую я видел столь прекрасной, когда толпа, окружив твою колесницу, приветствовала тебя, именуй той бессмертной, чье знамя развевалось в твоих руках? Ты шествовала, гордая нашим преклонением, нашими ликующими возгласами, гноим торжеством и своей красотой - да. тогда ты была богиней, Богиней Свободы!) франц. - Из стихотворения «Богиня»).

IV

Возле Оперы я вышел на свет Божий. Добродетельные греки были правы: небо, солнце, воздух - высшая радость смертных, трижды несчастны тени, населяющие широковратное царство Гадеса. Бедная Тереза Анжелика Обри, бедная Богиня Разума! Как бы это получше уяснить себе разумом, почему и за что уже сто лет гниет в земле «се chef-d'oeuvre de la Nature»?

Солнце, все-таки еще зимнее, уже склонялось, был самый людный час, и несметное множество народа и экипажей затопляло площадь в его зеленоватом жидком блеске. Пешеходы бежали, автомобили и омнибусы медленно текли страшной ревущей лавиной. Я поймал свободный автомобиль, вскочил и поехал дальше. Из одного длинного и узкого уличного пролета глянул на меня с высоты Монмартра бледный восточный призрак собора Sacre Coeur...

V

В автомобиле я добросовестно постарался вспомнить возможно подробнее и представить себе возможно яснее все, что знал о 10 ноября 1793 года.

Какой был тогда Париж? Бог его знает, какой, слабо наше воображение, не велик разум. Ну, конечно, был Париж уже и тогда огромным городом, со множеством садов и поместий, с прекрасными зданиями, но и с лачугами, с лужами и грязью даже на площадях, с грубыми средневековыми мостами через патриархальную Сену... Левый берег вообразить легче, - столько еще сохранилось там прежних узких улиц и узких нелепых домов. Зато собор все тот же. Как странно, - все тот же, как тогда, когда стояла под его сводами, на бутафорских скалах, возле Храма Премудрости, прелестная Тереза Анжелика Обри!

И на мгновение я довольно живо почувствовал душу Парижа в те годы, тот развал жизни, то нечто бездельное, праздничное и жуткое, то владычество черни, которым веет в воздухе во времена всех революций. И был сырой осенний день с сильным холодным ветром, сменившим ночной проливной дождь, и всюду, - на мостах, в уличках, ведущих к собору, и особенно на площади перед ним и в нем самом, - было великое, как бы ярмарочное многолюдство, и поминутно раздавался над городом грохот пушек, салютующих коронованию Нового Божества. А Новое Божество стояло под сводами собора, dans cet edifice ci-devant dit eglise metropolitaine[6], на скалистой горе, возле белоколонного храма, в красной шапочке, в белой хламиде, опоясанной пурпуровой лентой, с копьем в руке - и два хора des adorateurs de la Liberte[7] - тоже во всем белом, в венках из роз, возжигали перед ней ароматы, воздавали ей поклонения и протягивали к ней обнаженные руки:

Descends о Liberte, fille de la Nature! ( Сойди к нам, о Свобода, дочь Природы!) –

а густая толпа «патриотов», переполнявшая собор, ревела и рукоплескала...

VI

Монмартрское кладбище было когда-то за городом, и вероятно, было уютно, мирно, похоже на рощу, на большой сад. Теперь все растущий город окружил его отовсюду, включил в себя. А так как оно лежит в низменности, то через эту низменность перекинут теперь длинный и тяжкий железный мост, по которому беспрерывно идут и едут, катятся с глухим гулом валкие омнибусы, несутся и на разные лады вопят автомобили, гремят и звенят трамваи. И вот первое, что ударило по моему чувству и зрению, когда я достиг места вечного пристанища Богини Разума: этот черный грубый мост, под которым проезжают к железным воротам кладбища и который день и ночь грохочет над покойниками. А затем произошло нечто совсем неожиданное.

Я хорошо знал, что славная Тереза Анжелика Обри была забыта еще при жизни весьма основательно, а впоследствии уже настолько, что целых сто лет даже историки, специально занимавшиеся изучением «великой» революции и в частности культа разума, почти все были убеждены, что знаменитую революционную Богиню изображала m-me Maillard, балетный кумир тех дней, пока не догадались заглянуть в уцелевшие газеты от 11 ноября 1793 года. Но я как-то не подумал об этом хорошенько, да отчасти и был прав: ведь все-таки теперь имя Терезы Анжелики Обри должно быть в каждом новом учебнике. Мне все-таки представлялось, несмотря на все мои горестные мысли о ней, что по крайней мере хоть на кладбище-то ее могила есть нечто и всем ведома. Поэтому отчасти была простительна наивность, с которой я обратился к первому встречному: где могила Богини Разума? Однако встречный посмотрел на меня как на помешанного:

- Богиня Разума? Что это такое?

Я пояснил. Но встречный развел руками и резонно посоветовал мне обратиться лучше в кладбищенскую контору.

Тогда я еще увереннее направился в контору. Каково же было мое удивление, когда и в конторе мне ответили на мой вопрос вопросом же:

- Это ваша родственница, г-жа Обри? 

- Но совсем нет, - сказал я, опешив.

- Она давно погребена?

- В январе 1829 года.

И тогда на меня выпучили глаза:

 -Помилуйте, да вы смеетесь! Можем ли мы знать всех погребенных здесь сто лет тому назад!

- Но неужели никто не посещает эту могилу, и я первый справляюсь о ней у вас?

- Кажется, первый! Обратитесь к какому-нибудь сторожу, может, он случайно знает по надписи на памятнике, если таковой есть и надпись сохранилась...

VII

А затем я спросил о знаменитой могиле у полной, с черными усиками женщины, стоявшей на пороге конторы, предполагая и ней привратницу. В самом деле, это была привратница и к тому же очень живая и толковая, - эти полные с усиками всегда такие. Но и она о могиле не имела никакого понятия. А затем я тщетно расспрашивал сторожей, встречавшихся мне в голых аллеях, по которым я ходил не менее получаса, оглядывая надписи на памятниках. Затем опять обращался к встречным дамам и господам в трауре...

 И один господин ни с того ни с сего (вернее, с расчетом хоть чем-нибудь удовлетворить сумасшедшего искателя знаменитых могил) предложил мне взглянуть на могилу Золя. Эта могила была в двух шагах от меня, на пригорке. К вечеру совсем засвежело, небо над кладбищем стало еще бледнее, низкое солнце холодно и резко освещало ледяную и блестящую наготу безобразно-громадной глыбы красного гранита, на которой не было ни единого религиозного знака, ни одного слова Писания, - очевидно, тоже в честь Разума. Над глыбой стоял на цоколе терракотовый бюст - моложавый мужчина лет тридцати, щеголевато-демократической артистическо-рабочей наружности, с длинными волосами и в блузе.

 Я взглянул и, закурив, рассеянно сделал несколько шагов по аллее, потом зачем-то в сторону, среди деревьев, крестов и памятников, где местами лежал серый снежок. - «Ну и Бог с ней, с этой Богиней Разума, - подумал я, - пора домой», - и вдруг увидал себя как раз перед ее могилой...

И присев на соседний надгробный камень, я уставился на могилу в полном изумлении.

VIII

Да, так вот оно что: даже на кладбище ни единая душа не знает и знать не желает о какой-то Богине Разума, некогда коронованной вот в этом самом Париже, под древними сводами собора Парижской Богоматери. Но мало того: что же это такое перед моими глазами?

Перед моими глазами было старое и довольно невзрачное дерево. А под деревом - квадрат ржавой решетки. А в квадрате - камень на совсем плоской и даже слегка осевшей земле, а на камне - две самых простых каменных колонки в аршин высоты, покосившихся, изъеденных временем, дождем и лишаями. Когда-то их «украшали» урны. Теперь колонки лишены даже этих украшений: одна урна совсем куда-то исчезла, другая валяется на земле. И на одной колонке надпись: «Памяти Фанни», на другой - «Памяти Терезы Анжелики Обри».

- Est-ce bien vous?[9]

Неужели это правда, что это именно она, она самая, мадемуазель Тереза Анжелика Обри, лежит в земле в двух шагах от меня?

Там еще есть гнилые, смешавшиеся с землей остатки гроба, правильно лежащие кости, зубастый череп... Это она? Конечно, она. А с другой стороны - конечно, не она... Мудрый разум, помоги, - я всегда в подобных случаях совершенно теряюсь и путаюсь!

Но разум не помогал.

