• РЕГИСТРАЦИЯ
Очарованный странник
12 февраля 2018 г. 23:45 462 0 3.73

Прошлое Русского Севера

В зимние каникулы нет ничего лучше чем почитать хорошие книги по русской истории. Одной из таких книг является книга "Прошлое русского Севера" за авторством одного из крупнейших русских историков академика С.Ф. Платонова (1860-1933). Его работа посвящена освоению русскими людьми Севера Европейской части России — бассейнов Двины и Печоры, Поморья, Вятки и Перми, выведшего, в конечном счете, русских людей на Урал и в Сибирь.

Платонов подчеркивает, что первоначальный импульс русской колонизации Севера придали торговые интересы Господина Великого Новогорода. Не будучи в состоянии обеспечить себя продовольствием, Новгород всецело зависел от внешней торговли. Ему непрестанно необходимы были заморские товары из Европы, чтобы обменивать их на хлеб с русского Понизовья. А заморские товары можно было получить только в обмен на дары Севера, прежде всего — пушнину.

Сложился своеобразный торговый треугольник — Новгород извлекал, прежде всего, — неэкономическими методами, пушнину и другие ценные товары с Севера, продавал добычу в Западную Европу, обменивая её на европейские изделия, которые, свою очередь, продавал в обмен на хлеб Суздальского ополья. Нетрудно заметить, кстати, что подобная схема исключала обширное накопление богатств в Новгороде и не способствовала его потенциальной капиталистической эволюции.

Новгородский этап истории колонизации Севера был «боярским» этапом его колонизации.

«Отдаленность от Новгорода удобных и богатых промысловых мест на севере и трудности путей, туда шедших, были причиной, почему бедному переселенцу очень трудно было в одиночку идти в Поморье. Он застревал на пути, задержанный широкими порожистыми реками, каменными «сельгами» и топкими болотами Обонежья. На далекий морской берег (Терский, Поморский, Летний, Зимний, как его называли на разных его участках) могли проникнуть только хорошо снаряженные и снабженные партии колонистов, имевшие целью основать новый промысел или приобрести новое становище для морского лова.

Такого рода партии и формировались в крупных боярских хозяйствах. Новгородский капиталист, боярин или «житой человек», желавший вновь завести или увеличить свои промысловые заимки на севере, собирал у себя своих холопов, «дворчан» или «дворян» (то есть дворовых людей), и посылал их на север. Они шли в «ушкуях» (лодках) или на конях и добирались до морского берега. Выйдя к морю, они шли морем вдоль берегов, ища удобных мест для становищ. Найдя устье реки, впадающей в море, они входили в реку до первых ее порогов. Привлекали их и удобные бухты, в которых можно было основаться для ловли рыбы и боя моржей: Все удобные места, не занятые ранее, занимались ими на имя их господина и становились боярской вотчиной. Так возникали промысловые боярские поселки с русским населением. Распространяясь от первых становищ по берегу или в глубь страны, поселенцы покоряли себе инородцев — «корельских детей» или «лопь дикую», или же (восточнее) «самоядь», «примучивая» их к промыслу своего господина».

Сравнительно мирный ход колонизации время от времени нарушался войнами за передел владений, которые предпринимали дерзкие новгородские ушкуйники.

«Иные являлись за добычей в виде простых насильников. Так, в 1342 г. новгородский боярин Лука Валфромеев, «не послушав Новграда», собрал дружину, «скопив с собою холопов сбоев (удальцев) и поеха за волок на Двину и постави городок Орлец» (ныне Орлицы, верстах в 30 от Холомогор). Оттуда, из своего городка, начал он войну по Двине и взял было «все погосты на щит». Но местные люди встали на насильника, и он погиб от их рук. Об этом узнали новгородцы, и началась из-за Луки смута в самом Новгороде, где нашлись сторонники и почитатели убитого боярина. Приключения Луки имели в своей основе грубое желание завладеть уже заселенным краем в личную собственность смелого предпринимателя с целью торгово-промышленного использования местных богатств. Грубое насилие вызвало отпор и повело к смуте».

Боярская колонизация новгородцев открыла дорогу другим потокам колонизации Севера — монастырскому и крестьянскому, шедшим не только из новгородской земли, но и с «Низа». И чем больше становилось в Поморье русских людей, тем в большей степени тяготели местные жители Подвинья не к далеким склонным к грабежу новгородским боярам, сколько к сильной централизованной власти великих князей Московских. Новгороду пришлось с большими усилиями подавлять «сепаратистские» движения в Подвинье, ориентированные на Москву.

«Особенно на С.Двине и ее левых притоках был силен крестьянский «мир» и было относительно слабо воздействие новгородской знати. Здесь в конце XIV века произошло даже явное отложение от Новгорода: бояре двинские и все двиняне «задалися» за Московского великого князя, а от Новгорода «отнялися», причем двинские вожаки «воеводы Иван и Конон с своими друга волости Новгородские и бояр новгородских поделиша себе на части». Новгородцам надобно было силой возвращать себе отпавшую область: они послали на Двину рать, числом в 3.000 человек. Эта рать одолела московскую «засаду» (гарнизон) в городке Орлеце и заставила двинян сдаться. Воеводы Иван и Конон «с други» были схвачены и казнены, а прочие вожаки, «кто водил Двинскую землю на зло», были закованы и потом в Новгороде замучены или же заточены по монастырям. На двинян наложена тяжелая контрибуция (2.000 рублей и 3.000 коней, по коню на каждого новгородского воина); а городок Орлец «разгребоша» (то есть срыли)».

Конечное торжество Москвы над Новгородом привело и к изменению характера социальных отношений в Подвинье и Поморье. Новгородское боярство было полностью лишено земли в результате «выводов». Его нишу в качестве крупного землевладельца заняли исключительно монастыри, прежде всего — Соловецкий, но они могли завладеть лишь небольшой долей земель. Мелкопоместное дворянство на Севере не возникло, просто потому, что оно не было нужно там в военных интересах, а значит не возникло и предпосылок для крепостничества, как в центральной России. Большинство земель осталось в руках сельских крестьянских общин, так и возник особый свободный «черносошный» мир северного русского крестьянства, поморов.

«Свободный ото всяких частных воздействий и зависимости на черных (государственных) и дворцовых землях, крестьянский «мир» жил и работал с полной самостоятельностью «в государевой вотчине, а в своем посельй». В недрах этого «мира» не все было ладно и приглядно; но главное условие общественного благополучия — свобода труда и почина — там было налицо. И историк может удостоверить, что в системе московского правительственного хозяйства Поморье было главнейшей доходнейшей статьей, источником разнообразных поступлений, денежных и натуральных. Когда во второй половине XVI столетия московский центр стал жертвой жестокого экономического кризиса, подвергся хозяйственному запустению и обезлюдел, вследствие усиленного выселения трудовых масс, Поморье удержалось на прежней степени хозяйственного расцвета».

Касается Платонов и смежных тем, в частности причин возвышения Москвы. Он, продолжая мысль М.К. Любавского, высказывает оригинальную географическую теорию, что возвышение Москвы и Твери было предопределено маршрутами татарских набегов на Русь, маршрут которых задавался непроходимостью для конницы Мещерской стороны.

«Между Рязанью и Владимиром не было в ту эпоху прямого пути. Между ними лежала непроходимая болотистая «Мещерская сторона», сквозь леса и топи которой и в позднейшее время не было путей. Это пространство (между нынешними Рязанью, Егорьевском, Покровом, Судогдой, Меленками и Касимовым) надобно было обходить, идя с юга — или вправо на Муром или влево на Москву.

Татарские рати избирали первое направление и тем самым оставляли Московские и Тверские места далеко влево от главной арены своих кровавых действий. Их удары обрушивались на среднее и нижнее течение Клязьмы и через Клязьму на Ростов и Волгу. До Твери и Москвы очередь доходила не всегда. В их области уходили те, кто не успевал уйти за Волгу. Москва и Тверь полнились народом так же, как стали полниться беглецами Костромские, Галичские и Вологодские места. Века XIV и XV — это время усиленной колонизации с юга на север наперерез колонизационным потокам, струившимся в Заволочье из Новгородчины».

Большое значение Платонов придает монастырской колонизации Севера, следуя в этом за В.О. Ключевским. Он отмечает, в частности, такую интересную черту этой колонизации, как её превентивный характер. Монахи шли на Север одним путем с крестьянами и старались загодя обеспечить духовные нужды тех людей, которые должны были появиться здесь в будущем.

Основным направлением движения потоков русской колонизации были, разумеется, реки. Но речная колонизация таила свои опасности в виде образования очагов настоящего речного пиратства по примеру новгородских ушкуйников. Таким пиратским центром, русской «Тортугой» XV века была Вятка, справиться с которой московским князьям потребовало немалых хлопот.

Первоначально заселение и покорение Вятки и Перми шло через Север, было своеобразным обходным маневром в борьбе Москвы и Казани. Однако после казанского взятия и покорения Сибири геополитическое значение Вятки и Перми изменилось — они превратились в аванпост русской колонизации Сибири.

