В средневековье изобразительное искусство и иконография подчинялась определенным канонам.
КАНОН (греч. κανών – норма, правило) – система внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве какого-либо исторического периода или направления и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусства.
В изобразительном искусстве восточного и европейского Средневековья, особенно в культовом, утвердился иконографический канон. Выработанные в процессе многовековой художественной практики главные композиционные схемы и соответствующие элементы изображения тех или иных персонажей (в т.ч. их одежд, поз, жестов), деталей пейзажа или архитектуры уже с 9 в. утвердились в качестве канонических и служили образцами для художников стран восточно-христианского ареала до 17 в.
Цветовые схемы, сюжеты, расположение объектов - все это подчинялось господствующему в те времена канону.
Традиционными сюжетами для икон и картин в Средние века были сюжеты из Библии. Таким образом, художники рисовали не то, что видели воочию, а то, как представляли себе ту или иную библейскую историю.
Часто на уфологических сайтах можно увидеть следующее изображение:
Это часть картины "La Tebaide" художника Paolo Uccello (1396-1475). На первый взгляд, на нем изображено летящее НЛО. След позади красного объекта создает эффект динамики, движения. Удивительно?
Но давайте посмотрим на все изображение целиком:
Становиться очевидным, что "НЛО" не летит, а находится в стационарном положении. Что же это?
"НЛО" на самом деле - это кардинальскя шляпа. След от "НЛО" - шнурок с кисточками на шляпе:
На картине "The Announciation" Carlo Crivelli (1486г.), выставленой в Национальной Галерее в Лондоне, виден непонятный летающей объект, выпускающий из себя луч света. НЛО?
Посмотрим на изображение "НЛО" в более лучшем качестве:
Мы видим круг облаков, в котором располагаются два круга маленьких ангелов. Это очень распространенный в Средневековье способ представления божественности, снисхождения Господа. Голубь на картине символизирует присутствие Святого Духа и достоинства мира, кротости и чистоты. "Голубь среди птиц, что Агнец среди животных".
Вот несколько примеров того, как облака и ангелов использовали для представления божественности:
Картины с подобными сюжетами снисхождения благодати Господа нередки в искусстве Средневековья:
Одной из самых известных в уфологии является грузинская икона распятия Христа с изображенными на ней двумя "НЛО":
На самом же деле неопознанные летающие объекты на иконе - это антропоморфные изображения Солнца и Луны. Они нередки в иконографическом искусстве Средневековья:
Данная фреска так же не изображает НЛО, а отображает сюжет из Евангелие от Марка:
Марк 1:10: «И когда выходил из воды, тотчас увидел небеса разверзлись, и увидел Духа, как голубя, сходящего на Него : И был глас с небес глаголющий: "Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение."
Чуть увеличив изображение, становиться видим Святой Дух, которого художник отобразил в виде голубя:
Подобный сюжет в иных интерпретациях:
Еще несколько изображений, которые часто встречаются на уфологических сайтах:
Эти гобелены, на которых изображены сцены из жизни Девы Марии, находятся в базилике Нотр-Дам де Бон, во Франции. Уфологи полагают, что на гобеленах изображены НЛО классической формы. Так ли это?
На самом деле на гобеленах изображена кардинальская шляпа — автограф бывшего заказчика и владельца гобеленов, кардинала Jean RolinСей автограф на гобелены приказал нанести архидиакон Hugues Le Coq после смерти кардинала Jean Rolin.
Подобные метки-автографы встречаются и на других гобеленах:
Странные облака, напоминающие по форме НЛО? Это фреска "Fondazione della chiesa di Santa Maria Maggiore a Roma" (Основание церкви Санта-Мария Маджоре в Риме ), 1428 год. Второе название фрески - "Чудо на снегу".
По легенде, в 4 веке в Риме в августе выпал снег (редкое явление само по себе, но не невозможное). Это посчитали знамением свыше и было решено построить в честь данного знамения церковь.
Утром 5 августа 352 года жители Эсквилинского холма удивились: ночью выпал снег, и его покрывала мягкая мантия. Этим чудом Дева Мария указала патрицию по имени Джованни и его жене, что в этом месте он хотел воздвигнуть храм в его честь. В течение долгого времени двое пожилых супругов, у которых не было детей, хотели использовать свое богатство в деле, которое чтило Божью Матерь, и с этой целью горячо молились ей, чтобы показать им, как они могут исполнить желание. Дева, тронутая благочестием обоих, могла бы явиться им во сне, сказав, что в том месте, где на следующее утро они обнаружили, что снег, чудесным образом выпавший ночью, они должны были построить, за их счет церковь, посвященная имени Марии. В восторге от чуда, на следующее утро Джованни отправился к папе Либериусу, чтобы рассказать ему, что произошло: понтифику снилось то же самое ночью! Либерий, сопровождаемый патрицием Джованни и великой процессией людей и прелатов, направился к эсквилинцам и на все еще нетронутом снегу обозначил план новой церкви, которая была построена за счет патриция и его жены
"Юбилейные места в Риме. История, духовность, искусство", А. Лонардо, 2000 г.
Стилизованные изображения туч, так же не редкость в средневековой иконографии:
Нельзя обойти вниманием и известную средневековую гравюру Ганса Глейзера, на которой, по мнению уфологов, запечатлен бой НЛО:
"Сегодня жуткий бой бушевал в небе над Нюрнбергом, Германия. Он начался на рассвете, десятки, если не сотни, крестов, шаров и труб воевали друг с другом над городом. Битва закончилась через час, когда «глобусы и несколько малых и крупных стержней улетели в солнце», а несколько других объектов упали на землю и скрылись в густом облаке дыма"
Сам Ганс Глейзер не был очевидцем события, потому на его гравюре все сумбурно и не совсем соответствует действительности. Так же следует помнить, что такие явления люди в силу своих религиозных воззрений и непонимания происходящего описывали более ярко, чем было на самом деле.
Жители Нюрнберга стали свидетелями череды редких атмосферных явлений, в первую очередь - гало:
Это атмосферное явление запечатлевалось и на других гравюрах:
"Копье" в небе:
Что же касается "несколько других объектов упали на землю и скрылись в густом облаке дыма", то это, вероятно, были ледяные кристаллы, образование которых в атмосфере сопутствует явлению гало. Очевидно, некоторые из них были очень большие и рухнули, как град, на землю, когда явление закончилось.
Оценили 20 человек
42 кармы