IX

Бесспорно, судьба Обри была удивительна. Но удивительна больше всего в силу необыкновенных несчастий. В общем, она была истинно ужасна. И Обри, при всей независимости своей натуры, не могла не понимать этого даже в те дни, которые, казалось бы, должны были быть ее лучшими днями.

Революция совпала с апогеем ее красоты и молодости. И, казалось бы, что ж ей, молоденькой фигурантке, да еще дочери ремесленника, революция? Только радость! А потом - «vous etes deesse, deesse de la Liberte!»(Ты богиня, богиня Свободы!)  И жалованья прибавили, да еще сразу вдвое... Но нет, слишком хороша она была по натуре для всех этих радостей.

На ее глазах началась и целые годы длилась страшная гибель всей той жизни, среди которой она родилась, росла, мечтала о сцене и которая, конечно, только восхищала ее своим блеском. 

Разрушает «старую жизнь» во время революций не презрение народа к ней, а как раз наоборот - острая зависть к ней, жажда ее. А у Обри даже и зависти не было. Ей нужны были, судя по ее характеру, только рукоплескания (причем рукоплескания маркиза она, вероятно, все-таки предпочитала рукоплесканиям трубочиста). И не могла она не чувствовать, не видеть, что такое есть то царство Братства и Равенства, в которое она попала, то «Жертвоприношение Свободе», - «l'Offrandea la Li-berte», - которое приказано было ежедневно разыгрывать в Опере и которое тоже, ежедневно разыгрывалось на улицах, в подвалах тюрем и на площадях с гильотинами. 

А Бог, церковь? Может быть, она была равнодушна к религии. Но все-таки не могло не потрясать ее и все то, что делалось в те дни и с религией, вся эта вдруг начавшаяся по всей стране бешеная, зверская охота за священниками, грабеж и осквернение церквей и, как венец всего, упразднение Бога по комиссарским декретам и переименование в «Храм Разума» собора Парижской Богоматери, сперва даже было предназначенного к полному разрушению. Могла ли быть горда и счастлива в такие дни вот эта самая милая, кроткая Тереза Анжелика, чьи кости лежат в земле предо мною?

X

)Но она не только испытала весь этот общий кошмар, в котором несколько лет жила при ней вся страна. Над нею - уже лично над нею - внезапно разразилось нечто еще более ужасное: «tout un peuple la satuait du nom de l'immortelle»(Народ приветствовал се, именуя бессмертной), то есть, говоря проще, заставил ее играть самую дикую и постыдную роль в кощунстве еще более неслыханном, чем все прочие. Прости ей, Боже, разве виновата была она! Ведь ее именно заставили, заставила самая свирепая из тираний, тирания Свободы.

 Да она и сама не могла чувствовать себя виноватой. И все же не сладко ей, вероятно, было. «Vous marchiez fiere, oui, vous etiez deesse de la Liberte...» О, пошлейшая из пошлостей! Конечно, в глубине души несчастной Терезы Анжелики была некоторая доля женской и профессиональной гордости. Конечно, порой голова ее кружилась: ведь все-таки она нынче, 10 ноября 1793 года, царица всего Парижа, первое лицо во всем этом небывалом и грандиозном, хотя и чудовищном торжестве, и играет роль, которую не играла никогда ни одна актриса в мире, и все это благодаря своей красоте, тому, что она и впрямь есть истинный «chef-d'oeuvre de la Nature». Но вместе с тем какой неописуемый ужас должен был туманом стоять весь день над полуголой, до костей продрогшей и вообще до потери чувств замученной заместительницей Божьей Матери!

Повторяю, - и до 10 ноября испытала она уже не мало, неизменно участвуя во всей той напыщенной пошлости, которая каждый день шла, по приказу насквозь изолгавшихся изуверов, на сцене Оперы. Она, говорю, уже хорошо знала, что это значит в действительной жизни, все эти «l'Offrande a la Liberte» и «Toute la Grece ou ce que peut la Liberte».

 Революционные вожди, как и полагается им по революционным обычаям, развивали сумасшедшую деятельность, каждый Божий день поражали город какой-нибудь новой выходкой, так что в конце концов и восприимчивости не хватало на эти выходки, и самое неожиданное уже теряло характер неожиданности.

