Н. А. Абрамов: Областный город Семипалатинск (1861)

2 976

Город Семипалатинск и область, по имени его названная, находятся на землях, принадлежавших до русского здесь водворения чжуньгарам (калмыкам). Чжуньгарское ханство существовало в соседстве Южной Сибири в XVII и XVIII веке более полутора столетий. Обширная страна, занимаемая чжуньгарами, имела пределами к северу Южную Сибирь, к востоку владения Джасакту-хана монгольско-калкасского, к западу пространные степи хайсаков (киргиз-кайсаков), к югу Малую Бухарию и Турфань. Чжуньгарское ханство разделялось на несколько особых княжеств и областей, управляемых тайшами, ноёнами и зайсанами.

Главное местопребывание чжуньгарского хана было на реке Или (в Заилийском крае). Кочевья его подданных находились как в области Илийской, так и в Урамци, Яре, Дчулдусе, Манасе, Баиньтае и других местах. Земли там были привольны для скотоводства, горы и долины покрыты верблюдами, лошадьми, баранами и рогатым скотом. Чжуньгары были народ многочисленный, вели войны с разными народами и даже Китаем и наводили ужас на русские сибирские поселения.

Переходя к последнему тринадцатилетию существования этого ханства, необходимо объяснить следующее. В сентябре 1745 года хан Галдан-Церын скончался. По завещанию его, взошел на ханство вторый сын его Цаван-Дорцзи-Ачжа-Намгял и вскоре убил младшего своего брата Цаван-Чжаши. Старший сын Лама-Дарджа, опасаясь подобной участи, убил брата-хана и принял правление. Сестра его Улан-Баяр и муж ее взбунтовались против Лама-Дарджа, но были убиты. Такие злодеяния детей Галдан-Церына не предвещали счастливых дней Чжунгарии. В то время Тайши-Тавaци и Амурсана, особо кочевавшие в Яре, имели по нескольку тысяч подведомственных дчунгаров. Таваци был близкого к ханскому происхождения, но без дальних способностей. Амурсана более дальний родственник ханам, коварен и предприимчив. Оба они не слушались Лама-Дорджи и бунтовали. Для приведения их в повиновение, хан отправил войско, но непокорные убежали в степи хайсакские и скрывались несколько времени. Потом Амурсана, выбрав 1500 лучших воинов, окольными местами по горам, ночью пробираясь, а днем скрываясь, пришел ночью в Или и убил Лама-Дарджу в собственной его кибитке. 

Коварный Амурсана вел китайское войско на свое отечество в том намерении, чтобы, при помощи его, сделаться там ханом, но политика манджуро-китайского двора сокровенно имела в виду усмирить и подчинить враждебное ему ханство. Амурсана, видя, что дела идут не по его желанию, составил заговор. В то время, когда китайское войско удалилось в обратный путь, и главнокомандующий с высшими по нем чинами оставались в Пирцини, для приведения в исполнение повелений бохдохана, и с ними было только 500 человек из войска, Амурсана нечаянно напал на них, и главнокомандующий со всеми бывшими с ним и с войском погибли. Посему в 1757 году в Чжуньгарию отправлено многочисленное войско, для взятия Амурсаны. Но он с семьею своих родственников бежал сначала к хайсакам, потом в Сибирь и в июле того же года явился в Тобольск. Вслед за ним прибыла туда и жена его Бетей с сыном Пунцуком. Амурсана умер в Тобольске от оспы, а жена его отправлена с сыном к волжским калмыкам; оттуда, по желанию ее, имела дозволение прибыть в С.-Петербург, где и умерла 7 сентября 1761 года.

Китайский трибунал просил, чрез сибирского губернатора Соймойнова, русское правительство прислать тело Амурсаны в Кяхту, для показания китайцам и уверенности, что этот злодей и бунтовщик действительной умер. Два листа об этом из трибунала, писанные Государствования Абкаи вехехе 23 года: луны 1,23 числа (18 февраля 1758 года) и луны 1 числа (28 марта того же года) представлены были Соймойновым, при донесениях от 25 мая и 27 июня того же года, в Коллегию иностранных дел. Тело Амурсаны отправлено в Кяхту с приказанием там похоронить его.

В 1757 гуду Чжуньгария разделена на четыре части и превращена в провинции Китая. Но чжуньгары, желая восстановить свою независимость, начали бунтовать, не признавая китайского владычества. Разгневанный богдохан в 1758 году отправил три армии, под начальством Джангуя и Фуде, и повелел искоренить чжуньгаров. Армии истребили более миллиона людей, не разбирая ни пола, ни возраста. Рассеявшиеся ушли было в ущелья горы Махацинь, но войско, окружив гору, умертвило всех скрывавшихся, небольшая только часть чжуньгаров, не участвовавших в бунте, пощажена, некоторые же успели убежать в Сибирь. Тайша-Сэрен, в числе 10 000 кибиток, успел убежать к нашим волжским калмыкам.

Завоевание Семипалатинской области русскими

По завоевании русскими Северной Сибири, Южная до 1757 года принадлежала Чжуньгарии. Там же на степях кочевали киргиз-кайсаки, а в нынешних Томском и Кузнецком округах князцы татарские, подвластные чжуньгарам. Они с своими улусами и киргиз-кайсаками грабили русские города и селения, убивали жителей и уводили в плен. Заботливое русское правительство, в отвращение сего, старалось оберегать русские поселения от таких злодейских набегов устройством крепостей. К этому представился следующий случай.

Сибирский губернатор князь Матвей Петрович Гагарин донес Петру I, что в Малой Бухарии, при городе Эркети, на реке Дарье, находится золотой песок, что город этот состоит под властию чжуньгаров и близь него стоит 30-тысячная орда контайши. Представляя завладеть этим городом, князь Гагарин признавал нужным по пути от Тобольска до Эркети построить русские крепости: первую на Иртыше близь озера Ямышева, а далее и другие по Иртышу, там, где будет нужно. Он вызывался устроить те крепости, составить войско и содержать их из доходов Сибирской губернии. Только для отражения чжуньгаров, которые будут препятствовать постройке крепостей, просил прислать к нему два или три полка регулярных и уфимских башкиров На это представление сибирского губернатора Государь собственноручно написал: «Построить город у Ямышева озера и буде можно и выше, и, построя крепость, идти далее, по той реке вверх, пока лодки пройти могут и оттоль идти далее до города Эркети и оным искать овладеть. Для сего определить солдат 2000 или по нужде 1500, также сыскать из шведов несколько человек, хотя года на три, которые умеют инженерства и артиллерию, также кои хотя мало умеют около минералов обходиться и офицеров несколько, однако ж чтобы их было не более трети». Вследствие сего командирован из Москвы подполковник Бухгольц. 30 ноября 1714 года он прибыл в Тобольск, и в июле 1715 года отправился по Иртышу с отрядом, простиравшимся вместе с рабочими до 3000 человек, на 32 дощаниках и 27 лодках. В Таре ему дан был конный отряд из 1500 человек, который шел берегом Иртыша. 1-го октября экспедиция прибыла к озеру Ямышеву, и здесь Бухгольц заложил при речке Преснухе крепость Ямышевскую; но чжуньгарский хан Цеван-Раптан, получая известия о постройке крепости и намерении русских продолжать свой поход далее в его владение, отправил двоюродного брата своего, Церин-Дондука, с 10 000 калмыков. Они зимой, на сырной неделе, явились пред Ямышевскою крепостью ночью, предполагая врасплох завладеть ею, но были отражены русскими. Церин-Дондук требовал от Бухгольца удаления с мест чжуньгарских. По получении на это отказа калмыки обложили крепость со всех сторон и решились, прервав сообщения, стоять вокруг нее до тех пор, пока русские, истощив все запасы, принуждены будут оставить укрепление. При этом они взяли в плен и торговый караван, который шел к Ямышеву и вез запасы и деньги осажденным. После двухмесячной осады, средства русских действительно истощились, а с появлением весны начались между ними болезни, а потому на военном совете решено было срыть крепость и возвратиться назад. 

Таким образом, 28 апреля отряд, состоявший уже не более как из 700 человек, на 18 дощаниках, поплыл по Иртышу. Бухгольц, прибыв к устью реки Оми и получив здесь просимое им в бытность в Ямышеве подкрепление войском, на левом берегу этой реки, с разрешения князя Гагарина, заложил Омскую крепость; устройство ее было следующее: низкий, земляной вал в фигуре правильного пятиугольника, обнесен палисадом с пятью такими же больверками по углам и со рвом, около которого поставлены были рогатки. Несогласия, происшедшие между князем Гагариным и Бухгольцом, были следствием, что последний не хотел более оставаться при экспедиции, особенно потому, что Гагарин в тоже лето 1716 года послал подполковника Сибирского драгунского полка Федора Метигорова с небольшим числом людей к Ямышевскому озеру, дабы он возвратил то, что, по его мнению, уступил Бухгольц. Сей же последний отправился 22-го сентября в Тобольск, а оттуда, по Высочайшему повелению в 1717 году, вытребован в С.-Петербург. Метигоров вновь построил Ямышевскую крепость. В 1717 году, по распоряжению князя Гагарина, посланы из Тары, для постройки крепостей: сын боярский Павел Свиерский, с партиею казаков, и дворянин Василий Чередов; первый из них построил Железинскую, а другой Калбасинскую [Калбасинская крепость находилась между нынешними Кривозерскою и Подпускною станицами, около 165 верст ниже Семипалатинска. Там существовало калмыцкое здание в виде башни, в котором была ламайская кумирня. Калмыки называли это здание Джалин-обо, потому что, между 1689 и 1700 годами, там кочевал калмыцкий тайджа Джалин, изгнанный оттуда в 1702 году башкирами. 

Русские же называли то строение Калбазинскою башнею. Оно было построено из обожженного кирпича, основание имело четвероугольное, а верх состоящий из двадцати углов. Стены его простирались в вышину до четырех сажен, толщиною около полуторы аршин. В верхней части ниже свода были два противоположные окна, а в самом верху свода одно отверстие. С одной стороны находилась дверь.] крепости. Но эта последняя, за недостатком жителей, вскоре запустела. Чередов же, следуя далее, избрал место для Семипалатинской крепости и заложил ее в 1718 году. Между тем князь Гагарин определил начальником новой экспедиции к Нор-Зайсану подполковника Прокопья Ступина. Он, по прибытии в Ямышев, нашел, что построенный там в 1716 году Метигоровым острог был в малом размере и слабо укреплен, а потому раздвинул правильную крепость полушестиугольником с двумя больверками. Вместо земляного вала, он построил высокую деревянную стену срубом, кругом всей крепости, исключая стороны, прилежащей к Иртышу, которую, по недоступности берега, закрыли одним палисадом. Осенью 1718 года Семипалатинская крепость, под наблюдением подполковника Ступина, приведена в полное вооружение и устройство, подобно Ямышевской, и со всех сторон обнесена была четыреугольной стеной. В крепости этой тогда же основана была деревянная церковь, во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских, и иконостас был в ней на холсте. В 1719 году командированный к озеру Нор-Зайсану генерал-майор Лихарев привез в эту церковь список с чудотворной иконы Божией Матери Абалацкия. Эта икона пребывает до настоящего времени в соборной Знаменской церкви и почитается чудотворною.

Семипалатинская крепость получила свое название от семи калмыцких каменных палат, оставленных этим народом. Палаты заключали в себе буддийско-ламайский монастырь прежних обитателей чжуньгаров. Там была ламайская кумирня и кельи лам. В 1734 году известный ученый путешественник Миллер видел эти палаты уже в полуразрушенном состоянии и собрал сохранившиеся об них предания. Калмыки называли эти палаты Зордшинкит, потому что будто бы построены ламою Дорган-Зордшин, который там жил, и что эти палаты составляли ламайский манастырь. Когда они построены — определительно не известно. Разорены же эти палаты между 1660 и 1670 годами, во время гибельной междуусобной войны, последовавшей после разделения калмыцкого владения. 

Перемещение крепости с одного места на другое

Впоследствии Семипалатинская крепость перенесена выше 15 верстами по правому же берегу Иртыша. В сентябре 1763 года определен, для начальствования над всеми сибирскими линиями, генерал-поручик Шпрингер. Он распорядился исправить крепости иртышские по новым чертежам с перенесением Омской крепости на правый берег Оми. Можно полагать, что и Семипалатинская крепость переведена им же на настоящее место из старой крепости.

Город

С учреждением (6 марта 1783 года) Колыванского наместничества, Семипалатинская крепость была возведена на степень уездного города. В 1796 г. Колыванское наместничество было уничтожено, уездный город Семипалатинск был упразднен и причислен к Тобольской губернии. С открытием Томской губернии, в 1804 году, Семипалатинская крепость была отнесена к этой губернии. В 1822 году с изданием Общего учреждения для управления Сибири, образована была Омская область и Семипалатинск возведен в окружный город этой области. В 1838 году, с изданием особого положения для управления сибирскими киргизами, Омская область упразднена и Семипалатинск причислен к Томской губернии. В 1854 году, по положению Сибирского комитета, Государь Император 19 мая высочайше повелеть соизволил: из частей, находящихся на левом фланге Киргизкой степи, именно из: Кокпектинского и Аягузского внешних округов, из Семипалатинска и Усть-Каменогорска и земель, занимаемых киргизами, кочующими на внутренней стороне Сибирской линии, по правую сторону реки Иртыша и селений по Иртышской линии, от крепости Железинской до Малонарымска включительно, образовать особую область, под именем Семипалатинской. При этом Семипалатинск наименован областным городом, а станицы Аягузская, Кокпектинская и Копальская возведены на степень окружных городов этой области.

Жители Семипалатинска

При взгляде на русских жителей г. Семипалатинска, собственно ему принадлежащих, коих потомки здесь давно водворились, — в отношении к телесным свойствам можно заметить, что они большею частию сложения некрепкого, росту более малого и среднего, чем высокого, с смугловатыми лицами и с азиатскими чертами. Женский пол не отличается красотою, редко встречаются черты замечательные особенною правильностию, и преимущество пред ними в этих отношениях имеют заезжие сюда купцы и мещане из других городов Западной Сибири или России, а также военные и особенно линейные казаки. 

Собственно коренное Семипалатинское мещанство в одежде не щеголевато, в отношении промышленности малопредприимчиво, большею частию не трудолюбиво и ограничиваются тем, что летом с помощию работников из киргизов сеет хлеб себе на продовольствие и несколько на продажу зимой приходящим с караванами киргизам. Некоторые занимаются мелочною торговлею, покупкой и продажей рыбы и других съестных припасов на рынке. От неусиленной деятельности, они по большей части недостаточны и даже бедны. Женщины трудолюбивее мужчин. Весну и лето они занимаются огородничеством и продают и перепродают на сумму от 20 до 50 р. серебром огурцов, арбузов и дынь и тем доставляют мужьям некоторое подспорье в средствах к жизни. В нравах и обычаях здешних русских горожан нет ничего особенного в сравнении с другими городами Западной Сибири. Они скромны, важные преступления между ними случаются весьма редко. Так как число жителей здесь мужеского пола более женского оттого, что военное ведомство большею частию состоит из холостых, то нравственность молодых девок, особенно из бедного состояния, потемняется, и число таких жертв, к сожалению, немало. К православной вере горожане привержены. В праздничные дни стараются быть в церкви у богослужения. Особенно благоговение имеют к находящейся здесь в соборной церкви чудотворной иконе Божией Матери Абалацко-Семипалатинской.

Татары, переселившиеся сюда из Вятской и Казанской и Тюменского уезда Тобольской губернии, и ташкентцы в промышленности и особенно торговле предприимчивы, деятельны, трудолюбивы и зажиточны. Домы их составляют лучшую часть города. Сами ташкентцы и татары и жены их телосложения крепкого, в одежде щеголеваты, и лица по большей части у них красивые. Особенно хороши многие из татарок казанских и тюменских. Вот их тип: лицо нежное, белое, в праздники или на гуляньях и в гостях набеленное и нарумяненное, черты правильны, глаза черные, волосы темные, вид веселый. Есть между ними очаровательные физиономии; татарки по своим обычаям должны закрывать лицо, и потому они во время выхода из дому покрывают голову большим платком или накрываются с головы халатом, скрывая лицо, очаровательно округленный стан, и выглядывая из-под покрова одним глазом. Но случается, что иногда вырывается ветром из руки халат или платок, или по некоторой неосторожности сваливается с лица покрывало. Но такие случаи бывают большей частию с молоденькими и красивыми татарками; пожилые и не столь красивые бывают в этом случае осторожнее, они крепко держат покрывало и его не может сорвать ветер. 

Татары и татарки большей частию живого и веселого характера. Татарки летом любят прогуливаться за городом. Часу с 10-го утра они, нарядившись в хорошее платье, отправляются в нескольких тарантасах или на телегах с самоварами, конфектами и приготовленными кушаньями в лесистые места около города или на поросшие лесом острова и пробывают там целый день, наслаждаясь природой. Но во время этих прогулок они нимало не грешат против нравственности. Вообще о татарах должно сказать, что супружеская верность выше у женщин, чем у мужчин.

Татары здешние привержены к своей вере. Доказательством этому служат построенные здесь 10 мечетей.

У здешних магометан татар и ташкентцев два праздника: рамазан-байрам и курбан-байрам, или праздник жертв (жертва), в воспоминание принесения Авраамом сына своего Исаака в жертву. Этот последний праздник празднуется чрез 62 дня после рамазан-байрама и бывает в июле месяце. В этот праздник всякий мусульманин обязан принести в жертву за каждого живого и мертвого в семействе по одному барину, имеющему не менее одного года. Исполнение это обязательно как для богатых, так и для бедных. Но если сии последние не в состоянии каждый отдельно принести в жертву барана, имеющего не менее одного года, то закон предоставляет им право соединиться семерым и на общий счет принести в жертву одну, имеющую не менее двух годов корову (кунан). 

В эти праздники Семипалатинск вполне представляет картину полуазиатского города. Ташкентцы, татары, бухарцы и киргизы разгуливают по улицам в дорогих шелковых ярких или пестрых цветов халатах, в пестрых у ташкентцев и белых у некоторых татар чалмах. Жены их в дорогих платьях, парчовых, канфовых или других шелковых, с золотыми и шелковыми на воротниках и груди вышивками и жемчугом, и при этом татарки с набеленными и нарумяненными лицами и насурмленными бровями разъезжают в гости к своим родным или знакомым. Татарские, ташкентские и киргизские мальчики на конях, оседланных дорогими седлами, скачут по улицам во весь карьер. В домах богатых мусульман происходит угощение: на разосланных в комнатах дорогих бухарских или ташкентских коврах ставят столы, вышиной в пол-аршина; на них пилав  — сарачинское пшено, сваренное с изюмом, урюком и разведенное молошным маслом, китайские пельмени с мясом, жареная баранина, баурсаки — легкое пшеничное вареное в масле, ташкентские и бухарские пряники, изюм черный, желтый крупный, изюм белый, урюк, фисташки (орехи кульджинские), миндальные орехи, ташкентские орехи, ядра фисташек, осахаренные с примесью крупичатой муки, называемые кандалат. Напиток их составляет чай и кумыс. Кумыс приготовляется из парного кобыльего молока, посредством закваски его. 

Типы чоло-казаков. Фото Л. К. Полторацкой, 1870-е

Во время этого праздника бывает байга (конский бег). Для этого заводят верст за 25 или 30 далее Семипалатинска 30 или 40 лошадей с верховыми, должность которых исправляют лет 12 или 13-ти мальчики из киргизов, татар или ташкентцев. С места скачки, они на лихих бегунах пускаются полной рысью до назначенного вблизи Семипалатинска место. Сзади их также на быстрых бегунах четверо киргиз или татар мчатся с длинными палками, надзирая, чтобы кто-нибудь не остался назади и не схитрил бы, пустив своего бегуна с ближайшего к назначенным местам расстояния. Лишь только вдалеке едва завидены будут бегуны, множеством собранного на месте около значков народа, особенно хозяевами первых бегунов, начинается гайкание, крик и похвалы первым явившимся бегунам. Мчащиеся мальчики на бегу кричат, чьи под ними лошади. Призов обыкновенно бывает девять, которые и называются тогуз (девять). Первый приз состоит из сукна или верверету на халат и другие материи, всего девять (тогуз) штук, второму приз подешевле, и таким порядком, понижая ценность призов, включительно до девятого. Между тем, когда бегуны мчатся с предположенного места к метам, бывает между киргизами, татарами и ташкентцами борьба удальцов. На этом собрании бывает как мусульман, так и русских тысяч до 3 и более.

В числе мусульман, населяющих Семипалатинск, находятся семейств до пятидесяти, проживающих по билетам, чалаказаков Аягузского округа, перечисленных в 1858 г. на положение киргизов. Чалаказак слово киргизское; «чала» значит несовершенный, ненастоящий «казак», коим называют себя киргизы. В сложности эти два слова значат ненастоящий киргиз. Под словом чалаказак известны были или подданные владений Средней Азии: хивинцы, бухарцы и коканцы, скрывшиеся от своих владетелей и избравшие себе места жительства между киргизами и, так сказать, окиргизившиеся, или дети этих людей, рожденные от брака с киргизками. Чалаказаки, с давних лет выходившие в Киргизскую степь, по положению Сибирского комитета, Высочайше утвержденному 19 марта 1854 года, причислены к волостям внешних округов, а именно по Семипалатинской области: к Аягузскому 359 семейств, Кокпектинскому 230 и Капальскому 37, а всего 626 семейств. 

После такового причисления слово чалаказак, как в здешней области, так и в Области Сибирских Киргизов, уничтожилось. Есть подозрение, что эти люди большей частию беглые из иностранных мусульманских владений и из татар — русских подданных, скрывшихся от наказаний за преступления или дезертиры, бежавшие от военной службы. Но фактически доказать это трудно. Многие из них худого поведения и судятся за разные преступления: убийства, разбой, воровство и контрабанду; есть и хорошего поведения, дельные мастеровые и торговые.



О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

"Все кончено": Вашингтон направил сигнал в Москву. Украины больше не будет

Решением выделить финансовую помощь Украине Вашингтон дал понять, что отношения с Москвой мертвы, заявил бывший советник Пентагона полковник Дуглас Макгрегор в интервью Youtube-каналу Judging Freedom....

Бессмысленность украинской капитуляции

Всё больше западных аналитиков и отставных военных торопятся отметиться в качестве авторов негативных прогнозов для Украины. Неизбежность и близость украинской катастрофы настолько очев...

Обсудить
  • спасибо, интересная статья.
  • Где надыбал?