Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Конфликт между миром и Церковью: дело тут не в "пропаганде".

42 983

Руководство Русской православной церкви встревожилось по поводу внешней "враждебности" и "неспособности" РПЦ противостоять "пропаганде" — критической информации о ней, распространяемой в российских социальных сетях. Поднят этот вопрос был на состоявшейся в конце прошлой недели в Москве конференции, посвященной столетию начала гонений на Русскую церковь.


Для ясности в понимании данной проблемы следует, думаю, напомнить, что именно в 1917 году Русская православная церковь (тогда она называлась российской) сбросила с себя оковы установленной Петром I синодальной системы управления ею. За два века существования этой системы имели место и государственные гонения на РПЦ, особенно в период правления Екатерины II. У церкви тогда были изъяты практически все земельные угодья (около 8,5 миллиона десятин) и свыше 900 тысяч крестьянских душ только мужского пола; было закрыто 754 из 954 раньше существовавших монастырей.


Кто-то скажет, что те действия со стороны императорской власти гонениями не являлись, поскольку речь шла сугубо об имущественных делах, но они самым тяжелым образом повлияли на судьбы большей части священников и монахов, многие из которых, кстати говоря, тогда присоединились к участникам восстания под предводительством Емельяна Пугачева. В любом случае представьте себе на минуту, что сегодня у РПЦ государство отобрало бы сопоставимую собственность. Как бы это назвали?


Обращая внимание на вышеприведенные факты, я не пытаюсь приуменьшить масштабы политико-идеологических гонений советской власти на РПЦ в XX веке — просто хочу показать сложность самой проблемы взаимоотношений власти и соответствующей поместной церкви даже тогда, когда, как в случае с Екатериной II, власть не является сугубо атеистической. Что уж говорить о периоде между 1918 годом и серединой 60-х годов прошлого столетия в России! Он, как мы помним, начался с беспощадной гражданской войны, в ходе которой большая часть клириков РПЦ встала на сторону потерпевшего поражение белого движения. Притягивать к этому действительно тяжелому, временами крайне трагическому, а временами (1943-1953 годы) относительно спокойному для РПЦ, периоду сегодняшние проблемы информационной обстановки вокруг РПЦ мне представляется искусственным.

Современный мир преимущественно враждебно настроен к Церкви, и в этом нет ничего ни нового, ни странного. Наоборот, это естественно: мир и должен быть враждебен Церкви; этой своей враждебностью он лишь проявляет свое исконное качество. Именно поэтому и сказано о Церкви, что она не от мира сего.


Это тем более так в случае с современным миром, в том числе миром российским, который вот уже как минимум четверть века целенаправленно поставлен на стези трех наиболее разрушительных, по православному вероучению, страстей: сластолюбия, славолюбия и сребролюбия. Заигрывать Церкви с этим миром, обращать к нему свой заинтересованный пиар с целью получить встречную положительную реакцию — не абсурд ли это? Не путь ли к саморазрушению?


Что же тогда делать Церкви? Просто отгородиться от мира?

В определенном смысле — да, отгородиться. Помнить, как поступил Авраам в отношении царя Содома; руководствоваться принципом "Блажен муж иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалище губителей не седее" (Пс. 1:1). Но это лишь в отношении мира в целом как противоположности Церкви.

Что же касается конкретных мирян, то за их сердца Церковь должна вести постоянную борьбу, ибо в каждом из них заложена частичка Царства Божия ("Царствие Божие внутрь вас есть". Лк. 17:21), а значит, и Церкви. И главным направлением этой борьбы должно быть вовсе не давление на критиков современного положения в РПЦ посредством обвинения их в том, что они участвуют в "антицерковной пропаганде", а сама она "осуществляется на иностранные деньги" и может якобы послужить прологом к новым гонениям на Церковь.

Вместо этого нужны просто конкретные примеры конкретной праведности конкретного архиерея, священника, дьякона, монаха, церковнослужителя, рядового прихожанина. Именно они призваны служить основой для "доброго свидетельства от внешних", столь необходимого, по мнению апостола Павла, чтобы клирику, да и любому православному, "не впасть в нарекание и сеть диавольскую" (1-е Тим. 3:7).

На упомянутой же в начале моей статьи конференции было предложено другое: противопоставить новой массированной антирелигиозной пропаганде, с одной стороны, историю новомучеников и исповедников российских, а с другой — рассказ о том, как РПЦ "подвергалась оплеванию" в преддверии революционных событий и "какие мифы использовались для того, чтобы скомпрометировать Церковь, государя-императора, царствующую династию и тем самым подорвать основы государственного строя".

Мне думается, это не поможет. А в случае с рассказом о судьбе новомучеников и исповедников может сослужить и противоположную службу. Почему, спросите вы?

Во-первых, потому, что действительный подвиг православных христиан в прошлом делает тем более вопиюще очевидным сегодняшнее обмирщение РПЦ. Рассказами о том, как хранили веру и умирали за нее другие, тут дело не поправишь. И уж точно индульгенцию от критики не получишь.

Во-вторых, потому, что часть тех, кто был провозглашен новомучениками и исповедниками, являлись реальными противниками советской власти. А советская власть, и это с благодарностью помнит большинство граждан нашей страны, в том числе и молодежь, была по своей природе народной властью. Она проводила отвечавшую чаяниям большинства граждан СССР социально-экономическую политику, защитила страну от гитлеровской агрессии и привела народы нашей страны к Победе 1945 года, обеспечила триумф отечественной науки, образования, культуры, здравоохранения и многие другие выдающиеся достижения советской эпохи. ( А потом сама же все это и похоронила - прим мое)


Другими словами, как учил Серафим Саровский, "стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся". Идеальное положение не то, когда в соцсетях не будут плохо писать о Церкви, а когда в Церкви не будет происходить того, о чем можно будет плохо написать в соцсетях.

Понятно, что в силу слабости человеческой натуры такое состояние в совершенной полноте недостижимо. Однако в качестве цели оно мне представляется более продуктивным, чем стремление свести проблему к тезису о том, что попытки "скомпрометировать Церковь" ведут к "подрыву основ государственного строя".

Михаил Демурин.

источник



PS. А вообще, гонения на Церковь - вещь сложная:

 С одной стороны, конечно, они деструктивны, поскольку прямо или косвенно в интересах того, от кого Христос, собственно и пришел людей спасать. 

С другой, само их наличие в какой то мере свидетельствует о том, что со своей работой Церковь справляется и палки в колеса адского поезда вставляет.  А потому было бы даже странно, если бы таких попыток не было. Это могло бы свидетельствовать, что потребность в гонениях исчезла, иначе говоря, что Церковь для дела Ада больше не угроза, верно? Как Россию на Западе обычно хвалят только тогда, когда она едва жива, так и мир вряд ли будет любить Церковь, пока она жизнеспособна и даже попытки понравится были бы бесплодны.

Что ж, время покажет......

Задержан нелегальный мигрант Азербайджана Шахин Аббасов убивший русского парня Кирилла Ковалёва в Москве

Кстати, азербайджанского убийцу задержали в Ростовской области. Говорят что бежал к границе. Скоро суд отправит его в СИЗО. Следственный комитет публикует фото двоих соучастников убийства Ки...

Обсудить
  • Церковь, пока она жизнеспособна  Столько, сколько сделало руководство РПЦ и уж тем более Ватикана для дискредитации учения Христа и уж тем более церковных институтов ни одна соц сеть не сделает. Нарушают все Заповеди подряд и еще требуют   слепой веры? 
  • Какие законы и нравы принесло с собой русское православие правдиво показал Никольский Н.М. в своей книге «История русской церкви» (Москва: ООО «Издательство АСТ», 2004 г.): “От издателяИзвестнейший отечественный востоковед, член – корреспондент АН СССР Николай Михайлович Никольский принадлежит к числу тех учёных, чьи труды входят в золотой фонд российской науки. Н.М. Никольский приобрёл известность как крупный специалист в истории Древнего Востока, основоположник русской школы библеистики, как выдающийся знаток истории религии и церкви и, наконец, как оригинальный исследователь – этнограф.Интерес к Древнему Востоку вообще и к «иудейской» (христианской) религии в частности Никольский унаследовал от своего отца – учёного – востоковеда Михаил Васильевича Никольского, положившего начало российской ассириологии. Окончив в 1900 году историко – филологический факультет Московского университета, Николай Никольский в течение девятнадцати лет преподавал историю в гимназии, успешно сочетая учительскую работу с научными исследованиями. Написанная в 1930 году, эта книга не потеряла своей актуальности и сейчас, не только по причине научной обстоятельности авторского анализа событий, но и благодаря насыщенности разнообразным фактическим материалом, что позволяет использовать её как справочное пособие…Государственная церковь крепостной эпохи. УчреждениеСинода и секуляризация церковных ИмуществКонец XVII в., весь XVIII и первые 60 лет XIX в. русской истории проходят под знаком крепостного права…. Явления церковной жизни, однако, тесно переплелись с политическими явлениями, ибо церковь, начиная с 20-х годов XVIII в. из фактической служанки государства формально превращается в орудие государственного управления…. Церковь совершенно утрачивает способность к каким – либо самостоятельным выступлениям и действует лишь как одно из учреждений самодержавия…Мы видели, что процесс поглощения церкви государством, начавшийся ещё в XVI в., при царе Алексее, на время как будто остановился. В лице Никона церковь произвела последнюю отчаянную попытку утвердить независимость от государства, опираясь на теорию параллелизма властей духовной и светской, «солнца и месяца», причём как солнце выше месяца, так и священство, как «много раз явлено», выше царства. Попытка, однако, опиралась на недостаточно мощную материальную базу и, как мы видели, потерпело фиаско…. Для Петра, совершенно чуждого старому благочестию, церковь имела значение только как орудие власти и доходов…Организация Синода, как вскоре была наименована духовная коллегия, передаёт управление церковью всецело в руки государства…«Попечение» Синода о церковных вотчинах привело не только к уменьшению доходов казны, но также и к таким последствиям, которые стали грозить безопасности дворянского государства. Эксплуатация крестьян архиерейских и монастырских вотчин приняла неслыханные по жестокости и грабительству размеры; на крестьян сыпались как из рога изобилия лишние сборы и повинности, «всяческие обиды и разорения». При сборах повинностей церковные приказчики били неисправных плательщиков батогами, иногда до смерти, отбирали последний кусок хлеба и обрекали целые волости на голод. Они брали в этом пример с самих иерархов. Так, архимандрит Иоаким в вотчинах своего монастыря, под самой Москвой, в Рузском уезде, самовольно сжинал крестьянский хлеб, производил потравы на крестьянских полях и лугах, отнимал у крестьян хлеб и скот, томил крестьян в холодной, забивал до смерти; от голода в его вотчинах умерло 13 человек. Синод не давал хода жалобам на архимандрита, и дело началось только тогда, когда хозяйничанье Иоакима приобрело настолько скандальный характер, что московские власти были вынуждены вмешаться. С 50-х годов учащаются и усиливаются бунты архиерейских и монастырских крестьян; возбуждается церковными учреждениями множество дел «об ослушаниях и противностях» крестьян; в 1759г. положение было признано настолько серьёзным, что Сенат учредил особую комиссию для разбора дел о крестьянских волнениях в церковных вотчинах. Дворяне забили тревогу, так как брожение из церковных вотчин грозило перекинуться в их вотчины. Так назрел второй, особенно жгучий мотив для окончательной секуляризации церковных вотчин.Первая проба фактической секуляризации была произведена в 1762 г. Петром III. Он вообще не стеснялся с церковью: издал приказ об удалении из церквей всех икон, кроме Христа и Богородицы, и предписал всем священникам обрить бороды и носить штатское платье. В вопросе о церковных имуществах он действовал столь же решительно. Ссылаясь на волнения крестьян в церковных вотчинах, он учредил в Москве новую коллегию экономии для управления церковными имуществами, подведомственную Сенату. Вместо «духовных персон» в церковные вотчины были назначены офицеры для управления «и защищения крестьян от всяких обид»; все дела о волнениях церковных крестьян были прекращены. Взамен прежних оброков в пользу церковных господ крестьяне были обложены однообразным казённым оброком сверх подушного налога и получили всю ту запашку, которая ранее вспахивалась в пользу архиереев и монастырей…".
  • Всё верно, время покажет, когда служащие священ- ники, не будут утопать в ро- скоши. Кроме того, они все гда защищали и поддержи- вали богатых людей, а не ра- бов. Кстати, Иссус Христос всегда обращался со слова- ми, братья и сестры, а не как к рабам. Получается, что при- царском режиме, окружение царя, предало его, а церковь поддержало. Так, что обижаться  на народ, нонсенс, тем более Россия, светское Государство.
  • Недовольство церковью началось с приходом патриарха Кирилла. При Алексии такого не было. Всё потому что при Алексии церковь была духовным институтом, а при Кирилле стала финансовым. В особенности неприглядные дела самого Кирилла отвратили многих от церкви. Моё мнение - Кирилл должен уйти.
  • Мда))),особенно ,,грустно,, в статье звучит это...,,особенно в период правления Екатерины II. У церкви тогда были изъяты практически все земельные угодья (около 8,5 миллиона десятин) и свыше 900 тысяч  ̲к̲р̲е̲с̲т̲ь̲я̲н̲с̲к̲и̲х̲ ̲д̲у̲ш̲ ̲ только мужского пола; )