• РЕГИСТРАЦИЯ

Фрейлина трех императриц

4 2821

По строгому уставу Соловецкого монастыря женщины на остров не допускались. Они могли поклониться святыням лишь издали, с крохотного “Заячьего островка”. От пристани до него – верста с небольшим, и весь кремль с высящимися над ним куполами виден оттуда, как на ладони.

Традиция сохранилась. Новый хозяин острова отвел “Зайчики” под женский изолятор, куда попадали главным образом за грех против седьмой заповеди и куда в качестве представителя власти был допущен лишь один мужчина – семидесятилетний еврей, Бог весть какими путями попавший на службу в хозяйственную часть ЧК, проштрафившийся чем-то и угодивший в ссылку. Возраст и явная дряхлость ставили его, как жену Цезаря, вне подозрений.

Каторжницы, ни в чём не провинившиеся на Соловках, жили на самом острове, но вне кремля, в корпусе, обнесенном тремя рядами колючей проволоки, откуда их под усиленным конвоем водили на работы в прачечную, канатную мастерскую, на торфоразработки и на кирпичный завод. Прачечная и “веревочки” считались легкими работами, а “кирпичики” – формовка и переноска сырца – пугали. Чтобы избавиться от “кирпичиков”, пускались в ход все средства, и немногие выдерживали 2-3 месяца этой действительно тяжелой, не женской работы.

Жизнь в женбараке была тяжелей, чем в кремле. Его обитательницы, глубоко различные по духовному укладу, культурному уровню, привычкам, потребностям, были смешаны и сбиты в одну кучу, без возможности выделиться в ней в обособленные однородные группы, как это происходило в кремле. Количество уголовных здесь во много раз превышало число каэрок, и они господствовали безраздельно. Притонодержательницы, проститутки, торговки кокаином, контрабандистки… и среди них – аристократки, кавалерственные дамы, фрейлины.

Выход из барака строго контролировался; даже в театр женщины ходили под конвоем и сидели там обособленно, тоже под наблюдением.

Женщины значительно менее мужчины приспособлены к нормальному общежитию. Внутренняя жизнь женбарака была адом, и в этот ад была ввержена фрейлина трех императриц, шестидесятипятилетняя баронесса, носившая известную всей России фамилию.

Великую истину сказал Достоевский: “Простолюдин, идущий на каторгу, приходит в свое общество, даже, быть может, более развитое. Человек образованный, подвергшийся по законам одинаковому с ним наказанию, теряет часто несравненно больше него. Он должен задавить в себе все свои потребности, все привычки; должен перейти в среду для него недостаточную, должен приучиться дышать не тем воздухом… И часто для всех одинаковое наказание превращается для него в десятеро мучительнейшее. Это истина”… (“Мертвый дом”, стр. 68).

Именно такое, во много более тяжелое наказание несла ЭТА старая женщина, виновная лишь в том, что родилась в аристократической, а не в пролетарской семье.

Если для хозяйки кронштадтского портового притона Кораблихи быт женбарака и его среда были привычной, родной стихией, то чем они были для смолянки, родной стихией которой были ближайшие к трону круги? Во сколько раз тяжелее для нее был каждый год, каждый день, каждый час заключения?

Беспрерывная, непрекращавшаяся ни днем, ни ночью пытка. ГПУ это знало и с явным садизмом растасовывало каэрок в камеры по одиночке. С мужчинами в кремле оно не могло этого сделать, в женбараке это было возможно.

Петербургская жизнь баронессы могла выработать в ней очень мало качеств, которые облегчили бы ее участь на Соловках. Так казалось. Но только казалось. На самом деле фрейлина-баронесса вынесла из нее истинное чувство собственного достоинства и неразрывно связанное с ним уважение к человеческой личности, предельное, порою невероятное самообладание и глубокое сознание своего долга.

Попав в барак, баронесса была там встречена не “в штыки”, а более жестоко и враждебно. Стимулом к травле ее была зависть к ее прошлому. Женщины не умеют подавлять в себе, взнуздывать это чувство и всецело поддаются ему. Слабая, хилая старуха была ненавистна не сама по себе в ее настоящем, а как носительница той иллюзии, которая чаровала и влекла к себе мечты ее ненавистниц.

Прошлое, элегантное, утонченное, яркое проступало в каждом движении старой фрейлины, в каждом звуке ее голоса. Она не могла скрыть его, если бы и хотела, но она и не хотела этого. Она оставалась аристократкой в лучшем, истинном значении этого слова; и в Соловецком женбараке, в смраде матерной ругани, в хаосе потасовок она была тою же, какой видели ее во дворце Она не чуждалась, не отграничивала себя от окружающих, не проявляла и тени того высокомерия, которым неизменно грешит ложный аристократизм. Став каторжницей, она признала себя ею и приняла свою участь, неизбежность, как крест, который надо нести без ропота, без жалоб и жалости к себе, без сетования и слез, не оглядываясь назад.

Тотчас по прибытии баронесса была, конечно, назначена на “кирпичики”. Можно представить себе, сколь трудно было ей на седьмом десятке носить на себе двухпудовый груз. Ее товарки по работе ликовали:

– Баронесса! Фрейлина! Это тебе не за царицей хвост таскать! Трудись по-нашему! – хотя мало из них действительно трудился до Соловков.

Они не спускали с нее глаз и жадно ждали вопля жалобы, слез бессилия, но этого им не пришлось увидеть. Самообладание, внутренняя дисциплина, выношенная в течение всей жизни, спасли баронессу от унижения Не показывая своей несомненной усталости, она доработала до конца, а вечером, как всегда, долго молилась стоя на коленях перед маленьким образком.

Моя большая приятельница дней соловецких, кронштадтская притонщица Кораблиха, баба русская, бойкая, зубастая, но сохранившая “жалость” в бабьей душе своей рассказывала мне потом:

– Как она стала на коленки, Сонька Глазок завела было бузу: “Ишь ты, Бога своего поставила, святая какая промеж нас объявилась”, а Анета на нее: “Тебе жалко, что ли? Твое берет? Видишь, человек душу свою соблюдает!” Сонька и язык прикусила…

То же повторялось и в последующие дни. Баронесса спокойно и мерно носила сырые кирпичи, вернувшись в барак, тщательно чистила свое платье, молча съедала миску тресковой баланды, молилась и ложилась спать на свой аккуратно прибранный топчан. С обособленным кружком женбарачной интеллигенции она не сближалась, но и не чуждалась и, как и вообще не чуждалась никого из своих сожительниц, разговаривая совершенно одинаковым тоном и с беспрерывно вставлявшей французские слова княгиней Шаховской и с Сонькой Глазком, пользовавшейся в той же мере словами непечатными. Говорила она только по-русски, хотя “обособленные” предпочитали французский.

Шли угрюмые соловецкие дни, и выпады против баронессы повторялись всё реже и реже. “Остроумие” языкатых баб явно не имело успеха.

– Нынче утром Манька Длинная на баронессу у рукомойника наскочила, – сообщала мне вечером на театральной репетиции Кораблиха, – щетки, мыло ее покидала: крант, мол, долго занимаешь! Я ее поганой тряпкой по ряшке как двину! Ты чего божескую старуху обижаешь? Что тебе воды мало? У тебя где болит, что она чистоту соблюдает?

Окончательный перелом в отношении к бывшей фрейлине наступил, когда уборщица камеры, где она жила, “объявилась”.

“Объявиться” на соловецком жаргоне значило заявить о своей беременности. В обычном порядке всем согрешившим против запрета любви полагались Зайчики, даже и беременным до седьмого-восьмого месяца. Но бывших уже на сносях отправляли на остров Анзер, где они родили и выкармливали грудью новорожденных в сравнительно сносных условиях, на легких работах. Поэтому беременность тщательно скрывалась и объявлялась лишь тогда, когда можно было, минуя Зайчики, попасть прямо к “мамкам”.

“Объявившуюся” уборщицу надо было заменить, и по старой тюремной традиции эта замена производилась демократическим порядком – уборщица выбиралась. Работа ее была сравнительно легкой: вымыть полы, принести дров, истопить печку. За место уборщицы боролись.

– Кого поставим? – запросила Кораблиха. Она была старостой камеры.

– Баронессу! – звонко выкрикнула Сонька Глазок, безудержная и в любви и в ненависти. – Кого, кроме нее? Она всех чистоплотней! Никакой неприятности не будет…

Довод был веский. За грязь наказывалась вся камера. Фрейлина трех всероссийских императриц стала уборщицей камеры воровок и проституток. Это было большой “милостью” к ней. “Кирпичики” явно вели ее к могиле.

Я сам ни разу не говорил с баронессой, но внимательно следил за ее жизнью через моих приятельниц, работавших в театре: Кораблиху и ту же Соньку Глазок, певшую в хоре.

Заняв определенное социальное положение в каторжном коллективе, баронесса не только перестала быть чужачкой, но автоматически приобрела соответствующий своему “чину” авторитет, даже некоторую власть. 

Сближение ее с камерой началось, кажется, с консультации по сложным вопросам косметических таинств, совершающихся с равным тщанием и во дворце и на каторге. Потом разговоры стали глубже, серьезнее… И вот…

В театре готовили “Заговор императрицы” А. Толстого – халтурную, но игровую пьесу, шедшую тогда во всех театрах СССР. Арманов играл Распутина и жадно собирал все сведения о нём у видавших загадочного старца.

– Всё это враки, будто царица с ним гуляла, – безаппеляционно заявила Сонька, – она его потому к себе допускала, что он за Наследника очень усердно молитствовал… А чего другого промеж них не было. Баронесса наша при них была, а она врать не будет.

Кораблиха, воспринявшая свое политическое кредо среди кронштадтских матросов, осветила вопрос иначе:

– Один мужик до царя дошел и правду ему сказал, за то буржуи его и убили. Ему царь поклялся за Наследниково выздоровление землю крестьянам после войны отдать. Вот какое дело!

Нарастающее духовное влияние баронессы чувствовалось в ее камере всё сильнее и сильнее. Это великое таинство пробуждения Человека совершалось без насилия и громких слов. Вероятно, и сама баронесса не понимала той роли, которую ей назначено было выполнить в камере каторжного общежития. Она делала и говорила “что надо”, так, как делала это всю жизнь. Простота и полное отсутствие дидактики ее слов и действия и были главной силой ее воздействия на окружающих.

Сонька среди мужчин сквернословила по-прежнему, но при женщинах стала заметно сдерживаться и, главное, ее “эпитеты” утратили прежний тон вызывающей бравады, превратившись просто в слова, без которых она не могла выразить всегда клокотавших в ней бурных эмоций. 

На Страстной неделе она, Кораблиха и еще две женщины из хора говели у тайно проведенного в театр священника – Утешительного попа. Таинство принятия Тела и Крови Христовых совершалось в темном чулане, где хранилась бутафория, Дарами, пронесенными в плоской солдатской кружке в боковом кармане бушлата. “На стреме” у дверей стоял бутафор-турок Решад-Седад, в недавнем прошлом коммунист, нарком просвещения Аджаристана. Если б узнали, – быть бы всем на Секирке и Зайчиках, если не хуже…

Когда вспыхнула страшная эпидемия сыпняка, срочно понадобились сестры милосердия или могущие заменить их. Нач. санчасти УСЛОН М. В. Фельдман не хотела назначений на эту смертническую работу. Она пришла в женбарак и, собрав его обитательниц, уговаривала их идти добровольно, обещая жалованье и хороший паек. Желающих не было. Их не нашлось и тогда, когда экспансивная Фельдман обратилась с призывом о помощи умирающим.

В это время в камеру вошла старуха-уборщица вязанкой дров. Голова ее была укручена платком – дворе стояли трескучие морозы. Складывая дрова печке, она слышала лишь последние слова Фельдман:

– Так никто не хочет помочь больным и умирающим?

– Я хочу, – послышалось от печки.

– Ты? А ты грамотная?

– Грамотная.

– И с термометром умеешь обращаться?

– Умею. Я работала три года хирургической сестрой в Царскосельском лазарете…

– Как ваша фамилия?

Прозвучало известное имя, без титула.

– Баронесса! – крикнула, не выдержав, Сонька, но этот выкрик звучал совсем не так, как в первый день работы бывшей фрейлины на “кирпичиках”.

Второй записалась Сонька и вслед за нею еще несколько женщин. Среди них не было ни одной из “обособленного” кружка, хотя в нем много говорили о христианстве и о своей религиозности.

Двери сыпнотифозного барака закрылись за вошедшими туда вслед за фрейлиной трех русских императриц. Оттуда мало кто выходил. Не вышло и большинство из них.

М. В. Фельдман рассказывала потом, что баронесса была назначена старшей сестрой, но несла работу наравне с другими. Рук не хватало. Работа была очень тяжела, т. к. больные лежали вповалку на полу и подстилка под ними сменялась сестрами, выгребавшими руками пропитанные нечистотами стружки. Страшное место был этот барак.

Баронесса работала днем и ночью, работала так же тихо, мерно и спокойно, как носила кирпичи и мыла пол женбарака. С такою же методичностью и аккуратностью, как, вероятно, она несла свои дежурства при императрицах. Это ее последнее служение было не самоотверженным порывом, но следствием глубокой внутренней культуры, воспринятой не только с молоком матери, но унаследованной от ряда предшествовавших поколений. Придет время, и генетики раскроют великую тайну наследственности.

Владевшее ею чувство долга и глубокая личная дисциплина дали ей силы довести работу до предельного часа, минуты, секунды…

Час этот пробил, когда на руках и на шее баронессы зарделась зловещая сыпь. М. В. Фельдман заметила ее.

– Баронесса, идите и ложитесь в особой палате… Разве вы не видите сами?

– К чему? Вы же знаете, что в мои годы от тифа не выздоравливают. Господь призывает меня к Себе, но два-три дня я еще смогу служить Ему…

Они стояли друг против друга. Аристократка и коммунистка. Девственница и страстная, нераскаянная Магдалина. Верующая в Него и атеистка. Женщины двух миров.

Экспансивная, порывистая М. В. Фельдман обняла и поцеловала старуху.

Когда она рассказывала мне об этом, ее глаза были полны слез.

– Знаете, мне хотелось тогда перекрестить ее, как крестила меня в детстве няня. Но я побоялась оскорбить ее чувство веры. Ведь я же еврейка.

Последняя секунда пришла через день. Во время утреннего обхода баронесса села на пол, потом легла. Начался бред.

Сонька Глазок тоже не вышла из барака смерти, души их вместе предстали перед Престолом Господним

источник -Борис Ширяев. "Неугасимая лампада."


п.с.Сергей Филимонов сопоставляя материал книги воспоминаний журналиста и писателя Б.Н.Ширяева «Неугасимая лампада» (М.,1991) о своем пребывании в 1920-х годах в качестве заключенного в Соловецком концлагере с его публикацией «Подвижница (отрывок воспоминаний)», напечатанной 11 июня 1943г. в газете «Голос Крыма», издававшейся в годы Великой Отечественной войны в оккупированном немецко-румынскими войсками Симферополе, обнаружил, что безымянная героиня «Неугасимой лампады», окончившая свой жизненный путь на Соловках и воспетая Ширяевым в главе «Фрейлина трех императриц», это баронесса Фредерикс, сестра министра Императорского Двора В.Б.Фредерикса.

"Шумят соловецкие ели… Свищет иглистый норд–ост в пролетах полуразрушенной звонницы Анкрского скита. Здесь – самые страшные из могил Острова Смерти. Отсюда нет выхода. Медленно, но неизбежно добивает сыпняк еще недобитых баландой и голодом советской каторги.
На вшивой ветоши, на колючей подстилке из еловых веток лежат сотни тел. Они не чувствуют леденящих струй ветра из разбитых окон. Им душно и жарко. Их греет сыпняк.
Отсюда один путь – ногами вперед – в мерзлую осыпь братской могилы.
И она вошла сюда добровольно, той же гордою, твердою поступью, какой ступала по узорному блеску паркета Зимнего Дворца.
Она – фрейлина трех императриц, сестра министра самого пышного в Европе двора – 70–летняя баронесса Фредерикс.
Из зал дворца – в гнилой сумрак подвалов Чека, оттуда – на заснеженный мертвый остров – крестным путем на Голгофу русского народа.
Сюда, в сыпно–тифозный барак она пошла добровольно, верная долгу и всему складу души русской женщины – болельщицы и страдалицы, той, для которой «любить» – значит – «жалеть».
Вот она, не склонявшая головы под дулом чекистского «шпалера» в жуткие часы ночных допросов, склоняется над резметавшимся в жару обреченным. Ни ему, ни ей нет спасения. Отсюда путь лишь один.
Тиф подкрался к ней незаметно. Владея собой до исхода последних сил, она, не говоря врачу о болезни, несла свою тяжелую работу, пока не упала на мерзлый пол барака…
Никто не знает ее могилы в глуши соловецкого бора, не пелись по ней панихиды, никто не закрыл ей глаз, и лишь в предсмертном бреду кто–то еще повторял ее имя, да сумрачные ели шептали древнюю быль о крестном пути русской женщины – болельщицы и страдалицы»[1,с.66-67;2;5]."


 С Рождеством. Дарина Литовиж

Зная свои границы, можно их переходить

Глобалисты против националистов: гражданская война всемирного масштаба?

Не знаю как на вас, а лично на меня сцена в Американском Конгрессе, когда спикер нижней палаты, демократка Нэнси Пелоси демонстративно разорвала текст обращения Трампа к нации произвела...

Зеленский дозвонился до Путина

Судя по всему в Киеве, и не просто в Киеве, а в президентском офисе, и не кто попало, а сам Зеленский поверил во всемогущество Андрея Ермака, который якобы способен, благодаря личной дружбе с Козаком ...

Трамп начал мстить демпартии и Украине Майдана

После провала попытки импичмента и оправдания Дональда Трампа события начинают разворачиваться стремительно и именно так, как предсказывалось. Фильм про убийства на майдане на One America News в прямо...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...
    Дарина Литовиж 14 февраля 19:22

    Ты поспи, жена...

     Впервые сегодня услышала эту песню. И она мгновенно покорила меня  своей искренностью, добротой и нежностью ....   Песня о ЛЮБВИ не по сегодняшним западным меркам,  которые любовь называют болезнью , а по меркам русской Души. Написал её музыкант из деревни Конец-Бор, деревенский бард Красноперов Ю.А.  1.Ты поспи, жена, в ...
    1538
    Дарина Литовиж 17 декабря 2019 г. 21:28

    Г.Тымнетагин: у каждого свой путь и свои уроки

    На определенном этапе развития своего сознания человек вдруг начинает осознавать, что находится в довольно странной реальности, в которой "спящим" и ничего не подозревающим человечеством манипулируют паразитические силы, о существовании которых подавляющая часть человечества даже не подозревает, продолжая гоняться за призрачными миражами, предложенными паразитами в ка...
    1313
    Дарина Литовиж 3 декабря 2019 г. 12:25

    А зима будет большая!...Визбор: Юрий, Варвара.

    Вот и зима пришла.Вчера целый день шел снег.  Глядя на это белоснежное покрывало, вспомнилась песня "А зима будет большая!". Красивейший  хрустальный женский голос. Слушать хочется бесконечно. Надеюсь, вам тоже очень понравится. Варвара Визбор поёт песню Ю. Визбора. А зима будет большая,Вот, гляди-ка, за рекойОсень тихо умирает,Машет жел...
    531
    Дарина Литовиж 2 декабря 2019 г. 19:07

    Алхимия языка.

    Всё многообразие окружающего нас материального мира обеспечивается сочетанием чуть более 100 различных атомов. При этом их взаимодействие не произвольно, а определяется определенными законами. Одни вступают во взаимодействие легко и свободно, другие являются антагонистами и  терпеть друг друга не могут, третьи просто инертны, а кому-то для взаимодействия не...
    334
    Дарина Литовиж 25 ноября 2019 г. 16:54

    Между общением и одиночеством.

    Ресторан. День рождения.  Приятная музыка, красиво сервированный стол. Приглашенных- человек 12.  Сидят тихо, большинство активно в своих смартфонах, периодически дежурно прерываясь на тост.  Все заняты..., даже еда лишь лениво уменьшается на столе.  Кто-то не выдерживает  и громко произносит :"Хорошо бы телефоны оставлять в гардеробе".  ...
    1024
    Дарина Литовиж 23 ноября 2019 г. 15:03

    Сила образа.

    Всем понятно, что из жёлудя может вырасти только дуб, но найти образ этого дерева в жёлуде невозможно. Если разрезать, то увидим сплошную белую массу. Разглядывай, не разглядывай. Хоть под микроскопом.  Но.., он там где-то  есть.  И при совпадении определенных  энергетических условий- земля, вода, тепло, свет, происходит  таинство. Наполнившис...
    1338
    Дарина Литовиж 28 июля 2019 г. 17:00

    Смертельно- сладкий нектар наших страстей

    Всему, поисходящему с человеком найдется потрясающая аналогия в мире природы. Даже тому, как пагубные страсти овладевают Человеком, томят и мучают  наши Души, природа напрямую демонстрирует нам через свои творения.  Сравните сами:))Знаете ли вы, что существует на свете  растение, которое цветет настолько красиво и благоухает настолько ароматно, что...
    2579
    Дарина Литовиж 26 июля 2019 г. 00:33

    Рассвет приходит к тем, кто видел тьму

    Рассвет приходит к тем, кто видел тьмуВо всём её убийственном величии.... Кто плакал от людского безразличия, Но безразличным не был ни к кому! Рассвет приходит к тем, кто был в пути,Не зная ни усталости, ни лени. Кто, обессилев, падал на колени, Но поднимался. Продолжал идти! И, зажимая волю в кулаки, Вдруг находил ромашковое поле, И, задыхаясь от щемящей боли, Свои ...
    2025
    Дарина Литовиж 21 июля 2019 г. 18:18

    Умейте иногда молчать.

    Пусть болтовня отступит, даст место глубокому, собранному, полному подлинной человеческой заботливости молчанию. Молчанию научиться нелегко.  Сядьте, возьмите больного за руку и скажите спокойно: Я рад побыть с тобой... И замолчите, будьте с ним, не воздвигайте между вами целый мир незначительных слов или поверхностных эмоций. Пусть ваше посеще...
    2105
    Дарина Литовиж 21 июля 2019 г. 16:42

    Короткометражный фильм «Изгой»: Несмотря ни на что

    Не хочу много говорить об этом фильме, лишь свои впечатления. На мой взгляд это фильм и об умении мягко, не агрессивно, но твердо сказать "нет", И об умении в больном социуме не просто сохранить себя, но и стать тем маячком, за которым потянутся те, кто захочет вытянуть себя из этого  болота. Он собственным примером показывает альтернативу деструкт...
    1344
    Дарина Литовиж 21 июля 2019 г. 14:26

    ЗНАЙ

    Знай, у каждого разное «больно»,Знай, у каждого разное «страшно».Не суди со своей колокольниНеизвестносколькоэтажной. Не очерчивай взглядом границы,Не придумывай мозгом пределы.Что тебе в страшном сне не приснится,Для кого-то – обычное дело.Знай, у каждого разное «надо»,Знай, у каждого разное «сложно».Впрочем, и представление адаОбобщить и сравнить невоз...
    1285
    Дарина Литовиж 13 июля 2019 г. 02:06

    Рассеивающий тьму..

    Давайте станем называть вещи своими именами. Любовь - это энергия света в нас. Это наша естественная энергия. Мы все зачаты в энергии любви, мы созданы ею. И самое главное в момент зачатия, определяющего всю будущую судьбу ребенка- это наполненность родителей любовью ( а не выполнение супружеского долга, больше похожее на членский взнос:)), тогда  и Ребёнок ...
    2096
    Дарина Литовиж 4 июля 2019 г. 01:28

    А природе безразлично знали вы об этом или нет.

    Всем известно, что законы природы действуют независимо от того знаете вы о них или нет. Также независимо от нашего знания действуют законы, обеспечивающие развитие и функционирование нашего тела.  Например, если вы съели некачественный продукт, то автоматически включаются механизмы очищения. Тело будет отторгать то, что разрушает его. Обычно этот процес...
    3661
    Дарина Литовиж 16 марта 2019 г. 20:39

    Срединный путь: "Струну перетянешь, она лопнет, а не натянешь, она не зазвучит."

    Почему привязанность является источником страданий? Да потому, что, желая нечто, но не имея возможности – это получить, человек страдает.Страдание равно неудовлетворенности желания. Но, можно же отказаться от желаемого? Если можно, то нет проблем. Нет у меня океанской яхты, да и не надо. Может быть и хорошо бы, чтоб была, но обойтись можно. Еще хлопот с ней не обереш...
    2379
    Дарина Литовиж 20 февраля 2019 г. 16:12

    БЛАГОДАТЬ.

    Как-то раз, после второй Литургии, я пил чаёк с булочкой. Вдруг к столу подошел папа с сыночком лет пяти. Лицо мальчика не показалось мне смышлёным. Казалось, он из тех детей, которых интересуют лишь Марс и Сникерс и как их заполучить у родителей. Но вдруг мальчик озабоченно взглянул на родителя и спросил: «Папа, расскажи мне, что такое благодать?». О...
    2339
    Дарина Литовиж 11 февраля 2019 г. 19:41

    ОТВЕРГАЯ ОТЦА... (Очень глубокая и полезная всем статья)

    На приеме: (мальчик 6 лет, тяжелое невротическое расстройство) – С кем ты живешь? – С мамой. – А папа? – А мы его выгнали. – Как это? – Мы с ним развелись … он нас унижает... он не мужик … испортил нам лучшие годы… На приеме: (подросток 14 лет, тяжелые мигрени, обмороки, противоправное поведение) – А почему ты не нарисовал папу, ведь вы же одна семья? – Лучше бы его в...
    11780
    Дарина Литовиж 6 января 2019 г. 16:01

    Песни Для Души. Поёт Протоиерей Александр Старостенко.

     С Рождеством!!!  Света, любви, добра!  ...
    4042
    Дарина Литовиж 5 января 2019 г. 17:00

    НЕпрoщенные рoдители...

    Кaждый из нaс мoжет предъявить претензии свoим рoдителям. Нaс тoже критикoвaли. Нaс не пoнимaли. Нaши рoдители мoгли быть с нaми излишне жесткими. Или oпекaющими. Или нaзoйливыми. Или рaвнoдушными. Они были инoгдa невнимaтельными к нaм, инoгдa - чересчур требoвaтельными. Нaс мoгли унижaть. Кoгo-тo - бить. Кем-тo мaнипулирoвaть. Я знaю, тo рoвнoе, дoбрoжелaтельнoе, люб...
    4805
    Дарина Литовиж 26 декабря 2018 г. 20:37

    Шах и Мат или “Ход конём”

    Из разговора с младшим научным сотрудником по дороге в детский сад.— Сможешь назвать все шахматные фигуры?— Да. Король, королева, слон, конь, ладья и пешки.— А знаешь, что означает слово шахматы?— Нет.— У каких фигур есть несколько названий?— Королеву ещё называют ферзём.— И всё? А слышал, что в некоторых странах правящего короля называли шахом?— И что же тогда означа...
    4277
    Дарина Литовиж 26 декабря 2018 г. 03:07

    УПРЕК ПРЕВРАЩАЕТ ЛЮБЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РАБСТВО.

    Упреки – есть форма психоэмоционального насилия в семье. То есть, человек что-то хочет попросить, но выбирает для этого форму упрека, ту форму, к которой он привык, в которой вырос, и к которой его приучили его родители. Замечаете ли вы, как много людей разговаривает на языке упреков и обесценивания? Я думаю, это уже стало почти нормой общения. Многие люди почти не за...
    8599
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика