Новое натуральное хозяйство

7 983




Голубев С.В. «Учение Платона об идеальном государстве»

«Идеальное справедливое государство Платона, эталон, на сравнении с которым построена его классификация государственных устройств, состоит из трех сословий: правителей-философов, воинов-стражей и дельцов-ремесленников, земледельцев и т. п. В нашу задачу не входит сколько-нибудь подробный пересказ рисуемых Платоном подробностей идеального общественного устройства, мы отметим лишь несколько его существенных черт.

Строя свое образцовое государство, Платон исходит, прежде всего, из двух посылок: естественного неравенства людей и необходимости для них совместной жизни. В силу этого сословное деление должно осуществляться таким образом, чтобы общественное положение человека в максимальной степени соответствовало его личностным, прежде всего, нравственно-интеллектуальным достоинствам, и с другой стороны – так, чтобы наиболее эффективно удовлетворять потребности людей и общественных слоев во взаимообслуживании, соответствовать принципу взаимодополнительности сословий. Не имеющей достаточных оснований оказывается поэтому интерпретация платоновского государства как носящего классовый характер, выражающего интересы аристократии. Совершенное государство устроено таким образом, что оно служит не меньшинству или большинству, выражает не интересы того или иного слоя, сословия, а все их ставит на службу целому. Например, стражи служат не своим личным интересам, а «заботятся о государстве в целом и его процветании». Каждое сословие выполняет определенные, необходимые для существования общества функции и, тем самым, увеличивая благосостояние всех посредством взаимоудовлетворения, обеспечивает свои собственные интересы: «надо предоставить всем сословиям возможность иметь свою долю в общем процветании соответственно их природным данным». Правители государства должны следить за тем, чтобы сословные перегородки не были препятствием для продвижения талантливых и благородных людей. Не факт рождения от родителей, принадлежащих к определенному сословию, а личные достоинства, природные задатки и склонности – вот единственное основание причисления гражданина к тому или иному сословию в справедливо устроенном государстве Платона. Распознавание и установление природных свойств и склонностей подрастающего поколения – главная задача правителей: «...бог требует, прежде всего и преимущественно, чтобы именно здесь они оказались доблестными стражами... и, если ребенок родится с примесью меди или железа, они никоим образом не должны иметь к нему жалости, но поступать так, как того заслуживают его природные задатки, то есть включать его в число ремесленников или земледельцев; если же родится кто-нибудь с примесью золота или серебра (у низшего сословия. – С. Г.), это надо ценить и с почетом переводить его в стражи или в помощники».

Каждый земной человек является эгоистом. В большей или меньшей степени. Считаю таковой факт очевидным.

Представим, что на всех людей надеты очки. Ваши - розового цвета, например. Вы читаете в книгах, что очки бывают разных цветов, вы общаетесь с друзьями, у которых очки другого цвета. Вы им верите, но ваши-то — розовые! И, хотите вы этого или нет, вы всё равно склонны смотреть на мир именно в вашей цветовой гамме и подвергаете изначальному сомнению описания других людей предметов и явлений в другой цветовой гамме.

Мы склонны считать свою собственную оценку предметов и явлений предпочтительной и пересматриваем её только в случае массовых противоположных свидетельств, а многим недостаточно и этого — собственная оценка всегда будет превалировать.

ЭГО — те очки, которые надеты на нас с рождения и, на мой взгляд, самонадеянно думать, что люди, в массе, согласятся с оценкой другими людьми их качеств и способностей.

Эго — естественное препятствие существованию идеального государства Платона.

Ранее я выразил свою точку зрения на современный этап отношений личность — государство. По моему мнению, современный этап характеризуется высшей степенью проявления зависимости личности от государства. Высшая степень состоит в том, что проявленность противоположной зависимости (государства от личности) практически не выражена. т. е., государство получает от личности всё, что ему надо путём принуждения (а не свободного волеизъявления). Инструментом принуждения является сверхцентрализация средств существования личности (физических, экономических, информационных, ментальных).

Иронией здесь является то, что, побочным результатом создания технических средств зависимости, явилось создание средства независимости.

Сейчас существует реальная возможность получения личностью физической автономности в массовом порядке, а не одиночками-маргиналами (или святыми), которые имели такую автономность в любые времена путём радикального сокращения потребностей.

Современные технологии позволяют поставить задачу создания нового натурального хозяйства, в котором каждая семья сможет самостоятельно обеспечивать себя энергией, пищей и вещами, а также обладать свободой перемещений в пространстве.

Это-ли не амбициозная задача для новой Руси?

Превращение отношений человек-государство в двунаправленные, путём придания личности автономии - одна из важнейших задач земной цивилизации по моему мнению.

Возвратимся к платоновскому идеальному государству.

Думаю, при некотором дополнении, идеальное государство Платона сможет получить право на воплощение. Таковым дополнением может явиться расширение множества сословий сословием «свободных» .

Что мешает человеку согласиться с мнением сословия «правителей» относительно его собственной принадлежности? Скорее всего, для удовлетворения потребностей «эго», ему недостанет времени. «Эго» нужно время, для того, чтобы согласиться с мнением других, либо отстоять своё. А времени-то, как раз, обычно и не хватает. Зависимость существования личности от государства вынуждает личность подчиниться диктату и, соответственно, плодит несправедливость в мире.

Новое натуральное хозяйство сможет создать физическую основу существования сословия «свободных» - людей, пока не нашедших своё служение. Новое натуральное хозяйство даст такому человеку время для формирования личной цели, без оглядки на государство.

И тогда платоновское идеальное государство воплотится в жизнь.

Пояснение:

Общество заражено недоверием. Русское общество сейчас апатично не потому, что безразлично, а потому что не верит действующим силам. И это - хорошо, в этом наше вечное русское спасение. Как говорится: нас-рать.

Как всегда - когда русский человек молчит, он не безразличен, он смотрит в себя, разговаривает со своим существом(Духом), ожидая от него ответа.

Его, конечно, можно в этот момент вынудить на действия, но человек будет понимать, что ответа он так и не дождался, а значит — его действия не имеют силы, а тот, кто вынудил его на действия поступил несправедливо.

Человеку надо дать время.

Никто не может отнести человека к тому или иному сословию, кроме него самого.

По крайней мере, он должен сам, без принуждения согласиться с предложенным ему служением.

Это, на мой взгляд, очевидно.

Отсюда и четвёртое сословие. Хотя, если исходить из посыла, что общество ждёт служения - можно назвать"служивые" группы "сословиями",а эту - четвёртую "предисловием" :).

У сословий и предисловия разные обязанности и права, но одинаковое понимание общества в нужности всех четырёх, потому что неправильно выбранное сословие - разрушенная жизнь и удар по социуму.

КОМУ ФИЛОСОФ ИВАН ИЛЬИН ВРАГ?

      Из мухи делают слона! Как? Очень просто. Студенты РГГУ восстали и написали петицию. Летом прошлого года ученый совет Российского государственного гуманитарного унив...

Обсудить
    • duh1
    • 14 сентября 2016 г. 14:18
    "правителей-философов, воинов-стражей и дельцов-ремесленников, земледельцев и т. п.". --------------------------------------- Это мне напоминает Брахманов, Кшатриев, Вайшьев и Шудр...с небольшими уточнениями.
  • вы еще забываете, что в идеальном государстве Платона стражи, помимо прочего нужны также для завоевательных войн, в которых добывают рабов. В государстве Платона рабство сохраняется. Кто будет рабами в новом идеальном государстве Руси? и кто будет обеспечивать сложные технологические процессы когда задейстовано куча народу от добычи руды и угля и заканчивая выплавкой стали из чугуна? А строительство энергоустановок аля реакторов для каждой семьи в отдельности? А производство сельхозтехники? Или селекция?