О культурном и национальном кризисе в России

12 2218

Попытался ответить на вопрос, почему у нас по части культуры либо Украина, либо советская многонационалочка. Вот, что из этого вышло:

photo_2019-03-12_23-36-33.jpg

Довольно типичный пример нашей культурной оккупации, в которую мы сами себя загнали в эпоху грандиозного эксперимента по выведению homo soveticus и построению соответствующего социума (с советской, а не русской культурой):

"Обо всём этом в очередной раз подумал я, наткнувшись на новость о награждении кинорежиссёра Отара Иоселиани петербургской художественной премией «Петрополь». Так уж получилось, что в ХХI веке Иоселиани известен у нас не столько своими новыми фильмами, сколько русофобскими высказываниями, которые обсуждаются гораздо чаще и активнее, чем его ленты. А высказывания эти такие, к примеру: «Мира у нас с Россией никогда не будет!.. Если раньше мы испытывали к ней презрение, сейчас возникла ненависть…» Или такие: «Мы знаем, на что способны русские, что они творили в Афганистане и Чечне. Они не жалеют ни женщин, ни детей, они ни перед чем не останавливаются…» Или даже вот такие: «Они все – завоеватели. Наглые, мерзкие… Это я про русских». А тут вдруг выясняется, что гордый грузин приехал за наградой к наглым и мерзким завоевателям, к которым испытывает такое презрение и такую ненависть, что кушать не может. Казалось бы, после всего, что он наговорил о русских, можно было бы и избавить нас от своего присутствия. Но чего б не приехать, когда в ответ на твоё свинство и паскудство тебя будут всячески облизывать и награждать?!

...Например, в 2010 году вышел фильм Иоселиани «Шантрапа». Вот что сам он рассказал об этом в интервью «Известиям»: «Во Франции мы не получили ни копейки ни от государства, ни от телевидения. Поэтому я обратился за помощью в Сбербанк России, который занимается меценатством. И Сбербанк пошёл нам навстречу и дал миллион евро, который нас спас». Но позвольте, а при чём тут вообще Сбербанк?! Иоселиани живёт то во Франции, то в Грузии, он даже не гражданин России! И если уж богатая Франция, где он работает с 1984 года, не дала денег на его ленту, то почему вдруг так расщедрился наш Сбербанк? В фильме «Шантрапа» показана история грузина, перебравшегося во Францию, главные роли там тоже играют грузинские актёры, а продюсер – украинец из Киева. Этот фильм не имеет к нам никакого отношения. Впрочем, через год фильм оказался в российском прокате, и, судя по отсутствию информации о кассовых сборах, провалился с треском. Зато миллион сбербанковских евро был освоен. Умеют же люди!"

https://litrossia.ru/item/o-be...

Культурная оккупация, денационализация нашей культуры - одна из основных проблем страны. Что нам здесь важно уяснить для себя, чтобы понять, как выбираться из данной ямы. Три вещи.

1. Всякая культура имеет национальную природу, т.е. производна от конкретного народа. Не бывает вненациональной или многонациональной культуры. Всё это левацкая чушь.

2. За свою долгую государственную историю русские сумели доказать, что они в плане культуры весьма одарены и талантливы. Эстонцы или венгры, например, не очень одарены (что вовсе не делает их "плохими" народами), а русские даже очень. Наша национальная культура входит в мировой ТОП. 

3. Для того, чтобы и сегодня создавать нечто восхитительное на том уровне, к которому мы призваны, наше культурное творчество должно опираться на свою национальную почву. Т.е. наши творцы должны быть русскими людьми. Не по крови (хотя это приветствуется), но, в первую очередь, по духу, по мировоззрению, по своему культурному воспитанию и сознанию.

Это довольно тонкий момент - что значит "быть русским по духу, по культуре и мировоззрению"? Какую шваль не спроси сегодня, от Собчак до Серебренникова и Серебрякова, они все насквозь пропитаны именно русской культурой, именно ее ценностями и смыслами. Вот только на выходе почему-то получаются не "Братья Карамазовы", а нечто совсем другое. 

Быть русским по культуре и мировоззрению - это не просто жить в России и называть Достоевского любимым писателем. Он много у кого в мире любимый писатель. Мне сложно сформулировать, но, думаю, правильно будет сказать о понимании и приятии России. Когда человек понимает историческую судьбу России, если хотите - ее историческую миссию, и воспринимает эту судьбу как свою собственную, когда он всё ЭТО любит всем своим сердцем, как любят родную мать, когда он вслед за Пушкиным может радостно повторить "Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю"... - вот тогда, наверное, мы можем сказать, что сей гражданин стоит на национальной русской почве и думает по-русски. А когда вы, как Собчак, называете "Братьев Карамазовых" своей любимой книгой, но при этом мечтаете сделать из России европейскую либерально-демократическую республику, то вы лицемерите и самого себя обманываете. Ибо ни хрена вы в России не поняли, не смогли ее полюбить и хотите лишь ее перестроить под себя, под свои хотелки и желания.

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.

Любимый стих Тютчева с детства. 

Короче говоря, когда у нас состоится именно национальное, именно русское смысловое возрождение, когда наш народ из советско-постсоветской биомассы почувствует себя русской нацией и это ощущение отразится на его реальной жизни, тогда произойдет и настоящий культурный переворот. И вместо советско-местечковой плесени, от Жванецкого-Петросяна до Слепакова-Галустяна, у нас появятся талантливые русские режиссеры, сценаристы, писатели, художники, музыканты, дизайнеры и прочая-прочая.

Конечно, какой-нибудь Просвирнин вам запросто расскажет, что всё дело в антирусском заговоре. Что прилетели с Нибиру чекисты-рептилоиды, оккупировали Кремль, сидят там воруют и разваливают страну, и на все руководящие посты поставили русофобов, которые нашими русскими денежками оплачивают "творчество" грузинских режиссеров, тоже русофобов. Но реальная жизнь сильно отличается от этого пропагандистского бреда. В реальной жизни мы наблюдаем глубочайший духовно-культурный кризис, вызванный социалистическим экспериментом над русскими. Нас едва не уничтожили как нацию, мы еще до сих пор в полукоматозном состоянии. У нас нет русского народа как самоосознающего себя социального организма. Со способностью к самоорганизации, к ясному выражению своих национальных интересов и их защите. Со своими политическими, творческими и бизнес-элитами (их в свое время просто уничтожили и они сейчас только-только нарождаются). Есть именно что советско-постсоветская биомасса. Которая практически начисто лишена всех признаков крепкой и здравой нации. И именно поэтому, и только поэтому, в руководстве Сбербанка сидят люди, которые дают денег грузинам-русофобам. 

Почему меня состояние нашего кинематографа волнует даже больше, чем состояние нашей экономики или армии? Потому что это первостепенный вопрос для такой страны как Россия - уровень ее культурного развития и творчества.

Для больших империй, для стран, претендующих на статус сверхдержавы, основа их суверенитета и успешности - симбиоз национальной идеи и национальной культуры высокого уровня. Условная Венгрия может прибиться к условному большому Западу, смотреть американское кино, слушать британскую музыку и не испытывать никаких проблем, даже сохраняя при этом некоторую независимость и самостоятельность. Для России это не вариант. Россия, претендуя на то, чтобы быть Россией, вынуждена обеспечивать у себя наличие всех атрибутов полноценной империи - от космической отрасли и искусственного интеллекта до национальной идеи, обосновывающей русские претензии на планету, и культурного творчества, которым планета восхищается. И если наша страна проигрывает по части культуры, никакие гиперзвуковые ракеты уже не помогут.

В этом плане даже есть некоторое ощущение, что мы словно повторяем путь СССР. Там тоже было много оружия, много стратегических предприятий строилось, на международной арене гордо несли свое знамя... Вот только всё оказалось в пустую. Ничего из этого богатого арсенала не помогло, когда советская культура начисто капитулировала перед западной. Ибо если империя проигрывает культурное, мировоззренческое противостояние, она проигрывает и всё остальное. Никакая военная и иная мощь не помешала Советскому Союзу рассыпаться в прах перед видеокассетами с "Рэмбо" и "Терминатором". Также и нам авангарды и посейдоны не помогут выстоять. Они, конечно, очень нужны, без них никуда, но гарантировать свой собственный суверенитет мы можем лишь высочайшим уровнем своего национального культурного творчества. Наши люди должны знать, что наши блокбастеры лучше американских, а наши поп-музыканты лучше британских. Как минимум, не хуже. Иначе постепенно все закончится именно поражением России.

Кстати, я вовсе не обеляю тут Путина. И, пожалуй, главная моя претензия к верховной власти связана именно с текущим культурным кризисом. Я прекрасно понимаю, что президентскими указами и грантами проблема не решается, но слишком много очевидного не делается, а многое из того, что делать не стоит, наоборот, реализуется по полной. Почему, например, не начать еще вчера ломать советскую систему государственного кормления наших деятелей искусства? Почему не переводить постепенно всю отрасль на частные деньги, на прямую зависимость материального достатка творцов не от государственных грантов и иных подачек, а от зрительского интереса? А зачем в Кремле давать орден Жванецкому? Что и кому Путин хочет показать этим?

Так что у меня к ВВП по этой части масса лютых претензий, я их даже без мата сформулировать не могу, так меня трясет. Но... 

Во-первых, это не его задача - создавать нам национальную русскую культуру, он этого никому и не обещал, если что.

Во-вторых, он - вполне себе советский человек, такой же как бОльшая часть живущих ныне в России. Которым нравятся Жванецкий, Петросян, Галустян, Слепаков, Пугачева, "Движение вверх", "Т-34" и т.д. Почему бы ему и не награждать сих мастеров искусства?

И, в-третьих, как ты ни пинай Кремль за его косяки и провалы, но корень всех бед в жутком состоянии нашего общества. Нации-то нет. И нет никакой русской жизни. И нормальной современной русской культуры поэтому нет. Только поэтому. У нас общественная мысль дальше Сталина и Великой Отечественной не заходит. Ну плюс еще полемика патриотов с западниками. Есть бездуховный загнивающий Запад и есть Святая Русь, точнее святой СССР, Гагарин там, космос, хоккей, Бессмертный полк. Вот и всё, что у нас осталось от русского тысячелетия. И общество довольно, ему хватает, пипл хавает. Откуда ж тут взяться современной русской культуре? Только Галустяны и Жванецкие! 

Вот смотрите, конкретный пример. Известный сетевой русский националист "историк-алкоголик" возмущается - проклятая власть отняла у нас "Русскую весну", подменив ее "Крымской": https://t.me/istrkalkglk/448.

А я вот читаю новость: "Около 300 ресторанов Москвы подготовили спецменю в честь фестиваля «Крымская весна»"
https://riamo.ru/article/34554...

У меня вопрос: а почему бы ресторанам не послать сие название нахер и не сделать спецменю "Русская весна"? Им что, Собянин или Путин указ? Нет, не указ. Так в чем проблема? Где народный запрос на Русскую весну, а не Крымскую? Путин запретил, да?

Я очень умиляюсь, когда читаю наших патриотов, плачущих о "колоссальном общественном подъеме" весны-лета 2014 года, который был, да теперь утерян. Кремль, гад, слил. Про этот колоссальный подъем можно, конечно, много и в красках рассказывать. Но вот какая хрень, ребята, - именно летом 2014-го в Луганске старики умирали от голода и жажды. Вы людей толком накормить не смогли, патриоты долбанные. 150-миллионная страна, которая жрет в три горла и скупает машины-квартиры так, что везде уже одна сплошная пробка, не протолкнуться даже в депрессивных городах, эта самая страна не смогла толком прокормить несколько (десятков) тысяч человек на войне, из числа самых нуждающихся. Не смогла наладить гуманитарку так, чтобы ее не разворовывали. Зато сайт "Спутник и Погром" без устали рисовал патриотические плакаты, а авторы писали духоподъемные воззвания. Подъем, ёпта! Дух Русской весны! Которую Путин запретил. 

"Колоссальный общественный подъем" - это курам на смех. Офисный планктон в интернете смотрел ролики со Стрелковым и писал восторженные комменты. Вот и весь подъем. А на митинг в центре Москвы, который патриоты собирали в поддержку Новороссии в самый разгар тамошних событий, пришла пара-тройка тысяч человек. В разы меньше, чем на какой-нибудь марш памяти Бори Немцова. Русская весна! Сидеть, пердеть на диване перед телевизором и клацать по клавиатуре "Путен, ввиди вайскаааа!" - вот и вся Русская весна. Куча семей в России и на Донбассе осталась без кормильцев, а сколько инвалидов, калек... И чего? Да ничего, все уже давно забыли, всем патриотам по болту. Зато историк-алкоголик напишет у себя в телеграм-канальчике, как Путин и русофобы в Кремле Русскую весну запретили. 


P.S. А вот другая сторона культурного кризиса. Помимо творческого тупика, у нас еще тупик интеллектуально-гуманитарный, самая настоящая смысловая импотенция (очевидно Путин с Грефом нам и тут нагадили):

"Сегодняшняя Москва – место более чем странное. Здесь производится всё, кроме идей. Театры переполнены, множество выставок, концертов, культурных инициатив, но все это не создает нового интеллектуального качества, поскольку страна и ее культурная прослойка разучилась производить идеи, самостоятельно, без внешней помощи, самостоятельно формировать мировоззрения. Не стреляющая Царь-пушка и не звонящий Царь-колокол – это плохие метафоры для описания великой русской истории, но прекрасные — для характеристики современной русской философии. Точнее, ее полного отсутствия.
...Наши политические убеждения носят как правило неглубокий поверхностный характер, и он обусловлен в основном одним обстоятельством – обижены ли мы нынешним режимом или, напротив, им обласканы. Обиженные повторяют мантры «Эха Москвы», обласканные – формулы политических передач российского телевидения. В такой атмосфере живая философская мысль просто вянет, и, кажется, она уже увяла... Почти к 50-ти годам я обнаружил, что интеллектуальная картина в стране резко упростилась... Страна находится перед серьезнейшим в ее истории выбором, но осмысливать его, по существу, некому".

https://politconservatism.ru/i...

Я об этом тоже ору довольно долго. У нас нет свежей русской мысли. Потому что мы не умеем думать по-русски. Даже те, кто себя называют русскими националистами, банально не знают, что это такое. Малолетки, начитавшиеся фриков типа Просвирнина и решившие, что русская идея - это свергать плохого царя и строить демократическую республику с гей-парадами. 

Соберите в одной комнате сотню самых активных пассионариев и устройте им тест на знание русской политической философии, ее классики. Как думаете, хоть один тест сдаст? Ну Холмогоров, допустим, сдаст. А много еще найдется у нас националистов, способных отличить Леонтьева от Тихомирова, Хомякова от Розанова и т.д.? 

А как же можно быть русским националистом, не зная русскую мысль? У нас же всё есть - своя богатейшая интеллектуальная традиция, политическая и даже философская идея высшего уровня. Почему бы ее не изучить, не исследовать основательно и не попытаться на этом фундаменте (своём! русском!) выстроить нашу идеологему на XXI век? Почему? Кто-нибудь может мне ответить на этот важнейший для русского национализма вопрос - почему мы не изучаем наследие наших классиков и не используем его для строительства современного национального дискурса?

Много лет назад у меня в ЖЖ был спор с Костиком Крыловым по данному поводу, в котором он это самое наследие назвал "заплесневелыми книгами XIX века". Окей, его право. Константин у нас зороастриец, обожает Запад, английский язык, латинский алфавит, европейские бюргерские республики, парламенты... Но почему мы позволили Крылову стать одним из идеологов современного русского национализма? Как??? Почему мы такое беспомощное и унылое говно? Нас Путин такими сделал? Это Путин заставляет историка-алкоголика не изучать классическую русскую мысль, а тратить время на "лонг-риды" от "самого модного русского издания"?

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

Обсудить
  • Согласен со всем, включая Жванецкого и Иоселиани. И тут не надо ничего делать, Власти достаточно забыть таковых деятелей, замаранных русофоскими или антироссийскими эскападами. Как забыли, например, Кикабидзе, хотя вот недавнор в трейлере программы Росс-1 ТВ "Один в один" вижу опять использование его образа и песенки "Чита-брита". И всё, пля, хлопают! От-вра-ти -тель-но! Меня лично порадовали всего лишь два фильма-сериала: "Анна-детективъ" (о коем у меня есть статейка) и "Тайны госпожи Кирсановой". Это фильмы о 19 веке, наполненные уникальной "атмосферой" российской провинциальной жизни того времени. "Свежая струя"! Но нам опять предлагают к просмотру очередные, ставшие уже убогими, "Тайны следствия", "Скажи правду" и прочую уже приевшуюся жвачку. А вот создавать мир русского Мiра никак не хотят, штампуют очередные мыло или боевики "а ля НТВ"....:sleepy:
  • Может, вы "такое беспомощное и унылое говно" потому, что не пропускаете ни один экранизированный американский комикс и тем спонсируете ЗАПАДНЫЙ кинематограф?) Никому нельзя "обожать Запад, английский язык, латинский алфавит, европейские бюргерские республики, парламенты", а автору можно фанатеть от подростковых амерских киношек - негодует от того, чем болен сам) МОЗГ!
  • А почему о детях забыли ? Где русскому ребенку соприкасаться с русской культурой ? Его с пеленок окружают нерусские названия, нерусские песни, нерусская одежда, нерусские танцы.....Сложно в любом городе найти русское меню в ресторане, но зато полно суши-пиццы-хычины-шавермы. И если ребенок привыкает ко всему нерусскому с детства, то все усилия, о которых вы писали напрасны, ибо НЕ ДЛЯ КОГО ! В кинематографе почему-то считают, что у России до 1917 года ничего не было ! Фильмы "Суворов", "Ушаков", "Нахимов", "Война и мир", "И на Тихом океане..." снимал горячо нелюбимый творческими личностями СССР. Они же, без засилья цензуры снимают "Левиафан", "Дурак", ставят балеты для извращенцев и пр. В СССР снимали циклы фильмов по порзведениям известных авторов - "Экранизация литературных произвдений", не говоря уже о сказказ для детей. Никто не думает о будущем, если сейчас детям не привить любовь и увадение к Родине, к нашей истории, наших замечательных предках, победах, подвигах русских людей, толку не будет, России не будет. Будет среднеевропкскоамериканская страна.