Военная операция на Украине. Главное

Автоматизация образования

0 167

"Кто контролирует мемы, тот контролирует вселенную" - Илон Маск

В предыдущей статье, посвященной цифровизации, была отражена идея об увязке трендов информационного пространства и системы образования. Проблема в том, что медиа тренды сегодня, захватывая внимание обывателя отдают его сознание на "съедение" корпорациям, которым важно продать свой продукт, ради максимизации прибыли. Этим корпорациям сегодня противостоит культура общества, интересы которой выходят далеко за пределы максимизации прибыли. Прибыль и деньги условны, они имеют свойство обесцениваться при смене общественных формаций. И хотя экономика - это конечно тоже большая доля культуры общества, однако подобная экономика направлена не на взаимное обогащение, а на обогащение корпораций, путем культурной деградации потребителя. Для культуры же важно сохранять свою конкурентоспособность не только накоплением богатства, но и воспроизведением в поколениях личностных качеств людей, позволяющих выстраивать жизнеспособную, самодостаточную и самобытную экосистему. Надо смотреть правде в глаза - культура сегодня проигрывает в борьбе за внимание и сознание обывателя, так как напрочь игнорирует тренды медиапространства. Или например, она пытается отвергать их и бороться с ними старыми дедовскими способами - нравоучениями, что так нельзя, это аморально, безнравственно, глупо, безвольно. Но это не работает, а лишь навевает уныние, либо разжигает еще больший интерес к "запретному плоду".

Похожую ситуацию недавно можно было наблюдать в конфликте создателей кинофильма "Непосредственно Каха" и видеоблогера Badcomedian'а, из-за его критического обзора фильма. Смысл и сюжет фильма косвенно пересекается с криминальной субкультурой АУЕ(в 2020 году признана экстремистской), но не потому, что авторы ставят цель ее пропаганды, а по причине ее довольно массового распространения в среде молодежи с низким уровнем культурного развития, представителями которой и являются основные герои фильма.

Сама субкультура АУЕ паразитирует на человеческих личностных слабостях, на комплексах, страхах и прочих токсичных эмоциях. Т.е. разумных оснований системы АУЕ нет, просто зародившись в криминальной среде, она создает для околокриминального социального элемента аналог доминирующей в обществе культуры и государства, стоящего на ее защите; только со своими альтернативными понятиями о нравственности, и со своими иерархиями управления, которые организовывают обогащение верхушки. Вернее сказать, что разумных оснований в АУЕ нет для основной обслуживающей массы, которые как и в любых иных культах и сектах слепо верят в справедливость вожака, который как заблагорассудится трактует "понятия" в зависимости от ситуаций и если надо, то нарушает их.

И эта лицемерная сущность АУЕ раскрывается и показывается зрителю "Кахи". По сути в фильме есть две позиции: Каха, живущий, как животное, лишенное культурной надстройки в форме мышления, воли и нравственности, и естественно с таким развитием верующий в культ АУЕ; и гражданский наблюдатель за этим зоопарком, придерживающийся доминирующей культуры в обществе.

Странно, что Badcomedian не стал в обзоре раскрывать такую структуру и противостояние позиций, предпочитая сосредоточиться на эстетически блевотных моментах, а потом и вообще перешел на обзор личностей авторов. Хотя для объективности обзора, тема АУЕ достойна внимания, как актуальная болячка современного общества. Тут есть некая двойственность стандартов, т.е. когда какой-либо условный режиссер Быков, снимает не менее чернушные в эстетическом восприятии фильмы типа "Дурак" или "Завод" - это отражение реальных социальных проблем, пусть и украшенных в суицидальные художественные оттенки; а отражение реальной социальной болячки АУЕ, также обрамленной в художественную обертку, но иного рефлексивного характера - это неприемлемо.

Но данный медийный конфликт на самом деле показал, как общество сегодня разделилось на "хавающих" подобный контент и на тех, кто видит в этом угрозу для культуры. Очевидно, Badcomedian увидел нарастающую угрозу, и дал жесткий, бескомпромиссный отпор, лишенный всякой привычной иронии, и даже перешёл на личности, выразив свое желание растоптать и с корнем выкорчевать этот ядовитый росток. Ведь объективности ради следует отметить, что "Каха" оказался коммерчески успешным проектом. А значит он будет развиваться и будут появляться все новые и новые фильмы, как бы кому не хотелось. А попытки Badcomedian'а бороться с этим сродни борьбе, что называется, с ветряными мельницами. Это похоже на то, как люди пожилого возраста сегодня никак не могут принять деятельность тиктокеров и блогеров, из-за своих идеологических стереотипов. Ну не понятно в их парадигме, где человек это венец цивилизации, который освоил космос и готов бороздить просторы вселенной, как он может, подобно примату, обезьянничать перед камерой без всякого рационального смысла, нарушать устоявшиеся шаблоны этики, и как это может кому-то нравиться.

Подобного идеала человека придерживалась коммунистическая идеология. И весь медийный продукт был построен на выпячивании разумного начала человека, при либо скромном проявлении эмоциональной рефлексии, либо полном ее игнорировании или отрицании(как писатель фантаст Ефремов вырезал животную часть у своих героев, коммунистов будущего, как некий пережиток прошлого). Разумное начало человека обобщенно описывается составом 4 функций: мышление, воля, нравственность, вера. И человек того времени привычно ищет в современном продукте черты этих разумных составляющих. Он ищет логику в представленных событиях, в поведении персонажей; он непременно обращает внимание на мотивацию, побуждающую силу, которую транслирует персонаж на зрителя; он ищет нравственную составляющую(чему хорошему учит этот фильм?); и в конце концов он ждет от персонажа веры в какие-то далекие идеалы. Но это в корне неактуальный идеалистический подход. На самом деле сегодня есть много причин почему массовым спросом и популярностью пользуется неперегруженный культурными изысками продукт, который идеалисты подталкивают подвергать цензуре.

Во-первых, перенасыщенный информационный фон, что часто просто от передоза информации нет желания вникать в глубину продуктов и сознание привыкает просто реагировать на какие-то медийные вспышки по поверхностным звуковым или визуальным критериям. И этот процесс как замкнутый круг с положительной обратной связью, т.е. все большее потребление подобного контента, приводит к большему рефлексивному восприятию.

Во-вторых, поколение ленивых людей, появление которого неизбежно в условиях развития технического прогресса. Сначала деградировала физическая культура, которая служила надежным столпом волевого воспитания личности, ну а без воли уже и ум сложно заставить думать. А далее выбор все более легковесной информационной жвачки.

В-третьих, это конечно же рекламодатель, как главный и бенефициар и спонсор информационного медийного бума современности, которому выгодно обращаться к рефлексам человека в обход его критического мышления, так можно извлечь больше добавленной стоимости и впарить ненужное. Оттого подавляющий объём сегодняшнего медийного продукта не столько несет какой-либо смысл, сколько создает wow-эффект для банальной привязки внимания. И этот процесс также с положительной обратной связью, ведь стоит ли говорить, что не все попытки привлечь внимание аудитории выстреливают, обычно сперва производится тонна говна, потом что-то редкое начинает вируситься. Но рекламодателю важно наращивать темп вспышек для увеличения внимания, продаж и прибыли. А значит надо привлекать больше людей к созданию контента, и вот уже появляются площадки, где люди с самого малого возраста могут его создавать.

Теперь возвращаясь к первоначальной проблематике данной статьи, что культура проигрывает сегодня корпорациям, т.к. не способна противопоставить ничего ее звериным методам, и в итоге у нас в обществе становится все больше рефлексивных потребителей и все меньше культурных, думающих, волевых, нравственных людей. Прослеживается несколько вариантов борьбы за культуру:

Запрещать и цезурить. Что несет несколько последствий. Нет контента, нет рекламы, нет продаж, уход с рынка крупного капитала, понижение инвестиционного рейтинга, уход еще больших капиталов. Россия все еще технологически отсталая страна с низкой производительностью труда, которая не может позволить себе ссориться с мировым капиталом и его технологиями, этак мы никогда не подтянемся до конкурентных мировых значений. Также следует понимать, что это создаст в инфополе огромную дыру, вакуум, что повлечёт рост недовольства у рефлексивной части общества и они начнут раскачивать лодку. Это деструктивный сценарий.

Либо брать мемы на вооружение. Ведь как сказал главный маркетолог планеты Илон Маск "Кто контролирует мемы, тот контролирует вселенную". Мемами как раз являются такие локальные вспышки в информационном потоке, которые создают резонансный интерес у некого множества потребителей, и какое-то время сохраняются в медиапространстве. Можно сказать, что мемы это индикаторы фактического психического состояния и сознания некоторых масс, отражающих их актуальный интерес и спрос на информационную продукцию. Потому ни в коем случае нельзя цензурить и запрещать фабрику(тем более когда работает она за счет конкурента) мемов, коими являются сегодня медийные площадки типа тиктока и ютуба, как бы они порой не отклонялись от доминирующих в культуре норм. Ведь особенность нашего времени такова, что информации много, любой продукт быстро приедается, и если находиться в узком коридоре цензуры неких идеологических догм, то в официальном поле быстро настанет вакуум и все полезут в запрещенный сегмент любыми путями, а культуру которую будут нести при посредстве никому не интересных не актуальных трендов обречена на забвение.

Потому сегодня надо четко понимать, что какой бы трешь не происходил в развлекательном информационном поле, это надо принимать как данность, вот такой продукт сегодня находит интерес у большинства, и это надо использовать. Ведь по большому счету когда культура основана на реальных вещах, на системном мышлении, на реальном опыте предков, то не следует бояться, что какие-то мимолетные информационные шумы способны внести в нее коррективы, ведь ее законы, как законы физики не меняются млрд'ы лет, и главнае ее задача не выпадать из актуальной повестки, из памяти, т.е. иметь актуальную оболочку из мемов.

Можно сказать, что речь идет о каких-то несбыточных фантазиях, но на самом деле это уже свершившаяся реальность. Например, недавно прошла новость, как в кемеровской школе 45, на основе популярной у детей игры Minecraft сделали уроки по физике. Упаковали науку в актуальную оболочку и всем стало интересно и понятно изучать физику. Но данный факт это пока скорее исключение, вызывает большое удивление, как эта идея вообще обошла фильтры бюрократической машины, стоящей за образованием. Но по мере автоматизации образования(первым шагом к которой стал ЕГЭ), когда бюрократии будет оставаться все меньше места, оболочки для продвижения науки и культуры будут в реальном времени подстраиваться под актуальный тренд и повышать культурный уровень будет всегда интересно.

«Азовца» Давида отправят в Грозный
  • espello
  • Сегодня 11:10
  • В топе

   Среди украинских террористов, сдавшихся в Мариуполе, оказался распиаренный боевик "Азова"* Давид Касаткин по кличке "Химик".   Это местный уроженец 1996 г. р. Л...

Путин приготовил неприятные сюрпризы и Украине, и Европе, – Прилепин

Для президента РФ Владимира Путина главное сохранить жизни своих военных, поэтому он не даёт приказы на быстрое и полное уничтожение ВСУ, а предлагает своему военному руководству методично и планомерн...

Жестокие кадры: Спецназ «Отважных» уничтожил врага и захватил опорный пункт ВСУ (ФОТО 18+)

Спецназ «Отважных» уничтожил врага и захватил опорный пункт ВСУ на лиманском направлении. Об этом в новом репортаже военкоров «Русской Весны» из зоны спецопера...