НАЙДИТЕ ПРИВИВКУ

0 3860

НАЙДИТЕ ПРИВИВКУ

Н.К.Рерих. Культура и цивилизация

Не слишком ли много об американских «действиях»? Но были письма, и хочется кратко сказать о сущности грабитель­ства редчайшего. Хорш задумывает над Музеем тонко постро­енное мошенничество. Он вводит правительство в заблуждение и своею клеветою устраивает иск за какие-то налоги с сумм экспедиции, хотя всем ведомо, что экспедиционные суммы налогу не подлежат. Эти же экспедиционные суммы, да еще с процентами, Хорш требует себе обратно. В своей темной душе Хорш отлично знает, что он лжет и подделывает, но он насто­ящий американский гангстер. Он отлично знает, насколько низко грабить целую группу деятелей и выживать их из дела, ими же созданного, но кодекс гангстеризма торжествует. На­ходятся среди министров, которые по таинственным причинам надоедают судьям по телефону и требуют неправого решения.

Мало ли сказаний о судьях неправедных! Но особенно лю­бопытно, что люди прекрасно знают, что Хорш жулик, пони­мают все его махинации и фабрикации и все-таки молчат. Является вопрос, возможно ли молчать там, где нарушается Культура, где могут быть вводимы в заблуждение молодые по­коления? Не о себе пишу, но для тех, кто шатается под яз­вами клеветы. Только что о таких слышали из Чикаго и удив­лялись этим неверам. Легко верят и вправо и влево, как гни­лая тростинка, сгибаются. Что же получится? Одни криводуш­ничают. Другие промолчат. Третьи изобретут компромисс! Точно бы зло и добро могут в компромиссе ужиться. Образу­ются какие-то компрачикосы, вроде тех, которые уродовали детей, чтобы выгоднее на ярмарке продать уродцев. Сколько фабрик уродства существует, и вовсе не в темноте и в утайке, а на глазах у всех! Владычица Цивилизация их бережет и оп­равдает за сходную цену. Мать Культура может проливать по­токи слез, а Владычица Цивилизация хохотом встретит все попытки блага.

Был такой старинный романс, каждая строфа которого кон­чалась трагическим криком: «А она все хохотала». Вот этот хохот гремит по миру. Власти мира сего хохочут на всех сним­ках, в цилиндрах и регалиях. Ведь хохот считается признаком успеха. И как далек он от светлой улыбки радости! Человек волен погрязать в любой мерзости. На то он имеет свободную волю. Но не имеет он права заражать молодежь. Даже против сифилиса и туберкулеза находят средства борьбы. Не пора ли найти сыворотку против злобной мерзости?

1941

ДУХОВНЫЕ СОКРОВИЩА

В собирании красот духа, если мы начнем вспоминать со­бытия последних лет, нас поразит одно укореняющееся обсто­ятельство, вызывающее особые соображения. За последние десятилетия мы проводили в далекий путь многих замечатель­ных людей. При этом ценно было почувствовать, какие ис­кренние сожаления об утрате их вызывались в сердцах самых разных людей, на разных материках. Словно бы уходило что-то родное, нужное, слагавшее восходящие основы жизненного строительства. У самых, казалось бы, непричастных людей сверкала слеза — эта чистая жемчужина неэгоистической вибрации. 

Помним, как провожали уход Льва Толстого или Пастера, или Вагнера, или Менделеева и многих таких же творцов, ценных для улучшения и очищения человеческого сознания. Вспоминаем и другое ощущение, тоже не менее ценное, а именно: приветствие производившимся опытам и культурным достижениям. Не бездушная хроника отмечала и приветствовала новые завоевания человечества. Они возбужда­ли горячие оценки и неминуемые осуждения, сопровождавшие эти события вспышкой искр, в свою очередь творящих и воз­буждающих внимание.

Так ли оно стоит сейчас? Хроника отмечает открытие, от­водя несомненно большее место бирже и спорту. Появление крупных людей встречается недоверчивым сомнением, а уход их сопровождается официальным вставанием и искусственным молчанием, и никогда не знаешь качества мыслей во время этой минуты предписанного молчания.

Что же значит это? Может быть, это знак необыкновенного духовного богатства? Может быть, гиганты мысли, гиганты творчества стали так обычны, что уход их более не может за­нимать общественного внимания?

Так ли это? Не обозначает ли сказанное как раз обратное? 

Не значит ли оно пренебрежение к духовным ценностям? 

Не значит ли оно увлечение материальными, телесными, преходя­щими понятиями, при которых, как пыльным облаком, засти­лается свет и отодвигаются во мглу ценности Культуры? 

Нам не нужно взаимно убеждать друг друга об истинных причи­нах происходящего очевидного явления. Мы собрались во имя Культуры, и каждый из нас, конечно, остро чувствует необхо­димость истинного сплочения вокруг этого руководящего эво­люцией понятия. Но если мы в той или иной мере чувствуем вышесказанное, то не есть ли наш долг выявить это и посильно каждому в своей сфере обратить внимание окружающего на небрежение духовными ценностями?

Сказано и повторено на всех скрижалях заветов, что сад духовный нуждается в том же ежедневном орошении, как и сад цветочный. Если мы все еще считаем физические цветы истин­ным украшением жизни нашей, то кольми паче мы обязаны вспомнить и уделять главенствующее место в окружающей жиз­ни творческим ценностям духа. Будем же неусыпно на вечной страже благостно отмечать появление работников Культуры и стремиться всячески облегчать этот трудный путь подвига.

Так же точно будем отмечать и находить место в жизни уходящим героям, помня, что имя их уже не является личным со всеми свойствами ограниченного эго, но оно является досто­янием всемирной Культуры и должно быть обережено и прочно взращено в наиболее благодатных условиях.

Этим мы будем лишь продолжать их самоотверженный труд и будем растить их творческие посевы, которые так часто, как мы видим, засоряются пылью непонимания и зарастают бурья­ном невежества.

Духовных нахождений творческих откровений очень мало. Мы не можем объяснить развитием стандарта жизни небреже­ние к руководящим светильникам. Пусть на наших улицах уже горят электрические фонари, еще недавно бывшие редкостью. Но на нас надвинулось сокровище новых, еще не испытанных энергий, и проявление их во всех областях связано с такими же самоотверженными жертвами и трудами, которые должны зани­мать общественное внимание, ибо в этом внимании мы как бы сотрудничаем с Творцом и в наших благих мысленных посыл­ках мы усиляем возможности нахождения.

Итак, среди занятий наших Культурных ассоциаций будем же отводить должное внимание к творениям и нахождениям во всех отраслях искусства и знания. Будем приносить наши искренние мысли в преуспеяние трудов как вновь приходя­щих, так и уходящих носителей Света. Пусть это будет не сомнительное пожимание плечами. Пусть это будут не холод­ные некрологи, но мы, как бы почетная стража, будем охра­нять ростки Света. Освобожденные от предрассудков и суеве­рий, служа победой Красоте и всеподымающему Знанию, мы приложим во всех размерах и отраслях ревностную мысль ут­верждения блага, тем способствуя дальнейшим ветвям изуче­ния и улучшения жизни.

Как драгоценно, что наши ассоциации находятся в различ­ных странах. Тем легче всемирно следить за проявлениями творчества и опытов, тем легче взаимно обменяться и обога­тить друг друга полезными и ободряющими сведениями, кото­рые иначе, быть может, потонули бы в безбрежных потоках хроник мелкого шрифта. 

Никто не знает, к чему непременно нужно творцам истинного прогресса приходить изгнанными и уходить с земного плана осужденными!

Как уже повторено: заповедано не обуглиться, но сиять. Обугливающее злопыхание может быть легко контролируемо сознательными усилиями объединенных Культурных ассоциа­ций, искренно направленных к созидательному творящему по­знанию.

Конечно, наша основная программа действия — обмени­ваться художественными выявлениями всех отраслей и научны­ми проявлениями, взаимно знакомясь с духовными ценностями всех народов. 

И потому среди программы художественных и научных выявлений и обмена, которыми мы взаимно обогаща­емся, не забудем и благородную работу собирания и установле­ния Культурных ценностей, которые так часто могли бы быть пренебрежены в отливах и приливах океана жизни.

Итак, друзья, введем в ближайшую программу нашу этот обмен о созидательных, познавательных подвигах. И будем по­мнить, что пренебрежение к Культурным ценностям есть позор­ное преступление невежества. Поэтому неустанно и бесстрашно будем взаимно укреплять и освещать путь, приближающий нас к Свету.

1931

КУЛЬТУРНОСТЬ

У друзей наших живет Тизи-Визи. Это не человек, а попу­гай, притом птица очень исключительная. Помимо прочих философских воззрений, Тизи-Визи, прослышав об успехе ну­дистов, решил последовать их примеру. Он сбросил все свое разноцветное оперение. Даже и не пощадил длинного зеленого шлейфа хвоста. И начал разгуливать нагишом, вовсе не забо­тясь о несоответствии своего гигантского клюва с тщедушным тельцем. Ведь это и у нудистов случается. Тизи-Визи настолько проникся идеями нудизма, что каждое появившееся перышко он немедленно выщипывает. Среди разнообраз­ных разговоров с хозяевами своими Тизи-Визи иногда престранно свистит, точно бы хочет скандировать слово «Культура».

Ох, часто, очень часто и свистом и писком твердится это священ­ное слово. Скоро, как нудизм и прочие моды, кто-то сочтет вполне модным двадцать раз в день повторять это звучное слово, немало не стыдясь всех своих прежних привычек.

За долгие времена так называемой цивилизации человече­ство так привыкло не соединять поступки свои с произноси­мыми понятиями. 

Люди ходят в церковь, умиляются словами высокого Учения, восхища­ются проповедью о нестяжании и, приговаривая: «Все мы скоты перед Господом», идут домой, чтобы неотложно объесться, опиться, отравить себя всякими наркотиками и сквернословить.

 Люди идут в театр, плачут над суровою судьбою героев, проникаются самыми возвышенными идеями и спешат домой, чтобы готовить ту же судьбу героям современности. 

Люди слушают музыку, даже пытаются внести ее в обиход свой, но посмотрите на этих знатоков звука, когда биржа не отвечает их вожделениям!

И так мы ухитрились наполнить жизнь самыми невероят­ными противоречиями, но с одною оговоркою — подъемы духа бывают очень кратковременны, так как озверение бывает вполне естественным пополнением жизни. В неискренности люди приходят даже к некоторому утончению. 

Так, некий об­манщик, собираясь обмануть, всегда наполнял глаза свои сле­зами. А другой, удушая множество людей, пытался застроить поле свое храмами и великолепными зданиями, надеясь, что души удушенных не расшатают фундамент. 

И в других облас­тях, даже близких науке и искусству, можно было неодно­кратно встречаться с прирожденным лицемерием. Когда ста­новилось модным углубляться в старину, сколько внешних и скользящих по поверхности слов было произнесено.

Новые знатоки готовы были теоретически охранять ее, ту очень дале­кую старину, но когда касалось дело до старины близкой, за­висящей от них самих, то весь вчерашний энтузиазм куда-то испарялся. Старина опять становилась чем-то скучным, а мо­жет быть, и какие-то «срочные дела» отвлекали вчераш­них идейных апологетов!

Когда мы обращаемся к понятию Культуры, к понятию та­кому близкому, насущному, неотложному, невольно вспомина­ются все лицемерные экскурсии человечества, в которых, как вчерашняя гроза, быстро забывается даже самое неотступно сту­чащееся. 

Иногда становится жутко, а что если Тизи-Визи на­чнет отчетливо пищать слово «Культура»? 

А что если некто, твердя это слово, изобретет новые возможности удушения? 

А что если конференции против наркотиков благословят про­дажу наркотического сырья, благочестиво твердя против вредо­носности отравления? 

Возьмите за год любую газету, и вы найдете самые необычайные примеры лицемерия, ханжества и лживости под предлогом высоких задач.

Конечно, все эти экскурсии лицемерия уже достаточно ус­ложнили современную жизнь. Люди запутались.

Пробовали вводить пушки в христианские соборы для благословения. Но и это экстренное средство не помогло. 

Люди священного зва­ния пробовали говорить о недействи­тельности обязательств, ибо оно было произнесено только устно. Но и эти отчаянные не улучшили ни своего положения, ни своей паствы. И среди всей этой противоречивой неразберихи вдруг и как-то повели­тельно вырос девиз Культура. Нужно сознаться, что зов этот вдруг широко проник в массы. 

В те массы, которые всегда вызывали наши лучшие ожидания. 

Образовались целые орга­низации, посвящающие себя исканию и стремлению к Куль­туре. Мы знаем подобные организации, где трудящаяся молодежь вместо пошлого водевиля обращается к героическим подвигам улучшения жизни, во имя самых высоких имен и понятий. Никакие обвинения в лицемерии или попугайничестве не коснутся этих искренних и устремленных людей. 

Зна­чит, перед всеми нами лежат две определенные задачи. С од­ной стороны, нужно всячески помочь и объединить, и облег­чать судьбу искренних искателей Культуры.

С другой же сто­роны, нужно доглядывать с огнем в руке, чтобы драгоценное понятие Культуры не попало в число модных заголовков. Не сделалось модным, хотя и неосознанным понятием бол­тливых гостиных.

Предстоят две работы — просветительная и охранительная. 

Значит, кружки, общества, организации, осознавшие ценность и смысл Культуры, должны доглядеть, чтобы никакая вульга­ризация и опошление не начали бы разлагать это ценное и спасительное понятие. 

Конечно, не охранники, но просве­щенные воины Культуры должны собираться и поддержи­вать друг друга, цементировать пространство самым высо­ким, самым прекрасным, проталкивая эти действительные ценности в жизнь. 

Нудисты во имя своей идеи не стыдятся всенародно показывать свое безобразие. 

Пусть же деятели Культуры тоже не постыдятся показать, но не безобразие, а Красоту Духа.

Когда мы инкорпорировали Учреждение Лига Культуры, трудно было предусмотреть, как двинется эта организация. 

Но поднялось Знамя Мира: осозналось, что это Знамя нужно не только во время войны, но еще более повседневно. И без­отчетно, стихийно связалось понятие Знамени этого с представ­лением о Лиге Культуры.

Всемирный отбор лучшего, сознательного, просвещенного! Как сон: еще недавно могли бы мечтать о таком единении? Но видимо, колесо жизни вращается очень быстро, и незыблемый закон опять обращает нас к равнению по лучшему. Трогательно отметить, что пока, в добрый час, это единение происходит без всякого опошления. 

Людям хочется сойтись получше и духовно и внешне, это стремление кверху содержит в себе и разрешение множества социальных проблем, ибо в просветительном соединении искореняется пакость, стирается ржавчина и вдохновленным духам нечего опасаться безобра­зия. 

Мы только что укоряли в безобразии нудистов; если бы они как-то избегали безобразия, то половина нападок на них исчезла бы. 

Но носители Культуры, обнажая прекрасней­шие стороны духа своего, совершат необычайное преображение жизни.

Ведь обязано же человечество отойти от безобра­зия. В самом слове «безобразие» заключена безобразность, непроявленность, мохнатость. А ведь дух-то наш стремится к стройным построениям, к ясности, к Свету. Кто же работает во тьме?

Итак, убережемся от попугаев, убережемся от извратителей и сквернословцев. Ибо нам невместно возвращаться в птичье состояние и невместно огрызаться по-звериному. Столько не­отложной работы перед нами. 

Такие глубокие прошедшие провода нужно найти и соединить с проводами будущего. Так добросовестно и устремленно нужно научиться уважать друг друга и в этом научиться уважать человеческое достоинство. Ведь в обиходе это не умеют делать, и умеют гораздо лучше затруднять, нежели облегчать и помогать.

Широка программа Лиги Культуры. Все прекрасное, все по­знавательное и просветительное. Это не внешняя интеллекту­альность, — это сердечное стремление к Свету, к взаимной помощи и пользе. Кто-то усмехнется, вспоминая старый ци­низм: «Человек человеку волк». А на это нужно сказать: «Тогда и убирайтесь к волкам и помните, что заветом «падающего толкни» вы вышли из моды и стали смешными. А что может быть безобразнее, как «впасть в ридикюль»?».

Вот Лига Культуры прежде всего и будет бороться против безобразия, рыхлости, гнилости, влезших в жизнь нашу. 

Для удобства поступательных действий нужен прежде всего порядок, организация, свободно осознанная духовная дисцип­лина. Но ведь Культура, как таковая, в самом существе своем уже содержит утонченность, понимание, созидательность. А там, где возносится строение во имя просвещения, там не­когда ни оглядываться, ни вздыхать, ни сожалеть. 

Опять вспомнили: «Когда постройка идет, все идет». И не забудем, что каждая постройка содержит в себе уже радость. Вот во имя этой строительной радости мы и сходимся, и уважа­ем друг друга, и можем смело смотреть друг другу в глаза, желая благо.

Когда искали клады, то главным напутствием было: «Не ог­лядывайся». Так же и тут скажем: «А ну их к шуту, все смяте­ния, все передряги и прокислые счеты. Когда постройка идет, все идет».

ИСТОЧНИК: http://lib.icr.su/node/753

Конашенок попытался улететь в Армению, но был задержан в аэропорту Пулково, а позже, заикаясь от страха, записал видео, где принёс свои «глубочайшие извинения»

Сегодня и вчера стримеры наперебой извиняются за свои слова в прямом эфире, сказанные сразу после теракта. Одна женщина из Липецкой области в эфире говорила, что в Москве убили всего 113 человек, а на...

«Крокус-покус» Агаларовых: здание в кадастре не числится, а работали дети и самозанятые

Многие наверняка обратили внимание на школьников, выводивших людей из «Крокус Холла» в ходе теракта 22 марта. Они прославились на всю страну и получили уже немало наград. Правда, юридич...

Русская ракета попала "куда нужно". Варшава спешно отправила в отставку инструктора ВСУ после смерти генерала
  • ATRcons
  • Вчера 20:06
  • В топе

Решение об отстранении было принято на основании данных контрразведки Польши. Кадровые перестановки в "Еврокорпусе"  Пресс-служба Министерства обороны Польши сообщает об уволь...