 И все-таки торжество 10 ноября свалилось на Париж (а на Обри еще более) истинно как жуткий снег на голову. «Pour activer le mouvement antipapiste»[12], Шомет в четверг седьмого ноября вдруг распорядился на воскресенье десятого о «всенародном» празднестве в честь Разума, о беспримерном кощунстве в стенах Парижского собора, a m-lle Обри было объявлено, что ей выпала на долю величайшая честь возглавить это кощунство.

 И приготовления к празднеству закипели с остервенением, и к воскресенью все потребное, чтобы Бог и попы были посрамлены окончательно, было вполне готово. Всю ночь накануне лил как из ведра ледяной дождь. Утром он перестал, но грязь была непролазная и дул свирепый ветер. Тем не менее, с раннего утра загрохотали пушки, загремели барабаны, Париж стал высыпать на улицу...

XI

И было великое безобразие, а для Обри и великое мучение, даже телесное. С раннего утра она, вместе с прочими «Обожателями Свободы», то есть с кордебалетом и хором, была уже в холодном соборе, репетировала. По том стали собираться «патриоты», прискакал озабоченный Шомет - и началось торжество. Потом - и все под стук пушек, пение, барабаны и шум толпы - четыре босяка, ухмыляясь, подняли на свои дюжие плечи Обри вместе с ее троном и понесли, в сопутствии хора и кордебалета, пробиваясь сквозь толпу, сперва на площадь, «к народу», а затем в Конвент. 

И опять - давка, говор, крики, смех, остроты, а ноги чавкают по грязи, попадают в лужи, ветер рвет голубую мантию и красную шапочку посиневшей Богини, кордебалет тоже стучит зубами в своих вздувающихся от ветра белых рубашечках, забрызганных грязью, а сзади высоко качаются над толпой шесты, на которых надеты, для вящей потехи, золотое облачение и митра Парижского Архиепископа.

 А в Конвенте - торжественный прием Богини всем «высоким собранием» во главе с президентом, который ее приветствует «как новое божество человечества», «заключает от имени всего французского народа в объятия», возводит на трибуну и сажает рядом с собою... Тут бы, казалось, и конец. Но нет! Из Конвента Обри понесли, совершенно так же, как и принесли, назад, в собор! Вообразите себе хорошенько это новое путешествие и перечитайте затем стихотворное красноречие Беранже...

XII

Прошла революция, снова наступила Империя и снова Обри заставляла разом подниматься все бинокли и лорнеты при своем появлении на сцене. Звезда ее стояла высоко, время, молодость, успехи сделали прошлое далеким сном. Но вот однажды, в один из самых блестящих вечеров, в присутствии сомой Императрицы и ее Двора, но время апофеоза, которым оканчивалось «Возвращение Улисса», в тот момент, когда Минерву-Обри медленно спускали с облаков на землю, «Слава» - я употребляю театральный термин того времени - «Слава», на которой восседала она, внезапно сорвалась и обрушилась... 

Когда-то Обри уступила однажды потребности любить, быть матерью - и стала ею. Теперь, после того, как ее, окровавленную и изувеченную, принесли в уборную и привели в чувство, первое, что слетело с ее губ, был крик: «Ради Бога, не пускайте ко мне Фанни, это испугает ее!» А затем она тотчас столп умолять сказать ей правду: будет ли она в состоянии снова играть, если останется жива?

Нет, играть ей больше не пришлось. Всеми вскоре забытая, калека, обеспеченная только скудной пенсией, она повела грустную и однообразную жизнь в бедной и маленькой квартирке, с болезненной, медленно умирающей Фанни на руках, и жизнь эта, к несчастью, длилась еще много лет. Уличные певцы пели под ее окнами:

Je vous revois, et le temps rapide

Теrait ces yeux ou riaient les amours...

Resignez-vous: char, autel, fleurs, jeunesse,

Gloire, vertu, grandeur, espoir, fierte,

Tout a peri: vous n'etes pas deesse,

Deesse de la Liberte...

( Я вновь увидел тебя, но быстротечное время погасило глаза, в которых некогда сияла любовь... Смирись: колесница и жертвенник, цисты и юность, слава, доблесть, величие, надежда, гордость - все погибло: ты уже не богиня, Богиня Свободы!)

Но знала ли она, что все это относится к ней? Нет, она даже этого не знала. Она знала только одно, знала и без Беранже: да, да, все прошло, все погибло, осталось действительно одно - покоряться судьбе да употреблять остаток сил на заботы о Фанни, на то, чтобы хоть как-нибудь обеспечить ее после своей смерти. Она всячески хлопотала об устройстве судьбы Фанни, писала завещание, прося добрых людей о ней да еще о своих похоронах, - о том, чтобы все было «прилично» и «чтобы поставили памятничек на ее могиле». И Бог дал ей под конец хотя и одно, но великое утешение: все-таки Фанни пережила ее, - Фанни успокоилась вот в этой самой могиле, что передо мною, через полтора месяца после ее смерти...

А может быть, ей бы отраднее знать, умирая, что через полтора месяца она снова будет рядом - и уже навеки - со своею Фанни? Может быть, может быть... Что мы знаем? Что мы знаем, что мы понимаем, что мы можем!

Кладбище Монмартр.

XIII

Одно хорошо: от жизни человечества, от веков, поколений остается на земле только высокое, доброе и прекрасное, только это. Все злое, подлое и низкое, глупое в конце концов не оставляет следа: его нет, не видно. А что осталось, что есть? Лучшие страницы лучших книг, предание о чести, о совести, о самопожертвовании, о благородных подвигах, чудесной песни и статуи, великие и святые могилы, греческие храмы, готические соборы, их райски-дивные цветные стекла, органные громы и жалобы. «Dies irae» и «Смертью смерть поправ»... Остался, есть и вовеки пребудет Тот, Кто, со креста любви и страдания, простирает своим убийцам объятия, осталась Она, Единая, Богиня богинь, Ее же благословенному царствию не будет конца. 

Провинциальный учитель

«Эхо Москвы» - ядовитая антироссийская помойка, радующаяся «изгнанию» РФ с Олимпиады
  • Awgust
  • Вчера 19:38
  • Промо

Что бы ни произошло в нашей стране, о хороших или не очень новостях речь, радио «Эхо Москвы» непременно использует этот инфоповод, чтобы выразить свое «Фи» по поводу России, граждан РФ и ее руководств...

«Ничья» Зеленского, на самом деле — победа Путина

Рядом с Путиным даже украинская делегация начинает демонстрировать какие-то проблески вменяемости. Но в Киеве Зеленский останется один на один со своими внутренними украинскими демонами...

МЫ ЛЕЧИМ ГРИБОК НОГТЕЙ ЗА 20 ДНЕЙ. КАК, ПРОВЕРЕННЫЙ ГОДАМИ, НАРОДНЫЙ СПОСОБ ОБРЁЛ НАУЧНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ

Рассказывает, врач высшей медицинской категории Владимир Васильевич Попов. Впервые с грибком стоп и ногтей я столкнулся в 1974 году, когда проходил практику в Московском медицинском инст...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...
    Annelise 10 сентября 16:34

    Красавицы серебряного века.

    ...
    580

    Как греки живопись изобрели.

     Часть первая, вступительная, про то, как досужие люди о прошлом узнавали, попутно приспосабливая разные науки и занятия к изучению прошлого. Откуда есть пошла она, древнегреческая живопись? Если потрясающе жизнеподобная скульптура греков ещё имеет учителей и предшественников в Египте, то живопись её настолько отличалась от искусств окружающих нар...
    2049
    Annelise Здравомыслие.
    9 апреля 16:22

    Стекольная мануфактура в Сен-Гобене.

    В этой статье, https://cont.ws/@annelise/674740 было рассказано о становлении стекольного дела в Европе. В частности, о мануфактуре Сен-Гобен. В фильме, который я не сумела вставить, а  потому даю ссылку на него (снабжён субтитрами на русском) в деталях, с применением технических средств того времени,  раскрывается процесс работы мануфактуры от дро...
    4826
    Annelise Здравомыслие.
    4 декабря 2018 г. 10:12

    Что может человек когда очень захочет

    70 лет назад, в одном из штатов США  родился парень. жизненный путь которого вроде не предвещал славы и долгой памяти в потомках. " Он менял места работы в буквальном смысле как перчатки: почтальон, фермер, охранник, уборщик и, наконец, в 1985 году в Диксоне - экскаваторщик. Вот эта последняя работа, совсем не творческая, как кажется, пришлась ему по душе – он пр...
    17662
    Annelise Здравомыслие.
    1 июля 2018 г. 19:32

    Выдержки из учебника В.И. Матющенко "Древняя история Сибири". Появление и расселение предков человека в Сибири.

    Посвящается погрязшим во тьме невежества поклонникам завиральных идей альтов. Познайте истину, и истина освободит Вас....Вопрос о первом появлении человека в Сибири чрезвычайно сложен и интересен. Но необходимо договориться о терминах. Так, если говорить о появлении человека в Сибири в строгом соответствии с понятием «человек», то есть подразумевая человека совре...
    3171
    Annelise Здравомыслие.
    16 июня 2018 г. 19:54

    Чай и русская живопись.

    Начнём с чая: В старину в России не было привычного нам чая, это растение не наших краёв. А обычай пить разного рода взвары да отвары был. Только  вместо чая заваривали листья смородины, земляники, малины, цветы липы, Иван-чая и другие травы..Русские, особенно простолюдины,предпочитали ароматные травяные сборы и в пору победного шествия чая по России. Особен...
    3866
    Annelise 26 мая 2018 г. 17:18

    А что дальше? - или стоит ли побеждать тёмного властелина.

    Для любителей революций сказка с просторов инета. Тёмный Властелин сопротивлялся отчаянно. Да и меч у него был тоже не из простых. Но похуже светлого. «Какое счастье, что добрый волшебник Бамбрус дал мне перед путешествием этот меч, - думал сэр Арчибальд, наращивая темп ударов. – Тёмный Властелин прекрасно сражается. Пожалуй, равным оружием, на турнирном поле я м...
    6039
    Annelise Здравомыслие.
    18 мая 2018 г. 10:31

    Случай из музейной практики или как работает "официальная история" и её сотрудники.

    Предлагаю вашему вниманию  рассказ о работе  сотрудника музея, профессионального историка, раскрывающий кухню непростого музейного дела в стране  пережившей революцию, гражданскую, эвакуацию предметов искусства 41- года и сумевшую сохранить множество предметов искусства трудами энтузиастов и подвижников, посвятивших жизнь спасению исторической памяти св...
    4057
    Annelise Здравомыслие.
    16 мая 2018 г. 09:12

    Меткое московское слово.

    Что Вы знаете о жизни улицы Царской России  конца 19 века? О жизни лавочек и парикмахерских стоящих вдоль неё? Разносчиков на ней, лотошников и прочего люда?  Видели фотографии, читали Горького, Гиляровского? А как говорила эта улица? Чем она жила? Из чего складывалась повседневная жизнь людей?Что это вообще было - Российская Империя?  Ностальгическая с...
    4279
    Annelise Здравомыслие.
    14 мая 2018 г. 10:05

    Ленский расстрел. О роли частной инициативы в крушении империи

    Иван Зацарин.104 года назад, 17 апреля 1912 г., на золотых приисках «Ленского золотопромышленного товарищества» была расстреляна рабочая забастовка.Существует мысль, в поэтической форме выраженная так: «Я тщетно силился понять, как ты могла себя отдать на растерзание вандалам, Россия». В наукообразных вариациях это иллюстрируется фразой французского экономиста Эдмона ...
    3410
    Annelise Здравомыслие.
    12 мая 2018 г. 08:09

    Россию назвали родиной токарного станка

    Первые изделия, сделанные на токарном станке, появились не в Древнем Египте, а на реке Чусовой, причем еще в каменном веке. 08.05.2018 16:25Юрий Сериков из Российского государственного профессионально-педагогического университета (Нижнетагильский филиал) провел анализ ранее найденных у святилища на реке Чусовой биконических костяных стрел каменного века и пришел ...
    3246
    Annelise Здравомыслие.
    20 марта 2018 г. 20:31

    Пороемся там, где собака порылась… или любопытству только повод дай!

    Всё началось с фразы сказанной ученицей – а! вот где собака порылась. Зарыта – машинально поправила я.Увидав непонимание на лице, пришлось пояснять, что фразу эту, оговорившись, употребил как то Горбачёв. Потом все над ним смеялись, повторяя её по Горбачёвски. Кончилось тем, что многие правильной  версии и вовсе не слышали. Правильно же – так вот где собака за...
    5826
    Annelise 7 января 2018 г. 03:56

    Караул грабят, офшоры и Россияне беднее Китайцев или как делать исследования по России перед выборами.

    Выборы на носу!Пошла писать копипаста!Теперь муссируется жвачка про выводимые из страны триллионы.Как всегда никаких ссылок, чьи это миллионы, кто выводит и куда, одни хлёсткие обвинения и требования немедленно, прям сейчас дать ответ как это так?По поводу выводимых из страны денег в инете имеются  следующие данные:Деньги из России перечисляются по двум основным ...
    3041
    Annelise 5 января 2018 г. 22:02

    Освальд Шпенглер. ПЕССИМИЗМ ЛИ?

    Написанное в начале 20 века, это размышление о закате цивилизации в Европе, задаче человека живущего в эту эпоху и роли искусства и людей, сегодня именуемых "креативным классом" и претендующих на право указывать обществу пути и решения, нисколько не устарело. но напротив становиться всё современнее.Правда всё написанное относилось к Англо - Франко - Германскому миру, ...
    2488
    Annelise 28 декабря 2017 г. 17:42

    Немного информации на тему о земледелии у древних монголов.

    Земледелие у монгольских народовАвтор:Доржи ЦыбикдоржиевМонгольские группы, населявшие в X-XIII веках территорию по рекам Онон, Керулен, Аргунь, а также к северу и востоку от них, т.е. собственно монголы (нируны и дарлекины) и татары, как считается, происходят от многочисленных племен раннего средневековья, объединяемых китайскими летописцами под общим наименованием ш...
    4052
    Annelise Здравомыслие.
    26 декабря 2017 г. 15:55

    Как НЕ надо писать научно-популярные статьи, дабы не плодить альтернативноверующих граждан.

    Для граждан, прочитавших интересную информацию, и пожелавших поделится ею с окружающими, дабы не впасть в прелесть диа...ой... Левашовско-Фоменковскую, и не толкнуть ближнего на мрачную дорогу альтхисторика, необходимо соблюдать несколько правил:1. Никогда не ограничиваться информацией из одного источника( то есть не выкладывать чужую статью или фрагменты её, восхитяс...
    3055
    Annelise Здравомыслие.
    21 декабря 2017 г. 09:20

    Откуда есть пошли кочующие по инету тексты по истории Даарий,Тартарий и прочих великих, но никому не ведомых цивилизаций.

    Привожу обращение предтечи родноверских сказаний, автору "Волкодава" Марии Семёновой (каковая к слову ОООчень уважает историков Ран, поскольку имеет и ум и совесть) к читателю, написанное ею к книге творчески обработанных ею же скандинавских мифов."Уважаемый читатель!Весной 1991 года ленинградские (тогда ещё) писатели задались вопросом: почему в западноевропейских кни...
    5127
    Annelise Здравомыслие.
    20 декабря 2017 г. 21:35

    НАСЛЕДИЕ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КАРТОГРАФИИ XV-XVIII ВВ.

    Есть такой журнал. "Золотоордынское обозрение".http://goldhorde.ru/RU/1-2013/В нем учёные, археологи, историки публикуют результаты своих трудов. Это вообще интересное чтиво, для того, хочет побольше узнать о том времени.Что особенно ценно, хотя бы полиставший его, несколько номеров подряд, ну хоть содержание почитавший, поймёт, какой огромный материал нарыт теми самы...
    3208
    Annelise Здравомыслие.
    19 декабря 2017 г. 17:49

    О картах Тартарий замолвите слово или несуществующие страны и острова на старинных картах.

    Почему вновь и вновь приходится объяснять любителям Тартарий, почему на картах нет ГОСУДАРСТВА Тартария, а есть пространства, просто территории, населённые родственными друг другу по языку или образу жизни народами, скопом относимых соседями к татарам или тюркам? Причём сами они себя татарами не называли и это ныне их собирательное имя – татары, а в те времена каждое...
    4471
    Annelise 1 декабря 2017 г. 21:34

    Стихотворный ответ горделивым размножителям стиха "мой бог меня рабом не называл".

    В очередной раз наткнулась на гордые плевки новородноверов в сторону "убогих и забитых" христиан создавших самую большую страну мира!Как надоело это пафосное .... воспевание  древних деяний, мягко выражаясь, не красящих ни один народ. И добро бы больше гордиться нечем было! Ладно - предки гордились, в те времена все кругом не лучше были, но когда начинают хвастат...
    4529
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика