В любом политическом или околополитическом ток-шоу периодически неизбежно возникает тема демократии. Типа что это такое, в чем её суть и так далее. И сказать, что оппоненты приходят к одному мнению значит сильно погрешить против истины. Понятие демократии у каждого из них своё и только оно является истинным.
В бытность мою студентом Томского политехнического теоретическую механику у нас преподавал Моисей Александрович Бродский - большого ума человек. И на экзамене по этой дисциплине он сказал мне примерно следующее: "Только ясность и чёткость исходных формулировок обеспечивают правильность мышления." К чему это я? А к тому, что рассуждать о демократии, не дав чёткое определение этого понятия есть дело зряшное и бесплодное.
Проницательный читатель уже понял, что я претендую именно на то, чтобы дать такое определение понятию "демократия". И без лишней скромности я его даю.
"Демократия есть форма государственного устройства, при которой государственный аппарат, сформированный в конечном итоге на основе свободного выбора большинства граждан, проводит в жизнь внутреннюю и внешнюю политику, одобренную этим большинством, не ущемляя прав меньшинства граждан, не согласных с этим выбором."
Это определение имеет одно важное следствие. Меньшинство граждан, не согласное с выбором большинства может влиять на политику госаппарата через предусмотренные механизмы - через те же парламентские выборы - но определять эту политику оно не может до тех пор, пока в результате политической борьбы оно не станет большинством.
Все остальные факторы, как то: сами выборы и их форма, свобода или несвобода слова и прочее, прочее, прочее есть лишь механизмы, обеспечивающие функционирование государственного аппарата в его деятельности по проведению в жизнь основного принципа демократии, сформулированного выше.
Рассуждения на тему демократичности нацистского режима в Германии на том основании, что он был установлен в результате всеобщих выборов, ничтожны на том основании, что режим был нацелен не на соблюдение прав меньшинств, но как раз на уничтожение этих меньшинств.
Что до украинской демократии, то она не может называться демократией от слова "вообще", потому украинские власти проводят в жизнь не политику, одобренную большинством граждан, а как раз политику, навязываемую агрессивным меньшинством.
Возносимое на сияющую высоту требование сменяемости власти (полное или частичное) имеет смысл только в том случае, если действующая власть не следует основному принципу демократии. Ибо, если она этому принципу следует и следует эффективно, то зачем её менять?
Таким образом, процедуры, применяемые в ходе управления страной, определяют демократичность режима исключительно в той мере, в которой они обеспечивают выполнение основного принципа демократии.
Как мы видим, сформулированное мной определение, позволяет без шума и крика (как мы это, к сожалению можем наблюдать чуть ли не ежедневно) обсуждать эти самые вопросы демократии. Для примера такой вопрос: может ли быть демократическим монархический режим и если да, то при каких условиях?
Вот, собственно, и всё.
Оценили 0 человек
0 кармы