Патриарх, Володин и Неверов о прошлом и будущем России

26 652


Речь Володина взорвала политологическую тусовку. Речь Неверова была по-человечески понятной, теплой, но с яркой смысловой нагрузкой. Речь Патриарха - концептуальной в плане взгляда на развитие России и опасности на ее пути. 

Почему речи именно этих трех человек интересны? Потому что они дают нам понимание того, как государство в лице правящих кругов рассматривает события прошлого и строит планы на будущее.

Именно о концепции нашей истории, наших выводов из прошлого и смысловой нагрузки будущего эти выступления. И да, исходя из услышанного, можно сделать выводы, что наша власть выбрала путь традиции и консерватизма. Причем, у всех звучала тема не только традиции, сохранения, сбережения народа, но и тема справедливости. Каждый выступавший затронул эту тему. Значит, запрос на справедливость есть. И ощущение, что много несправедливо сейчас. Таким образом, делаем вывод: консервативные ценности, традиция, справедливость. Пожалуй, именно это было лейтмотивом всех выступлений. И будущий путь России рисовался на основе этих трех составляющих.



Выдержки из речи Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XХI Всемирного русского народного собора:





"...Революции, как правило, совершаются сверху, элитой, которая увлекает народ энергетикой разрушения. Это бывает либо своя элита, оторванная от традиции, либо — чужая, озабоченная колониальными интересами. Простой народ органически не склонен к революционности, напротив, он — хранитель традиции. Что отнюдь не мешает ему желать социальной справедливости.

Обе катастрофы, которые постигли нашу страну в начале и в конце XX века, были вызваны тем, что национальная элита оказалась неспособна адекватно ответить на вызовы времени. Дали о себе знать и отрыв от народа, и увлечение идеями, не имеющими корней в русской действительности.

Здесь возникает проблема качества элиты, которая должна быть верна народу и пополняться талантливыми людьми снизу, а не быть повязанной интересами внешних, глобальных игроков.

Сегодня в России ищут образ будущего. Я думаю, образ будущего — это образ народа и образ элиты, достигших взаимодополнения. Элита — не те люди, кто поднялся «выше народа». Настоящая элита — это те, кто принял на себя ответственность за судьбу страны, кто отождествляет личные интересы с национальными, государственными интересами. Элиты и народ должны быть нераздельным, единым целым.

Поэтому невозможно «назначить» элиты искусственно: нужна база, из которой можно черпать сегодняшнее элиту. Чтобы воспитать элиту, нужно воспитать народ, воспитать общество, вкладывать в него ресурсы.

Если мы не воспитаем собственный народ, его будут воспитывать другие. Поэтому в такой важной сфере как образование важно восстанавливать и развивать собственные научные и педагогические школы, продвигать свои методологические наработки. Это будет вызывать сопротивление со стороны сторонников глобальных стандартов образования, но не нужно этого бояться, потому что одновременно с этим, это будет привлекать живой международный интерес. Русское образование вполне может стать образцом, таким же, как русская наука и русская литература. Опора на собственные культурные разработки и на свой способ мышления при учете общемировых тенденций и достижений в науке и технике позволит сохранить суверенитет в XXI веке.

Общественная солидарность, неразрывность интересов элиты и народа обеспечит структуризацию общества по модели большой семьи. Вряд ли верно расхожее мнение о том, что общество состоит из индивидов или из так называемых «малых групп» (то есть соседи, коллеги на работе, друзья по увлечению). Нет. Общество опирается не на малые группы, а на семью.

Семья — структурная единица стабильного, здорового социума, главный элемент солидарного общества. Сохранение народа, культуры, языка, государства — все это осуществляется при посредстве семьи, поскольку именно с семьей связан механизм передачи опыта по цепи поколений. Если взглянуть на этот процесс со стороны, можно дать ему точное название: традиция. Не какая-то конкретная, а традиция как метод связи поколений в режиме общего делания.

Семья — механизм передачи традиции. Как это происходит? Родители вкладываются в детей: финансируют их образование, передают семейные традиции, фотографии, реликвии, правила поведения и хорошего тона, навыки любимой профессии. Тогда возникают династии учителей, военных, врачей, спортсменов, строителей, священников. Но то же самое относится и ко всему народу, ко всей России: мы сохраняем и передаем будущим поколениям историю, язык, культуру, религию, профессиональный и житейский опыт. Передаем — понимая, чувствуя, что «семья» — это не только мы и наши дети, но и будущие поколения, которые нас не увидят, но непременно о нас узнают.

...

Вот почему, говоря об обществе, можно утверждать: общество — это тоже большая семья, «семья семей». Поэтому обществу угрожает то же самое, что угрожает и семье: крайности ювенальной юстиции, однополые браки, утверждение трансгуманизма, любые попытки дать искаженное определение понятию «человек». Человек нуждается в заботе, самосовершенствовании, духовном развитии, но не в том, чтобы была изменена его природа.

...

Вера в технологию сегодня — то же, чем была вера в прогресс. Это тоже своеобразная квазирелигия. Это вера человека в то, что с помощью науки и технологий можно достичь совершенства и бессмертия, полной власти над своим телом, над природой, над жизнью. Но это невозможно. Потому что источник совершенствования находится внутри человека, а не снаружи. Все это ведет в сторону от магистрального христианского пути. В конечном счете — в сторону расчеловечивания, гипертрофированной индивидуализации, а значит, и разрушению социума и концу истории.

Для нас, православных — и в то же время для всего русского социума — признание и отличия между людьми уравновешивается осознанием их сходства. Сходство, повторю, не менее важно, чем отличие.

Революции всегда претендуют на создание нового человека, стремятся сломать традиционное, христианское в нем — «перековать» человека. Отсюда борьба революционеров с традицией, религией, культурой. Но это тупиковый путь, он ведет к отрицанию и дроблению. Революции совершаются на отрицании, на сломе, а стремление к вечной жизни ничего не отрицает, но все пронизывает собой. Это — стремление к любви и к Богу.

Если мы в XXI веке хотим быть процветающей страной; страной, которую уважают другие страны; страной, у которой есть будущее, если мы хотим избежать революционных катастроф и гражданского противостояния — мы не должны забывать свой исторический опыт, отказываться от своей исторической судьбы. Если все мы будем руководствоваться общей целью, то любые, даже самые сложные вызовы будут преодолены, и наши потомки смогут с благодарностью говорить о достижениях нашего народа в грядущем столетии и жить в мире друг с другом".



Речь руководителя фракции "Единая Россия" Сергея Неверова:




"Тема, которую мы сегодня обсуждаем, оформилась как предмет социально-философского, исторического дискурса несколько десятилетий назад. Этому способствовали не только приближающийся миллениум, но и исторический опыт, который приобретала в тот отрезок времени наша страна, наш народ. Опыт драматический – не стало страны, которая называлась Советским Союзом. Не стало идеологии, единственной «стройной» системы взглядов, догм, в которых успело вырасти не одно поколение.

Возможно, для поколения наших прадедов и дедов события 90-х годов прошлого века могли быть восприняты лишь как очередное свидетельство расхожего тезиса о том, что история ходит по кругу, о ее цикличности. Разве не случалось в истории России, в истории других стран такого момента, когда в один момент то, чем жил народ, то, к чему он стремился, вдруг начинало столь же рьяно подвергаться жесткой критике и отрицанию? Разве не отрицались в новой стране Советов даже явные достижения своих предшественников? Разве не видели наши отцы, да и многие из присутствующих, как то, что вчера было правильным, верным, вдруг превращалось в устах политиков в ошибку, в то, что требовало искоренения?

Церковь стала злейшим врагом, и детей крестили тайком, храмы взрывали, устраивали там клубы, склады. А затеем речь Сталина по радио 3 июля 1941 года со знаменитым обращением «Братья и сестры!». Крестьянин, труженик, стремившийся к процветанию – стал кулаком, а непролетарское происхождение становилось препятствием в жизни… Потом знаменитый XX съезд Партии, с докладом Хрущева.

И вот распад СССР. Могущественной державы. И вновь наша страна чуть было не скатилась в крайность отвержения своей вчерашней истории. Миллионы людей вдруг узнали, что прожили жизнь не так. Стало модным искать дворянские корни, говорить, что вступил в партию, потому что так было надо, не было выбора. И все это происходило в такие сжатые сроки!

Увы, некоторые политики стран бывшего Союза до сих пор повторяют эту трагическую ошибку, принимая законы о десоветизации, переименовывая улицы, разрешая марши эсэсовцев, снося памятники тем, кто спас мир от фашизма – от идеологии разрушения, ненависти, уничтожения людей только за то, что они другой религии, с другим цветом кожи, другой национальности.

Жизнь стремительно меняется: живя в эпоху информационного общества, сжатого, быстрого времени, осмысление исторического опыта, к которому мы подошли, в том числе, анализ самого восприятия истории – является важным фактором не только сохранения идентичности, но и вектора будущего пути развития.

«Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает», - сказал великий российский историк Василий Осипович Ключевский. И мы видим, что отрицание исторического опыта оборачивается печальными последствиями.

Многовековая история нашей страны, ее народов сегодня, даже в эпоху цифровой экономики – тот социальный ресурс, который может и должен служить стимулом саморазвития.

Потому что как бы не развивались технологии, главное – не машины, главное – человек. И как точно сформулирована мысль Собора: «Верное понимание уроков прошлого даст возможность сформировать целостное видение исторической перспективы развития страны». Это возможность хотя бы немного смоделировать свое настоящее и будущее.

Мы собрались здесь накануне двух знаменательных дат совершенно разной эпохи. Дат, которые требуют осмысления именно вместе, несмотря на то, что они так кардинально разведены во времени, в истории нашей страны. Первая дата – несомненно, это столетие революции.

О последствиях, трагедии, достижениях, причинах и следствиях, о том, является ли Октябрь 1917 года частью Великой русской революции, начавшейся еще в феврале – об этом спорят и будут спорить. Но крайне важно не спорить, не доказывать свою правоту, а оглянувшись на уроки прошлого принять историю своей страны: ошибки и достижения, беды и радости. Относиться к ней с уважением. И это уважение можно черпать не только в истории страны, но и в истории своей семьи, своей истории, обращаться к личному опыту.

Мой дед – жертва репрессий 30-х годов. Мой отец вместе с такими же шахтерами как и он, вступился за коллегу перед начальством. Последствием этого профсоюзного по сути действия стало увольнение всех, кто попытался защитить права своего коллеги. Увольнение с «волчьим билетом»: никуда на работу не брали. А вы помните, что это грозило статьей «за тунеядство». Прокармливал отец почти год семью случайными подработками и тем, что собирал с такими же горе-правдорубами в тайге.

С другой стороны, я родился в Советском союзе, рос, там прошло мое детство рядом с любимыми людьми, там получил образование, и там мне помогали в жизни те, с кем я трудился, с кем дружил – многие из них были идейными коммунистами.

Нелегко преодолеть представление о противостоянии прошлого, настоящего, будущего. Но это очень важно сделать. Особенно это важно на уровне государственном. Нельзя раскалывать общество, при всем разнообразии идей, мнений, подходов, должна быть единая цель: благополучие и процветание народа России. Народа, состоящего из множества этносов, национальностей с разным вероисповеданием.

Не открою тайну: всегда и везде первое лицо в любой стране (будь это президент, премьер-министр, или, как сохранилось еще в некоторых странах – монарх) задает общий тон, настроение, подход к осмыслению уроков прошлого с проекцией на настоящее и будущее. «Уроки истории нужны нам прежде всего для примирения, для укрепления общественного, политического, гражданского согласия», - это слова Президента России.

И при имеющихся политических разногласиях все мы едины в отстаивании национально-государственных интересов России.

Обращаясь к прошлому, анализируя его уроки, мы должны обеспечить дальнейшее постоянное прогрессивное развитие России без застоев, но и без революций. Именно такое уважительное отношение позволило перейти нам в век XXI сильной страной, где при всех дискуссиях, спорах нам удалось избежать люстраций. Которые могли бы последовать после нелегких лет, когда была разрушена страна и отвергнута идеология, по которой люди жили 70 лет. Потом к начавшимся рыночным реформам мы оказались просто не готовы, что приводило порой к очень серьезным последствиям.

И в этот труднейший период истории, когда все мы нуждались в мире, согласии и объединении, Всемирный русский народный собор сыграл колоссальную роль. Потому что он стал опорной площадкой диалога духовенства, мирян, христиан, мусульман, буддистов, иудеев, представителей других религий, политиков, писателей, философов – гражданского общества в целом.

А вторая ключевая дата, о которой я говорил – четырехсотпятилетие со времен окончания Смутного времени. День народного единства.

Урок истории, который вместе с Победой в Великой Отечественной войне учит нас тому, как важно быть вместе, объединиться, чтобы защитить страну. Как важно быть единым народом, являясь, при этом, представителями разных национальностей и конфессий.

И поэтому, говоря о перспективах развития, нам всем важно помнить о том, что эти ценности, духовно-нравственные ориентиры, которыми должны руководствоваться поколения тех, в чьих руках будущее России, передаются через семью, через воспитание и образование. Через историю своей страны.

С наступающим Днем народного единства!»



И, конечно, важнейшее выступление председателя Госдумы Вячеслава Володина:

"Память о событиях вековой давности, безусловно, формирует нашу повестку. Но тема сегодняшнего собора – «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» – призывает нас смотреть в будущее.

Мы должны делать выводы из прошлого именно для того, чтобы увереннее идти вперед. Эффективно решать задачи развития нашей страны.

Споры о революции 1917 года продолжаются до сих пор, многие дискуссии не завершены, важные вопросы не имеют однозначного ответа. Но некоторые уроки истории, думаю, для всех нас очевидны.

Первое. Революции – это насильственный захват власти. Недопустимо романтизировать революции и героизировать людей, свергающих законные правительства, обрекающие свои народы на бессмысленные страдания.

Второе. Высшая миссия власти – стремиться к консенсусу по главным вопросам и искать общественные компромиссы по спорным темам, их решения, не допуская перерастания в серьезные проблемы.

Необходимо признать, что Российская империя XIX – начала XX века оказалась к этому не готовой. Русский мыслитель Николай Бердяев, хорошо знавший предреволюционную и революционную реальность, говорил: «Революция всегда говорит о том, что власть имеющие не исполнили своего назначения... Сверху не происходило творческого развития, не излучался свет... не было творческих духовных сил для реформирования общества... и потому прорвалась тьма снизу». В философском понимании Бердяева, тьма – это «процесс разложения, упадок веры, потеря в обществе и народе объединяющего духовного центра жизни», которые ведут к революциям. Общество поражено разрушающей болезнью, а «народ, попавший во власть революционной стихии, теряет духовную свободу, он подчиняется роковому закону, он переживает болезнь, имеющую свое неотвратимое течение».

Третье. «Цена развития» – вот вопрос, от которого невозможно уйти и который никогда нельзя забывать. В ходе гражданской войны погибли миллионы мирных жизней. Революция – это кровь, это бесчисленные переломанные судьбы, трагедии семей, оказавшихся по разные стороны баррикад. Это всегда разрушения, после которых нескольким последующим поколениям приходится «залечивать раны» и восстанавливать страну. И далеко не всем государствам удается выйти из такого кризиса.

Но наша страна смогла справиться с разрушительными последствиями революции и гражданской войны. Это далось непросто и цена огромна. Хотя Советский проект был внутренне противоречив. Несмотря на это, были великие достижения, технологические прорывы, масштабные свершения, Победа в Великой Отечественной войне. А советская социально ориентированная модель развития оказала большое влияние на весь мир.

Четвертое. Только при взаимном уважении и согласии в обществе государство может быть сильным. Может успешно развиваться.

Этот вывод особо важен для такой страны как Россия. Наша страна – уникальна. Ее устройство и особенности сформировались в результате тысячелетней истории совместного проживания сотен народов с разными культурами и религиями.

Вот почему для нас крайне важным является развитие устойчивое, эволюционное. Основанное на диалоге и взаимопонимании. С опорой, одновременно, на национальные традиции и современные институты демократии. Без уважения к традициям мы забудем свою историю и культуру. А без демократии – не сможем успешно выполнять задачи развития и укрепления страны.

Уважаемое собрание!

Прошедший век нас многому научил – научил мудрости, основательности в выборе, вере в себя и свои силы.

Сегодня наша страна выбрала созидательный и мирный путь развития. Революционные потрясения – в том числе происходящие в соседних странах – расцениваются в обществе негативно, и уж точно не как пример для подражания.

Чтобы и дальше идти вперед, нам необходимы взвешенные решения. Решения, принимаемые в интересах всего общества, объединённого идеями национального, политического и экономического суверенитета страны.

Важно идти по пути развития и диалога. Эта задача решается на основе демократического выбора и принципов социальной ответственности и социальных гарантий.

Мы должны научиться ценить и оберегать существующее жизнеустройство. Понимать, как в этом жизнеустройстве выражаются наши базовые ценности: семья, вера, сплоченность, Родина.

И конечно – справедливость, недостаток которой может вносить в общество раскол, создавать почву для деятельности революционных маргиналов и, в конечном счете, разрушать, казалось бы, незыблемые устои государственности.

Именно на этих принципах нам необходимо строить законотворческий процесс. При принятии законов важно учитывать мнение широких слоев общества: людей с разными культурными традициями и вероисповеданиями.

Только через всестороннее обсуждение, диалог с экспертным сообществом, институтами гражданского общества, конфессиями законы получают широкую поддержку.

Уважаемые коллеги!

В заключение еще раз подчеркну – сегодня вперед движется только тот, кто ценит, умеет накапливать и сохранять достигнутое.

И главный урок нашей столь трагической истории революционных потрясений заключается в том, что востребованное обществом созидательное и творческое развитие происходит не через революцию, а через консолидацию общества и свободу самореализации для каждого человека. На основе взаимного уважения, сохранения традиций и строительства справедливого общества".



Источник  https://maxfux.livejournal.com...




                                                                               

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Обсудить
  • Прелесть какая ))))) Власть воров и преступников, широким фронтом уговаривает толпу полунищих рабов их не свергать. 80))))
  • Это  самое важное, что сказано о России со времён Мюнхенской речи.   Наконец-то!!! Если основная масса народа сможет принять  душой эту концепцию, можно будет сказать, что Россия спасена.  А вся хейтерская шваль, вроде тех, кто тусуется на Конте или на Эхе, сея социальную, национальную и религиозную рознь окажется на свалке истории.  Впрочем, эти вечно вчерашние  уже давно на свалке. Это зомби, запрограммированные мертвецы, действующие подобно живым. И действующие деструктивно.  Многим из них хочется сказать словами Апостола: Ты носишь имя, будто жив, но ты мёртв. 
  • Хорошо сказали. А лучше всех речь Патриарха. :thumbsup:
  • :thumbsup:
    • Shura
    • 4 ноября 2017 г. 08:04
    :thumbsup: