Почему в "частностях" предприниматель всегда лучше, чем чиновный управитель от государства (от засилья которых мы не можем избавиться).

0 102

Сначала попробуем определить, что подразумевается под "частностями" в заголовке.

Итак, начнем перечислять, что лежит на поверхности. Условный "комерс" видит "дальше", планирует, считает и рассчитывает.

Чинуша - только задним числом "осваивает" ситуацию, смотря по тому, что в итоге вышло. Заранее планировать - это не его сильная сторона.

Второе. "Комерс" рассчитывается за произведенные работы сразу, ему это выгодно. Потому что сам "видит" уже немного впереди то, что имеется в данный момент. И он подразумевает развитие и, следовательно, те выгоды, которые маячат в будущем. Отсюда и почтение к развивающим исполнителям.

У чинуши признание только к тем, кто "не подвел", верен лично и не фонтанит инициативой. И он не способен на благодарность, ведь он себя ощущает "творцом" всего, за что "отвечает", хотя на деле, конечно, ответственность всегда коллективная, как и общественная форма любого труда в современном социуме. И он считает, что может рассчитаться после, потом, по сдаче произведенного. И неминуемо опаздывает с отдачей по мнению любого подчиненного им специалиста или пресловутого "исполнителя" работ.

Это разделение предпринимателя и чинуши в оплате - мы тут огрубим ситуацию, не будем расписывать формы "ответной части" начальства за труд, - на самом деле очень важно. Получаешь монету на руки сразу, или должен, как в эсесесерии, "трубить" от зари до сумерек лет 10-15-20, и только тогда тебе выделят "бесплатную" квартиру, которая в итоге окажется не твоей даже. А к тому же - и дети выросли, и жена постарела в бедности, не получив ничего лучше драпового пальто за 25 рублей (при детях-то приходится на всем экономить, и даже на зимней "обмундировке" для благоверной), и телевизор черно-белый, да еще и ломается регулярно, а уж про машину, чтобы на дачу с комфортом - и думать нечего, да и дачи нет, для нее нужно двужильным быть, чтобы заработать, а это не у каждого в возможностях заложено.

И это тем более важно, что у нас установилась практика, когда за иной труд вообще не принято платить. Например, у нас практически нет  авторского права на многие человеческие усилия-находки-обретения-изобретения-открытия-исполнения-свершения. Поэтому по числу этих самых авторских прав и патентов мы в десятки раз отстаем от необходимого уровня, что в наших условиях лишь подтверждает - "трудом праведным не наживешь палат каменных".

Третье условие худого качества в чинуше по сравнению с предпринимателем. "Чин" делает карьеру, он смотрит в рот начальству,  служит где приказано, и следовательно - он не знает и не любит дело, которое исполняет. У нас авиацией может руководить человек, не понимающий динамики обтекания крыла воздушным потоком, электроэнергетикой заведует, гм... "командир", разбирающийся только в балансовом отчете не дальше электростанции микрорайонного масштаба, а "культуркой" по всей стране вполне "нормально шарашит" матершинница, ненавидящая библиотеки и музеи, даже лучшие и самые именитые.

А предприниматель, угодно это вам или нет, но вынужден почти любить дело, которому служит, которое строит, на котором обеспечивает общественную пользу. Просто потому, что иначе у него ничего не выйдет, такова природа предпринимательства. Если вы не способны думать о "деле" денно и нощно, вы прогорите, а думать в таком режиме безостановочно в течение многих лет или десятилетий, без любви к тому, что затеял - невозможно. Это человеческой природе противно и в личном плане, и в общественной форме  предпринимательства и экономической деятельности.

Четвертое. Когда кто-то, исполнитель или даже предприниматель, как мы его несколько пафосно определили, решается на дело, он создает, творит даже некое произведение. Воплощает свою идею и любовное действие в воплощенный акт или качественную реальность в физическом виде, например, корабль или мост через непереходимую реку. Да во что угодно - дорогу, симфонию, электростанцию, яблочный сад, стадо замечательно-продуктивных барашков, роман о подвиге геологов-первооткрывателей, завод аммиака, гипотезу монополя или термоядерного синтеза,  или расчет и доказательство сложнейшей теоремы, которую на всей планете человек 20 понимать как следуем способны, перечислять можно без конца. Даже услуги сюда можно приставить, потому что, скажем, расстановка и выдача книжек и журналов в библиотеке - очень серьезное действие.

А чинуша - это, по сути агитатор-идеолог-ответственная шишка за уже проделанный труд, основная задача которого показать уже случившееся начальству, и заслужить персональные "очки" на будущее. Другого занятия у него нет, потому что даже думать "впредь" он уже разучился, ведь начальство всегда лучше знает, что и как следует делать, зачем же шевелить мозгами и чем-то озадачиваться? Вот отчет написать ровными словами (лучше, конечно, на волапюке-канцелярите, чтобы солидным и знающим выглядеть) - это да, это замечательно поспособствует сохранности занимаемого кабинета, особенно если будут упомянуты крупные суммы средств и капиталов. А решать, как и почему это произошло, одно ли было решение или их могло случиться с десяток, зачем выбрали именно это решение и эти действия - для этого есть специалисты, умники с настоящими дипломами. О них речь по чиновному "табелю" пойдет в последнюю очередь, и то - если начальство спросит.

И последнее, что хотелось бы отметить. Без определенного ранга обобществления социальных действий, разумеется, обойтись нельзя. Именно поэтому чинуши нужны, и с сильными полномочиями, превосходящими возможности отдельных, даже крупных, гм... предпринимательств. Это, пожалуй, единственное, что оправдывает их существование.

Хотя, нет, не единственное. Следует учитывать еще некоторые специфические области действий, когда сильные властные полномочия предпочтительны, чем множество "частных лавочек". Например, в армии. Вот мы воюем на Укре со множеством разных подразделений, не связанных друг с другом, с разнообразными, иногда очень извилисто-прихотливыми путями подчинения и принятия решений. И что в итоге? Даже Укру по хорошему "сделать" не можем, пока не можем.

И да, еще сильные властные решения нужны для того, чтобы управлять чиновным стадом, этими разросшимися количественно, и дико упавшими качественно бюрократами и чиновными (контролирующими) "наездными " (не пришей кобыле хвост) псевдодеятелями, от которых смысл, допустим, есть, но уж очень потаенный, а во многих случаях и неразличимый по условию - есть они или их следовало бы удалить со сцены, причем давно, причем всем лучше будет, может быть, и им самим.

Подведем итог. Без страсти и серьезных усилий у нас, как и вообще согласно законам природы (матери нашей, ха!), ничего путного не может выйти, как сейчас не выходит. Без страсти можно только чиновником быть, то есть, заниматься работой, где видится одна цель - сделать карьерку для хорошего оклада и большого кабинета, а собственно все остальное можно не замечать. Мол чего там хорошего, в подлинной жизни и настоящей полезной для всех работе или даже творчестве?

Власть, которая и есть единственная "собственность" в мире и всем нами достигаемом (отсылаю к "получательному принципу" организации человеческого общества Г. Спенсера), по-настоящему принадлежит тому, кто перехватил и возглавил, уселся в кресло или хотя бы захватил ключ от сейфа с печатями (разрешительного или запретительного качества). И очень важно, чтобы командовал жизненными принципами и процессами тот, кто умеет это делать ради самого дела. А  не тот, кто перехватывает уже сделанное "под себя", как у нас в большинстве случаев (если не во всех) и происходит после коммунистического переворота, отменившего творчество предпринимательства, сложившего двухуровневое общество - парт-хозначальников и всех остальных трудяг, должных им подчиняться.

Двухуровневость бывшей нашей организации к сожалению не преодолена и сейчас. Конечно, ныне возможно что-то предпринимать появилась в России, но по большей части выходит, что очень недалеко, неглубоко и даже не по нормально-выгодным схемам. А это - неправильно, чинуш нужно оградить рамками, освободить разных "дерзких" или просто умелых от их - чиновного - произвола, и самое главное - вернуть нам всем, и даже людям, далеким от "неформатных" стремлений, возможность творческой и полноценной, красивой даже (а не грубо-обязательной) жизни.


Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...