• РЕГИСТРАЦИЯ

Фактор конформизма

Роман Дудин
Радикальный анархист
9 августа 11:33 30 1839

1. Конформистское понимание

Есть два вида людей: одни идут туда, куда им надо, другие туда, куда надо всем. Последние называются конформисты. Конформистам проще подстроиться под движения, задаваемые большинством, чем искать что-то своё, индивидуальное. Конформистов обычно большинство (а в сложных вопросах подавляющее большинство), и это играет соответствующую роль в определении обществом направления своего развития.

Конформисты всегда стараются плыть по течению, и потому приплывают туда, куда оно несёт. Это значит, что если общество идёт правильным путём, то и они автоматически получат то, что оно заслуживает, а если оно идёт неправильным, то и они заслужат то, что оно выбрало. Конформисты будут вести себя порядочно, если попадут в соответствующую волну, и искренне возмущаться поведению тех, кто пойдёт против сформировавшихся устоев. И они будут вести себя также непорядочно, если попадают в другую волну, и будут искренне удивляться – разве должно быть в жизни как-то иначе?

Конформистской натуре сопутствует одна особенность: в своём осмыслении вещей они не любят копать глубоко. Они предпочитают довольствоваться тем, что лежит на поверхности, тянусь к чему-то понятному и не требующему серьёзного напряжения. И если в каких-то вопросах понимание истины требует глубокого анализа, они останутся в заблуждениях, если только само только общество принудительно не будет толкать их на правильный путь. А если общество будет грамотно и успешно толкать их на неправильный, а кто-то будет пытаться их перенаправить, они будут спрашивать: «Ну зачем тебе это всё надо? Ну ведь есть же общепринятый путь, по которому все идут, ну зачем изобретать что-то ещё? Ну почему тебе не идётся, как всем, и зачем нам должно быть всё это нужно – ну мы просто не понимаем!».

Там, где в адекватном обществе понимание вещей будет построено на правильных объяснениях, в неадекватном понимание вещей будет построено на подгонке оных, но, если основную его массу составляют конформисты, их всё будет вполне устраивать. Неспособность отличать истинные объяснения от подгонки потянется от анализировать анализировать основания базовых понятий. Некоторым конформистам можно рассказать теорию стояния Земли на трёх слонах, и они её примут. Потому, что они просто не найдут вопросов, которые бы обнаруживали её несостоятельность. «Почему Земля на слонах стоит – потому, что, если она не падает вниз, значит, что-то её поддерживает. Почему на слонах – ну а кого ещё из реально известных существ можно представить более подходящим для решения такой задачи, чем очень большой слон? Могут ли быть слоны такими большими – ну уж если кто-то и может, то только слон! Почему на черепахе – ну должны же они на чём-то стоять, а чья спина более всего подходит? И почему она плавает в океане? Потому, что если бы она стояла на чём-то, то этому тоже нужно было на чём-то стоять. А океану не надо не на чём стоять, ведь он безбрежный и бездонный – какие ещё могут быть вопросы? Почему слонов именно три – потому, что на двух плоскость будет стоять неустойчиво, а четыре – уже излишне. Почему не может быть иных вариантов – а зачем творцу создавать излишне сложный мир? Почему океан не утекает – потому, что он безбрежный. Почему он не падает – потому, что бездонный. А разве так бывает – ну, значит, бывает. Почему бывает? Ну а как ещё по-другому можно это себе представить? Раз никак, значит, только так, и значит, ничего нам и не нужно…» Всё, теория прошла у конформистов проверку на приемлемость, можно намазывать на неё свою уверенность в правоте и обоснованности. В своём представлении конформисты просто не видят дыр в своих построениях, а если ответы на все нужные вопросы найдены, то что ещё нужно, чтобы признать теорию состоятельной?

Когда люди не способны понять несостоятельность принимаемой ими теории, она укрепляется в сознании общества. Они углубятся в её детали, но саму основу концепции более уже трогать не будут. Они будут спорить, какой породы слоны, тёмная или светлая у них кожа, разберут, какая порода более вынослива. Будут спрашивать, сколько лет может прожить черепаха, если она очень большая, и т.п., но им никогда не придёт в голову задать критический вопрос. Например, хотя бы такой: если вода может быть бескрайней и бездонной, то почему земля не может, и зачем тогда нужны лишние прокладки?

В неадекватно мыслящем обществе менталитет конформистов барахтается в смысловой невесомости и пытается ухватиться за вакуум, но ему этого не увидеть, потому, что это заметно лишь извне схемы мышления, в которой он находится. Таким людям можно скормить любую сказку, и они примут её за чистую монету. И их можно заставить поддерживать любой порядок, если умело подогнать к нему объяснения. Они будут верить, что всё для них хорошее, что они ценят, существует благодаря именно ему, а все, кто против каких-то положений этого порядка, для них окажутся противниками всего хорошего. И им никогда не придёт в голову проверить адекватность подгонки усвоенных ими объяснений. Потому, что этот контингент есть масса, из которой можно лепить всё, что угодно. И если надо слепить в моральном плане что-то нелепое на гране невозможности, то, если что и подойдёт для этой затеи, это конформисты. Из конформистской массы очень легко лепить, главное только не забывать никогда делать каркас. Потому, что сама по себе эта масса никакую форму держать не может, кроме формы лужи.


2. Конформистская инициатива

Основной объём объяснений об устройстве этого мира у конформистов составляют те убеждения, которые им закладываются другими людьми. Но есть определённая доля соображений, в которой они проявляют инициативу, и домысливают их сами.

Разберём на примере женщин восточного воспитания. Женщины, которых всю жизнь учат, что нельзя свои лица чужим мужчинам показывать, могут поднять визг, если это неожиданно произойдёт. Ещё бы, позор то какой: такая постыдная часть тела, как лицо, и в поле зрения постороннего субъекта противоположного пола попадает! Конечно, у восточного воспитания может быть своя философия со своими соображениями, которых западному уму не понять, но со стороны это выглядит странно: что может быть постыдного в женском лице? Чем оно неприличнее мужского?

Женщина западного воспитания своего лица не скрывает – она, наоборот, его пытается выставить напоказ, всячески перед этим его по возможности приукрасив средствами косметики. Правда, не все части тела предназначены к показу – половые органы воспитанная женщина обнажать не захочет. В этом отношении она, наоборот, готова поднять тот же самый визг от ужаса, если вдруг в результате какого-то происшествия она оказалась бы вдруг неожиданно голой среди оборачивающейся на неё толпы.

Возникает вопрос: а как бы вела себя типичная представительница общества, которое бы от рождения приучало её ходить в полной наготе, и относилось бы к этому так же спокойно, как обычное общество относится к непокрытому лицу? Наверное, красовалась бы своими прелестями, выставляя их напоказ, не упуская случая использовать их для привлечения внимания с такой же естественной непринуждённостью, с какой типичная красавица в обычном обществе рада показать своё лицо. Ведь женщине же естественно заботиться о своей привлекательности?

Если бы общество так же спокойно относилось к полной наготе, как западное общество к открытому лицу, то типичному представителю нашего общества это показалось бы так же непонятным и возмутительным, как представителю восточного кажется непокрытое лицо женщины. И тогда кто-то назвал бы это аморальным в абсолюте. А кто-то, наоборот, сказал бы, что это как раз морально и правильно, а ненормально всё остальное. А кто-то, наверное, сказал бы, что аморальны обе крайности, а золотая середина между этим (что-то вроде нашего общества) – как раз то, что нужно. Но такого же не может быть, чтобы правы были все сторонники взаимоисключающих позиций. А стало быть, все должны признать, что есть позиции, где, если воспитание к чему-то приучает, то это большинству людей будет казаться нормальным, независимо от того, есть этому какие-то объективные основания, или они все сплошь в головах субъектов.

Давайте проанализируем: а как происходит воспитание девочки в обычном обществе? Каждой из них дотошно объясняют, что постыдного в её половых органах, и почему нельзя выставлять их напоказ? Ну, кому-то может и объясняют, а кому-то и объяснять ничего не нужно – просто ходи в одежде, как все, и привыкай вести себя так же, как все. Привыкай знать, что это постыдно, а почему постыдно, объяснения простые: «…ну как почему? Ну это же позор какой! Это ж надо понимать!», и человек сам найдёт какие-то объяснения и соответствующие чувства, которые подразумевались, а может, придумает ещё и свои какие-то объяснения.

Далее вопрос: а что происходит в случае восточного воспитания: всем девочкам объясняют методом научной диалектики, что постыдного в их лице, или просто приучают самих «всё понимать» посредством слов «Не смей!», «Это же позор какой», и т.п.? Вот если последнее (ну хотя бы иногда), то получается, факт, что одними только этими словами можно заставить «понимать» что угодно, в т.ч. такие вещи, которые могут быть ничем не необоснованны.

Аналогичным образом обстоит и ситуация с политическим воспитанием народной массы: иногда, чтобы вложить людям в голову какую-то идею, нужно методично внушать целую кучу последовательно проводимых утверждений. А в некоторых моментах и объяснять ничего не нужно; достаточно использовать простые фразы типа «Большой Брат – на Великий благодетель, и не смей говорить о нём плохо, потому, что это ж предательство то какое – это нужно понимать!», и всё – человек сам будет придумывать недостающие объяснения. И если он конформист, он не будет мыслить радикально; он будет мыслить исключительно в рамках колеи, в которую направили его мышление.

Главный плюс управления конформистами посредством их собственной инициативы в том, что сама идейная платформа внушаемой позиции может быть вся насквозь противоречива и несостоятельна, но, когда человек будет придумывать свои объяснения сам, он будет подбирать их до тех пор, пока не найдёт такие, которые все противоречия для него пригладят. И каждый будет подобрать свои объяснения, и у каждого они могут быть такие, которые у другого бы не прокатили, но именно его самого устраивают, и вся противоречивая концепция будет уложена в головы народной массы так, что каждый смотрит на неё под таким ракурсом, с которого он противоречивости её не видит.

При грамотном управлении конформистской инициативой толпе можно бросать голословные заявления, и она их будет «понимать» и проглатывать, подстраивая недостающие объяснения самостоятельно. И конформисты не будут между собой согласовывать свои представления, чтобы сверять и пересматривать, так же, как обычным людям не приходит в голову обсуждать с каждым тему, почему неприлично на людях показывать свои половые органы. А если случайно и обнаружится несовпадение объяснений, используемых одними и другими из них, то начнут спорить между собой, что «Твои объяснения неправильны, правильны мои!». И спор о том, что «Тебе надо бросить свои объяснения и принять мои», будет, но спора о том, что надо пересмотреть общую платформу, под которую они подводятся, не будет. Конформисты таких споров не ведут.


Радикальный анархист

В переводе с Сороса на русский

Джордж Сорос, известный финансист, которому неоднократно выдвигали обвинения в спонсировании терроризма, дал большое интервью немецкому изданию Cicero, в котором рассказал о том, ...

Эта "элита" трясется от страха

Либеральная общественность опубликовала письмо в поддержку русофоба из ВШЭ Г.ГусейноваПисатели, переводчики, поэты и журналисты - члены ассоциации «Свободное слово», выступили с открытым письмом в защ...

Что лично у меня украл Путин?

А я отвечу — скрывать то нечего: — у меня он украл свалки использованных шприцев у подъезда, попутно спёр с десяток сторчавщихся знакомцев… — ещё украл спирт Рояль, круглосуточно продававший...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Глава 25. Как общество вело информационную войну

    /доработанная версия/ Потери в бою обоих обществ были столь существенны, что даже по прошествии долгого времени о них ещё продолжали вспоминать так, как будто это произошло совсем недавно. По поводу произошедшего ещё было сделано очень много официальных и неофициальных заявлений, написано много историй, и высказано много различных мнений. Было проведено ...
    89

    Глава 24. Как общество вело информационную войну

    Потери в бою обоих обществ были столь существенны, что даже по прошествии долгого времени о них ещё продолжали вспоминать так, как будто это произошло совсем недавно. По поводу произошедшего ещё было сделано очень много официальных и неофициальных заявлений, написано много историй, и высказано много различных мнений. Было проведено много разбирательств,...
    120

    Глава 23. Как общество стало Великим

    Когда Верховная Общества Справедливости и Равенства вернулась восвояси, она была в замешательстве. Первым делом нужно было посчитать собранные апельсины, и подумать, как обратить в свою пользу создавшуюся проблему, ибо настоящий лидер из любой проблемы всегда должен уметь извлекать пользу. То, что апельсинов они успели собрать меньше, чем противники, бы...
    129

    Глава 22. Как появились межобщественное право

    Однажды оказалось, что общество Справедливости и Равенства не единственное, кто занимается делением апельсинов. Обнаружилось ещё одно общество, в котором тоже сто обезьян делит между собой сто апельсинов. И что оно тоже имеет закон, согласно которому каждая обезьяна имеет право на пять штук, что ещё раз подтверждало, что пять – самое правильное число. И...
    97

    Глава 21. Как в обществе зародилась духовность

    Однажды барамуки сидели, и скучали. Умеющая же Считать до Бесконечности в то время сидела и создавала какую-то теорию. Не зная, чем себя развлечь, барамуки пошли к ней и изобразили интерес:– Да что же ты там такого всё пишешь-то? – Я работаю над вопросом, почему мир устроен так, как устроен. – ответила она, – Например: почему в нашем обществе всегда ров...
    665

    Глава 20. Как в обществе появилась вера

    Поскольку в настоящем демократическом обществе каждому его участнику присуще иметь своё мнение, общество Справедливости и Равенства отличалось их разнообразием. Одни его участники привыкли к тому, что никогда не получают обещанных пяти апельсинов; другие же наоборот, верили, что в этот раз обязательно всё получится. Популярным это ожидание стало после т...
    1808

    Глава 19. Как в обществе появилась Служба Демократической Безопасности

    С тех пор, как с воровством в обществе Справедливости и Равенства было покончено, отношение его участников к Верховной изменилось. Одни по-прежнему продолжали кричать, что она не умеет считать, другие же стали заявлять, что она самая умная и достойная, и молиться на то, чтобы её власть всегда была сильная и крепкая. Так в оппозицию оппозиционерам среди ...
    1659

    Глава 18. Как общество боролось с воровством

    Однажды Умеющая Считать создала теорию, согласно которой каждой обезьяне требуется для полноценного питания получать один апельсин за раз. Если же их потреблять больше, то апельсины приедаются, становятся невкусными, и даже могут вызывать отвращение, и потому, согласно её теории, смысла в объедании ими особого нет. Поэтому каждой обезьяне для полного сч...
    1929

    Глава 17. Как в обществе возникло правосудие

    Несмотря на то, что в теории Закон демократического общества был гарантом справедливости, на практике достичь такого положения никак не удавалось. И даже если любое ответственное лицо действовало по закону, это совсем не гарантировало ему не только справедливости, но и даже иногда и безопасности.Например: выдавала Верховная разделюкам по пять апельсинов...
    2003

    Глава 16. Как общество набиралось знаний

    Когда Верховная раздавала разделкам их доли, они говорили про неё, что она не умеет считать. Когда они раздавали барамукам их доли, те говорили про них то же самое. Свою политическую позицию каждая барамука при случае высказывала в адрес всех окружающих: все вокруг дураки, потому, что власть не может правильно поделить апельсины, а остальные не могут...
    1897

