Как придумать музей Холокоста

9 702

Как придумать музей о событии, которое по этическим причинам невозможно воспроизвести? Нужно ли думать о чувствах посетителя, или его не стоит жалеть? Должны ли музеи Холокоста рассказывать только о зверствах со стороны нацистов, или эта картина должна быть дополнена описанием поведения местных жителей? Рассказываем об опыте создания семи самых выдающихся музеев в разных городах и странах.

Чем дальше события Второй мировой войны уходят в прошлое, тем более заметную роль в формировании коллективной памяти о ней играют музеи и мемориалы. Они несут память о прошлом в соответствии с самыми разнообраз­ными национальными мифами и политическими идеологиями. Историк Джеймс Янг, один из ведущих исследова­телей мемориальной культуры Холокоста, пишет: 

«…Мотивы памяти не бывают абсолютно чисты. <…> Некоторые [музеи и мемориалы] выполняют традиционный еврейский завет „Помни!“, другие созданы правительством, чтобы объяснить нации ее собственное прошлое. Некоторые несут в себе образова­тель­ные функции и должны привить следующему поколению ощущение общего опыта, общности судьбы, другие призваны искупить вину, призвать к покаянию или, наоборот, служат самовозвеличиванию. Наконец, есть и те, что задуманы для привлечения туристов»  

Крупные государственные институции, такие как Яд ва-Шем в Иерусалиме, обязательный пункт визита любых официальных иностран­ных гостей Израиля, или Мемориальный музей Холокоста в Вашингтоне, один из самых посещаемых исторических музеев мира, очевидно вписывают это истори­ческое событие в матрицу важнейших национальных представлений о себе, делают его одним из центральных элементов национальной идентичности. 

Посетительница в Музее Холокоста в Яд ва-Шеме. 2018 год© Gary Todd / Public domain

Музеи подчиняются определенным законам и ограничениям своего жанра — линейности, наглядности, дидактичности, опоре на вырванный из контекста материальный артефакт и так далее — и отзываются на теоретические дебаты относительно возможности (или невозможности) репрезентации Холокоста, которые ведутся в академической и художественной среде много лет. Возмож­на ли вообще репрезентация катастрофы   такого беспрецедентного масштаба средствами культуры, искусства или историографии? 

Сегодня большинство историков, теоретиков и критиков искусства едино­душ­ны в том, что музеефикация Холокоста требует радикально иных изобразитель­ных и концептуальных средств, чем те, которыми традиционно вооружены музейные кураторы. Философ Жан-Франсуа Лиотар сравнивал Холокост с землетрясением такой разрушительной силы, что оно уничтожило «не только жизни, здания и объекты, но и инструменты прямого и косвенного измерения землетря­сений»  . Если так, не предают ли музеи и мемориалы Холокоста благие намерения своих создателей? Ведь само их существо­вание подразуме­вает неразрывность, прочность и преемственность — истории, цивилизацион­ного и культурного процесса, национальной идентичности, — тогда как Холо­кост является землетрясением, цивилизационным разломом?

Размышления об этом и о новом языке, которого требует разговор о Холокосте, определили вектор развития его мемориа­лизации и появление новых способов сохранения памяти о нем: вместе с постепен­ным отходом от тра­дицион­ных форм появились нарративные музеи; хорошо понятные и узнаваемые фигу­ративные памятники, выполненные в символике европейского модернизма или соцреа­лизма.

Известный исследователь литературы о Холокосте Лоуренс Лангер утверждает, что послевоенная культура может говорить о нем, только признав ту огром­ную, зияю­щую дыру, которую нацистский геноцид пробил в мировой истории, в культуре и социальной ткани Европы — так называе­мое присутствие отсут­ствия  . Эта идея цивилизационной бреши стала центральной для художников и скульпторов, с 1980-х годов разрабатывавших новый изобрази­тельный язык мемориальных проектов о Холокосте. Результатом этих поисков стал феномен контрмонумента или антипа­мятника, появившийся в Германии. Вместо того чтобы заполнить отсутствие умерщвленных людей и их культуры неким пози­тивным существующим объектом, материальной формой, контрмонументы вспарывают пейзаж, нарушают его гармоничность, дестабилизируют истори­ческий нарратив, привлекая внимание к ненадежности памяти и опасности забвения, и демонстративно отказываются фиксировать смыслы и интер­претации запечатленных событий  .

Вокруг идеи негативного пространства, незаживающей раны, бередящей совесть и память, построены многие памятники. Год за годом опускав­шийся в подземную шахту и окончательно исчезнувший «Монумент против фашизма» Йохена Герца и Эстер Шалев-Герц (Гамбург, 1986–1991); утоплен­ный в «минус-пространство» невидимый фонтан Хорста Хоайзеля (Кассель, 1987); подземная библиотека с пустыми стеллажами под Бебельплац по проекту Михи Ульмана, где в мае 1933 года нацисты сжигали книги «антинемецких авторов» (Берлин, 1995); «Черная форма» Сола Левитта, посвященная исчезнувшим евреям Мюнстера (Мюнстер — Гамбург, 1989); невидимый в буквальном смысле памятник под площадью Саарбрюккенского дворца, созданный Йохеном Герцем и его студентами (Саарбрюккен, 1993); и, наконец, гигантский берлинский Мемориал жертвам Холокоста Питера Айзенмана (2005). 

В отличие от монументов музеи ограничены в концептуальных поисках и подчинены образовательной функции, собственным жанровым и институцио­нальным особенно­стям, а также целому ряду символических задач. Традиционно исторический музей — это место, в котором даже самый несведу­щий посетитель может рассчитывать на то, что он найдет «стабиль­ную», долговре­менную, надежную интерпре­тацию про­шлого, «такого, каким оно было на самом деле» (на самом деле, конечно, нет). Это прошлое исчерпывающе полно реконструи­ровано и объяснено: в традицион­ном музее невозможны двусмысленность, открытость трактовок, недосказанность или отказ от наглядности и назидательности. Как быть?

Инсталляция «Шалехет» («Листопад») Менаше Кадишмана в Еврейском музее в Берлине. 2009 год© Dominic Simpson / CC BY 2.0

Музеи Холокоста стоят перед практически невозможной задачей: они должны показы­вать, объяснять и фиксировать человеческий опыт, который вся остальная культура мыслит принципиально ускользаю­щим от понимания и воображения. Этот опыт невозможно описывать с помощью традици­онных изобразитель­ных средств и приемов, с которыми работают музейные кура­торы, — ведь это те самые «инструменты для измерения силы подземного толчка», об уничтожении которых говорит Лиотар. При этом Холокост — одно из самых хорошо изученных и документированных исторических событий и одновременно предмет бесконечных спекуляций, мифов и манипуляций его отрицателей. Поэтому от экспозиции требуется безупречная фактологическая достоверность и точность, а также насыщенность материальными свидетель­ствами. Эти материальные арте­факты снова ставят перед музейным куратором целый ряд вопросов. Как быть с фотографиями, если большинство фотодоку­ментов из лагерей смерти и гетто были сделаны нацистами? Уместно ли вообще включать в экспозицию фотографии обнаженных узников или изобра­жения изуродованных трупов?   Должны ли кураторы оберегать чувствитель­ность посетителей, или стоит намеренно не щадить их ради полноты расска­зываемой музеем истории и сильного эмоционального впечатления?   

Каждому музейному куратору, работающему над созданием экспозиции об истории Холокоста, приходится искать баланс между императивом доку­ментальности музейного повествования и чувствительностью по отношению к посетителю, при этом думая о том, чтобы музей не превратился ни в кабинет ужасов, ни в в сенти­мен­таль­ный Диснейленд, ни в скучную энцикло­педию. Как примирить или развести в едином музейном пространстве посе­тителей-туристов, не обремененных личной связью с темой музея, — и выжив­ших, их родственников или членов семей погибших, для которых приход в такой музей скорее паломничество? Как не травмировать выживших, вновь сталкивающихся с материальными свидетельствами пережитых ими ужасов?  

Экспонаты Мемориального музея Холокоста в Вашингтоне. 2011 год© Steel Wool / CC BY-NC 2.0

Не менее сложной оказывается работа музейного куратора и с другими объектами. До сих пор продолжаются споры о том, допустимо ли изымать предметы, относящиеся к определенному месту уничтожения евреев и напрямую ассоциирующиеся с ним  , из их контекста и переносить в другой. Сами эти предметы, растиражированные сотнями фотографий и кинокадров, превратились в коллективном воображении в ключевые символы Холокоста наряду с желтыми звездами, полосатой лагерной формой и татуировкой с номером из Аушвица — современный западный посетитель ожидает их уви­деть в музее. Но что именно увековечивают эти разрозненные материальные обломки, не складывающиеся в общее целое, — очки без глаз, протезы без конечностей, зонтики, выпавшие из рук, зубные коронки, вырванные изо ртов? В некотором смысле подобное экспонирование воспроизводит логику гитлеровского геноцида: оно низводит уничтоженную цивилизацию традиционного восточноевропейского еврейства и ее носителей до груды хлама, который ничего не рассказывает о жизнях людей, а только — да и то по касательной — об их гибели. Впрочем, посетители лучше всего запоминают и эмоционально откликаются именно на такие экспонаты. 

Однако, помимо протезов, очков, обуви, лагерной формы, нашивок, чемоданов, зубных щеток, барачных нар, мисок и прочего, Мемориальный музей Холокоста в Вашингтоне получил из музея Аушвица девять килограммов челове­ческих волос — наглядную иллюстрацию необычайной экономической эффектив­но­сти, с которой работали нацистские фабрики смерти  . Решение об экспони­ровании волос вызвало ожесточенные споры среди музейных консультантов, кураторов и выживших. Противники этой идеи утверждали, что экспозиция не должна превратиться в «кабинет ужасных диковин»   и что, в отличие от обуви, зубных щеток и очков, волосы — интимная, неотъемлемая часть человеческого тела и перевозить их через океан как объект для выставле­ния в музейном пространстве, никак не связан­ном с местами уничтожения, — кощунство. Борьба сторонников и противников экспонирования волос иллюстри­рует борьбу двух функций любого музея Холокоста: образовательной и мемориальной. Последняя одержала верх: в экспозицию включили цветную фотографию груды сбритых волос  

Создатели экспозиций музеев Холокоста постоянно оказываются перед лицом сложнейших, порой противоречащих друг другу задач. Поколение, лично пережившее Холокост, уходит из жизни: исторические музеи делают люди, имеющие к описы­вае­мым событиям опосредованное отношение, сформированное цифровой памятью, массовой визуальной культурой и прежде всего кино. Может ли сегодняшний посети­тель музея не только психологически иденти­фицироваться с жертвами геноцида, но и задуматься о других исторических ролях, без которых рассказ о Холокосте оказывается неполным, — пассивного свидетеля, активного спасающего, коллаборациониста и палача? Не препят­ствует ли сильное эмоциональное потрясение от посещения более глубокому интеллектуальному отклику и рефлексии? Что вообще должно дать посещение музея Холокоста современному человеку?

Попытки ответить на эти и многие другие вопросы определили развитие методологии музейного кураторства в последние десятилетия. Если смысло­вым ядром первых музейных и мемориальных проектов были нацистский антисемитизм, уничтожение европейского еврейства и еврейское вооруженное сопротивление (тема особенно важная для ранних израильских мемориалов), то постепенно повествование стало включать в себя и искупительные конно­тации вроде основания Государства Израиль или освобождения лагерей войсками союзников, истории праведников народов мира  , спасавших евреев, и менее однозначные сюжеты вроде неслучившейся бомбардировки союзниками лагерей смерти в Польше и ведущих к ним железных дорог, препятствование иммиграции в Америку и Палестину еврейских беженцев и даже послевоенные антиеврейские погромы в Польше и Словакии. 

Фрагмент фасада Еврейского музея в Берлине. 2008 год© Jamie Davies / CC BY 2.0

Более традиционные стратегии построения линейного повествования через текст и фотографию постепенно отошли на второй план, и смысловым ядром экспозиций стала опора на аутентичность экспонатов из концлагерей и гетто, а также широкое использование индивидуальных свидетельств, дающих посетителю возможность воспринимать катастрофу абстрактных и подав­ляющих воображение шести миллионов через конкретные истории, лица и голоса  . Недавние музейные проекты, посвященные истории Холокоста, уделяют особое внимание архитектуре здания, которое воплощает те концеп­туальные и художественные вызовы, которые несет в себе репрезентация Холокоста. Облицованный цинком зигзаг Еврейского музея в Берлине авторства Даниэля Либескинда, таящий в себе пустоты, или Музей Жаниса Липке на острове Кипсала в виде бункера или перевернутой лодки, спроекти­рованный Зайгой Гайле, очевидно, несут в себе дополнительный символиче­ский и концептуаль­ный слой и многократно усложняют линейный нарратив экспозиций. 

Таким образом, музеи Холокоста — явление не только мемориальное и историческое, но и концептуальное, архитектурное и идеологическое, а их создатели и кураторы вынуждены постоянно отвечать на сложней­шие вызовы, которые ставит перед ними необходимость вызывать к жизни, объяснять и реконструировать ужасающее прошлое, отбрасывающее длинную тень на современность. 

via

Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

Обсудить
  • еврейский музей о.......
  • сионисты опять за свое! Тогда уж музей антисионизма надо мутить!
  • Давно пора организовать музей лохокоста, чтобы закрыть эту шарманку навязываемую миру.
  • Самое удивительное состоит в том, что идея незатухающей памяти страданий жертв холокоста не имеет патента, и, вероятно, в ближайшем будущем появятся точно такие же музеи жертв рабовладения. Полагаю, что активисты BLM уже внимательно присматриваются к процессу!
    • Tax
    • 8 апреля 2021 г. 13:15
    хочешь хороший гешефт - надо вложиться. а жаба душит. вечное противоречие