Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Про запорожское козачество

6 648

Отвлечёмся немного от героических страниц русского продвижения на Восток и посмотрим, как жили русские на Юго-Западе России, в краю, известном как Малороссия или Украйна. Сегодня частенько приходится читать о очень героической роли запорожского козачества в жизни малороссиян. Некоторые писатели-публицисты в порыве расписывают Запорожскую Сечь прямо как «Город Солнца», оплот демократии и очаг борьбы за "независимую Украину". Отождествляя всех казаков без исключения с украинцами, «свидомые» на этом основании рисуют карты «Этнографических границ Украины», включающие Кубань, Дон, Ставрополье, Воронежчину. Не понимаю их, разве не лучше жить в этнографических границах России от Белостока и Ужгорода до Новоархангельска и Форт-Росса и от Груманта и Анадыря до Кушки и Ивановки? Да и реальная история запорожского казачества весьма далека от этих идеалистических схем.

Напомним, что “Летописное повествование о Малой России” Александра Ригельмана весьма подробно описывает отличия малороссиян от запорожских козаков: “Сечевские козаки… сделали на Днепре засеку и в ней поставили шалаши великие, назвав их куренями и жить стали… каждый по склонности промысла своего в рыбе, звере и меду изобильствовал… многими своими самовольствами, безчиниями, бунтами и разбоями так имя свое оскаредили… храбрость оную в бунтовское свирепство обратили, ибо у себя самих непрестанные делали смущения междуусобием и часто себя убивали, от чего кошевой и старшина в великом страхе всегда были… При всем оном два устава, которые имели Запорожье: безженное житье да жестокое наказание домашним татем…

Сии козаки везде грубы были. Напротив того украинские черкасы или малороссийский народ, как-то шляхетство, козаки и посполитые, ведут жизнь свою весьма инако. Они имеют порядочное селение в городах, местечках, селах и хуторах, производят хлебопашество, посев огородный, сады и багчи, делают всякое художество, ремесло и торги… В обхождении приятны и ласковы… Сей народ веселого нрава, любит музыку и прочие веселости. Они почти все плясать по-польски, а паче по своему черкаскому умеют”.

Историк и археолог Д.И.Яворницкий в своем трехтомнике «История запорожских козаков» о возникновении козачества писал: «1469 году многочисленное татарское войско, создавшееся за Волгой из беглых разбойников и изгнанников и назвавшееся казаками, прошло от Волги за Днепр и опустошило Подолию». О том, что слово «козак» — восточное (так же как и «байрак», «башмак», «майдан», «отаман») знают вероятно все.

На Украине историю казачества принято отсчитывать с 1489 года (упомянутого у М.Грушевского документа о нападениях «разбойничьих казаков»), хотя на территории России (точнее под Рязанью) «казаки» упоминаются еще в 1444 (Полное собрание русских летописей.-Т.12.-С.68). Да и вплоть до середины ХVІ века “козацтво” было лишь образом жизни, техническим названим постоянной партизанской степной войны против татар. Этим занималась и польско-литовская шляхта, и мещане из приграничных городов Речи Посполитой и вольные уходники-хуторяне. На протяжении первых 100 лет существования Запорожская Сечь и ее обитатели весьма мало беспокоились о воплощении в жизнь сколь-нибудь масштабных проектов, отдавая предпочтение набегам на Крым и Турцию с целью банальной наживы. То есть речь шла о привычном для средневековья пиратстве (морском и сухопутном), которое в описываемые времена было сродни современному профессиональному спорту, т. е. — рискованным, травмоопасным и даже смертельным занятием, но в случае успеха обеспечивало победителей хорошими доходами, избавляя от необходимости горбатиться на пашне или в ремесленном цеху. Естественно, что в этой вольнице не могло зародиться ни гражданское чувство, ни государственное начало, подразумевающее повседневную дисциплину, субординацию, ответственность и чувство долга перед окружающими.

Г.Красинский в книге «Казаки Украины» справедливо отмечал, что запорожцев «можно сравнить... с их современниками, знаменитыми флибустьерами XVІІ века». Не менее весело писал знаменитый французский просветитель Вольтер: «Это земля запорожцев – самого странного народа на свете. Это шайка русских, поляков и татар, исповедывающих нечто вроде христианства и занимающихся разбойничеством; они похожи на флибустьеров». Действительно, образ жизни, нравы, обычаи и тактика морских операций запорожских казаков и корсаров Вест-Индии имеют много общего. Свои разбойничьи рейды на Черное море запорожцы осуществляли на так называемых «чайках» — парусно-гребных судах, которые строились на Сечи. Это романтическое название происходит от итальянского "saіcca", что означает "пиратский корабль".

Пытаясь как-то организовать эту стихию польские короли и начали в 70-х гг XVI века учреждать «реестры» (попросту говоря, ведомости на выдачу жалования), превращая «вольных пиратов» в наёмных каперов. Ясное дело, что все первые казацкие гетманы были поляки. Сомневающимся просто перечислим имена: Ян Оришовский, Войтех Чановицкий, Самуил Зборовский, Кирик Ружинский, Криштоф Косинский, Криштоф Нечковский, Николай Зацвилиховский, Арковский, Кремпский, Пырский и т. п. Английский историк Э.Карр, автор фундаментальной 14-томной «Истории Советской России», считал поляком и Богдана Хмельницкого. Его знаменитый сподвижник полковник Морозенко, прославленный в народной думе, на самом деле был польский шляхтич по имени Станислав Мрозовецкий. Другой соратник – киевский полковник Михаил (он же Станислав) Кричевский, погибший в 1649 при обороне Киева от литовцев. Многие историки, например Н.И.Костомаров, писали о польском происхождении Мазепы, чье полное имя звучит так: Ян Стефанович (не Иван Степанович) Мазепа-Колединский. 

Анализ многочисленных исторических документов XVІ — первой половины XVІІ вв. свидетельствует о том, что в те ранние времена своей истории запорожские казаки руководствовались, прежде всего, своими корпоративными, а не национальными интересами. Это понятно, ведь их община была весьма пестрой в национальном отношении. Польский посол Л.Пясочинский в 1601 г. сообщал, что среди запорожцев были «и поляки, и московиты, и волохи, и турки, и татары, и евреи, и вообще люди всякого языка». Подробный анализ Реестра 1649 года, сделанный еще в 1978 советскими учеными, показывает глобальный интернационализм казацкого сословия. Помимо значительного количества русских, украинцев, белорусов и поляков здесь нашлись сотни молдаван, сербов, болгар, десятки турок, татар, венгров, греков, чехов, немцев, шведов, латышей, албанцев, евреев, цыган, армян, грузин, черемисов. А что писал Д.Яворницкий? “в Сичи можно было встретить всякие народности, чуть ли не со всего света выходцев, как-то: украинцев, поляков, литовцев, белорусов, великорусов, донцев, болгар, волохов, черногорцев, татар, турок, жидов, калмыков, грузин, немцев, французов, итальянцев, испанцев и англичан” (т.1, с.143).

В целом запорожское козацство в качестве коллективного выразителя интересов малороссиян начало восприниматься с конца XVI века — с момента заключения Брестской унии 1596 г., которая поставила православных в положение угнетаемого меньшинства. Этим бездумным актом Польша и поляки, сами того не желая, способствовали первоначальной консолидации жителей «всходних крессов» в единую общность. А запорожцы, как ее вооруженный и организованный авангард, начали подумывать не только о том, как вышибить из Варшавского короля побольше реестр да зарплату, но и о более высоких и далеких материях. За десятилетку «золотого покоя» 1638-1648 на Малороссийской украине накопилось столько недовольных, что Хмельницкий, как это часто бывает с историческими личностями, просто оказался в нужном месте в нужное время. И свара мелкопоместного шляхтича с местным подстаростой Чаплинским из-за хутора Субботов переросла в Освободительную войну, в результате которой на Левобережье не осталось ни одного живого поляка или еврея, разумеется, кроме тех, кто успел перекреститься в «щирых козаков».

Впрочем, не место сгинувших панов-шляхтичей очень скоро полезли «паны полковники», не думавшие ни о какой Украине, но зато весьма заботящиеся о своих карманах. Даже накануне знаменитой Переяславской Рады царского посла успели навестить местный полковник П.Тетеря и генеральный судья С.Зарудный-Богданович, выклянчившие себе соответственно местечки Смелу и Старый Млиев. Иван Золотаренко тогда получил Батурин и Борзну, его брат Василь - Новые Млины и Мену. А уж гетманы все подряд в договорных «Статьях» первыми пунктами оговаривали размеры личного имущества и оклада «на булаву». Процесс пошел…

Именно этот классовый эгоизм казачества («а поспольству нести попрежнему обыклое тягло господину», - велел Универсал Хмельницкого) и обрёк край на эпоху «Руины», когда разноориентированные группы казацкой старшины разорвали ее на части: «королевскую», «царскую» и «ханскую» (кто больше даст). Не думал ни о какой незалежности и столь разрекламированный на десятке гривен Мазепа: согласно договору с Карлом малороссийские земли возвращались под власть Польши, а взамен ему выделялось отдельное княжество в Белоруссии. А после уравнения казацкой старшины в правах с российским дворянством, «элита нации» как-то удивительно быстро забыла об идеалах государственности и прочих высокопарных вещах.

Запорожское казачество оказалось неспособным защитить даже само себя — в 1775 г. по приказу Екатерины II Запорожская Сечь была просто-напросто разогнана без какого-либо сопротивления.

"Половина французов висят на деревьях". А "Правый сектор" вообще расформировывают
  • ATRcons
  • Вчера 10:19
  • В топе

Когда утром 15 апреля хорошо прилетело в Славянск, куда накануне, по слухам, прибыло в районе 100 французов - "артиллеристов" и "консультантов", известный координатор николаевс...

"Евреи — нация львов". Израиль сбросил маску жертвы

Гилад Эрдан, постоянный представитель Израиля при ООН: «Эта атака пересекла все возможные красные линии, и Израиль оставляет за собой право ответить. Мы не лягушки в кипящей воде ...

"Это пустые полки, просто пустые" - прогноз для России уволенного сооснователя ВШЭ. Констатация "катастрофы"
  • Beria
  • Вчера 12:05
  • В топе

Один  из  основателей  ВШЭ (с  2023 уволенный),  экономист  Игорь Липсиц,   свою  кандидатскую  защитивший  ещё   при Брежневе,  а ныне ...

Обсудить
    • COBOK
    • 7 февраля 2018 г. 19:19
  • Слова "казак" и "хазар" вполне себе созвучны.
  • "конституция Филиппа Орлика":   "«Удивления достойный и непостижимый Бог в своих приговорах, милосердный и беспредельно терпеливый, справедливый в наказаниях. Испокон века, ещё от создания этого видимого мира, Он одним державам и народам воздаёт на праведных весах Своего промысла, а других покоряет за грехи и беззаконие, одних неволит — других освобождает, одних возвеличивает — других повергает. Так и воинствующий прадавний казацкий народ, раньше званый хозарским, Господь сперва возвеличил рыцарским характером, просторными владениями и вечною славой. Тот народ своими упорными походами морем и сухопутью не только окружающие племена, а и самую Восточную империю потрясал таким страхом, что восточный император, стремя жить с ним в мире, заручился прочной супружеской связью с его главой — нарёк своему сыну дочь кагана, а именно князя казаков…»  :no_mouth:
  • Ганьба! Козаки - цэ справжни нащадки шумерив - протоукрив. СУХС!
  • :thumbsup: