• РЕГИСТРАЦИЯ
Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Монгольский "оборонпром" времен Чингисхана

61 7294

Как показано в работах последнего времени(18), основные компоненты монгольского средневекового этноса мигрировали в Монголию, до того занятую в основном тюрками, из Южного Приамурья, Западной Маньчжурии на протяжении IX–XI вв., вытеснив и частично ассимилировав своих предшественников. В начале XIII в. при Чингисхане происходит консолидация в единый этнос практически всех монголоязычных племен и омонголенных тюрок, тунгусов, тангутов Центральной Азии.

(Крайний восток Евразии, притязания на который монголам так и не удалось реализовать: Япония)

Сразу же вслед за этим в течение первой половины XIII в.гигантскими завоеваниями Чингисхана и его потомков неизмеримо расширяется территория расселения монгольского этноса, при этом на окраинах идет процесс взаимной ассимиляции пришельцев и местных кочевников – тунгусо-маньчжуров на востоке, тюрков –на западе, причем в последнем случае в языковом отношении тюрки ассимилируют монголов.

Несколько иная картина наблюдается в сфере материальной и духовной культуры. Во второй половине XIII в. складывается культура империи чингизидов, при всем региональном разнообразии единая в социально престижных проявлениях – костюме, прическе(19), украшениях(20) и, конечно же, в воинском снаряжении, особенно доспехе. Для понимания истории монгольского доспеха следует выяснить следующие вопросы: традиции доспеха Приамурья VIII–XI вв., Забайкалья, Монголии, юго-запада Центральной Азии и Алтае-Саянского нагорья к XIII в.,а также кочевников Восточной Европы и Зауралья к этому же периоду.

К сожалению, по доспеху интересующего нас периода, бытовавшему на территории Внешней Монголии и Северо-Западной Маньчжурии, опубликованных материалов нет. Зато по всем остальным регионам опубликован вполне репрезентативный материал. Достаточно широкое распространение металлического доспеха показывают находки панцирных пластин в Северном Приамурье(21) (см. рис. 3, 11–14), соседствующем с местами первоначального обитания монголов, в Забайкалье(22) (см. рис. 3, 1, 2, 17, 18), где с периода переселения кочевал род Чингисхана. Немногочисленные, но яркие находки происходят с территории Си-Ся (23) (см. рис. 3, 6–10), много остатков кыргызских панцирей(24) обнаружено в Туве и Хакасии.

Особенно же богат материалами Синьцзян, где находки вещей (см. рис. 3, 3–5) и особенно обилие исключительно информативной живописи и скульптуры позволяют чрезвычайно полно и подробно представить развитие здесь доспеха во второй половине I тыс.(25), и не только в Синьцзяне, но и в Монголии, где находился центр первых каганатов тюрок, уйгуров и киданей. Таким образом, можно смело утверждать, что монголам IX–XII вв. был прекрасно известен и достаточно широко ими применялся металлический ламеллярный панцирь, не говоря уже о доспехе из твердой и мягкой кожи.

Что же касается производства доспехов кочевниками, которые, по убеждению (точнее, предубеждению) многих исследователей, не способны сами изготовлять их в широком масштабе, то пример скифов, в чьих погребениях найдены сотни доспехов(26), саков, за короткое время освоивших массовое их производство и создавших оригинальный комплекс защитного вооружения(27), сяньби (одних из предков монголов), чьи скульптурные изображения латников на бронированных конях заполняют погребения в Северном Китае, наконец, тюркских племен, донесших в середине I тыс. оригинальный ламеллярный доспех, в том числе и конский, до Центральной Европы (он был заимствован германцами, славянами и византийцами)(28),– все это говорит о том, что кочевники при наличии военной необходимости вполне могли произвести достаточное количество доспехов из металла, не говоря о кожаных.

(Образец скифского доспеха со знаменитого золотого гребня из кургана Солоха)

Кстати, этиологическая легенда монголов (как и тюрок) характеризует их именно как железоделов, их самый почетный титул – дархан, как и имя основателя державы – Темучин, означают мастеров железного дела(29).

Оснащенность защитным вооружением монголов на протяжении последних десятилетий XII – первых десятилетий XIV в. можно, хотя и весьма приблизительно, определить по письменным источникам.

Лубчан Данзан в «Алтан Тобчи» приводит следующий рассказ: однажды на Темучина, еще до создания им державы, напали в дороге 300 татар. Темучин и его воины разбили вражеский отряд, «сто человек убили, двести захватили... забрали сто коней и 50 панцирей»(30). 200 пленных вряд ли повели пешими и раздетыми – достаточно было связать им руки и привязать поводья их коней к своим торокам. Следовательно, сто захваченных коней и 50 панцирей принадлежали 100 убитым. Значит, панцирь имел каждый второй воин. Если такое положение имело место в обычной стычке смутного времени в глубине степей, то в эпоху создания империи, громадных завоеваний, эксплуатации производственных ресурсов городов оснащенность защитным вооружением должна была увеличиться.

Так, Насави сообщает, что при штурме города «все татары надели свои доспехи»(31) (именно панцири, как пояснил нам переводчик текста З. М. Буниятов). По сведениям Рашид ад-Дина, оружейники при хулагуидском хане Газане поставляли в казенные арсеналы при плохой организации дела 2 тыс., а при хорошей – 10 тыс. полных комплектов вооружения, в том числе и защитного, в год, причем в последнем случае оружие в большом количестве поступало и в свободную продажу. Дело в том, что к концу XIII в. наблюдался кризис кар-ханэ – казенных фабрик, где работали в полурабских условиях сотни мастеров, собранных монгольскими ханами.

Роспуск мастеров, при условии определенной квоты поставок в казну, для свободной работы на рынок сразу же позволил в несколько раз увеличить выпуск вооружения (воинам вместо раздачи оружия из арсеналов стали давать деньги для его покупки на рынке)(32). Но на первых порах, в эпоху завоеваний, устройство карханэ на базе эксплуатации ремесленников, захваченных в областях с оседлым населением, должно было давать большой эффект.

(Осада монголами Багдада в 1221 г.)

На монголов XIII в. можно экстраполировать данные по ойратам и халхинцам XVII и начала XVIII в. В монголо-ойратских законах 1640 г. о панцирях говорится, как об обычном штрафе: с владетельных князей – до 100 шт., с их младших братьев – 50, с невладетельных князей – 10, с чиновников и княжеских зятьев, знаменосцев и трубачей – 5, с телохранителей, воинов категорий лубчитэн («панцирник»), дуулгат («шлемоносец»), дэгэлей хуякт («тегилейник» либо «носитель тегилея и металлического панциря»), а также простолюдинов, если у последних есть панцири,– 1 шт.(33) Доспехи – панцири и шлемы – фигурируют в составе калыма, трофеев, они были объектами кражи, ими награждали, за спасенный от огня и воды панцирь владелец отдавал лошадь и овцу(34).

Отмечено в законах и производство панцирей в степных условиях: «Ежегодно из 40 кибиток 2 должны делать латы, если не сделают, то оштрафовать конем или верблюдом»(35). Позже, спустя почти 100 лет, на оз. Тексел из местной руды, которую ойраты издавна сами добывали и в лесу плавили в горнах, они получали железо, делали сабли, панцири, латы, шлемы, такого дела мастеров у них там было около 100 чел., – как писал об этом кузнецкий дворянин И. Сорокин, бывший в ойратском плену(36).

Кроме того, как говорила одна ойратка жене русского посла И. Унковского, «по вся лета сбирают со всех улусов в Ургу к контайше до 300 и больше баб и чрез целое лето за свой кошт шьют к латам куяки и платье, которое посылают в войско»(37). Как видим, в условиях кочевого хозяйства простые виды доспехов изготовлялись и неквалифицированными работниками, сложные – профессиональными мастерами, которых было достаточно много и каким в эпоху Чингисхана был, скажем, странствующий кузнец Чжарчиудай-Эбуген, спустившийся к хану с горы Бурхан-Халдун(38). Постоянно, как о чем-то обычном (имея в виду само применение), говорится о монгольском доспехе в европейских источниках XIII в.(39)

