1. Дело было на съемках «Место встречи изменить нельзя». Вспоминает Володя Конкин, исполнитель роли Шарапова:
Ситуация сложилась так, что я отчетливо понял: никому я в этой картине не нужен. Тогда я тихо собрал свой чемодан и уже решил было уезжать, как вдруг в дверь моего гостиничного номера постучал Виктор Павлов, с которым мы должны были сниматься в прологе фильма. Этот пролог был в сценарии, но не вошел в картину: там мы показывали кусочек фронтовой биографии Шарапова и Левченко (эту роль как раз и играл Павлов). Потом пролог почему-то вырезали и, наверное, правильно сделали: в результате встреча Шарапова и Левченко в пятой серии картины вышла более неожиданной и психологически сильной...
Так вот, Витя Павлов спрашивает:
«Чего это ты чемодан собрал?»
«Да вот, Вить, уезжаю я. Не могу больше работать в такой обстановке, когда все тебя не любят, не понимают... Да и Высоцкий давит, как танк, ничего не слушает, тянет одеяло на себя...». А именно так и было, чего скрывать? Не знаю, может, кому-то и приятно, когда на него орут. Мне приятно не было, у меня просто руки опускались... Другая порода, понимаете? Не толстокожий я, что ж поделаешь.
А Вите Павлову я буду по гроб жизни благодарен. Он взял сценарий и говорит:
«Ладно, давай пойдем подышим. На поезд ты еще успеешь, я тебя даже провожу».
Мы вышли на улицу. Смеркалось. А неподалеку от нашей гостиницы был то ли институт марксизма-ленинизма, то ли еще что-то в этом роде, и там стояли на пьедесталах Маркс и Ленин.
Вот в этих декорациях Витюша начал читать сценарий. Как смешно было!.. Мне и в голову прийти не могло, что это, оказывается, просто комедия, водевиль, канкан на тему борьбы с бандитизмом! По крайней мере в интерпретации Витюши все выглядело именно так. Он вообще прекрасный рассказчик, знаток анекдотов и всяких смешных историй. Я просто умирал от смеха! В общем, ему удалось вырвать меня из атмосферы всеобщей агрессивности, поддержать и успокоить.
Мы вернулись в гостиницу, распили бутылочку сухого вина, и я, умиротворенный, заснул.
Наутро моих страданий и след простыл, и я уже был готов к дальнейшей работе...
2. Основатель «Современника» Олег Ефремов в 1970 году возглавил легендарный МХАТ. А в 1981 году в его постановке состоялась премьера спектакля «Так победим!» по пьесе Михаила Шатрова о событиях Великой Октябрьской социалистической революции.
Посмотреть спектакль приходили многие соратники по «Современнику». Однажды в театр заглянул Игорь Кваша и попал на спектакль, который решил посетить Леонид Ильич Брежнев. Актёр оказался неподалёку от правительственной ложи, которую занял Генеральный секретарь и члены Политбюро.
Леонид Ильич к тому времени был довольно плох – в ложу его внесли чуть ли не под руки. На сцену вышел Александр Калягин в роли Ленина.
- Это Ленин? Надо встать и поприветствовать? – раздался из правительственной ложи узнаваемый голос вождя.
К нему на ухо склонился Андрей Андреевич Громыко, сидевший рядом.
- Не надо? – громко переспросил Брежнев, - Ну, ладно, не будем.
Дальше весь спектакль пошёл под реплики Леонида Ильича: «А когда это у них были разногласия?», «А Свердлов когда умер?». На сцене появилась секретарь Ленина и Брежнев тут же дал ей свою оценку: «Хорошенькая…».
Когда зачитали завещание Владимира Ильича о том, что не надо назначать Сталина, генсек не удержался от оценки:
- А всё ж назначили!...
Зрители посмеивались, особенно на галёрке. В соседних с правительственной ложах сидели люди в строгих костюмах с каменными лицами. Жёны КГБшников не удерживались и украдкой прыскали в ладошки.
Началась сцена Ленина с рабочим, которого играл Георгий Бурков. У актёра, как известно, был небольшой дефект речи и из ложи тут же раздалось: «Не слышу!» и через паузу ещё громче: «Ну я не слышу!».
Бурков с Калягиным стушевались, стали покрываться пятнами и решили вновь повторить текст, при этом Калягин приблизился к ложе и очутился в неосвещенном уголке сцены.
- А теперь не вижу! – раздалось на весь зал.
Игорь Кваша догадался, почему так себя вёл Брежнев: видимо, вождь чаще посещал спортивный стадион, а там, как известно, можно громко разговаривать. Ну и, конечно, дал знать о себе возраст. Примерно через год Генеральный секретарь скончался.
3. Валентин Гафт поступил в Школу-студию МХАТ на курс знаменитого актёра, режиссёра и театрального педагога Василия Осиповича Топоркова. Мастер старался не только учить своих студентов актёрскому мастерству, но и знакомить с культурой в целом.
Однажды к студентам на встречу пришёл популярный певец Александр Вертинский. Он рассказывал ребятам о своей жизни и путешествиях, но к всеобщему удивлению, не спел ни куплета. «Как мамонта показали!» - сделали вывод будущие актёры.
Спустя годы Валентин Гафт случайно наткнулся на воспоминание самого Вертинского об этой встрече в его опубликованных дневниках. «Вчера был в Школе-студии МХАТ, - писал артист, - Какие они все дураки!».
4. Своим особенным собственным мнением обладала легендарная Фаина Георгиевна Раневская. Зрители об этом прекрасно знали, поэтому на встречах с актрисой старались придумывать самые заковыристые вопросы.
Но Раневская не была бы Раневской, если бы хоть раз смутилась или как-то стушевалась. Как-то раз из зрительного зала спросили:
- Фаина Георгиевна, на что похожа женщина, если её поставить вверх ногами?
- На копилку, – не моргнув глазом, ответила актриса.
- А мужчина? – тут же донеслось вдогонку, пока зал соображал, что имела в виду Раневская.
- На вешалку! – невозмутимо ответила Фаина Георгиевна.
Бурные аплодисменты…
5. Эту историю рассказал Игорь Кваша. А случилась она с Махмудом Эсамбаевым. Танцовщик гастролировал по Канаде и попросил отвезти его в одну из индейских резерваций. Эсамбаев изучал танцы народов мира и всегда старался знакомиться с сохранившимися движениями и элементами танцев лично.
Однако, каково было изумление Махмуда, когда вождь племени по имени Орлиное перо или Огненный глаз обратился к нему на чистейшем русском языке!!! Мужчины выпили и даже попели русские песни. Вождь признался, что он герой Советского Союза, лётчик, и чуть не парторг советской эскадрильи в прошлом.
Во время войны его самолёт сбили, и он попал в плен. Далее были две версии: по одной Иван Иванович Даценко бежал из плена, СМЕРШ его отправил уже в советский лагерь, но он оттуда тоже сбежал. Вторая версия попроще: пленного освободила союзническая армия США, а в СССР он возвращаться не пожелал.
Через некоторое время Иван Иванович женился на дочери вождя племени индейцев и когда тот умер, нашему лётчику власть перешла по наследству.
Игорь Кваша, работавший на программе «Жди меня», вместе с редакторами решили устроить проверку и отправили снимки вождя и фотографии из личного дела летчика Даценко экспертам, которые занимались идентификацией останков царской семьи. Серьёзная экспертиза подтвердила сходство.
6. Эту историю рассказал создатель и директор «Музея трёх актёров» (знаменитой троицы Трус-Балбес-Бывалый) Владимир Цукерман. Однажды Евгений Моргунов поделился с ним эпизодом из своей актёрской молодости.
Моргунова невзлюбил важный чиновник с киностудии и стал всячески чинить ему препятствия в кинокарьере. Евгений придумал абсолютно авантюрный ход – забрался по пожарной лестнице с фотоаппаратом на 9-й этаж и сделал несколько снимков, где сластолюбец совращал молоденькую соискательницу ролей в кино.
Увидев фотографии, чиновник не на шутку перепугался и сразу предложил Моргунову мир, дружбу и деньги. От покровительства и денег актёр отказался, лишь строго посоветовал «больше не безобразничать!», иначе он даст компромату ход.
Получается, что Евгений Моргунов оказался первым папарацци в СССР, когда о таком явлении ещё мало кто знал.
7. В 1972 году режиссёр Алексей Коренев приступил к съёмкам телевизионного фильма «Большая перемена». На главную роль был приглашён Андрей Мягков, но он поставил условие: в фильме должна сниматься его жена. Режиссёра это не устроило, и он продолжил поиски главного героя.
В итоге с трудом уговорили сниматься Михаила Кононова. Но он стал на площадке показывать своё отношение к сценарию: «Ситуации фантасмагорические, текст несуразный». Отношение к режиссёру актёр выражал тем, что сидел в сторонке и демонстративно читал журнал.
Скандал разразился во время съёмки эпизода спора Нестора Петровича (Михаил Кононов) со своим учеником Ваней Федоскиным (Юрий Кузьменков) на заводе, куда учитель пришёл уговаривать ученика вернуться в школу.
Актёры, наплевав на режиссёрскую задачу, так увлеклись своей перепалкой, что растянули маленький эпизод на три минуты: каждый хотел, чтобы последнее слово осталось за ним. Коренев остановил съёмку, сделал Кононову замечание и попросил переиграть сцену.
Михаил психанул, выругался, отказался от дубля и вообще ушёл с площадки, сорвав съёмку. Директору фильма пришлось провести воспитательную беседу: актёру объявили выговор и пригрозили, что впредь за такое накажут материально. На следующий день эпизод пересняли.
8. В 1975 году на киностудии «Ленфильм» режиссёр Виталий Мельников приступил к съёмкам картины по пьесе Вампилова «Старший сын». Группа актёров подобралась в основном молодёжная. Возрастным был лишь герой Евгения Леонова.
Случайное ли это совпадение, но за время съёмок на площадке состоялось целых четыре свадьбы! Светлана Крючкова бросила Москву, МХАТ, и уехала в Ленинград к любимому человеку – кинооператору Юрию Векслеру.
Михаил Боярский, наконец, женился на Ларисе Луппиан. Николай Караченцов тоже сдался узам Гименея и расписался с Людмилой Поргиной. Четвёртой свадьбой стала женитьба актёра Николая Никольского, который играл летчика и жениха дочери главного героя.
- Мне кажется, эта картина вся пропитана влюблённостью, - вспоминала Светлана Крючкова, - Ведь мы все были влюблены!
zeppelman
Оценили 35 человек
59 кармы