Будь готов ко всему

15 2481

У меня сохранилась фотография, где я стою в дурацкой позе, неловко подавшись вперед, но правой рукой отдаю пионерский салют.

Нам объясняли, что означает этот жест — рука со сжатыми пальцами над головой. Общественное выше личного! Интересы отряда, класса (школьного и рабочего), народа, страны — выше интересов отдельного человека! Ура! Вперед!

Не будем смеяться над советскими лозунгами и советским воспитанием. Это скучно, тем более в стотысячный раз. Уже смеялись, осудили, заклеймили, выбросили на помойку истории.

Осталось лишь понять, каким должно быть нормальное соотношение общественного и личного.

Чтобы и свободную личность не подавлять, не унижать, не оскорблять. Но чтобы и общество не прекратило свое существование как таковое, превратившись в аморфную массу индивидуалистов, не способных ни на какую самоорганизацию и вообще на простое человеческое общение.

Ах, сколько раз нам говорили про коллективистскую Россию и индивидуалистический Запад! Сдается мне, что западный якобы «индивидуализм» был всего лишь необходимым противовесом западной же социальной упорядоченности — чтобы совсем не задохнуться под диктатом городской общины, ремесленного цеха, церковного прихода, корпорации, клуба, бомонда, соседей, сотрудников, родственников.

У нас этого индивидуалистического противовеса на первый взгляд было маловато. Сплошные призывы ставить общественное выше личного. Но только на первый взгляд. На самом деле у нас было маловато социального давления, как это ни смешно. Разве что в деревне, в общине, в пресловутом «мiре». Ну, или в высшем свете, который был способен сжить со свету Анну Каренину — но не способен был противиться царскому своеволию.

Никакой «палаты лордов», никаких «пэров» на Руси не было с XII века, а когда Анна Иоанновна разорвала «кондиции», то есть свой договор с аристократией, аристократия утерлась. Ни тебе ремесленного цеха, ни церковного прихода как способа самоорганизации, ни сильного соседского сообщества в городе. 

Так что русский человек, с одной стороны, жил под безраздельной и суровой властью государства, а с другой стороны — был предоставлен самому себе.


Коллективизм расцвел в ходе индустриальной модернизации, с появлением массовой однотипной занятости и массовых армий. Он возник в больших производственных сообществах, как технологическая необходимость: о каком индивидуализме и свободном выборе свободной личности может идти речь на конвейере, в бригаде, в большой конторе, где документ проходит через пятнадцать столов, прежде чем пойти на подпись к начальнику; в полку на марше, наконец?

Пока ты будешь свободно выбирать и тешить свою индивидуальность, все заклинит и застопорится.

Так что давай, парень, вместе со всеми и как положено. А не то — сам знаешь что. Это было свойственно и Западу (где индустриальный коллективизм лег на старинную матрицу), и Советскому Союзу (где это было относительно новым и радостно усвоенным явлением).

Личное служение общественным интересам в СССР стало ведущей социальной ценностью. При этом индивидуалистов, циничных прагматиков и просто людей, умевших ловко обтяпывать свои дела, было, разумеется, очень много. Но их искренне называли пройдохами, прохиндеями и прочими неприятными именами. Прохиндей плевал на общие интересы и жил, эксплуатируя социальный идеализм массы, воспитанной в советском духе. Но он, этот советский прохиндей (да и не советский тоже, вот что интересно!), прекрасно понимал, что поступает неправильно с точки зрения большинства. Действует наперекор господствующей морали. И это портило ему настроение.

Сейчас у прохиндея (виноват, у индивидуалиста) настроение отличное.

Наверное, во всем виновато изменение структуры занятости. Исчезновение громадных фабрик и заводов (точнее, перенос их в Азию), все большее и большее распространение маленьких временных рабочих групп, стартапов, funky-бизнесов, дистанционной, временной, фрилансовой работы, двойной или тройной занятости — все это разрушило ценности коллективизма и общественного интереса. Разумеется, не только это. Тут и права меньшинств, и миграция, и политические разочарования масс. В результате общество никаким боком не похоже на нечто единое — а следовательно, сам вопрос об «общественном интересе» повисает в воздухе.

Казалось бы, вакуум надо заполнить личным интересом. Но вот беда — этот интерес в подавляющем большинстве случаев не выходит за рамки пошлого потребительства.

Как говорится, «ведь я этого достойна» и «управляй мечтой». Красиво. Но в первом случае речь идет о косметике, а во втором — об автомобиле. Человек прежних, индустриально-коллективистских времен воспринимает это как оскорбительную бессмыслицу. Я достойна награды за свои достижения — да, конечно! Но я достойна бархатистых щек? Бред. Я мечтаю стать космонавтом, доктором наук, слесарем шестого разряда, мастером спорта — да! Но я мечтаю об автомобиле с сиденьями с подогревом задницы? Фу.


А вот и не фу. Недавно в одной из социальных сетей обсуждалась такая история. Муж и жена несколько лет копили деньги на первый взнос за ипотечную квартиру. Но вдруг он, радостно улыбаясь, повел ее во двор и показал новый дорогой автомобиль, купленный на эти деньги. «Управляй мечтой!» Интересно не то, что он это сделал, подло истратив общие деньги на свой потребительский каприз, бывают случаи и пожестче. Интересно другое: немало людей поддерживают и оправдывают его: «Поймите, ему просто очень захотелось!»

Неумение учитывать интересы общества ведет к пренебрежению интересами близких людей. Ведет к постыдному инфантилизму.

Коллективизм — или, скажем мягче, ориентация на общественный интерес — штука скучная, но в общем-то полезная. Потому что общество индивидуалистов невозможно в принципе, как невозможно государство шизофреников. Там обязательно растратят чужие деньги, потому что очень хочется купить новый гаджет. Или откроют шлюзы, просто чтобы посмотреть, как во время наводнения все бегают и кричат.

Но коллективизм непременно вернется, и довольно скоро. Транспортная революция отнимет у мужчин их любимые игрушки, а распределенная занятость в компьютерных сетях сформирует коллективы покрепче старой английской фабрики. С потогонной системой, штрафами и увольнениями.

Так что пионеры XXI века снова будут держать над головой ладошку с сомкнутыми пальцами. Будь готов!

Источник

Замминистра обороны Иванова подозревают в получении взятки «космической суммы»

Заместитель министра обороны России Тимур Иванов, по некоторым данным, получил «космическую сумму взятки» от строительных компаний за то, чтобы они получали подряды от военного ведомства, пишет Telegr...

Отважные зачистили Очеретино и освободили Новобахмутовку, штурмуют Новокалиново, Семеновку и подходят к Керамику

Украинские военные аналитики публикуют новые карты, признавая полный провал ВСУ на Авдеевском направлении:➖«ВС РФ взяли Очеретино и Новобахмутовку, имели успех в направлении Керамика и в Семеновке».➖«...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Обсудить
  • С Праздником!
  • Похоже, немногие сумели оценить смысл написанного. И напрасно - это хороший и умный текст об очень важных вещах.  Конечно, некоторые моменты в статье могут больно резануть сердце тех, кому милее лубочно-глянцевый образ Родины, нежели она сама, такая как есть, с ее непростой судьбой и ее текущими сложностями. Всем остальным я настоятельно рекомендовал бы статью к прочтению. Не для того, чтобы согласиться со всем сказанным, а для того, чтобы задуматься о том, как дошли до жизни такой и куда теперь поведут нас кривая да нелегкая. Спасибо.
  • Так текущие власть имущие и поставили интересы своего класса собственников на средства производства превыше интересов остальных "человеков". Советского народа и советской страны уже нет, а "пионерская идея" живёт...
  • Всегда готов! Хех, я помню с какой радостью и трепетом я впервые аккуратно гладил и повязывал галстук. С какой гордостью потом шел в школу.  Сын рассматривая мои фотки - говорит: Как же тебе пап повезло с твоим детством...
  • Кто не был пионером, тот никогда не поймет нас бывших пионеров...