Рецензия 01: Уильям Броуд ОРАКУЛ (William J Broad The ORACLE)

0 371

Книга замечательно написана, одна из тех, которые хочется собирать на отдельной полке. И неудивительно, к моменту ее написания (конец 2005) автор уже дважды лауреат Пулитцеровской премии, традиционно самой престижной в журналистско-художественном письме по всей Америке, а также лауреат премии Эмми, о которой у нас известно меньше, но которая тоже весьма авторитетна. Служил старшим писателем в Нью-Йорк Таймс, что намного выше, чем простой редактор, не говоря уже об авторах, и по сути служит являлся текстовым эксперт-консультантом главного редактора.

На обложке его представляют автором пяти книг, и все они были посвящены таинственным или не очень хорошо освещенным в литературе загадкам как прошлого, так и методам их "продолжающегося" решения в настоящем. Данная книга - не исключение.

Посвящена она рассмотрению и самому современному решению так называемой загадки Дельфийского Оракула, или Пифии, предсказательнице, обитающей в древней Греции в святилище Аполлона на Парнасе в Дельфах, приблизительно с 1000 года до Христа и вплоть до декрета Юлиана Отступника, запрещающего языческие культы и поклонения, в том числе и Аполлону в 361 году нашей эры. То есть, культ охватывает, приблизительно, 14 веков, а в действительности, разумеется, более длительный период.

Начинается книга очень здорово. Оказывается, что Парфенон, по которому "сохнут" туристы всего мира, который вызывает кучу восторженных мнений самых разных людей, среди которых бывали и весьма не обделенные художественным вкусом, в классической эллинско-римской литературе заслужил всего-то считанных абзацев во всех дошедших до нас текстов. Зато об Оракуле из Дельф писали тома и тома, складывающиеся в немалую по тем временам библиотеку. И писали о ней все, кого мы привыкли уважать, - Геродот, Еврипид, Софокл, Аристотель, Пиндар, Ксенофонт, Диодор, Страбон, Плутарх, Юстиниан, Овидий, Лукан, Климент Александрийский, от самой глубочайшей древности и до раннего христианства. Сфера распространения пифических книг тоже не поддается учету или хотя бы приблизительной оценке. Даже в библиотеке нашего Иоанна Грозного было несколько томов, наполненных предсказаниями Пифии, сейчас это специалисты установили со всем авторитетом исторической науки (этого в книге нет, но рецензент знает это достоверно). А уж по всей средневековой Европе эти книги составляли едва ли не "золотую" полку любой светской библиотеки или даже не вполне светского собраний книг, и люди продолжали их читать, несмотря на все запреты и гонения, которым христианство подвергало эту языческую традицию! Авторитет Пифии был чрезвычайно высок, он был непререкаем и не обсуждаем, в отличии от многих авторов того времени, почитаемых ныне, и как бы служащих для историков основой науки.

Далее автор дает разработку мнений о Пифии, начиная с древних времен, что складывается в любопытную картинку жизни эллинистического общества. Например, знаменитый богатством царь Крез перебрал всех оракулов современного ему мира, выбрал семерых, и разослал к ним гонцов с заданием - в условленный день и час они должны были предложить им простой вопрос: "Что царь делает ныне?" И победителем оказался Оракул Дельфийский, сказав, что царь на берегу моря варит в котле моллюсков. А Крез, по преданию, действительно варил на берегу моря супец, чего не могли знать даже сами гонцы. Второе место в этом рейтинговом списке далеко отстояло от видения Пифии.

И вот рассказав нам наиболее "ударные" и известные мнения о Пифии, пересказав весьма содержательно чуть не всю ее историю, рассказав о самом таинстве предсказаний, в котором важнейшее место занимает то условие, что Пифия сидела на треножнике и вдыхала какие-то пары, которые исходили из плиты, на которой находился храм Аполлона, впадала в транс, и потому "соединялась" со светоносным богом, обретая дар пророчества, автор приходит к рассказу, когда позитивистская наука послеренессансного периода вдруг стала весьма сомневаться в Оракуле. Причина была простой - остатки основания храма не были найдены. И уж тем более сомнения окрепли, когда в последней трети XIX века археология заинтересовалась этой проблемой, и археологи из Франции и Америки раскопали древние Дельфы, которые к тому времени, конечно, уже окончательно захирели и превратились в крошечный поселок под названием Кастри, они... Не обнаружили почти ничего, оставшегося от храма Аполлона. А кроме того - и это самое главное - не было никаких трещин или трубопроводов, ?поставляющих? на поверхность какой-либо газ, вызывающий транс.

И сразу ученые поставили под сомнение и сам авторитет Пифии, и ту часть известной истории, которая касалась Дельфийского Оракула. Ее стали считать блестящим блефом или ошибкой истории, не более, если не прямым надувательством служительниц храма.

Только в девяностые годы XX века в Португалии встретились два человека, голландец де Бор и американец Джон Хейл, где археолог Хейл раскапывал какой-то из древних замков, вернее, конечно, культурные слои по обочине замковых строений. Они разговорились, автор почти художественно расписывает, как они сидели, любуясь закатом и попивая вино, и как зашел разговор о Дельфах... А потом было открытие, которое, по мнению автора, является едва ли не самой любопытной археологической находкой последних десятилетий, потому что геолог по образованию де Бор с Хейлом отправились на Парнас, и нашли там известняковую плиту, на которой стоял некогда храм, которая оказалась... нефтенасыщенной. То есть, пары легких углеводородов, по мнению ученых, и послужили тем самым "оракульным" газом, о которых писали все древние классики, и который обладает способность попросту просачиваться через рыхлый известняк. Автор убеждает в этом читателя, немало страниц посвятив даже обсуждению формул простой органики, рассказывая об их воздействии на сознание человека, и о прочем, что потребовалось, чтобы доказать, что легенда о Пифии - не ложь, не обман доверчивых эллинов, а правда. Спасая таким образом, и честь, и авторитет Пифии. Заключительные строки книги посвящены реакции научной общественности на это открытие, датируемое уже началом нашего тысячелетия.

Как уже было заявлено, книга читается на одном дыхании. Вот только рассматривает она уж очень специфический пласт истории, археологии и геологии. Зато в пользу книги, в пользу ее познавательного заряда следует отметить отменный аппарат, и даже весьма тонко составленную хронологическую таблицу Пифии, и неплохой, хотя и весьма краткий справочник в конце книги, объясняющий и основных персонажей греко-римской истории, рассматривающих Оракула, и термины, используемые автором. Также осторожно следует отнестись к американскому "ура-патриотизму", имеющемуся в книге, который, разумеется, раздражает.

И все же, книга очень хороша, она умна, невелика, очень плотная в изложении, и "широка" в том впечатлении, которое оставляет, главным образом из-за свободной, почти художественной манеры повествования, которая, нечасто встречается у нас в научно-популярных книжках.

НЕОБХОДИМЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА ЗАПАДЕ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

На постсоветском пространстве легитимные принципиальные изменения по статусу, территории, границам бывших советских республик может принимать исключительно Россия (либо сама, либо с её официального со...