Изменения в жизнь русского Севера внесла деятельность иноземных купцов, англичан и голландцев, открывших для себя русскую торговлю в середине XVI века. Платонов отмечает чрезвычайную настырность западноевропейцев в проникновении на русский Север (отмечает с несколько непонятной для русского исследователя симпатией) и отмечает, что в этот период русский Север был абсолютно проницаем для любых иностранных авантюр. От Колы до Москвы и обратно можно было тайком проехать не встретив никаких преград. Осознавая слабую защищенность от манипуляций огромного и пустынного русского Севера, правительство в Москве стало вводить ограничения, стремясь сосредоточить всю торговлю в Холмогорах-Архангельске. Так была принесена в жертву государственному интересу начинавшая расцветать вокруг Печенегского монастыря кольская торговля.Однако царские запреты действовали на иностранцев только в момент силы Московского государства. Стоило ему немного ослабеть, как «просвещенные мореплаватели» снова начинали свои попытки войти в непосредственные торговые сношения, минуя агентов центра.

Отдельное внимание Платонов уделяет зщавоеванию Сибири Ермаком, совершенному в интересах Строгановых. Историк дает замечательную геополитическую интерпретацию этого движения. Конечной целью снаряженных экспедиций было обеспечение континентального пути на Мангазею — торговую точку, где русские предприниматели могли обмениваться товарами с народами сибирских глубин, где еще не были истощены запасы пушнины. На Мангазею можно было пробиться либо Карским морем, через льды, либо по суше, точнее по рекам и волокам.

«В Мангазею вели многие пути. Один из них шел с р.Печоры в р.Усу, «а по Усе-реке вверх до устья Соби-реки, а из Соби-реки в Ель-реку до Камени (Уральского хребта) до волоку, а через волок через Камень в Собь в другую реку, а Собью-рекою вниз до Оби Великой». Это был северный путь, на котором с течением времени возник городок Обдорск на Оби против Собского устья. Второй путь шел южнее: с р.Вычегды «на р.Вымь, с Выми на р.Турью, а с Турьи на Печору, а с Печоры через Камень», вероятно, по р.Щугуру и р.Сосве в Обь. На этом пути около 1594 года стал городок Березов. Еще южнее наметилась третья дорога — с р.Камы по р.Тавде или Туре в р.Тобол и по Тоболу в Иртыш и Обью до Обской губы. Все эти дороги были трудны; на них были многие «злые места». Южный путь был наиболее удобен, но и наиболее долог; а кроме того, на нем расположилось «Сибирское царство», сквозь которое не всегда можно было пройти от татарских насилий. Неудобства этих «сухих дорог» заставляли русских промышленников, идущих в Мангазею, выбирать морской путь. В «большое море окиян» выходили из Северной Двины, из Холмогор, или из «Кулойского устья» (из р.Кулоя), или из «Пуста-озера» (из Печоры), и «бежали парусом». Путь этот был тоже нелегок, и здесь встречались всякого рода трудности и «морем непроходимые злые места». Но морской ход давал возможность перебросить сравнительно большие грузы в относительно короткий срок. Конечно, четыре с половиной недели немного сравнительно с тем, что с Камы в Мангазею надо были идти два с половиной месяца. Так как на всех путях идущих ожидали всякого рода опасности и трудности и от природы и от лихих людей, то морской путь с его льдами, штормами и противными ветрами не казался хуже других, и промышленники предпочитали пользоваться именно им».

Колонизационные интересы Строгановых, имевших обширную пушную торговлю, подталкивали их, с тех пор, как торговый дом обосновался в Пермской земле, к поиску сухопутной дороги на Мангазею через Обь, то есть именно по тому пути по которому двинется Ермак. Однако предприимчивость Строгановых в известном смысле их самих обманула. Они думали, что берут Сибирь и Мангазею для себя, а оказалось — для государя. Самым интересным наблюдением Платонова является то, что Строгановы, очевидно, искали и морской путь на Мангазею, используя при этом навыки иностранцев-мореплавателей.

В конечном счете морские плавания на Мангазею были сочтены русским правительством такой же опасностью, как и плавания на Колу. Они грозили несанкционированием проникновением иностранцев в кладовые русского Севера минуя правительство. Поэтому в начале XVII века плавание на Мангазею было официально запрещено, а сама Мангазея постепенно свернута и заброшена, будучи переведена в Туруханск, доступный исключительно по рекам с суши. Так Россия осуществила для русского Хартленда «континентальный» выбор, поставив под контроль или закрыв все морские ворота, которые в эту эпоху привели бы лишь к появлению иностранных факторий и отрыву поморских земель от России. «Речное» тяготение» Севера и Сибири оказалось сильнее морского.

http://100knig.com/s-f-platono...

Путешествуем по России

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...

    УКРАИНЦЫ ≠ РУСИНЫ

    УКРАИНЦЫ ≠ РУСИНЫ Обращу внимание, что свидомые упорно везде тискают свой шедевр свидомизма «Русины – это украинцы». А это ложь! Опровергается она хотя бы наличием закарпатских русин, которые себя украинцами не считают. Если есть русин – не украинец, то формулу РУСИН = УКРАИНЕЦ уже можно забыть, как бредово-несостоятельную. текст: " ... индеже видѣти б...
    -->
    151

    ЗАГОВОР ПРОТИВ РУССКОЙ ОДЕЖДЫ

    ЗАГОВОР ПРОТИВ РУССКОЙ ОДЕЖДЫ Случайно попалась старая но, на мой взгляд, очень интересная статья: "Вячеслав Зайцев: СУЩЕСТВУЕТ ЗАГОВОР ПРОТИВ РУССКОЙ ОДЕЖДЫ" "Наш корреспондент встретился с ведущим российским кутюрьре, своего рода "визитной карточкой" российской моды в мире Вячеславом Михайловичем ЗАЙЦЕВЫМ - Вячеслав Михайлович, народная...
    -->
    804

    В Подмосковье нашли сооруженный 4500 лет назад некрополь

    В Подмосковье нашли сооруженный 4500 лет назад некропольСотрудники Института археологии РАН обнаружили в Подмосковье некрополь представителей фатьяновской культуры, который был сооружен 4,5 тысячи лет назад. Как сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию N+1, в погребениях археологи нашли отлично сохранившиеся боевые топоры, наконечники дротиков,...
    -->
    1164
    NATA-SHA 17 января 20:50

    Что русским нельзя было делать со своей тенью...

    С давних времен человеческая тень у многих народов считалась чем-то мистическим и загадочным. Столетиями люди верили, что она является вторым «я» человека, его сущностью, душой или двойником. Представления о тени как о самостоятельной субстанции сделали из нее мифический персонаж, имеющий связь с потусторонним миром. Поэтому у разных народов существовало множество пов...
    -->
    507
    Vladimir NN 13 января 19:57

    Ель в Новый Год.

    Много публикаций и в интернете о том, как на Руси появилась традиция украшать ёлку в праздник Нового Года. А вот истоки, почему именно хвойным деревьям, ёлке и сосне уделили больше внимания, чем другим деревьям в этой части евразийского материка, они не открывают. В общем, замысел данной публикации обратить взор читающих эту тему на древо насажденое при...
    -->
    437
    Донбасс Русь 12 января 21:41

    Термин "Российская Церковь" в старопечатных книгах Киева 1619-1661 гг.

    Мы продолжаем знакомиться со старопечатными книгами России. В этой статье попробуем выяснить как предки киевлян называли свою Православную Церковь - "Российской" или "Украинской"? Все нижеприведенные книги напечатаны в типографии Киево-Печерской Лавры в период 1619-1661 гг. ...
    -->
    569
    Вергун 12 января 15:45

    Мораль сей...

    В наши времена, когда всё сферы жизни человечества щедро приправлены лицемерием, цинизмом; если не кривдой, то ложью, всё нужно тщательно проверять, прежде чем употребить. Это касается любой информации, особенно, в сфере Духовной. Ох, не зря нам оставили наши мудрые Предки пасловицу: «Семь раз отмерь, один отрежь!».Сразу уведомлю вас, уважаемые читатели...
    -->
    352
    Rif Фитиль
    12 января 14:45

    А. Пыжиков не было Тартарии, никакого татаро - монгольского ига, а была подмена понятий

    Пыжиков АлександрРоссийский историк и государственный деятель, специалист по истории России 50-60-х годов XX века. Доктор исторических наук.https://www.youtube.com/watch?v=EMCyYBPydkU...
    -->
    746

    Землебит. Забытая архитектура

    Землебит. Забытая архитектураСуществует интересная, но малоизвестная страница в истории русской архитектуры - землебитное строительство или возведение зданий из прессованной земли. Сейчас этот уникальный способ сооружения зданий на практике не используется, он остался достоянием прошлого и специалистами совсем забыт. Для того чтобы вспомнить о забытой а...
    -->
    624
    Vladimir Shemetov 10 января 15:50

    Клим Жуков про фильмы Задорнова.

    Наука, как одно из проявлений человеческого разума, ставит одной из своих основных целей, создание реальной картины окружающего нас мира, во времени и пространстве , -  как непременной части процессов, анализа и прогноза. И чем большие, искажения вносятся в реальную, картину мира, с целью получения сиюминутных политических выгод, тем большими проблемами, это...
    -->
    511

    МНЕНИЕ... Кем были русы. Загадки и тайны Древней Руси

    Историк, публицист Сергей Цветков рассказывает о неизвестной истории Руси. Почему историю нашей страны писали Байер, Миллер и Шлёцер. Где находился сказочный остров Буян. Как ДНК-генеалогию помогает определить происхождение и родство народов. Почему древняя история человечества под негласным запретом. Кто такие скифы и половцы. В чём загадка Аркаима....
    -->
    977

    Птицы небесные донесут твою молитву! - ПИШИ! ПРОПОВЕДУЙ! НАСТАВЛЯЙ! ПОМНИ-КТО ТЫ!

    Действовавшее в России летоисчисление от «сотворения мира» и начало года 1 сентября заменил на летоисчисление от Рождества Христова и перенёс начало года Пётр I - с 1 января 1700 года. По указу императора - после 31 декабря 7208 от «сотворения мира» следовало 1 (11) января 1700 года от Рождества Христова, «…а будущаго Генваря съ 1-го числа настанетъ новый 17...
    -->
    715
    fkmrf123 7 января 18:33

    Веселое время - зимние Святки!

    На Руси всегда считались одним из самых веселых праздников. Святки (святые дни) длятся 12 дней с Рождества Христова до святого праздника Богоявления, который на Руси больше известен как Крещение. Все дни Святок люди старались прожить как-то особенно, отмечая каждый день своеобразными приметами. Особенно внимательно относились к снам, видениям и знамения...
    -->
    473

    РУССКИЙ КУЛАК НА МАСЛЕНИЦУ

    На Руси в старину обязательным атрибутом Масленицы были силовые забавы: лазание по отвесному столбу за висящим на верхушке призом, поднимание гирь, борьба на поясах и кулачные бои.Долгое время кулачные бои оставались забытой традицией, но сейчас она постепенно возрождается. В некоторых регионах местные инициаторы нет-нет да и организуют кулачное сражение. Себе на поль...
    -->
    684
    valerongrach 5 января 15:41

    Переяславская рада. Это было воссоединение Украины с Россией или начало очень больших проблем?

    8 (18) января 1654 года, то есть 365 лет назад, состоялось событие, которое привело к очень большим последствиям, расхлебывать которые приходится до сих пор. В этот день состоялась Переяславская Рада, на которой казацкая старшина во главе с гетманом Богданом Хмельницким решила перейти в подданство России.В советские времена в учебниках этот момент описы...
    -->
    752
    Yuri Ivanov 2 января 17:23

    Как узнать идиота? Он поносит социализм!

     https://cont.ws/@fybcbvjd/1179892Чувак меня забанил, не найдя аргументов возразить по теме социализма по существу. Ну ладно, пусть сдохнет невеждой. Так этот идиот теперь про русскую историю начал писать.. Про Полтавскую, ой, битву на Ворксле. Полтавы тогда не было а река уже была.Ключевое, именно раб Тимура Едигей и зачал Россию, разгромив две мощнейшие силы на...
    -->
    797

    Битва при Доростоле и другие великие сражения в истории Руси которые забыли

    В официальной русской историографии сложился канонический список главных битв. Мы помним сражение на Куликовом поле и Бородинскую битву, битву на Калке и взятие Казани. Но некоторые по-настоящему судьбоносные для России битвы оказались почти забыты.Битва при Доростоле (971 г.) В 968-971 годах киевский князь Святослав как союзник Византии совершил серию п...
    -->
    2297
    so-va 31 декабря 2018 г. 00:37

    "Здравомыслие"? "Учёные"? В каком месте тела? Труслив официоз, однако. О Круге Жизни и Сотворении Мира в Звёздном Храме. Моё.

    В комменте к посту "Пётр I украл у нас 5000 лет истории!!!!111 Сотворение мира в Звёздном Храме секты Хиневича" высказал своё видение ситуации https://cont.ws/post/1143840#comment12980925 Апологеты "здравомыслия" и "учёных против псевдонауки" моментально налетели и начали стёб, набрасывая дерьмецо на вентилятор, ни единым словом конструктива не отметившись. Работ...
    -->
    4652
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика