Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

В Европе вчера пели Нетребко осанну, сегодня же звучат призывы «распни”!

23 3015

Телеведущий рассказал о русофобии в европейских театрах

Павел Токарев объяснил, как травля отразится на наших культурных деятелях

опубликовано в https://cont.ws/@Galtuv/2246611/full

автор: Алина ЧЕРНОВА

Павел Токарев объяснил, как травля отразится на наших культурных деятелях.

В конце марта Венская государственная опера выступила против требований отказаться от сотрудничества с российскими артистами. Открыто выступив против деления людей на «хороших» или «плохих» на основании их происхождения, руководство оперы актуализировало вопросы, будоражащие умы многих в России и мире. Что ждёт русскую культуру, к чему приведут попытки «отменить» ее и как искать новые смыслы сегодня? Об этом и не только рассказал Павел Токарев, автор и ведущий проекта «Сады искусств», выходящего на видеоплатформе VK видео.

- Сегодня уже очевидно, что мир академической культуры нынешняя политическая ситуация затрагивает не меньше, а возможно и больше, чем другие сферы. Но решение австрийцев вселяет оптимизм: что значит шаг руководства Венской оперы для русской культуры?

- Сообщение, выпущенное Венской оперой – важный прецедент в мировой культурной повестке, важность этого заявления трудно переоценить, -говорит Павел Токарев.-Надеюсь, что этот голос, призывающий к разуму, будет услышан по всему миру, многие культурные площадки которого, к сожалению, ведут себя куда менее адекватно.

- Вы имеете в виду нападки на наших артистов? Практика «отмены» дошла даже до непревзойденной Анны Нетребко, работать с которой отказались «Метрополитен-опера», La Scala и Баварская опера. Есть ли надежда для мира академической культуры?

- Да, и случай с Нетребко – просто чудовищен. Это недопустимо, когда артистке, встретиться с голосом которой мечтают тысячи поклонников по всему миру, не дают это сделать, лишая публику возможности прикоснуться к уникальному таланту. Еще более ужасно и то, что даже среди ее поклонников, тех, кто еще вчера пел Нетребко осанну, сегодня звучат призывы «распни!». Это ужасно, я глубоко сожалею о происходящем: мир сам лишает себя своих лучших мастеров.

- О лучших мастерах: сегодня дошло даже до попыток «отменить» Достоевского и прочих деятелей культуры, не имеющих отношения к современной России. Но возможно ли так просто взять и «забыть» нас?

- Запад в этой ситуации наказывает себя сам. Мировая культура – единый живой организм, существующий и развивающийся по своим внутренним законам, Попытка ампутировать часть этого организма далеко не всегда является полезной, а иногда – становится смертельной. И сама отправная точка этой кампании ложная, ведь когда говорят музы, пушки умолкают, так что должно, по идее, быть наоборот. Русской культуре этот «хейт» не повредит, а вот зрители и слушатели западных стран оказываются отрезанными от значительного пласта мирового искусства – музыкального, театрального, изобразительного.

- Были ли прецеденты подобных «отмен» в прошлом или то, что мы видим сейчас – совсем новое явление? Можно ли назвать это своего рода цензурой?

-То, что мы наблюдаем сегодня – это беспрецедентно: оперы и балеты шли на мировых сценах даже в период холодной войны. Как я уже сказал, это попытка вычеркнуть русское искусство из общемирового, что просто невозможно. Я не понимаю смысла отмены, например, Варшавской оперой премьеры «Бориса Годунова». В чем виноваты Мусоргский и Пушкин? В чем провинился Петр Ильич Чайковский? А его оперу «Мазепа» отменил швейцарский театр Биль Солотурн. А когда музыку Дмитрия Шостаковича убирают из европейских филармоний – это что? Это как?! Ведь наказывают таким способом не великих художников прошлого, не современную Россию, а европейских зрителей.

- А чего лишаются эти зрители? Какой «месседж», смысл несет в себе русская культура – что в нас такого, что заставляло западную аудиторию слушать, читать, смотреть?

- Знаете, я стал бы скорее употреблять здесь термин «российская» культура, в нашем многонациональном государстве это точнее отражает суть явления. А месседж, который она несет, достаточно хорошо известен в мире уже более двухсот лет, он выражен в одном слове – гуманизм.

- Но гуманизм – это универсальные ценности, которые «отменяющие» рассчитывают заменить. Стоит ли нам продолжать нести только этот посыл или Россия и ее культура должны предлагать миру все новые и новые смыслы?

- Нам надо просто жить и развиваться дальше. Пройдет время, и новые образцы российского искусства восхитят тех, кто сегодня радостно его запрещает. Творческая мысль, чувство, талант – они таким запретам неподвластны. И даже не придется долго ждать. Вот Вацлав Клаус, бывший президент Чехии, уже отказался вернуть медаль Александра Пушкина, назвав подобное действие глупым ребячеством.

- Наверное, главный вопрос: что будет с нами дальше? Поможет ли нам пусть даже временное, но замыкание в самих себе, даст ли это новые поводы для рефлексии и осмысления себя в мире?

- С нами ничего страшного не случится, я в этом абсолютно уверен. Поводы для рефлексии есть всегда, и этот повод для художника не нов. Скорее, надо говорить о том, что будет с теми, кто осознанно лишает себя части мировой культуры.

- А как это затронет нас самих, отразятся ли текущие события на популярности театра, кино, музыки и искусства в целом? Люди «выпадут» из культурной жизни в попытке наладить быт или, наоборот, обратятся к искусству в поисках ответов на свои вопросы?

- Конечно, культурный ландшафт на время изменится, но популярности искусства это не повредит. Скорее, наоборот, и искусство СССР – том пример. Были созданы произведения, многие из которых по сей день восхищают людей во всем мире и будут восхищать их вечно. Мы так созданы, что ответы ищем в литературе, театре, музыке… Собственно говоря, именно для этого человек и творит – чтобы дать самому себе ответ на важнейшие вопросы бытия, а потом поделиться этим ответом с обществом.

- Представьте, что перед вами «хейтер» русской культуры и у вас есть шанс его переубедить с помощью одного произведения. Что вы посоветуете?

- «Войну и мир» Льва Николаевича Толстого. Прочесть и подумать.

Читайте на WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/27371/4564650/

читайте:

За рубежом продолжают ущемлять права Анны Нетребко. 

Аннушка, Плюнь на Ля Скалу, это они пострадают!!!!

https://cont.ws/@Galtuv/2246611/full

Россия ударила "Калибрами" по Европе. Обнуление украинских газохранилищ – начало новой фазы СВО
  • ATRcons
  • Вчера 10:05
  • В топе

Долгое время Европа выпрашивала ответные меры со стороны России в ответ на ее провокации. Наконец, это произошло. Были запущены ракеты по подземным хранилищам газа (ПХГ) Украины, где хранятся стра...

Бастрыкин занялся Бидоном, а Небензя назвал заказчиков на Совбезе

"Готовьтесь к капитуляции!"" Вот и докопались до заказчиков "Крокуса". Кто всё организовал. 1987 год. Горбачев звонит Рейгану:- Примите мои глубокие соболезнования по поводу падения ваше...

Обсудить
  • Почему в Швейцарии отменили оперу "Мазепа", как раз более или менее понятно - тематика, а Мазепа у Киева нынче любимый деятель.
  • Во-первых, ненавистник русской культуры, а не "хейтер". Во-вторых, нациста, русофоба Лев Николаевич не переубедит, нациста убедит только автомат Калашников... Во времена Александра Первого французов не мог убедить Л.Н. Толстой, но лягушатники даже образованные перли на Россию, чтобы ее покорить, уничтожить. Среди нацистов Германии были образованные люди, слушавшие Чайковского и Бородина, но они нас сжигали, убивали, вешали. Американцы с их "Карнеги- холлами" слушали и видели всех русских композиторов, включая дирижеров. Но нацистская ненависть прет с ИГИЛовской жестокостью... О гражданах с временно оккупированной территории, называемой Украиной и говорить нечего... Романтик.
  • Сейчас Запад(да и РФ)стоит на развилке:либеральная "демократия" переходящяя в фашизм или в социализм. Европа идет в фашизм если найдет нового фюрера, если нет, то в хаос(что выгодней САШ). РФ идет по поожму пути:или в фашизм(иальянского типа) с Путиным во главе,или поворение катастрофы 1917года,только при отсутствии партии большевиков с Лниным,а при наличии троцкистов и вместолевых. Кстати тежи процессы запущны и в САШ.
    • VladM
    • 31 марта 2022 г. 01:37
    поздно ей плевать, она уже юбку подняла и нагнулась :thumbsdown:
  • Детский сад какой-то! Деятели культуры ... Что такое искусство? Любое? Что оно создает для человечеству? И чего не создает? Искусство генерирует символы и образы именно в этом его цивилизационное значение и назначение. Искусство не генерирует цели и смыслы. Оно их заимствует во вне себя и воплощает для восприятия людьми. Без посредничества искусства цели и смыслы бытия донести до человеческих душ наверное невозможно. Результатом искусства всегда является "сосуд" в котором мерцает огонь целей и смыслов. Чем талантливее человек искусства тем более совершенен этот сосуд, тем легче, глубже и необратимее воспринимаются цели и смыслы, воплощенные в символах и образах искусства. Это же понятно! И это понято человечеством еще тысячелетия назад во всех известных культурах. Самые прекрасные и совершенные символы и образы могут воплощать отвратительные цели и смыслы - это реальность. Искусство всегда вторично! Гонения на людей искусства всегда объективно обусловлены не столько теми глубокими и содержательными образами, которые создает человек искусства, сколько теми целями и смыслами, которые воплощают эти образы. Наслаждаемся мы символами и образами. Но действующий "агент искусства" - это те смыслы и те цели, которые "протаскивает " в нашу душу искусство. Нетребко, Гергиева прессуют именно потому что русское искусства способствует проникновению в души людей тех целей и смыслов, которые отрицает современный либерализм. А отрицает современный западный либерализм именно гуманизм. Автор пугающе прав, утверждая, что шельмуют великую Нетребко именно за то, что она несет людям гуманизм всей мощью своего таланта певицы. Брюссельские интеллектуалы шкурой чувствуют, что они не нужны, не могут существовать в мире, в котором любят наслаждаются искусством Нетребко и Гергиева. Все просто. И надо понимать, что даже если бы даже Анна Нетребко испачкалась вербальными заявлениями в поддержку нацистского украинства, ее искусство все равно вошло бы в смертельный клинч с "культурными ценностями Брюсселя". А для нас тот факт, что западный либерализм включил "культуру отмены" по отношению к Нетребко и Гергиеву - еще одно бесспорное доказательство гениальности этих людей.