    Глава 15. Как общество богатело

    Однажды у одной разделюки случились с Верховной какие-то разногласия. Какие именно в деталях, точно не известно, так как они происходили в узком кругу высшего класса, а барамуки его делами имели обыкновение не интересоваться. Единственное, что известно – это то, что разделюка по поводу чего-то выступала против Верховной, а та предложила ей тридцать апел...
    2292

    Глава 14. Как общество процветало

    Поскольку апельсины съедались, а корки оставались, последние постепенно накапливались в большом количестве. А поскольку апельсины всем очень нравились, а корки пахли апельсинами, барамуки не спешили их выбрасывать. Они собирали их, накапливали, и наслаждались их запахом. У корок было одно очень важное достоинство: они не расходовались и не протухали (ес...
    2052

    Глава 13. Как в обществе отстаивалась честь.

    Однажды барамуки сидели и скучали. Всё то у них было: и демократические права, и свободы, и образованность, и всё же чего-то не хватало. Ну или, может, наоборот: ничего-то у них не было, а хотелось, чтобы хоть что-то было – им барамукам, виднее. И вот однажды они поняли: не хватает им чести. Честь участника общества должна была стать для него тем, чт...
    2546

    Глава 12. Как в обществе крепла мораль

    Поскольку официальная его идеология общества Равенства и Справедливости провозглашала честность и доброту, все его участники должны были быть ярким примером этих качеств. И таковыми они и были, независимо от того, оставались ли они простыми барамуками, или становились кем-то повыше. Мораль в каждой участнице общества была столь сильна, что она готова бы...
    2425

    Глава 11. Как в обществе росло правосознание

    Поскольку Закон общества Справедливости и Равенства был так устроен, что одна его трактовка приводила к одному результату, а другая – к другому, то все его участники научились понимать, что правды в этой жизни бывает две: выгодная и невыгодная. И даже если чужая правда ничуть не менее логичная и последовательная, это был ещё не повод её признавать. Ибо,...
    2522

    Глава 10. Как в обществе установилось взаимопонимание

    Однажды между тремя образованными барамуками состоялся очень серьёзный кухонный разговор. Речь шла, как всегда, о политике. Ибо политика – самая серьёзная тема в обществе, а образованные барамуки всегда разговаривают на серьёзные темы, и признаком хорошего тона у них считается вести разговоры именно на кухнях. У каждой была своя точка зрения, ибо настоя...
    2393

    Глава 9. Как в обществе завершилось обучение

    После завершения продолженного обучения его можно было продолжить ещё раз и поступить на курсы, где учили считать до ста. Называлось оно законченное обучение. На законченном обучении готовились по несколько иной программе, чем та, которая была на предыдущих. По этой программе им доводилось решать задачи по распределению долек на практике. Т.е., работать...
    2659

    Глава 8. Как в обществе продолжилось обучение

    После завершения обязательного обучения его можно было добровольно продолжить, поступив на курс дополнительного обучения, где учили считать до тридцати. А после этого на следующий курс, где уже учили считать и дальше. И на каждом курсе шло ещё более углублённое изучение пониматики. Называлось это обучение продолженным.Поступить на курс продолженного обу...
    2617

    Глава 7. Как в обществе появилось обучение

    Однажды Верховной надоело, что Умеющая Считать до Бесконечности постоянно попрекает участников общества, что они не грамотные, и она решила с этим покончить. Теперь члены настоящего демократического правового Общества должны быть не только полноправными и свободными, но и грамотными. Так была учреждена система обязательного обучения.Поскольку по Закону ...
    2804

    Глава 6. Как в обществе сформировался демократический язык

    Когда в правовом Обществе окончательно устоялось разделение на классы, имеющее разное отношение к распределению апельсинов, в нём как-то сами собой появились слова, эти классы обозначающие. Умеющие считать до трёх обезьяны назывались барамуками, до тридцати – разделюками, а Умеющая считать до Ста называлась просто: Верховная. Верховная получи...
    3839
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика