Часть 3. Нюансы понимания

4 539

Продолжение темы, начатой тут, рассчитано на чтение сначала.

§1. Мракобес и тонкости понимания

Мракобесы бывают понимающими дело непосредственно и опосредствованно. Первые умудряются обходиться без каких-либо оснований. Достигается это тем, что мракобес просто ровняется на ситуации, в которых понимание в логических доводах не нуждается.

Например, допустим, увлекается кто-то каким-то направлением в музыке – он может говорить про это: «Тут надо понимать…». Что именно понимать – смысл от эмоций и переживаний, связанных восприятием этой музыки. Методики развития этих ощущений, смысл проявлять разборчивость в каких-то составляющих этого контента, и т.п.. Почему всё это должно нравиться, меломан может логически не объяснять (это может быть на должном уровне ещё не объяснено даже учёными). Но это не означает, что эти факторы не работают, и что разговоры о таком понимании не имеют места быть. Мракобес своё понимание дела строит с оглядкой на примерно такие случаи, только лезет он со своим пониманием туда, где сначала должны быть доказательства, а потом утверждения.

Если учёный изучает пятна на Солнце, он говорит: «Тут надо понимать…» (в данном случае речь идёт о понимании, построенном на доказательствах, без которых никакое видение дела не имеет права и пониманием называться). Мракобес этому формату понимания противопоставляет свой: он «понимает» смысл от эмоций и переживаний, связанных с отстаиванием идеи, что Солнце «чисто». И когда он противопоставляет концепции просветителя свою концепцию, он начинает войну форматов. Поэтому, если просветитель заявляет, что оппонент ничего не понимает, он подкрепляет это объяснениями того, чего именно тот не понимает; мракобес свои заявления либо ничем не подкрепляет, либо подкрепляет таким, что «понятно» только ему.

Мракобес может подразумевать: «У тебя своё право называть что-то пониманием, а у меня своё. И в твоём понимании доводы делятся на слабые и сильные, и в моём тоже. И если бы я слабо верил в свои чувства, то это был бы слабый довод, но поскольку я верю сильно-сильно, то это довод самый сильный. И мои самые сильные доводы настолько сильные, что мой самый сильный довод бьёт твой самый сильный довод – я это точно знаю, потому, я это чувствую!». В такой форме мракобес может вести противостояние, где вес его доводов – как сумма денег в его собственной валюте, курс для которой он определяет сам. И как одно государство может назначить свой внутренний курс для обмена валюты другого, а другое свой, так и мракобес сам решает, какой курс соотношения противопоставляемых сторонами друг другу доводов назначить. И принимает для себя чужие доводы по своему курсу. Вот только обеспечена его валюта одним только лишь им признаваемым пониманием.

§2. Мракобес и внутренний мир

Сумбурность и не связанность мышления для мракобеса с непосредственным пониманием в норме вещей. Если просветитель выстраивает общую систему понимания законов этого мира, где все положения пытается увязать между собой, то у мракобеса разные области понимания этого не требуют – они сами могут между собой находиться в состоянии войны форматов.

Если просветитель найдёт на Солнце пятна, он будет искать этому какие-то объяснения в соответствии с остальными своими знаниями. Он предположит, что в веществе, из которого оно состоит, есть какие-то сгустки, через которые свет проходит хуже. И что случайную форму вместо правильной геометрической эти сгустки имеют, видимо, потому, что в природе всё может иметь такую форму: и берега суши, и брызги воды, и облака на небе. И объяснив одно, он продвинется в объяснении и другого.

У мракобеса мышление построено по-другому. Вода, суша и воздух на земле – это одна тема, и тут свой формат логики, а Солнце – это совсем другой формат, и там всё совсем по-другому. Там всё таинственно-свято и запретно-необъяснимо. Но при этом, конечно же, упорядоченно и идеально. И почему это так, объяснять не нужно, но, если в осмыслении каких-то вопросов одно будет противоречить другому, надо отключить один формат логики и загрузить другой. Приоритет должно иметь (конечно же) необъяснимо-священное перед объяснимо-естественным. Почему – «Ну как почему? Это же надо понимать!», и на подобный манер выстраиваются все ключевые положения мракобесов.

В понимании мракобеса нет общей структуры, в которой одно следует на основе другого. У него все положения сами по себе, и они не стоят на земле, а подвешены в воздухе. А между ними смысловая пропасть, которая амортизирует на себе все попытки подобраться к ним, чтобы проверить их и оспорить. А фундамент для них не логические основания, а «понимание», «веские доводы», «истинные документы», регалии-печати-вензеля, и излучаемая этим во все стороны святость.

§3. Мракобес и последовательность

У мракобеса с опосредствованным пониманиям всё сложнее: структура построений есть, только она идёт в обратном порядке. Если для просветителя сначала идёт необходимость найти истину, затем поиск, затем проверка, и затем только уверенность в выводах, то у мракобеса сначала идёт уверенность, а затем всё остальное. Т.е., сначала идёт выбор позиции, которая ему нравится, потом уверенность, что она не может быть ошибочной, потом установка не менять оную ни при каких обстоятельствах, на базе этого оправдывается отсутствие проверок и критики, и на базе этого снова уверенность.

На отсутствии критики строится отсутствие сомнений, на нём опять же уверенность, и она же заставляет принимать за чистую монету любые доводы в пользу своей позиции, и не сомневаться в их состоятельности. Доводы же в пользу позиции противника мракобесом либо не рассматриваются вообще, либо рассматриваются из установки, что они несомненно ошибочные. И потому уверенно ищутся предлоги на них нападать, и ищутся с такой принципиальностью, с какой только может их искать человек, точно уверенный, что они есть, и что что-то из попавшегося ему под руку обязательно ими является.

Опровержения доводам оппонента ищутся до тех пор, пока что-то воспринимающееся состоятельным не находится. Воспринимается состоятельным опять же на основе уверенности, что оно должно быть таковым. Своим же доводам мракобес находит подтверждения, на которые смотрит через установку «правда в них обязательно должна быть, осталось лишь её суметь увидеть». А убеждение в своей правоте работает на её «видение» примерно так же, как эффект плацебо работает на ощущение облегчения. И когда мракобес уверен в своей правоте, он умудряется её видеть и ощущать так, как без уверенности он бы этого просто не смог бы. А на базе этих ощущений строятся оправдания той политике, которую он ведёт.

§4. Мракобес и дисциплина

Ощущением своей правоты у мракобеса оправдывается желание верить только тем фактам, которые ведут к нужным ему выводам, и желание искать факты только в выгодном направлении. На этом строится требование изучать ту литературу, которая работает источником материала для всего этого. Таким образом накапливается база фактов и трактовок в пользу занимаемой позиции.

С высоты полученной «базы знаний» строится позиция, согласно которой тот, кто должного объёма оных не имеет – неуч и ничего не знает. На этом опять же строится нежелание прислушиваться к доводам оппонента, и всё это снова работает на уверенность.

Если построение выводов требует поэтапности, то мракобес будет последовательно переходить от одного этапа к другому, но основной принцип будет сохранён. И спекулируя последовательностью построения выводов, будет загонять конечный результат туда, куда ему нужно.

Например: сначала идёт «На Солнце пятен быть не может, потому, что в священной книге написано, что Солнце чисто». Дальше будет что-то вроде «Тот, кто это написал – праведник», значит «…он не мог врать и заблуждаться», отсюда и «…значит, преследования тех, кто говорит про пятна на Солнце, вызвано не страхом разоблачения, а другими причинами». Дальше начинается поиск других причин, и что-то обязательно находится.

Например: «…вот что написано о жизни нужного нам праведника: он делал такие-то и такие-то добрые дела, принимал такие-то мудрые решения, и всем от них было так и сяк хорошо». Вот для мракобеса и доказательства правдивости его убеждений: разве принимающий такие мудрые решения напишет в книге глупость? Этого ему должно быть достаточно, но, если вдруг нет, тогда изучение продолжается. Находятся ещё факты и ещё свидетельства о мудрости того человека, который писал ту книгу, и так до тех пор, пока не наберётся достаточно. Если не найдётся достаточно фактов, напрямую подтверждающих мудрость праведника, тогда их надо будет «суметь увидеть», но обычно находится – его предшественники же тоже не сидели, сложа руки.

Далее мракобес умозаключает, что если тот праведник делал добрые дела, а про пятна на солнце ничего не говорил (или отрицал их), значит, они не могут быть правдой. Значит, если мракобес сам или его сподвижники пытаются пресечь учение своих оппонентов, это не говорит о неправоте его дела. Потому, что если где и преследуют, то значит, за дело, а если где не за дело, то значит, это не правда. На базе этого доводы со ссылками на определённые факты могут просто отметаться, и не оказывать на мракобеса никакого воздействия.

Т.о., уверенность мракобеса всё время работает на поддержание всего того, что на ней строится, а последнее, в свою очередь, снова отдаёт долг уверенности. Вся эта методика образует очень строгую последовательность, которая требует куда более жёсткой дисциплины идеологии, чем та, которую использует просветитель. И здесь путь мракобеса куда более строг, чем его противник, так же, как путь трамвая, который всегда может идти только рельсам, в альтернативу вездеходу, которым может позволить себе разные маршруты.

§5. Мракобес и монополия

Если опосредствованный мракобес достаточно активен, то вся его голова постоянно под завязку заполнена материалами об истинности его позиции так, что альтернативному ходу мыслей там развернуться просто негде. И все эти материалы завязаны в сложную программу, которая работает их сохранение и накопление.

В рамках этой программы обо всех составляющих этого контента мракобес будет постоянно судачить, читать, постить и перепощивать, а для альтернативной позиции памяти будет отведено ровно столько, чтобы держать только такие её положения и только в такой форме, в какой они ему не понятны, не интересны. Плюс ещё одна строчка на выводы о том, что она безнадёжна, что просто вредна и не нужна.

§6. Мракобес и отсутствие комплексов

Удерживать понимание для себя и своих сторонников мракобесы могут только при строгом соблюдении каждым своей системы. Если её нарушить, то могут появиться всякие ненужные для них соображения, которые поведут их не в ту сторону. Поэтому к таким рассуждениям они относятся, как к сорнякам, которые нужно неустанно выпалывать. И поэтому мракобесы совершенно не стесняются говорить о тех искусственных мерах, которые необходимо предпринимать для поддержания своей уверенности и нужного им порядка в своих рядах. В отношении этого всего они занимают позицию, что это правильно и только так и нужно.

Когда просветитель требует что-то иметь в виду или сделать какие-то заключения, он объясняет, зачем это нужно, и почему логично именно это. Мракобесам в этом плане толком объяснять обычно нечего, и потому они просто заявляют, что надо думать так-то и так-то, добавляя, что «кто не с нами, тот против нас» (и повторяют весьма стабильно и настойчиво). Отсутствие более состоятельных объяснений их не озадачивает, и выпячивать своё голословие в своих политзанятиях они так же не стесняются, как кот не стесняется на публике вылизывать своё хозяйство.

Продолжение там же.

Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

Обсудить
  • увлекательно.. но если задуматься то в каждом из нас есть определенная часть .. некого мракобеса или почти в каждом
  • "на Альфа Центавра пятна есть - это другое, тут понимать надо" :joy: