АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2 3233


Светлана Куликова, кандидат педагогических наук (Волгоградский государственный педагогический университет)

Каждый этап в развитии общества стимулирует систему образования на поиск новой системы ценностей, которая концентрируется вокруг образовательного идеала.

Для нормального функционирования общества нужна воспроизводящаяся и постоянно обновляющаяся система ценностных ориентаций, которые на данном этапе задают цель - возрождение народов, в соответствии с которой должна корректироваться образовательная система.

Со второй половины 80-х годов XX в. начинается процесс постепенного перехода от унитарной, денационализированной образовательной системы к демократической, вариативной и этнически ориентированной системе образования. Начинается процесс возрождения и качественного обновления национальных школ России(1).

В современных педагогических концепциях, посвященных национальному образованию, просматривается генетическая связь между такими фундаментальными понятиями, как образование, общечеловеческие, национальные ценности, ментальные ценности. Теоретико-методологический анализ данных понятий позволит выявить основы становления национальной образовательной системы России.

История развития человечества показывает, что образовательные системы всегда ориентировались на определенный идеал человека - "ценности-цели", которые отражали государственную образовательную политику и уровень развития самой педагогической науки. Категория "ценность" многими учеными рассматривается, как основополагающая при определении идеалов, Она указывает на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.

Аксиология (теория ценности) как наука зародилась в России в конце XIX в., когда были намечены основные подходы в понимании категории "ценность".

Аксиологический подход как общенаучный метод познания социальных явлений и процессов изначально основывался на диалоге культур, ибо лишь в условиях сопоставления культур, можно понять смысл другой культуры(2). Именно поэтому изучение генезиса национального образовательного идеала должно быть направлено на выявление национального своеобразия ценностей образования и их развития на различных исторических этапах. Это позволит рассмотреть взаимосвязь личности и общества, оценить педагогическое наследие народа, выявить его отношение к прошлому в целях разумного использования в будущем.

Каждое общество создает свою специфическую систему ценностей, выражающую доминирующие интересы, цели, принципы этого общества. Ценности играют важную роль в формировании личности - члена социума, выполняя две основные функции:

- являясь основой формирования и сохранения ценностной ориентации в сознании людей, они позволяют индивиду занять определенную позицию, обрести точку зрения, дать оценку;

- ценности мотивируют деятельность и поведение, поскольку ориентация человека в обществе и стремление к достижению отдельных целей соотносится с ценностями, включенными в структуру личности.

Опираясь на точку зрения И.Б.Котовой и Е.Н.Шиянова, рассмотрим "ценности-цели", которые отражают государственную образовательную политику и уровень развития самой педагогической науки. Субъективируясь они становятся значимыми факторами педагогической деятельности и влияют на инструментальные ценности, называемые "ценностями-средствами", которые формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога(3).

Концепция модернизации, инициированная правительством, определяет два основных направления в развития российского образования:

- модернизация образования с учетом мирового опыта;

- возрождение российской культуры и ценностей национального образования.

Рассмотрим основные ценности российского национального образования: семья, школа, учитель, предложенные Е.П.Белозерцевым. Образование во все времена и для всех народов - абсолютная ценность. И само образование имеет ряд ценностей. Здесь первое место занимает семья - основа родового строительства нации, институт первоначального воспитания любви, соборности, единения и общежития, авторитета и дисциплины.

Школа призвана содействовать укреплению семьи, разъясняя детям духовное единство поколений. Семья же помогает авторитету учителя и деятельности школы в деле образования. Единое семейно-школьное воспитание обеспечивается узаконенной связью семьи со школой и ответственностью родителей за нравственное и духовное воспитание детей. Школа - это среда, в которой происходит сохранение и передача духовного опыта и культурного наследия народа; она - условие формирования национального самосознания.

Образования нет без Учителя, с именем которого всегда связывались победы и поражения. Он олицетворял на Руси мудрость, которая жила в общественном сознании и оказывала огромное духовно-нравственное влияние на все общество. Учитель - гражданин и профессионал. Ему дано право быть духовным наставником, ведущим в будущее.

Е.П.Белозерцев считает, что в истории развития образования России можно выделить характерные черты.

Духовность как понятие, описывающее внутреннее состояние человека, его отношения с Богом, миром и людьми. Верное в самом общем виде, это объяснение корректируется двумя другими понятиями: "православие" и "русская этническая целостность". Только такое триединство позволяет точно соотнести духовность с нашей историей и современностью и понять суть взаимодействия и отторжения, которые наблюдаются сейчас в жизни нашего общества.

Открытость - способность русской культуры и образования открываться внешним влияниям, впитывать зарубежные ценности, духовно обогащаться и преобразовывать их, сохраняя свою неповторимость и единственность.

Традиционность - опора на народную культуру, педагогику, эмпирически сложившийся порядок образования человека. Если открытость можно сравнить с внешним дыханием, то в данном случае речь идет о дыхании внутреннем, о постоянном обращении к собственной истории и культуре, основам народной организации жизни(4).

Ценности образования действуют на каждом этапе его развития как моральные императивы. Вот почему ценности постоянно меняются и уточняются. Для нормального функционирования общества нужна воспроизводящаяся и постоянно обновляемая система ценностей, которая была бы способна корректировать образовательный идеал "ценности-цели" и на его основе изменять содержание образовательной системы "ценности-средства" на каждом этапе ее развития. Исторический опыт свидетельствует, что на определенных этапах развития общества происходит переориентация в национальных ценностях образования. Они могут вновь обретать или, наоборот, утрачивать свои адаптивные свойства к новым условиям. Однако при всех модификациях и переменах в национальном образовании актуальным и неизменным остается изначально заложенное в них ядро - ориентированность на человека. В традициях и национальной культуре России в качестве верховного начала в человеке, его идеале сформировались такие черты, как совесть, нравственная чистота, стремление творить добро, совершать подвиги ради людей. Эти качества поддерживаются народными традициями и становятся стержневыми компонентами личности человека.

Национальные ценности образования органично включаются в общечеловеческие педагогические ценности и наоборот. Национальные ценности образования, как и общечеловеческие - не статичны, а историчны, то есть находятся в постоянном развитии и изменении под влиянием перемен в движении определенной общественной формы, социально-экономических и культурных условий данной страны. Все наиболее значимые достижения духовной культуры, литературы и искусства, науки и техники, материального производства той или иной страны посредством отражения их в содержании школьного и вузовского образования приобретают значение его национальных ценностей и активно влияют на формирование гражданственности и патриотизма подрастающих поколений. Одним из решающих условий такого функционирования национальных ценностей образования следует признать их четкую гуманистическую направленность и демократическую сущность (связь с народными истоками) и полное, решительное размежевание с любыми проявлениями национализма и шовинизма.

Все отмеченное позволяет рассматривать национальные ценности образования в качестве своеобразных ориентиров не только развития отечественной педагогической практики, но и теории. Суммируя сказанное, можно определить национальные ценности образования как своеобразные производные от общечеловеческих и от национальных духовных и материальных ценностей данного общества и народа. Специфическим свойством национальных образовательных ценностей является то, что в лучших своих образцах они представляют собой общечеловеческие ценности образования. Основные национальные ценности российского образования включают национальные ценности российской культуры, памятники отечественной педагогической культуры, исторически сложившиеся традиции народа в области воспитания и обучения детей и юношества, классическое наследие выдающихся национальных педагогов(5).

Характерными особенностями национальных ценностей образования следует признать глубокие исторические корни в народной педагогике; органическую связь с духовными и материальными национальными ценностями; их способность обновляться и обогащаться в процессе исторического развития, сохраняя в то же время преемственность со свойственными им традициями, но одновременно на определенных этапах своего генезиса утрачивать актуальность или же, наоборот, становиться приоритетными ориентирами движения вперед данной национальной школы и педагогической теории, не порывая при этом тесной связи с общечеловеческими образовательными ценностями соответствующего плана.

Решение вопроса о роли национальных ценностей в развитии педагогической теории требует учета наднационального характера науки и ее общечеловеческого значения. Однако, отдельные отрасли гуманитарного образования, в частности, педагогика, в качестве одних из своих истоков, источников развития, имеют народные начала, исторически сложившиеся национальные традиции в воспитании и обучении, классические национальные ценности образования, оказывающие определенное влияние на теорию и практику педагогики, выступая по отношению к ним как приоритетные ориентиры.

Педагогические системы многих выдающихся теоретиков и практиков носят национально ориентированный характер, что обусловило не только их оригинальность и самобытность, но и общечеловеческий смысл (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Рабиндранат Тагор, П.Ф.Каптерев, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский и др.).

Общечеловеческие и национальные ценности находятся в неразрывном единстве, дополняя и обогащая друг друга. Народное воспитание рассматривается как ценность общечеловеческого и национального характера. Воспитание должно сочетаться с народностью, которая так мало занимает места в русском воспитании, дети русского народа не имеют понятия о сокровищах своей народной поэзии. "Общее является только в частном: кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит человечеству"(6).

Основополагающим направлением инновационных поисков в отечественной педагогической науке является построение новой концепции образования. Первоочередное значение сегодня приобретает поиск ментальных образовательных моделей, которые рассматриваются как средоточие уникальной духовной сокровищницы, "концентрат" широко понимаемой культуры народа во взаимосвязи с мировой культурой. История показывает, что педагогические идеи и концепции, учитывающие менталитет, всегда более органично вписываются в образовательную практику, так как отражают идеальный образ человека определенного народа.

Прикосновение к проблеме национального образования - задача столь же важная, сколь и ответственная. Б.С. Гершунский вводит понятие ментальности и "менталеобразования" в контекст образовательно-педагогической аксиологии. Менталитет является частью традиции, "совокупностью сознательных и бессознательных установок", сопряженных с этнической традицией. В основе менталитета этноса лежит идея, составляющая духовный идеал, который цементирует народ в нечто единое, цельное, пронизывающее всю систему ценностных ориентаций(7).

Менталитет фиксирует устойчивую настроенность внутреннего мира человека, сплачивает его в социальные группы и исторические общности. Он служит средством анализа и объяснения в гуманитарном знании, а также средством динамического исторического измерения. Природное и культурное, рациональное и эмоциональное, сознательное и бессознательное, индивидуальное и общественное - все эти оппозиции "пересекаются" на уровне ментальности, растворяясь в ее структурах. Отсюда следует, что ментальность во всем своем междисциплинарном понимании должна быть введена в структуру образовательно-педагогической аксиологии.

А.Б.Панькин связывает ментальность нации с ее достижениями в области культуры. Считалось, что посредством литературы, искусства, философии выражается ментальность нации или гений народа. Для того чтобы понять народ, достаточно понять мировоззрение элиты, выражающей его в наиболее яркой форме(1).

Национальная образовательная система России всегда строилась на основе особой ментальности. Эта особенность носит национально ориентированный характер и во многом объясняет иррациональные аспекты русского сознания. "Советская" ментальность строилась на искоренении национального самосознания - русского, казахского, украинского - любого. В русской философской литературе (например, у Н.А.Бердяева, М.О.Гершензона, А.Белого) в менталитете сконцентрированы интеллектуальное и экзистенциальное начала, то есть что человек думает и как он поступает. Национальная образовательная система определяется национальным менталитетом, демонстрирующим свои ценности "другим": миру в целом, другому народу, другому человеку. Проблема национальных ценностей в образовании рассматривается в русле господствующих мировоззренческих установок: общетеоретических и общефилософских подходов. С этих позиций образование является органической частью общества. Используемые по отношению к обществу взгляды во всей своей содержательной полноте распространяются на сферу образования, а последнее в поисках решения "своих" проблем стремится опираться на эти взгляды и принятые по отношению ко всему обществу решения.

Правомерность такого подхода неоспорима, но, как представляется, недостаточна. В стороне остается специфичность образования, его фундаментальные основания, определяемые принципиальными различиями между ребенком и взрослым, между миром детства и миром взрослых, миром, имеющим свои права, нуждающемся в опеке и защите. С особой остротой проявляется именно в этом мире все, что связано с национальными ценностями. Но приходится признать, что именно в решении этой проблемы ситуация сложилась особая. С одной стороны, многочисленные факты, конкретные случаи, требующие открытого и глубокого обсуждения, с другой - их замалчивание, которое губительно для самой науки. Оно не позволяет понять природу этих явлений и найти требуемые образованию решения.

При всей очевидной сложности выявления причин распада СССР, проблема межнациональных отношений и всего комплекса вопросов, связанных с национальными ценностями, не могла не сыграть своей разрушительной роли. Не только после развала Союза, но и до этого, дети вовлекались в самых разных формах - стихийных и организованных - в межнациональные конфликты.

Очевидно, что образование и его учебно-воспитательная структура не могут и не должны находиться в жесткой одномерной зависимости от политических изменений, происходящих в обществе и государстве. В современных условиях возникла необходимость философски осмыслить (в том числе с позиции аксиологии) принципиально новый характер взаимоотношений между образованием, обществом и государством, раскрыть специфические закономерности бытия ребенка, и, естественно, всех видов отношений, включая межнациональные, в которые ему приходится вступать.

С позиций философии образования, исходящей из необходимости признания исключительной значимости детского периода жизни человека, из осознания необходимости руководствоваться закономерностями, присущими миру детства, национальные ценности только тогда становятся ценностями образования, когда они не допускают противопоставления одного ребенка другому, когда они учат каждого из них понимать национальные чувства другого, видеть величие и историческую значимость вклада каждого народа в культуру и духовное развитие человечества.

Школа способна не только решать проблему использования национальных ценностей как средства объединения детей на уровне человеческого эмоционально-насыщенного общения, но и раскрыть перед каждым из них возможности внесения своего вклада в укрепление и обогащение этих ценностей. Благодаря образованию каждый ребенок может понять, как возможно научиться не только использовать то, что до тебя и для тебя наработано, открыто, достигнуто, решено, но и что ты лично можешь для себя, для своего народа, для своей страны сделать.

Ментальные ценности возникают в процессе объективного взаимодействия ментального пространства социума и индивидуального менталитета личности. В контексте национального и исторического развития они отражают степень самостоятельности и интеграции национального духовного потенциала, веры, чувств определенного народа в отношении мировой культуры. Ментальные ценности - своеобразный защитный механизм и средство взаимодействия национальной культуры и мировой, отдельного индивида и общества.

В последнее время данное понятие все чаще используется не только в общественно-политическом или философском контексте, но и применительно к философии воспитания и образования, а также в рамках развития национальных и региональных концепций образования. Поэтому необходимо рассмотреть данную ключевую мировоззренческую категорию, исходя из его включенности в актуальный поиск целей национального образования России.

Анализируя данное понятие в связи с образованием, Б.С.Гершунский рассматривает менталитет как уникальную духовную сокровищницу знания и веры в их органическом единстве и взаимообогащающем влиянии. Он вводит понятие ментального пространства социума, как "квинтэссенции" широко понимаемой культуры. По его мнению, знание и вера существуют в менталитете в виде целостного духовного эквивалента жизненных ценностей человека и общества, а сам менталитет является высшей целью образовательной деятельности и главной заботой сферы образования(7).

Однако, ментальное пространство, ментальное поле, духовная аура срабатывают лишь при соприкосновении с человеком. Если человек существует вне этого пространства, не может или не желает взаимодействовать с ним - ментальные ценности социума теряют свою значимость. Причиной такого резонанса является то, что духовные накопления человечества в целом, и нации, в частности, не востребуются каждым отдельным человеком, т.к. он не готов к данным ментальным предложениям. Предложить человеку достаточный уровень ментальных ценностей и подготовить его к восприятию оных - основная функция образования. Образование и только образование способно поддерживать на должном уровне ментальные ценности социума, гарантировать их обогащение и развитие(7).

Таким образом, анализ проблем современного образования с позиций аксиологического подхода, показывает, что в процессе педагогического целеполагания создание ментальных ценностей позволит интегрировать национальные и общечеловеческие ценности.

Примечания

1 Панькин А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования. Монография. Волгоград: Перемена, 2001. С. 318.

2 Бахтин М.М. К философии поступка. М., 1986.

3 Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философско-гуманистические основания педагогики. Ростов-на-Дону: Изд-во: Ростовского педуниверситета, 1997.

4 Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. Волгоград: Перемена, 2000. С. 100-101.

5 Равкин З.И., Пряникова В.Г. Национальные ценности образования как ориентиры развития отечественной педагогической аксиологии // Национальные ценности образования: история и современность. Материалы XVII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки. / Под ред. члена-корреспондента З.И.Равкина. М.: ИТОП РАО. 1996. С. 11-14.

6 Белинский В.Г. Собр. соч. Т. 5. С. 183.

7 Гершунский Б.С. Образование как религия третьего тысячелетия: гармония знания и веры. М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 369-370, 66, 68-70. 

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Обсудить
  • Таким образом, интегрирование национальных и общечеловеческих ценностей позволит, в процессе педагогического целеполагания, создать ментальные ценности, что с позиций аксиологического подхода, показывает анализ проблем современного образования не имеет смысла.