После того, как я опубликовал две статьи "В одну телегу впрячь не можно" и "Коня и трепетную лань", стало очевидным, что необходимо осветить еще такое музыкальное явление, как рок-опера, которая является дальнейшим развитием рок-музыки как искусства. А всякое искусство стремится к совершенству, если оно, конечно, не дегенеративное.
Поэтому вполне закономерно, что просто обязаны были появиться сначала альбомы, объединенные по тематическому принципу, затем музыкальные спектакли и представления, а уж потом нечто, более структурно, тематически связанное.
Согласитесь, что это две большие разницы - прийти на концерт, послушать песни, поплясать, потрясти головой, руками и другими частями тела, или прийти, чтобы сопереживать происходящему на сцене.
Что такое опера, оперетта и мюзикл? И на что из них похожа рок-опера?
И опера, и оперетта, и мюзикл - это музыкальные сценические произведения, объединяющие в себе музыку, действие и пение. Обязательно наличие либретто - литературной основы большого вокального (и не только) сочинения, светского или духовного характера, например, оперы, балета, оперетты, оратории, кантаты, мюзикла; краткое содержание сюжета спектакля.
В опере главное это музыка и голосовые данные актёров. В процессе спектакля переживания и эмоции передаются через пение или определенные сценические жесты. Исполнители редко включаются в танцевальные номера, а оркестр поддерживает певцов, подчеркивает кульминации, своим звучанием заполняет паузы или моменты смены декораций, наконец, выступает в заключении оперы, когда опускается занавес.
Оперетта - это существенно облегченная опера и в которой вокальные инструментальные номера и танцы перемежаются диалогами. При этом актеры запросто могут пуститься в пляс.
Хоть в оперетте присутствуют арии, дуэты, сцены хора и сольные партии отдельных инструментов,исполняют они несложные партии, чаще всего танцевального или песенного характера.
Мюзикл - это дальнейшее популяризация оперетты, и если оперетта имеет классический состав оркестра, без электронных инструментов и электроакустической аппаратуры, то в мюзикле могут использоваться самые различные инструменты, включая экзотические. Сюжет как правило незамысловат, зато в нем причудливо переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы. Мюзикл - один из наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актеров.
Очевидно, что то, что сейчас называют рок-опера, на самом деле было бы правильнее назвать рок-мюзиклом, но уж как повелось, так повелось. Название прилипло и присохло. Морская свинка не имеет никакого отношения ни к свиньям, ни к морю.
С точки зрения развития рок-культуры появление рок-оперы - это несомненный плюс и большой шаг в развитии. Но с точки зрения классической оперы - это упрощение, поэтому оперные певцы неохотно участвуют в подобных мероприятиях.
Кроме того, следует понимать, что силами отдельной рок-группы реализовать качественный зрелищный спектакль практически нереально.
Тут и слабая вокальная подготовка, и бедная музыкальная окраска. Да и написать качественную музыку для такого спектакля смогут далеко не всякие музыканты. Поэтому в рок операх как правило для участия привлекают хор, танцевальные группы и солистов из других коллективов.
Конечно же, в этом ролике для иллюстрации приведен пример оперного пения, а не фрагмент оперы.
Я не ставлю перед собой задачу охватить все созданные рок-оперы, да это и невозможно в виду их количества и отсутствия какой-либо классификации.
И подача материала представляется проблематичной, так как это обычно целостное произведение, идущее более часа. Поэтому отдельные небольшие ролики вряд ли дадут представление о спектакле, а выкладывать весь спектакль - тут не только Музыкальной паузы, тут Музыкальных суток будет недостаточно.
Поэтому я попробую рассказать о тех коллективах, что так или иначе нравятся лично мне. Но это в следующей статье. Я все же должен решить для себя как подавать материал.
А пока послушайте замечательный дуэт Фредди Меркьюри и Монтсеррат Кабалье. Альбом Барселона.
...Фредди приехал. Он принял меня в отеле, где остановился, в огромном салоне, там стояли три рояля и большой современный пульт для записи музыки. Он спросил меня, что бы я хотела. Я говорю - не знаю, знаю только, что хочу не оперу, это вы мне должны сказать, что сейчас модно. И удивительно - потому что никогда не думаешь, что поп-музыкант может быть таким музыкальным, - он садится за рояль и начинает импровизировать. Я тут, как всегда, влезла со своим оперным снобизмом. Удивленно спрашиваю: вы играете на рояле? Он на меня посмотрел, конечно, совершенно уничтожающим взглядом и так по клавишам Шопена как заиграл - тарара-тарара. Я остолбенела просто. Говорю: очень хорошо играете. Он засмеялся и говорил, я в юности серьезно изучал музыку, занимался и композицией, и роялем, и вокалом. Я спрашиваю: и какой же у вас был вокал? Я-то ведь слышала только, как он рок поет. Он говорит - баритон. И начинает мне петь гаммы. Я думаю - и действительно у него баритон. Тогда спрашиваю: почему же вы не поете таким красивым баритоном? А он говорит: потому что мои поклонники тогда не придут на мои концерты. Ха-ха-ха...
Помню, как в конце семидесятых или в начале восьмидесятых впервые услышал этот альбом и подумал еще - как деградировали Фредди и Queen, которые у меня тогда были на третьем месте после Pink Floyd и Deep Purple, им осталось только диско заиграть.
И лишь по прошествии многих лет ко мне пришло понимание, что это как раз и была вершина в творчестве Фредди Меркьюри, что он начал с оперы и закончил оперой.
А в песне The Fallen Priest он просит - отпусти меня, ведь я сделал все, что обещал, незачем держать меня, я человек Бога и мне не место тут.
Это было последнее публичное выступление Фредди Меркьюри.
Оценили 35 человек
85 кармы