Дьявольское наваждение ритм-н-блюза

5 1699

Однажды в глухую темную полночь, когда на небе не было видно не зги, а где-то в поле дико выла собака, на перекрёсток дорог в штате Миссисипи, из которых одна вела в Тишоминго, а другая вела чёрт знает куда, пришёл негр с чёрной-чёрной гитарой. Негру было 22 года и звали его Роберт Джонсон, по прозвищу "Томми".

Здесь, на перекрёстке дорог, одна из которых вела в Тишоминго, а вторая наверняка вела грешников в ад, негр продал свою душу дьяволу за то, чтобы научиться играть настоящую чёрную музыку на своей чёрной-чёрной гитаре.

И дьявол, запихав душу негра в свой мешок, сказал Томми: "Йо, нигро. Если хочешь играть настоящую чёрную музыку, ты должен в мажорной гамме понизить на пол-тона третью, пятую и седьмую ступени. Ты должен разбить мелодию на 12 тактов. Первые четыре такта ты будешь играть в тонике. Потом два такта ты будешь играть в субдоминанте, и два такта в тонике. А потом ещё два такта ты будешь играть в доминанте и последние два такта опять в тонике.Каждую первую фразу своей песни повторяй дважды. А главное, не стесняйся подчеркивать ритм. Людишки любят много ритма. Это отшибает им мозги и тянет танцевать до одурения".

После этого дьявол выкурил сигару, показал как играть новую музыку, и удалился к себе в преисподнюю. Томми вернулся к себе в город и стал играть на гитаре так, что народ собирался вокруг и дивился на его неожиданные художества. Как то раз мимо проходил Мадди Уотерс, будущий блюзовый музыкант, вдохновивший на музыкальную карьеру самих "Роллинг Стоунз". Он протолкался сквозь толпу, постоял и поспешил выбраться обратно. «Он был опасным человеком», сказал Мадди много лет спустя.

Умер Томми когда ему было всего 27 лет. Говорят его отравил один из рогатых мужей одной из его возлюбленных. Но что его жалеть? К тому времени когда Томми умер, его душа уже была надёжно вложена в бизнес. До своей смерти Томми успел записать 29 песен, из которых самыми знаменитыми были "Я и блюз дьявола", "Черт идет за мной по пятам" и "Блюз на перекрёстке". Эти песни легли в основание новой черной музыки под названием "ритм-энд-блюз". +

Первыми старателями новой темы стали, конечно, негры, смекнувшие, что на этом можно заработать. Теперь уже не надо было собирать многочисленные свинг-оркестры из тридцати, а то и пятидесяти человек. Достаточно было и пяти-шести рыл, что экономически было выгодно. Главное, надо было играть громко. Главное, надо было играть просто, но ритмично. Главное, надо было повторять первую фразу по два раза и придерживаться двенадцати тактов. И при этом ещё можно было и немножечко импровизировать.

И тогда к любой бабе можно было подъехать на козе:

Louis Jordan & His Tympany Five - Buzz Me


Но при всём при том, не надо было забывать, что дьявольская музыка могла привести не только к бабам, но и к ступору вроде внезапного алкоголизма.

Поэтому, играя ритм-н-блюз, надо было всегда быть начеку. Ведь с одной стороны настроение реально в блюзе, а с другой стороны чёрт так и тянет закидывать в горло стопарики в ритме 4/4.

Да вот хотя бы этого парня спросите:

Amos Milburn - Bad Bad Whiskey


Надо сказать, что и чёрные бабы тоже со временем почувствовали неодолимую тягу к дьявольской музыке. Ведь ничего особенного там вроде и не было. Выкрикнул фразу, сыграл аккомпанимент, снова выкрикнул, снова сыграл. И так всё время, пока не выложишь в посторонние уши своё женское горе. А все вокруг бьются в экстазе.

Главное только ритм держать.

Королевой ритмичного блюза заделалась Арита Франклин из знойного города Мемфис, что в штате Теннесси. Она же и на фортепьянах изрядно играла.

Однако, ой не так всё просто было с этой чёртовой музыкой. Обратите-ка внимание на угрожающие септаккорды Ариты во вступлении к блюзу. Это вам не божественный мажор Первого концерта Чайковского. Тут иные колыхания струй. Тут бурление тёмных страстей и строгий наказ поклонникам: "Долго всё это продолжаться не будет!":

Aretha Franklin - Won't Be Long (1964)


Или вы думаете, я шучу насчёт дьявола? А вот вам ещё один шлягер от Ареты Франклин. Под титулом "Блюз злобной девчонки".

Как оно вам, а? Небось, в добром рассудке и в христианском смирении не будешь про себя петь: "А я злобная такая, что ни чёрта не боюсь, а я маленькая мерзость, а я маленькая гнусь." Только под воздействием адских флюидов, когда бес в ребро когтями тычет.

Aretha Franklin - Evil Gal Blues


В общем, ребята, как хотите, а я, прослушав следующим номером Рэя Чарлза с его Hit The Road Jack, подумал, что неспроста слепой негр настоятельно советовал тогда умным людям ударить по бездорожью автопробегом. Да так, чтобы никогда не возвращаться.

Но публика уже не слушала, она одуревала от модного увлечения и самозабвенно плясала под дивные аккорды. Не зря ведь дьявол советовал добавить в новый стиль побольше ритма.

Ray Charles - Hit The Road Jack


Однако, вскоре белые свинговые оркестры заметили подозрительное шуршание банкнот в маргинальных углах своего цеха и воззрели на происходящее. Обнаружив там новую музыкальную форму довольно примитивного уровня, но зато весьма денежного навара, они взялись за это дело и выдали белой публике свою элегантную и изысканную версию этого безобразия.

Обратите внимание. Никаких выкриков. Никаких обертонов. Никаких несдержанных эмоций. Отточенный, рафинированый джаз, построенный на принципах нового жанра. Аристократичная Вирджиния Майо предлагает уроки белого блюза всем желающим:

Virginia Mayo - I'm Gonna Teach You Some Blues


Тем не менее, аристократичная форма белого ритм-н-блюза как-то не прижилась. Может потому, что аристократы в это время тащились от буги-вуги? Или от Фрэнка Синатры? Не могу сказать. Но что-то на ум не приходит успешных примеров изысканного ритм-н-блюза. Зато чуть позже к теме подгребли простые пацаны с рабочих городков американского юга. Навроде Карла Перкинса, как раз тогда мозговавшего насчёт своего собственного стиля.

У Перкинса подход к решению проблемы был простой. Всё брать и всё ускорять. Не размазывать ритм как повидло по бублику, а долбить перфоративно, чтобы звучало прямо как рок-н-ролл. Хотя на самом деле у него получался чистый рокабилли:

Carl Perkins - Matchbox


Тут надо заметить, что прошлой зимой я ходил послушать новую звезду классического ритм-н-блюза, Джо Бонамассу, белого виртуозо, который заехал к нам с серией концертов.

Ну и как вы думаете, какую версию блюза я там нашёл? Изысканную, от Вирджинии Майо? Или энергичную плясовую от Карла Перкинса?

Это ещё притом, что сам Джо выглядит как кандидат наук, а его музыканты как профессора. Один пианист чего стоит. А блюз наяривают аки пионеры на подпольной вечеринке. Впрочем, могуче наяривают, врать не буду.

Joe Bonamassa - Hidden Charms


Я не берусь тащить сюда ролики всех мэтров ритм-н-блюза. У каждого пальцы есть, сам в ютубе может потыкать. Достаточно сказать, что господствующей формой музыкальных пристрастий публики за последние 40 лет был именно ритм-н-блюз. С такими звёздными именами как Б.Б. Кинг, Джон Мейолл, Эрик Клэптон, "Роллинг Стоунз", "Лед Зеппелин", Джимми Хендрикс, Стив Рэй Воэн и куча других маэстров помельче.

В этот период музыкальной истории любого лабуха поймай и поскреби, обязательно найдёшь в нём блюзмена.

Я просто сижу и наблюдаю, куда кривая дорожка, проложенная когда-то Робертом Джонсоном по кличке "Томми", может завести приличного человека.

И таки кое шо вижу.

Например, вот. Английский дуэт "Мисс 600" из Дерби. Еврейская дива Ганна Гарнер и её возлюбленный аккомпаниатор Давид Амар. Которые от жгучей страсти ритм-н-блюза хотят танцевать с тобой, и только с тобой. Да, да, дорогой любопытный читатель. Именно с тобой. Так что морду свою от монитора не отворачивай. Гляди в оба.

Miss 600 - Dance With You


Ишь как извивается, змея. Аж в пот бросает. Душу ещё тебя не тянет продать, а? ))


А теперь воззрим в другую сторону. Например в Хорватию, на братьев-славян. Что они там поют? Народные славянские песни поди? "Косил Ясь конюшину?" А вот и хрен. Группа хорватских пенсионеров, под названием "Лавина", выдаёт мощные риффы Unchain My Heart, который в своё время Рэй Чарлз превратил в суперхит мирового уровня. И за самопальные копии которого, кстати, московские битники в 60-е годы готовы были продать свои души дьяволу.

А я вот думаю, что эти хорватские пенсионеры тоже свои души куда-то пристроили. Потому что спивают дуже гарно.

Lavine - Unchain my heart


Я вам на ухо больше скажу. Сейчас даже на электричку ходить надо озираясь, чтобы на какого-нибудь одержимого блюзмена на платформе не натолкнуться. Причём, даже сначала ничего и не заметишь. Ну стоит себе дурачок, на гармошке играет. А потом глядь, уже пляшешь вокруг него как кукла на верёвочке.

Adam Burney - Return of Jerome


Вот такая, брателлы, история.

Ну и конечно, тут вы, изменившись лицом, можете меня хватить за грудки и, хорошо встряхнув, зареветь: "А где же блюзы от самого Роберта Джонсона? Доколе же ты, катилина эдакая, будешь водить нас за нос вокруг да около? А ну-ка отвечай, чёртов сын, что там дьявол сыграл бедному ниггеру на перекрёстке двух дорог?"

Отвечаю, брателлы. Отвечаю. Вот что дьявол сыграл бедному ниггеру на перекрёстке двух дорог. Он сыграл ему "Блюз на перекрёстке". Без ансамбля. Сам, бля.

Adam Gussow - Crossroads Blues



Ну и в конце вам вот. Справочные материалы и бог в помощь:

"Блюз на перекрестке: по ту сторону"

http://americanlegends.livejou...

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Обсудить
  • а народу- то откомментировать! надо номер на ладони записать, а то очередь потеряю...
    • zar
    • 22 мая 2018 г. 23:12
    Отличная статья, жаль поздно увидел.
    • zar
    • 19 сентября 2020 г. 11:24
    Опять перечитал - как будто в первый раз (с таким же удовольствием!) :thumbsup: :raised_hand: