Русское диалектное слово ба́ский, ба́ской — "красивый", традиционно распространено к северо-востоку от Москвы. Это слово широко употреблялось ранее в Ярославской, Костромской, Нижегородской области, в Пермском крае, а также за Уралом в Сибири, куда оно попало в ходе колонизации центром которой были земли Верхневолжья.
Каковы же корни этого северо-восточного русского слова?
1 — Славянская этимология.
С русским ба́ский - "красивый"перекликается украинское слово баскы́й - "резвый", "ретивый", "рьяный", "лихой". Суть вопроса в том, являются ли украинское и русское слово однокоренными, и какова их этимология.
Украинскую, славянскую версию, думается, стоит отбросить сразу, не вяжется северорусское ба́ский — "красивый" и баскы́й — "швидкий", "хвацький" в украинском. Украинское баскы́й так же не дает развитого гнезда с польским словом bosko — "божественный", "божественно". Польское bosko и украинское баски́й (baskYj, баскы́й) в их значениях не связаны.
2 — Финно-угорская этимология.
Вот что писал Макс Фасмер про это слово: "Бась "украшение", арханг. (Подв.), олонецк. (Кулик.), яросл., сюда же баса́ "красота", яросл., сев.-русск. (Даль), ба́скострый, ба́ской́ "красивый", новгор., арханг., олонецк., черепов., яросл., Ввиду исключительного распространения слова в северо-восточной России представляется вероятным заимствование из скандинавских языков. Миккола (Ber. 19) и Калима (FUF 18, 16) видели источник (этого слова) в коми bas "украшение", в то время как Вихман — Уотила считают слово коми заимствованым из упомянутой группы русск. слов. Если не удастся доказать заимств. из языка коми, придется поставить вопрос о родстве с др.-инд. bhāsas м. "свет, блеск", bhāś ati "светит, блестит", bhās ср. р. (позже ж. р.) "блеск, свет, сияние"."
Увы, конкретной скандинавской этимолгии Фасмер не привел, да и древнеиндийское слово в русских северо-восточных диалектах, это сильно, не находите? Зато у ба́ский, ба́ской - есть ясные параллели в финно-угорских языках Севера и северо-востока.
Вот эти финские параллели
Оценили 2 человека
2 кармы