АЛАНЫ И ВЕНГРЫ. РОМАН С ПРОДОЛЖЕНИЕМ, или УРОКИ ИСТОРИИ

4 3236

 Автор: Руслан БЗАРОВ 

 Говорят, что в судьбе человека проявляется его характер, его отношение к миру. Наверное, то же самое можно сказать о биографии народа. Легкие на подъем и открытые миру аланы оставили исторический след во многих странах Европы и Азии. Мы расскажем вам о Венгрии, точнее – о той ее области, которую можно назвать Венгерской Аланией. По-венгерски она называется Ясшаг, т.е. «Округ ясов». Имя «ясы» – это старое славянское и венгерское название аланов, предков осетин. История отношений аланов с венграми похожа на рыцарский роман с авантюрными встречами и долгой памятью, вполне заменяющей ненужные расставания.

 ПЕРВЫЕ ВСТРЕЧИ И ОБРЕТЕНИЕ РОДИНЫ Венгрия – относительно «молодая» страна. В начале новой эры предки венгров жили в Приуралье. Продвинувшись в степи между Волгой, Доном и Кавказом, венгерские племена стали соседями Алании. Особенно тесными были алано-венгерские связи в VIII–IX веках, перед уходом венгров на запад, в дунайские земли.

 Художники Фести, Меднянский, Барчаи. «Переход венгров во главе с князем Арпадом через Карпаты». 

 В предании говорится, что родоначальниками венгров были два брата – Хунор и Могор, они женились на дочерях аланского князя Дула, и от этих браков произошел венгерский народ. Связи с аланами отразились и в венгерском языке, который заимствовал из аланского несколько десятков хозяйственных, военных и социальных терминов – среди них «аладар» (военный вождь), «ашсон» (госпожа), «легень» (юноша), «езуст» (серебро), «хид» (мост), «кард» (меч), «верт» (щит), «ювег» (стекло). События венгерской истории конца IX века называют Обретением родины. Будущая Венгрия когда-то была Паннонией – самой крупной римской провинцией на Дунае. Из-за соседства с беспокойными варварами и одновременной близости к Италии она имела особое стратегическое значение для Рима. Но в начале V века слабеющие римляне оставили Паннонию, и по ее землям прошли, воюя друг с другом, многие племена и народы. И только венграм суждено было остаться здесь навсегда, сделав эти плодородные равнины своей родиной. Предания сохранили память о донских аланах, которые присоединились к венграм на пути к Обретению родины. А на Дунае состоялась новая встреча венгров с аланами – теми, кто поселился в Паннонии еще раньше, в эпоху Великого переселения народов. Тогда, в начале V века, именно здесь складывался аланский союз с германцами – вандалами и свевами. Отсюда начинался победоносный западный поход, который привел воинственных союзников на Пиренеи и в Северную Африку. Недавние археологические раскопки подтвердили, что те, прежние аланские поселения Паннонии, сохранились до прихода венгров в эти края и создания Венгерского королевства, и даже до XIII века, когда с приходом аланских эмигрантов появилась область Ясшаг.

 СТАНОВЛЕНИЕ И ОБРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ В середине X века венгерское наступление на запад было остановлено армиями германского императора. Расселившиеся по Дунаю и Тисе венгры прекратили набеги на Италию и Германию. На Рождество 1000 года молодой князь Венгрии Иштван был коронован с благословения папы римского.

 Венгерский король Сент-Иштван – Святой Стефан, крестивший свой народ и превративший орду завоевателей в христианское государство средневековой Европы, – сегодня взирает на потомков с незыблемого пьедестала. И в этом конная статуя в центре Будапешта мало отличается от скромного бюста короля в аланском селении Ясладань. 

Венграм понадобилось немало времени, чтобы привыкнуть к новой роли и обжить обретенную родину. Лишь через три столетия христианская Венгрия вспомнила о своей оставленной прародине.

 Сцена причащения аланским митрополитом аланского правителя. Ист. реконструкция по археол. находкам XI в. на Северном Кавказе.

Прочитав в старинной рукописи о землях, которые некогда покинули их предки, венгерские монахи-доминиканцы отправились в путь-дорогу в поисках корней и теней предков. Вожделенной цели достиг лишь брат Юлиан. Он и описал долгий путь, пролегавший через кавказскую Аланию. Так давние соседи аланы вновь появились на страницах венгерской хроники. В кавказской Алании путешественники прожили шесть холодных месяцев – это была единственная долгая остановка на мучительном пути через бесплодные пустыни и неведомые страны. Конечно, венгерские монахи не случайно остановились передохнуть в Алании, где, по словам брата Юлиана, "христианским символам оказывают такое почтение, что в любом месте и в любое время можно беспрепятственно ходить, если нести, подняв кверху, шест с хоругвью и крестом". Эта встреча венгерской ностальгии и аланской религиозности сегодня кажется мистической. Шел 1235 год – тот самый, когда на курултае в далекой Монголии было вынесено знаменитое решение «обратить победоносный меч на голову русских и аланских вождей, поставивших ногу состязания на черту сопротивления». Судьба Руси и Алании была предрешена. Их погрязшие в междоусобицах правители не могли противостоять нашествию. Через год начался монгольский поход на запад, прошло еще две зимы – и в 1238 году завоеватели вторглись в аланские земли.

 ИСХОД И ПОИСКИ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ

 Кадр из кинофильма "Монгол"

Не сохранилось детальных описаний, и мы не знаем драматических обстоятельств, при которых большая аланская община навсегда покинула родину. Известно лишь, что, не желая покориться монгольским завоевателям, десятитысячная аланская община вместе с сорокатысячной половецкой ордой ушла на Дунай. Скорее всего, половцам и аланам, бегущим от монгольского насилия, венгры предложили свои условия. Из того, что беженцев, прибывших в Венгрию в 1239 году, встречал на границе сам король Бела IV, можно заключить, что гости не были нежданными. Аланы и половцы на новых землях получили от венгерского короля особые привилегии, но за это были обязаны, в случае необходимости, по первому приказу выступать в военный поход. Поскольку половцев в Венгрии называли кунами, половецкие поселения стали называться Куншаг, а аланские (ясские) – Ясшаг. Наделяя недавних гостей землей и привилегиями, венгерские короли Бела IV, а потом и Ласло IV, имели ясную цель – расселить военнообязанных союзников вдоль опасной восточной границы и таким образом обезопасить страну от набегов беспокойных соседей. Ясы, попавшие и осевшие в Венгрии в XIII веке, без конфликтов внедрились в средневековое венгерское общество, но были вынуждены приспособиться к совершенно новым условиям и, конечно, не могли сохранить свою культуру в исконном виде. По результатам археологических раскопок ясно видно, как до конца XV века ясы пытаются сохранить свою самобытность. Век спустя они уже мало чем отличались от окружающего венгерского населения, но еще больше двух столетий сохраняли традиционный костюм – носили аланские кафтаны, похожие на бешметы. Верность национальной одежде – отличительная черта ясов. Они и позже добивались права носить свой костюм – оно было даже включено в закон 1778 года. Художник Игорь Лотиев.

 Историческая реконструкция мужского костюма аланов и конской упряжи на основе археологических находок XIV века. 

 По прошествии веков историки, в поисках ясских корней, сначала предполагали, что ясы пришли в Венгрию с Балкан, где в те времена тоже жили аланы. И лишь археологические раскопки позволили точно установить место ясского исхода.

 Известный археолог Ласло Шелмеци доказал, что ясы пришли вместе с кунами (половцами), а их культура связана с кавказской Аланией-Осетией. 

 А когда в середине XX века в Венгерском государственном архиве был обнаружен ясский глоссарий 1422 года, все окончательно встало на свои места.  

Ясский глоссарий 1422 г., обнаруженный в 1957 г. в Венгерском государственном архиве. 

Ясский глоссарий – это ученое название краткого словаря, размещенного на обороте судебного документа. Словарик, в котором около 35 слов, должен был помочь чиновнику XV века понимать речь ясов. На обороте судебного документа приведены самые необходимые слова: приветствие «да бан хорз», т.е. «добрый день», названия домашних животных и птиц, зерновых культур, продуктов питания, кушаний и напитков. Сохранившийся список ясских слов позволяет заключить, что лексика ясского языка практически полностью совпадает с осетинской. Глоссарий подтвердил, что венгерские ясы и кавказские аланы говорили на одном языке. Именно поэтому, в англоязычной научной литературе ясский язык принято называть диалектом осетинского языка.

Читайте далее: http://gorets-media.ru/page/al...

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Журнал ГОРЕЦ

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

Обсудить
  • Очень интересно! СпасибоЮ, Аннелизе!
  • Спасибо!
    • SVD
    • 20 ноября 2017 г. 12:51
    :thumbsup:
  • :thumbsup: