Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Москва-третий Рим. Так ли это?

24 954

Москва – третий Рим. Что это, откуда взялось и в каком контексте было произнесено? 

 В 19 веке формула «Москва – третий Рим» была возрождена славянофилами, до этого пробыв в забытьи 300 лет. В современном русском обществе, с его поиском основы существования и развития, фраза пришлась ко двору, ибо будит неясные, но комплементарные великой миссии Руси, ассоциации.

Попробуем разобраться.

Авторство фразы приписывают Филофею - старцу псковского Спасо-Елеазарова монастыря. «Впервые его имя привлекло внимание русской общественной мысли после того, как в журнале «Православный собеседник» в 1861—1863 гг. были опубликованы его сочинения. Изложенная в них концепция «Москва — третий Рим» оказалась одной из центральных в русской публицистике и историософии последующего времени.»
( http://www.elisarovo.ru/ru/lm/IIIrim/messages ).

Обратимся к оригиналу:

«Тому, кто установлен высшей и всемогущей, вседержащей рукой бога, которым цари царствуют, которым великие величаются и сильные пишут правду,— тебе, пресветлому, сидящему на высоком престоле государю великому князю, православному христианскому царю и владыке всех, управителю святыми божьими престолами святой вселенской и апостольской церкви, церкви пресвятой богородицы, честного и славного ее успения, которая просияла вместо римской и константинопольской.

Церкви старого Рима пали из-за неверия Аполлинариевой ереси; двери церквей второго Рима, города Константинополя, внуки Агари секирами рассекли. Теперь же это— третьего нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская церковь, которая до края вселенной православной христианской верой по всей земле сильней солнца светится. Пусть знает твоя держава, благочестивый царь, что все царства православной христианской веры сошлись в одно твое царство: один ты во всей поднебесной христианам царь.

Тебе подобает, царь, держать это со страхом божиим; бойся бога, давшего столько тебе; не надейся на золото, богатство и славу: все это здесь собрано и здесь на земле останется. Вспомни, царь, того блаженного, который в руке (держа) скипетр и нося на своей голове венец царский, говорил: не прилагайте сердца к богатству, которое утекает. Премудрый Соломон сказал: богатство и золото познается не скрытое, но когда оказывают помощь тем, кто ее требует... И еще, царь, исполни две заповеди в твоем царстве... Не нарушай, царь, заповеди, которую положили твой прадед Константин, блаженный Владимир, великий богоизбранный Ярослав и другие блаженные святые, от корня которых и ты. Не обижай, царь, святых божьих церквей и честных монастырей,—того, что дано богу в наследство вечных благ, на память последнему роду. На это святой великий пятый (вселенский) собор положил страшное запрещение...

И теперь молю тебя, и снова молю, о чем выше писал: помни, ради господа, что все христианские царства сошлись в твое царство, а после этого ожидаем царства, которому нет конца. Это я писал, любя тебя, взывая, умоляя милостями божиими,—перемени скупость на щедрость и немилосердие на милость: утешь плачущих и вопиющих день и ночь, избави обиженных от руки обидчиков.

Как выше писал тебе, так и теперь говорю: помни и слушай, благочестивый царь, - все христианские царства сошлись в твое единое, два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть; твое христианское царство иным не заменится...»

Источник: Хрестоматия по истории СССР. Т. I / Сост. В. Лебедев и др. М., 1940

Обратим внимание на то, что во-первых, фраза о третьем Риме появляется вскользь, тогда как основной текст Послания совсем о другом, а во-вторых - что упоминание Филофеем Рима идёт только и исключительно в контексте христианской цивилизации.

Между тем, в европейской историософии существовала концепция "переноса империи" (Translatio imperii), которая вела речь о мировом управляющем центре и его наследниках. Концепция имела в своей основе как языческие, так и ветхозаветные сюжеты и вела речь именно о мирской власти. Руководствовался ли Филофей именно ей? С моей точки зрения, если да, то исключительно общими мотивами, формой, канвой. Ведь нет никаких оснований говорить о христианском царстве по отношению к Риму первому.

Тогда что? Православные философы говорят о традиции «удерживающего».

«2:7 Ибо тайна беззакония уже в действии, только [не совершится] до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.» (Второе послание Фессалоникийцам, гл.2)

Конечно, в тексте Послания Филофея прослеживаются те же мотивы «хранения от беззакония», что и в Послании апостола Павла. Здесь совпадает именно смысловой посыл, однако ни в словах апостола Павла, ни в общей ранне-христианской традиции Рим не является таковым «удерживающим». Более того, «первый Рим» ассоциируется с Вавилоном и Зверем, с воплощённым беззаконием.

Получается, что ни традицией «переноса империи», ни традицией «удерживающего» нельзя в точности объяснить логику Послания Филофея. Мне видится, что пассаж о третьем Риме был внесён в письмо для того, чтобы достучаться до царя, сыграв на его честолюбивых струнах. Т.е., фраза о третьем Риме является, в некотором роде, служебной, не имеющей собственного смысла, а лишь выполняющей роль необходимого сопровождения для донесения основной мысли Послания. Думаю, сам Филофей был бы сильно удивлён ажиотажем, возникшим из его незначительной фразы через триста лет.

Однако, Филофей знал, что писал - возможно, в конкретных условиях 16 века это было обосновано, но надо ли нам это сейчас?

Считаю, что в современных условиях отсыл к римским коням российского государства - категорически неприемлем. Именно потому, что мировоззренчески и исторически наследники Рима всегда были первостатейными врагами русского народа. А фраза «Москва – третий Рим» лишь вносит неразбериху в головы, делая невозможной идентификацию чужеродного смысла. Маскируясь «Римом», в поле смыслов вносятся концепции «римской преемственности», а, значит, «главенства» европейского права, примата европейской философии, вообще «примата» - ну, мы же наследники Рима…А империя – это воплощение принципа примата – абсолютной власти.

Третий Рим – вирус, внедрённый в русское сознание в переломном 19 веке, который принес свои кровавые плоды в веке 20-м.

Пора избавляться от болезней прошлого.

Задержан нелегальный мигрант Азербайджана Шахин Аббасов убивший русского парня Кирилла Ковалёва в Москве

Кстати, азербайджанского убийцу задержали в Ростовской области. Говорят что бежал к границе. Скоро суд отправит его в СИЗО. Следственный комитет публикует фото двоих соучастников убийства Ки...

Обсудить
    • elbrus
    • 15 октября 2017 г. 20:46
    Таки вы против Русской Империи ?
    • ArchAn
    • 15 октября 2017 г. 23:30
    “Имперская идея” России как третьего Рима – идея, родившаяся на Западе в XV веке, когда Европе нужна была помощь для крестового похода на Османскую империю. Папы и императоры пытались соблазнить этой идеей Ивана III, Василия III, Ивана IV, Фёдора Иоанновича. Именно для Запада, как прямого наследника Древнего Рима, характерны обольщение земной властью вплоть до сатанистского мирового господства и языческая ограниченность имперской идеи,  устанавливаемой мечом и обманом. Имелся у этого замысла и второй план, по характеру – вполне созвучный самой идее, – вовлечь Россию в орбиту своего влияния, чтобы потом, обезсиленную в войне, окатоличить и лишить сувернитета, самодержавности, подчинить своим интересам, превратив в безвольное орудие (о чём и мечтал Вл.Соловьёв). Но русские князья и цари остались вполне равнодушны к наследству Второго Рима [Н.А.Нарочницкая. “Россия и русские…” Гл. 5], а идея эта вскоре и совсем была забыта, оставив следы лишь в архивах посольских приказов. Вытащена на свет она была – теперь уже в чисто негативном аспекте – опять же на Западе в XIX веке в связи с переполохом, вспыхнувшем, особенно в Англии, собственным имперским интересам которой возникла угроза, когда русские войска освобождали Балканы от османского ига и шли к Константинополю. Но не было этой, языческой, имперской составляющей, характерной именно для Запада, для его мышления, ни у монаха Филофея, из послания которого тенденциозно была вытянута формула «Москва – Третий Рим», ни у славянофилов, ни у Ф.Тютчева, ни даже у западников, ни, тем более, у русского народа [Н.В.Синицына. “Третий Рим. История и эволюция средневековой концепции”. М. 1998]. …Если не принимать всерьёз реанимировавших эту идеологическую диверсию белибердяевых, поднятых из бульварно-публистической грязи (марксизма, теософии, …) западной пропагандистской машиной для идеологического оправдания собственной агрессии Запада в отношении России, остаётся ещё заметить, что, если по недомыслию и фигурирует “Третий Рим” в современной русской публицистике, то, как и “Новый Иерусалим”, несёт смысл чисто-символический, надмирный (“Дома Богородицы” или т.п.), непостижимый для западного или западоидного мышления.