рецензия 03: Роберт Темпл Внемир (Нижнемир)

3 408

Автор является культурологом в несколько специфическом для нас понимании, рассматривая древние, включая античность и китаистику, культурные воззрения и связи. К тому же, он написал несколько книг, ставших, по утверждению издателя, интернациональными бестселлерами, т.е., он не новичок в написании широкомасштабных и крупных научно-популярных произведений, охватывающих широкий спектр древней истории. Но такие книги на Западе, если они сколько-нибудь толково написаны, обречены и на переводы в разных странах (поскольку касаются многих стран), и на долговременную популярность.

Книга разбита на две не совсем равные доли, первая рассматривает эллинскую традицию предсказаний будущего, вторая - китайскую традицию, главным образом "Книгу Перемен", получившую еще название И-Цзин, с очень большим объемом трактовок самого автора, его толкований и выводов по приведенному материалу. Также, хочется отметить огромный аппарат книги, не всегда уместный, потому что рассматриваются, в общем-то, известные вещи, но любопытный и методически точно оформленный.

В первой части автор пишет о двух основных традициях эллинов по предсказаниям, о Дельфийском Оракуле и гадании на внутренностях жертвенных животных, хотя и не совсем. Он вполне подробно рассматривает гадания авгуров, гадания, которые по его представлению, происходили чуть ли не при каждом забое скота чуть не в любой эллинской деревне, хотя, конечно, такие "бытовые" попытки имели значение только по аналогии с "высоким" искусством провозвестников, занимающихся этим профессионально, гадания по самым разным знакам и гадания по знамениям, что имеет в культурном плане большую разницу.

Но ранее всего, может быть, несоразмерно большой материал автор уделяет недавно открытому катакомбному сооружению на берегу залива Поццуоли, который является западной частью Неаполитанского залива. Он утверждает, что тут еще в доримские времена, у этрусков существовал так называемой вход в Нижний мир, в ад, и якобы, даже Данте описывает именно путешествие к этому Оракулу Кумы (другое название этого древнего храмового комплекса), получившего уже в Риме название Оракул Мертвых. В книге имеется отлично выполненная вкладка цветных фотографий комплекса, которые автор с женой облазил до подземного ручья, который он называет Стиксом. И вот тут имеется первое несоответствие, которое рецензент заметил в книге, по словам самого автора, римляне запретили этот культ, и даже замуровали вход в подземный лабиринт, но если его посещал Данте, тогда... Разъяснение этого несоответствия в книге приводится явно нелогично.

Далее автор разъясняет то значение, которое люди античности придавали гаданию будущего, даже называет предсказателей неким "теневым" правительством, определяющим не только проблемы мира и войны, но и влияющим на текущую политику в целом. И утверждает, что без понимания значения гадания мы не сумеем представить мироустройство древности, внутреннюю жизнь любого человека, живущего в том мире. Хотя, некоторые его догадки весьма далеки от картины той метафизики, которой, по его представлению, пользовались гадатели. Например, он утверждает, что существенную часть в эффективности предсказаний, исполняемых сетью оракулов по всей Римской империи, играли голуби, которые приносили вести из далеких краев, и оракулы объявляли их, как "увиденные" посредством вмешательства богов, а когда прибывали "человеческие" посланцы, то событие, как бы, подтверждалось документально. Но и тут рецензенту авторский комментарий кажется натянутым, поскольку известно, насколько хорошо в древнем Риме была развита голубиная почта, и это просто не могло быть "секретным оружием" жрецов, раз уж этим способом коммуникации пользовались и военные, и крупные политики.

Вторая часть, посвященная "Книге Перемен", чуть более сдержанна в трактовках самого автора, и его комментарий тут чуть более взвешенный, возможно, по той причине, что он пользуется мнениями других авторов. Вообще-то, трактовки, мнения, замечания и попытки объяснений феномена И-Цзин превосходят воображение. Ни один аспект древнекитайского мира не вызывает такого внимания к системе гаданий, как специалистов, так и просто любителей. И тут автор, кажется, просто "додает" свое мнение, которое иногда интересно, а иногда не вполне. Любопытным, хотя и спорным в высшей степени, является, например, утверждение, что шахматы были изобретены в Китае, на том основании, что даже количество клеток доски, т.е., вариантов развития – 64 полей несколько соответствует 8x8, то бишь – приходится ровнехонько по количеству "и-цзинских" гексограмм.

Далее автор увязывает И-Цзин с гаданием по священным костям, как правило, немного обработанным лопаткам быков или других крупных домашних животных, и даже показывает, как иные процессы этой обработки почти непосредственно дают изображение некоторых иероглифов. (Рецензент обязан признаться тут, что знает, едва ли полсотни еироглифов, некоторые, кстати, писал живенько и с удовольствие, например – Ци, но иногда – не мог написать ни основательной первой нижней лини-и-и… при всем своем увлечении тушевой каллиграфией).

Но главное внимание автор уделяет гексограммному изображению И-Цзин, что по его мнению, соответствует более глубоким представлениям древних китайских предсказателей о мире, чем мы подозреваем. В конце книги, он указывает, например, что шестигранник - это наиболее часто встречаемая структура в органической химии, в конструкционных решениях (действительно, треугольник или двойной треугольник - самый прочный вариант сборных соединений, но тогда почему бы не "увязать" звезду Давида с печально известным у нас в России гексогеном?), в строении пчелиного улья, и даже формациях песка в Сахаре он видит именно гексограмму...

Впрочем, следует признать, что автор в полете своей фантазии, по мнению рецензента, не вполне четко увязывает этот материал своей книги с основным - искусством древних предсказателей, которые, по-видимому, действительно умели "видеть" будущее. Возможно, это происходит из-за слабого знания рецензетом языка оригинала, а возможно, автор сам "напахал" в этих объяснениях, не очень четко прояснив свой замысел, что, скорее всего, и произошло.

В целом, следует признать, книга интересна, очень недурно написана, очень широка по привлеченному материалу и действительно неплохо научно "дооформлена". Но все же, по мнению рецензента, она отдает некоторой "бушковщиной", что заметно слишком часто. И потому может быть рекомендована для чтения только очень специфичным читалям, с некоторой "осторожностью", и лучше всего - со значительными комментариями действительно крупного «специалиста», скажем так - Вики. К тому же, следует учитывать, она трудна в чтении, и соответственно, будет весьма непроста в представлении. А потому, предположительной, для публики она может стать, и скорее всего, будет, весьма крепким орешком.

Все же еще раз должен заметить – книга хороша для тех, кто не боится широких обобщений, кому нравятся длинные нити обобщенных смыслов, и для тех, кого не страшат совершенно заумные варианты гипотез. Это – для тех, быть может, кто любит гадать смысловые кроссворды или головоломки сложнее, чем просто «научные» загадки.

КОМУ ФИЛОСОФ ИВАН ИЛЬИН ВРАГ?

      Из мухи делают слона! Как? Очень просто. Студенты РГГУ восстали и написали петицию. Летом прошлого года ученый совет Российского государственного гуманитарного унив...

Обсудить
  • Шестигранник - наиболее выгодная форма, как и сфера - минимальная площадь поверхности при максимальном объеме. Шар годится для одиночных фигур, но если надо какой-то структурой заполнить площадь, то оптимальная сотовая структура - это шестигранник. Окружности дали бы пустоты - не оптимально. Треугольники - менее эффективны по соотношению площади и сторон. Математики уже давно все знают, вопрос один - при чем тут гадание.