А. Н. Кирпичников, писавший о слабости защитного вооружения татаро-монголов, ссылался на сведения Рубрука(40). Но этот очевидец путешествовал в мирное время и, кроме того, отмечая редкость и иноземное происхождение металлических панцирей у монголов, мимоходом упомянув в числе другого оружия их панцири из шкур, выделил лишь экзотический, по его мнению, доспех из твердой кожи(41). Вообще, Рубрук был крайне невнимателен к военным реалиям, в отличие от Плано Карпини, чьи подробные описания являются первоклассным источником.

Основным изобразительным источником для изучения раннего монгольского доспеха служат иранские миниатюры первой половины XIV в. В других работах42 нами было показано, что практически во всех случаях на миниатюрах изображены чисто монгольские реалии – прическа, костюм и вооружение, разительно отличающиеся от тех, которые мы видели в мусульманском искусстве до середины XIII в., и до деталей совпадающие с реалиями в изображениях монголов в китайской живописи эпохи Юань.

(Монгольские воины. Прорисовка с юаньской живописи)

В последней, правда, практически нет батальных сюжетов, но в произведениях религиозного содержания(43) запечатлены воины в доспехах, отличающихся от традиционных сунских, чертами лица напоминающие «западных варваров». Скорее всего, это монгольские воины. Тем более, что они похожи на монголов с картины «Сказание о монгольском нашествии» («Моко сурай экотоба эмаки») из императорской коллекции в Токио, приписываемой художнику Тоса Нагатаке и датируемой примерно 1292 г.(44)

О том, что это именно монголы, а не китайцы или корейцы монгольской армии, как иногда полагают(45), свидетельствует национальная монгольская прическа некоторых воинов – косы, уложенные в кольца, опускающиеся на плечи.

(Продолжение обзорной статьи М.В.Горелика о вооружении монголов времен Чингисхана)

=========================================

Примечания

18 Кызласов Л. Р. Ранние монголы (к проблеме истоков средневековой культуры) // Сибирь, Центральная и Восточная Азия в средние века.– Новосибирск, 1975; Кычанов Е. И. Монголы в VI – первой половине XII в. // Дальний Восток и соседние территории в средние века.– Новосибирск, 1980.

16 Горелик М. В. Монголы и огузы в тебризской миниатюре XIV–XV веков // Mittelalterliche Malerei im Orient.– Halle (Saale), 1982.

20 Крамаровский М. Г. Торевтика Золотой Орды XIII–XV вв.: Автореф. дис. ...канд. ист. наук.– Л., 1974.

21 Деревянко Е. И. Троицкий могильник.– Табл. I, 1; III. 1–6; XV,7, 8, 15–18 и ел.; Медведев В. Е. Средневековые памятники...– Рис. 33, 40;табл. XXXVII, 5, 6; LXI и ел.; Леньков В. Д. Металлургия и металлообработка...– Рис. 8.

22 Асеев И. В., Кириллов И. И., Ковычев Е. В. Кочевники Забайкалья в эпоху средневековья (по материалам погребений).– Новосибирск, 1984.–Табл. IX, 6, 7; XIV, 10,11 ; XVIII, 7; XXI, 25, 26; XXV, 7, 10, И-

23 Ян Хун. Сборник статей...– Рис. 60.

24 Сунчугашев Я. И. Древняя металлургия Хакасии. Эпоха железа.– Новосибирск, 1979.– Табл. XXVII, XXVIII; Худяков Ю. В. Вооружение...–Табл. X–XII.

23 Горелик М. В. Вооружение народов...

26 Черненко Е. В. Скифский доспех.– Киев, 1968.

27 Горелик М. В. Сакский доспех // Центральная Азия. Новые памятникикультуры и письменности.– М., 1986.

28 Thordeman В. Armour...; Gamber О. Kataphrakten, Clibanarier, Norman-nenreiter // Jahrbuch der Kunsthistorischen Sammlungen in Wien.– 1968.–Bd 64.

29 Кычанов Е. И. Монголы...– С. 140–141.

30 Лубсан Данзан. Алтан тобчи («Золотое сказание») / Пер. Н. А. Шастиной.– М., 1965.– С. 122.

31 Шихаб ад-Дин Мухаммед ан-Насави. Жизнеописание султана Джалалад-Дина Манкбурны / Пер. 3. М. Буниятова.– Баку, 1973.– С. 96.

32 Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Пер. А. Н. Арендса.– М.– Л.,1946.- Т. 3.- С. 301–302.

33 Их цааз («великое уложение»). Памятник монгольского феодального права XVII в./Транслитерация, пер., введ. и коммент. С. Д. Дылыкова.– М.,1981.- С. 14, 15, 43, 44.

34 Там же.– С. 19, 21, 22, 47, 48.

35 Там же.– С. 19, 47.

36 См.: Златкин И. Я. История Джунгарского ханства.– М., 1983.–С. 238–239.

37 Там же.– С. 219.

38 Козин А. Н. Сокровенное сказание.– М.– Л., 1941.– Т. 1, § 211.

39 Матузова В. И. Английские средневековые источники IX–XIII вв.–М., 1979.– С. 136, 137, 144, 150, 152, 153, 161, 175, 182.

40 Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. Вып. 3. Доспех, комплекс боевых средств IX–XIII вв. // САИ Е1–36.– Л., 1971.– С. 18.

41 Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука / Пер.И. П. Минаева.– М., 1956.– С. 186.

42 Горелик М. В. Монголы и огузы...; Gorelik M. Oriental Armour...

43 Murray J. К. Representations of Hariti, the Mother of Demons and thetheme of «Raising the Aims-howl» in Chinese Painting // Artibus Asiae.– 1982.–V. 43, N 4.– Fig. 8.

44 Бродский В. Е. Японское классическое искусство.– М., 1969.– С. 73;Heissig W. Ein Volk sucht seine Geschichte.– Dusseldorf –' Wien, 1964.–Gegentiher S. 17.

45 Turnbull S. R. The Mongols.– L., 1980.– P. 15, 39.

Ведь история это не математика, тут не надо быть семи пядей во лбу!

    Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

    Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

    «ВД»: ВС РФ поразили гостиницу с летным составом ВСУ у аэродрома в Днепре

    Российские военные поразили гостиницу с летным составом ВСУ у аэродрома Авиаторское в украинском Днепре (Днепропетровске). Об этом сообщает Telegram-канал «Военное дело».Источники утвер...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      1000 лет истории - это много!

      Оказывается, Русское государство возникло и развивалось независимо от Орды! Оно не было частью "великотартарянский империи славяноариев", откуда (если верить Фоменко/Носовскому) потомки Чингисхана пришли на Киевщину, в Черниговскую и Рязанскую земли, якобы для того, чтобы восстановить справедливость среди своей "голубоглазой и светловолосой родни". И для русских князе...
      1038

      Генетики прочитали ДНК великого князя владимирского Дмитрия, сына Александра Невского

       Геномных исследований средневековых князей практически не проводилось, а те, что удалось сделать, вызывали сомнения. Но дело сдвинулось: геном князя владимирского Дмитрия, сына Александра Невского - первый геном средневекового русского князя, останки которого были идентифицированы с высокой точностью. Статью с результатами анализа опубликовали в Acta Naturae в а...
      1815
      Денис Дидроев Здравомыслие.
      12 ноября 2023 г. 22:38

      Три чуда света: мнение "неформальных историков"

      (Предполагаемый вид статуи Зевса в храме Олимпии)Заинтересовавшись монументальной скульптурой древности, я в процессе поиска, как обычно, получил от Яндекса предложение ознакомиться с ценным мнением «неофициальных историков». Конкретно – насчет трех «чудес света» из известных семи: - статуи Зевса Олимпийского;- статуи Колосса Родосского;- статуи А...
      669
      Денис Дидроев Здравомыслие.
      8 сентября 2023 г. 21:52

      Почему бесполезно "реконструировать первослово" ?

       Реконструировать "первослово", "первослог", "первобукву" - занятие бессмысленное , но весьма популярное у любителей тайн и загадок. Нет смысла в нем  потому, что шаблон, по которому действуют эти самые любители тайн, сводится к "угадайке" в пределах самых коротких слов и наиболее употребительных слогов родного языка. То есть - русского в его ...
      1149
      Денис Дидроев Здравомыслие.
      20 августа 2023 г. 17:55

      Другие варианты "радуги" в языках мира.

        Поскольку в предыдущий раз волей-неволей пришлось уделить внимание «ра», то сейчас сосредоточимся на «дуге». Эта часть куда интереснее! Возьмем примеры из предыдущего списка: И сгруппируем по принципу исторического родства: Видно, что внутри каждой группы есть некоторое единообразие. Присмотримся к последней группе, в ...
      1278
      Денис Дидроев Здравомыслие.
      12 августа 2023 г. 20:00

      В поисках Ра-дуги, или почему филологи не восприняли всерьез "дядю Мишу"

      После неудачного выступления на ТВ в 2008, где его раскритиковали оппоненты, юморист издал очередную книгу, в которой описал свой метод лингвистического исследования. Там говорится буквально следующее:"Я уверен, что слово «речь» произошло от слова «рычать». Попробуйте раскатисто и протяжно потянуть «Р­р­р», после чего, представив себя предком человечест...
      2456

      Диалект или язык?

      Давно замечено: в горах что ни долина - то свой язык или диалект или хотя бы говор. Границы их распространения часто тесны, но более-менее очевидны. Сложнее обстоит дело с народами, обитающим на равнинах: в отсутствие природных барьеров политические границы непредсказуемы, и распространение языков сплошь и рядом с ними не совпадает. Из-за этой непредск...
      1041

      25 лет назад было принято официальное решение об отказе от учебников, навязанных Фондом Сороса

      Поскольку некая часть блогеров и комментаторов усвоила себе  глумливо-презрительный тон в отношении работников науки и образования, то перепост данного постановления я считаю крайне полезным.  В частности, из приложения №1 мы узнаем, что к рассмотрению вопроса о непригодности этого и подобных учебников Думу подтолкнул активный протест педагогической и научно...
      554
      Денис Дидроев Здравомыслие.
      30 апреля 2023 г. 22:54

      О доисторических обитателях Арктики

        Одним из последних слов науки в этой области стало исследование, проведённое большой группой специалистов из США, России, Чехии, Канады и некоторых других стран. Его результаты были опубликованы в июне 2019 года в журнале «Nature». Учёные получили информацию о геномах сорока восьми древних жителей Берингии (Чукотка, Алеутские острова, Аляска), а т...
      729
      Денис Дидроев Здравомыслие.
      29 апреля 2023 г. 16:09

      Где родина полярного лиса?

      С точки зрения исследователей, высокогорья являются прекрасной природной лабораторией, в которой можно изучать процессы эволюции и приспособления живых организмов к среде своего обитания. Там встречается большое число эндемичных видов и родов растений и животных, прекрасно чувствующих себя на своей высокогорной родине, но уже не способных спуститься ниже, чтобы освоит...
      494

      Сюжет с "девочкиным антивоенным рисунком" имеет свою предысторию

      ...и предыстория эта была напечатана русским по белому в газете "Коммерсант" всего лишь 3 дня назад.    Но выжать скандал из того сюжета было проблематично, поэтому хайпожоры начали разгонять тему  только после того, как появилось ее продолжение. Почему так? Потому, что в продолжении предыстория уже полностью не раскры...
      975
      Денис Дидроев Здравомыслие.
      5 февраля 2023 г. 06:01

      Где похоронен легендарный король Артур?

      На верхнем рисунке представлена довольно качественная реконструкция внешнего вида королевского надгробия, как оно должно было выглядеть около тысячи лет назад.Но по соответствующему запросу Яндекс выдаст вам набор изображений, не имеющих ничего общего с данным: И если вы соблазнитесь выразительной фотографией или прорисовкой, предлагаемым...
      1033
      Денис Дидроев Трёп
      24 апреля 2022 г. 06:15

      Государственный гимн в исполнении «онижедетей»? Гениально!

      Теперь «мамкиным протестунам» даже не надо будет бегать на митинги и мониторить сайты иноагентов, чтобы выразить свое недовольство манной кашей, которой их кормят в школьной столовке - администрация сама предоставит сцену и зрителей соберет. За мелкий прайс и полсотни лайков – полный простор для фантазии малолетних клоунов и раздолбаев… Прикиньте коммен...
      2425
      Денис Дидроев Трёп
      22 марта 2022 г. 18:22

      Талоны на продукты питания. Пока что - во Франции.

      Макрон выдаст гражданам талоны на макароны.Во Франции введут продуктовые чеки, чтобы помочь наиболее бедным домохозяйствам и среднему классу справиться с мировым продовольственным кризисом. Об этом заявил президент Франции Эммануэль Макрон в эфире радиостанции France bleu."Что мы будем делать в краткосрочной перспективе? Почти то, что было сделано в обл...
      1496
      Денис Дидроев Здравомыслие.
      6 февраля 2022 г. 19:44

      О Крещении Руси и претензиях к предкам

      Набор исторических претензий, связанных у "противников официальной истории" с Крещением Руси,  сводится в основном к следующему: 1) Почему так поздно, куда подевались предыдущие сотни/тысячи/миллионы лет нашей истории?  2) Занявшись летописанием, церковники монополизировали нашу  историю!   3) Зачем было усваивать чужую религию,...
      1268
      Денис Дидроев Здравомыслие.
      22 января 2022 г. 03:41

      Влияет ли язык на мышление?

      Поскольку этим вопросом на Конте задаются в основном люди, не интересующиеся "официальной наукой", то попытаюсь раскрыть тему простыми словами, "на пальцах" - как они любят. Не пользуясь терминами и опираясь исключительно на практику и здравый смысл.Итак, влияет ли язык на мышление? В принципе, на мышление влияет любая деятельность постольку, поскольку з...
      1666

      Имеет ли практическую ценность гуманитарное знание?

      Давеча Лекс Кравецкий выдал прямо-таки убойную критику тех наук, которые РАН классифицирует как общественные (экономика, история, антропология,социология, психология др.). Поскольку статья у него очень длинная, и опубликовала ее в контовском блоге  "Дочь Сыровара", у которой я перманентно в ЧС, то ответ будет кратким и без цитат. Постараюсь  передать авторск...
      912
      Денис Дидроев Трёп
      31 декабря 2021 г. 04:15

      Игры детские, университетские…

      Ну вот, и у нас наметилась своя Грета Тунберг. Правда, не столько в экологии, сколько в психологии/педагогике – зато местная, на отечественном субстрате возросшая. Даже странно, что вокруг столько критиков! «Ах нехороший отец - отнял у ребенка детство, погнал изучать Юнга, Фрейда и Пиаже!». Мол, о будущем юной психологини он не подумал, а ведь ей до полноценного конс...
      877
      Денис Дидроев Здравомыслие.
      2 декабря 2021 г. 23:13

      Разговор о Торжке, или Почему Новгород избежал разорения.

      Поскольку у определенной части комментирующих на данном ресурсе представление о дискуссиях довольно своеобразное, будет нелишним опубликовать тут отрывок из небольшой беседы на тему монгольского нашествия. Все участники реальны, все совпадения случайны, ни одного непечатного слова из записи удалять не пришлось, поскольку чудесным образом ...
      1140
      Денис Дидроев Здравомыслие.
      26 августа 2021 г. 16:35

      Как два веселых математика отправили Лондон в Азию

      Однажды двум веселым математикам попался в руки перевод средневековой латинской рукописи "История бриттов" Гальфрида Монмутского. - Бритты? Отлично! - обрадовались они. - Сейчас мы всё узнаем про Оккама и его бритву!Но несмотря на долгие поиски, веселым математикам не удалось найти в тексте даже упоминания об этом ученом монахе. - Безобразие! На кой черт...
      1598
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика