• РЕГИСТРАЦИЯ

Суть фанатизма

Роман Дудин
Радикальный анархист
8 августа 09:08 68 2388

Я за то чтобы вести диалог. За то, чтобы вести диалог адекватно. Чтобы признавать свои ошибки для того, чтобы иметь право требовать аналогичное от оппонента. Но есть одна деталь.

Неправые оппоненты бывают трёх пород: заведомый лжец, заблуждающийся и фанатик. лжец говорит неправду, понимает, что говорит, но продолжает говорить, потому, что ему так надо, и на вопрос «А почему бы мне не перестать?» ответ был бы «А потому, что не хочу!». Заблуждающийся пытается втирать то, во что искренне верит сам, а когда ему задашь вопрос, который ставит его в тупик, он запнётся, начнёт чесать затылок, и в конечном итоге начинает пересматривать свою позицию. Фанатик несёт ложь, искренне верит в то, что несёт, но переставать верить не собирается.

Есть люди, которые хотят жить не так, как требует совесть, а так, как им выгодно. А выгодным в этом мире чаще всего оказывается так, как невыгодно другим. Поэтому противостояние интересов закономерно, а, чтобы посильнее переть, некоторым нужно очень сильно верить, что они правы. Поэтому убеждение в своей правоте у таких происходит не из оценки ситуации, а из установки, под которую подгоняется оценка. И менять установку они не собираются, поэтому они просто придумывают себе правила, по которым они у себя должны оказываться правыми, а всё, что идёт не по этим правилам, им по боку.

Если фанатику объяснять несостоятельность его позиции, он не захочет слушать на основании того, что это не вписывается в его правила. Если ему начать доказывать несостоятельность его правил, он просто не захочет слушать. И на вопрос «А почему бы не попытаться понять оппонента?» ответ был бы тот же самый: «А потому, что не хочу!».

Породу фанатика не стоит путать ни с лжецом, ни с просто заблуждающимся – это отдельный вид оппонента со своими особенностями. Когда лжецу задашь вопрос, который ставит его в тупик, он просто поймёт, что тут нечего ловить, и пойдёт искать того, с кем есть чего. Когда заблуждающемуся задашь такой вопрос, он начнёт искать его с твоей помощью, и двинется в направлении истины. Но когда его задашь фанатику, для него это будет, как с гуся вода. И он может ответить что угодно, или просто молча продолжать делать своё дело, но признания своей неправоты от него не будет. Этим он отличается от просто заблуждающегося оппонента, который всегда заслуживает, чтобы ему протянули руку помощи, и не били лежачего в случае его поражения.

Фанатик в диалоге будет последовательно отвечать на критику и строить из себя адекватного человека только до тех пор, пока у него есть ответы. Но как только его доведут до шага, где у него ответов нет, он сразу перескочит на позицию «Я не знаю, что возразить, но всё не признаю твоей правоты, потому, что не признаю!». На вопрос «А зачем же строил из себя того, кем ты не являлся, и сразу не предупредил, что не стоит тратить на тебя время?», ответ был бы «А потому, что мне плевать на тебя!». Если ты не хочешь подстраиваться под его позицию и плясать под его мотивы, то ему плевать на твои проблемы – это часть его позиции.

Фанатик в диалоге не помнит и не видит, сколько раз ты его натыкал носом в несостоятельность его позиции; он видит только, сколько он раз тебя тыкал в несостоятельность твоей (по его правилам) и запоминает только это. Любую разумную самокритику он использует против тебя самым циничным способом. И будет это припоминать тебе всегда на протяжении всего процесса противостояния. Но если потребовать от него аналогичного, ответ будет «Иди на хрен!», поэтому самого диалога, рассчитанного на поиск истины с такими быть не может.

Спорить с фанатиками ради их переубеждения занятие неблагодарное; их можно только ставить в ситуацию, где они себя за свою неправоту будут сами же себя наказывать. И каждый раз будут получать сами за все свои попытки создать проблемы своей неправотой до тех пор, пока не исправятся. Но вот на публику иногда с ними смысл спорить есть. Ибо если этого не делать, они просто утащат за собой определённую оной часть тем, что будут говорить ложь, которую никто не будет разоблачать. Поэтому ради профилактики от распространения заразы в обществе спорить иногда ними иногда нужно. Но в таких спорах вся их беспардонность должна быть отражена зеркальным образом, чтобы самым наглядным образом показывать окружающим всю бесполезность их попыток добиться чего-то их методами. Клин можно вышибать только клином.

Радикальный анархист

Скандал! Российские учёные воруют труд Кирилла и Мефодия

Мы не раз уже становились свидетелями таких скандалов, когда какого-то научного деятеля обвиняли в плагиате, что он якобы просто взял и переписал чью-то научную работу. Это же такой мощ...

Для Соболь убийца-расчленитель Соколов «жертва репрессивной машины» - отправьте даму на лечение

Зверское убийство аспирантки Анастасии Ещенко профессором СПбГУ Олегом Соколовым определенно наделало много шума. Во-первых, из-за его жестокости (четыре выстрела, расчлененка, останки ...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Глава 16. Как общество накапливало знания

    Когда Верховная раздавала разделкам их доли, они говорили про неё, что она не умеет считать. Когда они раздавали барамукам их доли, те говорили про них то же самое. Свою политическую позицию каждая барамука при случае высказывала в адрес всех окружающих – все вокруг дураки, потому, что власть не может правильно поделить апельсины, а они не могут избр...
    22

    Глава 15. Как общество богатело

    Однажды у одной разделюки случились с Верховной какие-то разногласия. Какие именно в деталях, точно не известно, так как они происходили в узком кругу высшего класса, а барамуки его делами имели обыкновение не интересоваться. Единственное, что известно – это то, что разделюка по поводу чего-то выступала против Верховной, а та предложила ей тридцать апел...
    334

    Глава 14. Как общество процветало

    Поскольку апельсины съедались, а корки оставались, последние постепенно накапливались в большом количестве. А поскольку апельсины всем очень нравились, а корки пахли апельсинами, барамуки не спешили их выбрасывать. Они собирали их, накапливали, и наслаждались их запахом. У корок было одно очень важное достоинство: они не расходовались и не протухали (ес...
    100

    Глава 13. Как в обществе отстаивалась честь.

    Однажды барамуки сидели и скучали. Всё то у них было: и демократические права, и свободы, и образованность, и всё же чего-то не хватало. Ну или, может, наоборот: ничего-то у них не было, а хотелось, чтобы хоть что-то было – им барамукам, виднее. И вот однажды они поняли: не хватает им чести. Честь участника общества должна была стать для него тем, чт...
    332

    Глава 12. Как в обществе крепла мораль

    Поскольку официальная его идеология общества Равенства и Справедливости провозглашала честность и доброту, все его участники должны были быть ярким примером этих качеств. И таковыми они и были, независимо от того, оставались ли они простыми барамуками, или становились кем-то повыше. Мораль в каждой участнице общества была столь сильна, что она готова бы...
    368

    Глава 11. Как в обществе росло правосознание

    Поскольку Закон общества Справедливости и Равенства был так устроен, что одна его трактовка приводила к одному результату, а другая – к другому, то все его участники научились понимать, что правды в этой жизни бывает две: выгодная и невыгодная. И даже если чужая правда ничуть не менее логичная и последовательная, это был ещё не повод её признавать. Ибо,...
    620

    Глава 10. Как в обществе установилось взаимопонимание

    Однажды между тремя образованными барамуками состоялся очень серьёзный кухонный разговор. Речь шла, как всегда, о политике. Ибо политика – самая серьёзная тема в обществе, а образованные барамуки всегда разговаривают на серьёзные темы, и признаком хорошего тона у них считается вести разговоры именно на кухнях. У каждой была своя точка зрения, ибо настоя...
    845

    Глава 9. Как в обществе завершилось обучение

    После завершения продолженного обучения его можно было продолжить ещё раз и поступить на курсы, где учили считать до ста. Называлось оно законченное обучение. На законченном обучении готовились по несколько иной программе, чем та, которая была на предыдущих. По этой программе им доводилось решать задачи по распределению долек на практике. Т.е., работать...
    1047

    Глава 8. Как в обществе продолжилось обучение

    После завершения обязательного обучения его можно было добровольно продолжить, поступив на курс дополнительного обучения, где учили считать до тридцати. А после этого на следующий курс, где уже учили считать и дальше. И на каждом курсе шло ещё более углублённое изучение пониматики. Называлось это обучение продолженным.Поступить на курс продолженного обу...
    1333

    Глава 7. Как в обществе появилось обучение

    Однажды Верховной надоело, что Умеющая Считать до Бесконечности постоянно попрекает участников общества, что они не грамотные, и она решила с этим покончить. Теперь члены настоящего демократического правового Общества должны быть не только полноправными и свободными, но и грамотными. Так была учреждена система обязательного обучения.Поскольку по Закону ...
    1487

    Глава 6. Как в обществе сформировался демократический язык

    Когда в правовом Обществе окончательно устоялось разделение на классы, имеющее разное отношение к распределению апельсинов, в нём как-то сами собой появились слова, эти классы обозначающие. Умеющие считать до трёх обезьяны назывались барамуками, до тридцати – разделюками, а Умеющая считать до Ста называлась просто: Верховная. Верховная получи...
    3019

    Глава 5. Как в обществе появилась оппозиция

    Однажды, одна из уполномоченных разделять десяток заявила: «Сначала мне мои пятьдесят апельсинов на мой десяток, а потом, делите, как хотите!» Красноречиво изложив эту программу своему десятку, она быстро заручилась его полной поддержкой. Так же ещё с ней, в принципе, была согласна её коллега из соседнего десятка, но только с одной небольшой оговоркой: ...
    3190

    Глава 4. Как в обществе состоялась революция

    Однажды вдруг выяснилось, что участников общества обманывают, и что терпеть это дальше нельзя. И, как оказалось, они всегда об этом знали, просто никак не находилось того, кто бы наконец сказал вслух то, о чём все думают. И вот наконец такая обезьяна нашлась, и все сразу поняли, что надо делать. А дело было так. С того самого момента, как Общество Сп...
    3224

    Особенности классической охоты на ведьм

    Продолжение темы, начатой тут, рассчитано на прочтение сначала. Что есть охота на ведьм? Для кого-то это борьба со злом, мешающим жить всему честному и праведному, которое обязательно надо искоренить. А для кого-то это что-то ненаучное, недоказанное, придуманное, и не имеющее актуальности ни для кого, кроме самых упёртых апофеников. Но навязываемое и...
    3459

    Глава 3. Как общество стало правовым.

    Однажды обезьянам снова потребовалось разделить апельсины. Всё было почти так же, как и в прошлый раз, только состав общества был чуть-чуть другой, только состав общества был чуть-чуть другой, и на этот раз в него попала Умеющая Считать до Бесконечности. Потребовалось снова провести голосование, и по этому случаю Умеющая Считать до Ста переработ...
    3444

    Глава 2. Как общество развивалось

    Однажды обезьянам потребовалось делить апельсины опять. Только на сей раз апельсинов было не десять, а сто, и обезьян было ровно столько же. И умеющей считать до ста была только одна, и ещё девять могли кое-как тридцати, а оставшиеся девяносто всё так же умели считать только до трёх, как и в прошлой истории. Умеющая Считать до Ста достала лист с законо...
    3536

    Глава 1. Как возникло демократическое общество

    Однажды десять обезьян делили десять апельсинов. С арифметикой у них было по-разному, поэтому в решении задачи возникли разногласия. Трое предлагали каждому по одному, ещё трое по два, и ещё трое по три, а одна сидела и молчала. Больше трёх никто не предлагал, ибо других чисел не знали, но некоторые заявляли, что если выдавать только по три, то лишн...
    4016

    Культ действия

    1. Исходные вопросы Бывают задачи, в которых единственно правильный ответ условиями задан уже изначально, а есть такие, в которых возможных ответов может быть сколько угодно. Например, в задаче икс плюс один равно два понятно, что икс может быть равен только одному; а вот в задаче икс плюс игрек равно десять он может быть равен чему угодно. Ещё бы...
    3968

    Между адом и раем

    В дежурном значении понятие «ад» означает место, в которое ни в коем случае не рекомендуется попадать. И если в качестве примера потребовалось бы указать реальную среду, то я привёл бы поверхность Венеры, пребывание на которой не совместимо с условиями нашего существования. Атмосферное давление почти в сто раз выше земного, температура, способная пл...
    4437

    Что такое не дурак?

    Что такое не дурак? Вариантов очень много. Образно основные можно разложить так. Представьте, что вы изобрели круглое колесо там, где все до этого ездят на квадратных. И где в телегу приходится запрягать лишнюю лошадь, потому, что такие телеги очень трудно возить. И где у телег очень мощные рессоры, потому, что от таких колёс тряска получается слишк...
    5136
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика