Чудеса мимикрии или евреи, которые прищурились

6 8361

Где, в каком музее, на каком чердаке нынче пылится знаменитый чёрный гонг, которым раввины век назад сзывали евреев Кайфына (Кайфэна) на молитву?! И те, внимая раскатам металлического бубна, послушно стекались к восточным воротам города, на улицу Наньджаоджин, где стояла синагога…

В 1642 г. наводнение, вызванное разливом Хуанхэ, разрушило синагогу Кайфына. Инициаторами возрождения синагоги стали, согласно уцелевшим записям, еврей-офицер Чао Чен-Чин и его двоюродные братья-мандарины Чао Иинг-Чен и Чао Иинг-Ту (на рисунке), известные также как авторы рифмованных книг по иудаизму на китайском языке.

 

Александр МЕЛАМЕД, собкор журнала «Исрагео» и  еженедельника «Секрет» по странам Западной Европы: СИНАГОГУ ВОССТАНАВЛИВАЛИ НА ДЕНЬГИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАЗНЫ.

Чжао Юнчжон, старейшина потомков первых кайфынских поселенцев, всякий раз по окончании службы в честь Шаббата, ударялся в воспоминания. Зная это, его окружали юные кайфынцы: «Дедушка Чжао, когда евреев в наших краях было особенно много?» «Да что мои слова? Смотрите-ка лучше на знаки о тех событиях», — и указывал на поросшие мхом у стен синагоги мемориальные камни с выбитыми цифрами: 1489 год и 1512 год…

Дедушка Чжао говорил о знаменитом наводнении, которое стало тяжёлым испытанием для общины. Старик рассказывал так живописно, будто сам был свидетелем катастрофы. Дело даже не в том, что в 1642 г. наводнение, вызванное разливом Хуанхэ, разрушило синагогу Кайфына. Оно погубило свитки Торы. Отстроили синагогу довольно скоро. А вот на частичное восстановление некоторых свитков ушло больше двадцати лет.

Кайфынская синагога пользовалась особыми милостями императоров. Несколько раз, после пожаров, по высочайшему распоряжению её восстанавливали, как указывается в одном из источников, «за свой счет», то есть на деньги императорской казны.

Синагога была просторной. В начале семнадцатого века длина её составляла 100 метров, а ширина — 50 метров. В центре синагоги стоял так называемый «трон законодателя Моисея».

Когда точно первые группы евреев пришли в Китай по Великому Шёлковому пути, неизвестно. В «Краткой еврейской энциклопедии» (Иерусалим, 1998) говорится: «По преданиям китайских евреев, их единоверцы прибыли в Китай при династии Хань в I в. н.э». Принята к сведению и другая дата — VIII веке н.э., время правления династии Тан. В качестве ориентира служит не предание, а найденное в 1901 году британским археологом Аурелем Стейном в Цзинцзяне письмо из Персии, написанное на иврите купцом-евреем. Оно отнесено к восьмому веку.

Поэтому документально подтвержденная датировка их прибытия в Поднебесную остается такой — VIII-IX века. Они пришли торговыми караванами по Великому шёлковому пути. Кто-то из купцов оставил в жилище, позднее раскопанном в Дуньхуане, известном городе на караванной тропе, свиток с молитвой Selicha. Постоянные еврейские поселения созданы были позднее, в XII веке, в Кайфыне. Тому есть подтверждение — построенная в 1136 году первая синагога. В дальнейшем еврейские поселения формировались в Янчжоу, Нингбо и Нингся.

Если поначалу евреи, избравшие Китай своей родиной, старались сохранить семитские черты и культурную самобытность, то впоследствии, переняв идею многоженства, брали в спутницы жизни представительниц коренных народов. Еврейки, как и китаянки, становились супругами или наложницами, рожая детей с ярко выраженными азиатскими чертами.

Во всяком случае, в 1605 году прибывший в еврейскую общину Кайфына миссионер-иезуит Маттео Риччи (1552-1610), не смог отличить китайских евреев от китайцев. Лица одни и те же. Он и открыл для средневекового Запада особенности бытия евреев в Китае. Помог ему неожиданно встретившийся китайский еврей Ай Цань, который стал его провожатым по причудливому миру иудейской диаспоры. Первая книга о евреях появилась на китайском языке лишь в XIX веке.

Евреи расселились по многим городам. Арабские, китайские и другие источники IX-XIV вв. сообщают о существовании в Китае еврейских торговых колоний. Они облюбовали не только Кайфын, но и Сиань, Гуанчжоу, Ганьчжоу, Нинбо, Янчжоу, Кванджу, Пекин и Нанкин. Однако не оставили там чётких следов пребывания, словно растворились во времени. Хотя некоторые источники отмечают: в седьмом веке евреев в Китае было настолько много, что понадобился специальный сановник для того, чтобы управлять местными общинами.

Семья кайфынского еврея Ша Чжунь-ю. Кайфын, 1983 г.


ЕВРЕЙСКИЕ ВОЛНЫ

Еврейских миграционных волн в Китай насчитывается, как минимум, три.

Причём, одна из них, условно называемая азиатская, прошла в два этапа. Первый проходил в VIII-IX вв. Однако подлинный её всплеск, повлекший за собой возрождение иудаизма в Китае, приходится на период после так называемой Первой опиумной войны. В Нанкинском договоре (1842) оказался пункт об открытии портов Китая для внешней торговли.

Приехавшие из Багдада, Бомбея и Сингапура коммерсанты были британскими подданными. Первой стала семья Сассун из Багдада. Её глава Давид Сассун (1792-1864), в 1832 году основавший в Бомбее компанию «Давид Сассун и сыновья», становится первым евреем, заложившим основы преуспевающих фирм в Гонконге и Шанхае.

По примеру Сассунов багдадские торговцы (Гардуны, Кадури и другие) приехали в Китай искать счастья. Впоследствии Силаса Аарона Гардуна (1851-1931) назвали «королём недвижимости» в Шанхае; в 20-х гг. XX в. он приобрёл репутацию самого богатого еврея на Дальнем Востоке.

Иностранным купцам, которые переквалифицировались из торговцев опиумом в спекулянтов недвижимостью, попутно прихватив банковское дело, транспорт и строительный бизнес, Шанхай особо приглянулся. Многие представители названных семейств сохранили не только деловую хватку, но и прежнее обличье.

С одной из дагерротипных пластинок на нас смотрит типичный восточный купец — это облачённый в тюрбан и дорогой халат Давид Сассун, один из тех, кто сумел в короткий срок нажить в Китае легендарное состояние.

Существенный вклад эти предприниматели внесли в развитие еврейской жизни, строя синагоги и небольшие молитвенные дома. В отличие от своих ассимилировавшихся братьев-единоверцев в Кайфыне «багдадские иудеи» Шанхая китайские традиции и ценности не восприняли, а, напротив, оградились от коренного населения и провозгласили себя истинной еврейской элитой, которая придерживается обычаев предков. Они, несмотря на относительную малочисленность (около 1000 членов общины) стали проповедниками сионистских тенденций.

По существу, это был вызов китайскому обществу. Духовную независимость ряд исследователей объясняет богатой казной шанхайской общины и соответствующими связями с властными структурами. Этот феномен ярко описан в репортаже Эгона Эрвина Киша в репортаже «Капиталистическая романтика багдадских евреев» в сборнике China geheim! («Секретный Китай», 1933).

Следующая волна — прибытие в Шанхай и Гонконг российских (ашкеназских) евреев, чьё влияние быстро распространилось на весь Китай и Дальний Восток. В отличие от своих южных собратьев, ашкеназийцы пожаловали в Китай не торговать, а выживать. Это была так называемая русская волна, датированная 80-х гг. XIX в. — началом XX в. Часть этих евреев бежала от погромов, другая часть от большевизма, третья — в связи с экономическими трудностями послеоктябрьского периода. Всплеск антисемитизма в России и Восточной Европе и революция в России выбросили сотни евреев в Харбин и прилегающие нему города. Здесь была основана самая большая община на Дальнем Востоке.

После японского вторжения в Северный Китай евреи переехали на юг и обосновались в общинах Шанхая, Тяньцзиня и Циндао. Россиян было больше, чем сефардов, и община евреев-ашкенази сразу стала очень заметной. Одна незадача: жили они скудновато, со скрипом входя в средний класс. После Октября в Китай эмигрировали из России и капиталисты.

В 1923 году в Харбине был основан Еврейский Народный Банк. Он был довольно влиятелен среди иностранных частных финансовых институтов Харбина, поддерживал деятельность еврейской общины и других еврейских организаций: гимназии, больницы, молодёжной драматической труппы. Особо следует сказать о предпринимателях. К примеру, Г.Кролль приехал в Харбин в 1922 году. Он основал здесь несколько фабрик — пивоваренный и свечной заводы, фабрики по производству фруктовых соков и минеральной воды.

Третья волна — европейская — была связана с наступлением нацизма. После 1938 г. многие страны закрыли границы перед евреями. Китай, в отличие от «цивилизованного мира», предоставил им убежище. В 1933-1941 гг. в Шанхай приехало свыше 30 тыс. еврейских беженцев из Европы. Сотни из них обрели приют в стенах синагоги Охель Моше на улице Уард (теперь улица Чанг Йанг). Затем появилась синагога Шеарит-Исраэль, возведённая согласно французской концессии в 1941 году.

Китайские евреи. Фотография конца XIX века

Несмотря на жёсткие действия японской полиции по отношению к евреям, почти все шанхайские иудеи, — не только беженцы из центральной Европы, но и сефардская и российская общины, — пережили войну. Это произошло благодаря помощи американских евреев и простых китайцев. Шанхай  стал в истории Холокоста синонимом спасения (!)

Эта волна еврейской иммиграции в Китай была спровоцирована, как уже указывалось, знаменитой Хрустальной ночью 1938 года, когда евреи Германии, а затем и остальных стран Европы, лицом к лицу столкнувшиеся с нацизмом, бежали от угрозы уничтожения. При этом они не считали Китай конечным пунктом поездки.

С самого начала они были ориентированы на США или Палестину, поэтому Китай был промежуточной станцией. В этом их поддерживала Gildemeester, голландская организация, действовавшая из Вены. В то время как небольшая часть беженцев трудилась в Шанхае в мелкой розничной торговле и кафе, а счастливчикам удалось стать учителями и журналистами, основной части беженцев было отказано в интеграции и они не смогли найти применения своим способностям.

Они стали зависимы от помощи своих единоверцев из Багдада, русской общины, а также Joint Distribution Committee. В 1941 году общее количество еврейских беженцев составляло примерно 5000 человек. Если в ту пору и существовали планы, касающиеся новых стран приёма, то они были перенесены до окончания военных действий.

Впрочем, существовали и другие, не менее захватывающие проекты.

К одному из них оказался причастен представитель русскоязычной среды в Харбине коллаборационист доктор Абрам Кауфман, вступивший в сотрудничество с японцами и включившийся в претворение программы, известной как план Фугу (Fugu Keikaku). Уроженец Чернигова, ставший известный сионистским политиком А.Кауфман прибыл в Харбин после Октябрьской революции и с 1919 года считался лидером еврейской общины.

Тем с большим эффектом он мог содействовать осуществлению идеи по приёму в Японию еврейских беженцев из нацистской Германии. Эта акция 30-х годов, задуманная вроде бы как чисто благотворительная, на самом деле была нацелена на достижение значительных экономических достижений (!)

Ярким представителем этой волны был знаменитый в Китае врач Ричард Фрей, уроженец Вены, который одним из первых верно оценил приход нацизма в Австрию после знаменитого аншлюса к Германии. Страна, которая уберегла его, обрела в его лице лучшего в 60-х гг. специалиста в Китайской медицинской академии.

Европейская волна в трагический период Второй мировой войны способствовала усилению понимания еврейских корней. По аналогии с багдадскими предшественниками русскоязычные и евреи из западной Европы ограничили контакты с китайским населением до минимума и пользовались ими лишь в случаях крайней необходимости.

При этом они стали считать Китай своей второй родиной. Однако после культурной революции (1966-1976 гг.) их практически не осталось.


КИТАЙСКИЕ ЕВРЕИ — ПОТЕРЯННОЕ КОЛЕНО ИЗРАИЛЕВО?

В Китае евреи многие века чувствовали себя в безопасности.

Власти позволяли им соблюдать традиции и сохранять веру. Евреи имели те же права, что и местное население. Они могли строить дома, свободно перемещаться, работать, учиться, возделывать землю, исповедовать свою веру и заключать браки. В подобной благоприятной обстановке евреи добились успеха в торговле.

Это можно сказать о Кайфыне и о других городах. Именно эти достижения побудили голландского еврея Менаше бен Израэла, жившего в XVII веке, написать скандально известную книгу «Надежда Израиля». В ней автор первым в западном мире предположил, что китайские евреи — это потерянное колено Израилево. Отметим, что идея потерянных израилевых колен — вообще весьма популярный сюжет в еврейской традиции.

Китай не явился исключением. Некоторые исследователи полагают: то, что евреи занимали высокие посты в правительстве, стали богатыми предпринимателями, врачами, имело и негативные последствия. Они стали растворяться в иной культурной среде. Сменив еврейские имена на китайские, вступив в смешанные браки, одеваясь как китайцы, перенимая китайские обычаи, евреи постепенно забывали собственные корни.

Посетивший Китай французский монах Анри Бастиан Грегуар писал в трактате «Очерк о физическом, моральном и политическом возрождении евреев» (1789): евреи провинции Хунань «приняли часть китайских культов и поклоняются Конфуцию». Такой факт, по его мнению, служил доказательством того, что евреи способны принять обычаи окружающих народов.

Другие исследователи, напротив, считают, что две древнейшие нации невероятно, почти мистически близки друг другу.

У еврейского и китайского народов много общего в культурных традициях. Китайский писатель XIX в. Лю Чансин писал, что моисеевы заповеди идентичны местным классическим правилам. Еврейские заветы были близки конфуцианским законам о почитании предков и о пользе принесения жертв.

Ортодоксальный еврейский писатель Нафтали Герц Вайзель (1725-1805), поддавшись моде на китайское, захлестнувшей Европу XVII века, стал изучать конфуцианство по европейским источникам. Параллели между многими еврейскими и китайскими идеями натолкнула Вайзеля на мысль: Конфуций не кто иной, как… еврейский мудрец из колена Ашера. Вайзель увидел в Конфуции наследника в создании литературы пророческого содержания.

Синагога в Кайфыне. Рисунок иезуита Жана Деменже (1722 г.)


ДНЕМ С ОГНёМ…

Евреи в Китае находятся в меньшинстве, сообщают современные исследователи. Хотя не мудрено оставаться таковым и при более масштабной диаспоре: на фоне одного миллиарда жителей несколько сот или тысяч человек — просто песчинка. Впрочем, кто нынче еврей, не очень понятно. Поэтому если мы назовём эту ассимилированную внешне неоднородную часть иудеев еврейцами, пренебрежительный оттенок отойдёт на второй план. Учтём к тому же, что современным законом КНР официально не признаёт евреев нацией. Их величают еврейскими китайцами — «жонжуо йеутаирен».

В политическую элиту страны много лет входил публицист Исраэль Эпштейн (1915-2005), уроженец Варшавы, который начал свою журналистскую деятельность в 15-летнем возрасте, будучи корреспондентом англоязычной Peking Times.

В книге «Бамбуковая колыбель» Авраама Шварцбаума приведена двадцатилетней давности попытка отыскать «настоящего» еврея в Китае. Как-то раввин еврейской общины Токио Мэвин Токайер прослышал, что где-то на Тайване живёт едва ли не последний потомок настоящих китайских евреев и зовут его Ши Хунь-Мо. На Тайване раввин обнаружил, что людей с таким именем здесь несколько сот.

Макет синагоги в Кайфыне

Судя по сообщениям израильской печати, есть некоторые признаки реконструкции еврейской жизни в других регионах Китая. К примеру, возрожденная в городе Приморске (так переводится на русский название города — Шанхай) еврейская община начала выпускать собственное печатное издание. И это одна только деталь. Другие приметы — ...в рамках ЭКСПО-2010, вновь распахнула двери после реставрации уже упомянутая синагога Оэль Рахелью. Открыта кошерная пекарня, есть еврейская школа для малышей, бывшая синагога Оэль Моше служит историческим музеем. И это, несмотря на то, что в Шанхае проживает сейчас не так уж много евреев, по разным оценкам, от нескольких сот до 4 тысяч.

Есть версия, что Дэн Сяопин — потомок кайфынских евреев. На фото: во время учебы во Франции. Фото: Wikipedia

Однажды в печати промелькнуло сообщение на уровне анекдота. Дескать, отец китайских экономических реформ Дэн Сяопин — потомок кайфынских евреев. А что? Может, неспроста созвучны Дан и фамилия знаменитого государственного деятеля КНР. Есть над чем поломать голову… И сегодня, выходит, отзывается кайфынский гонг

………………………………………………………………


Хорошо просматриваются истоки обогащения: им давали землю, а они преуспели в торговле опиумом.

И вот теперь, когда мы узнаём, что Китай наращивает свои золотые запасы и внедряет свои деньги как международную валюту, то мы понимаем, что эти деньги  просто перекладываются из одного кармана в другой. А «группа товарищей» остаётся прежней. https://psmirnova.livejournal....

................................................................

14.11.2018.

Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

Почему валят грустноарбатовцы?

Сразу с началом Россией силового сопротивления Западу, над приграничными тропами поднялась плотная пыль от топота Принципиальных ПораВалильщиков. В первых рядах, как обычно, пронеслась ...

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

Обсудить
  • В Китае...??? Презанятно... :disappointed_relieved:
  • :thumbsup:
  • :thumbsup: :clap: :clap: Слышал, что и Чжоу Эньлай, политический деятель Китая, первый глава Госсовета КНР с момента её образования в 1949 до своей смерти, был китайским евреем. Как говорят, разрежь арбуз и там найдёшь еврея. Удивительный народ! Я и в себе ашкеназа нашёл, правда, русского :smiley_cat:
  • :blush: говорят, что все, кто попадает в Китай, становятся китайцами - дети, внуки - если женятся на китайцах. Очень стойкий генотип.
  • :thumbsup: :clap: Не удивлюсь, если среди пришельцев-инопланетян будут и евреи-инопланетные, такие не заметные. они уже среди нас. :smiley_cat: