Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Архетип русскости и искусство управления (III): «очарованный странник» на распутье

17 4271

Глобальная футбольная культура приучила нас к своеобразному коду принадлежности: нарядиться в атрибутику клуба, для игроков – получать в нём жалование, орать клубные кричалки, и ты уже полноправный член. Уровень нынешнего патриотизма, боюсь, – тот же. Но судьба –не в форме, а в пути, который выбираем. Высоких целей достигают лишь те, кто выбирает путь своего предназначения, который соответствует осевому архетипу народа (АН).

Выбор пути, вовсе не зависит от политической «воли» народа. Политическая воля бывает только у государства. Народ же выбирает обещания, либо «из двух зол». Политическим, ни одно, ни другое не назовешь. Политически, народ можно повести по любому пути – спросите у профи пропагандистов. Контроль над СМИ и современные политтехнологии легко позволяют это делать. 

Но вот добиться, чтоб народ не плёлся, ни сопротивлялся, чтоб не приходилось его тащить, ни подталкивать, а продвигался радостно, дружно и вприпрыжку, я называю искусством. Добиться этого ныне нелегко. Обжегшись столько раз на молоке, народ дует на воду. Потеряли веру в слова, в главный инструмент политики. Я их понимаю.

Люди всегда путали веру и слова. Обжигались. Верили словам, а не своей вере – внутреннему (архетипическому) ощущению. Ускользала простая истина: как только вера выражается человеческим словом, перестаёт быть верой, становится игрой на вере. Вера содержится в душе, слово же обитает в мыслях и на языке. Вера – сугубо внутреннее дело, слово – достояние масс, средство вовлечения их в выгодную (кому-то) веру.

И. А. Ильин, рассуждая об отличиях характеров и мировоззрений русских и европейцев, замечает, что западноевропейское человечество движется волей и рассудком, даже испытывает дискомфорт от выражения искренности, совести и доброты – не доверяет; тогда как русский человек живёт, прежде всего, сердцем и воображением, всегда, ждёт от политического человека доброты, совести и искренности. Хотя, такая наивность ожиданий нас нередко подводила, облегчала задачу манипуляторам и мошенникам. Что хорошо описано Ильфом и Петровым.

Французский географ 19 века, Э. Реклю верно подмечал на Руси  «смирение и добродушие народа, которые так легко извратить фанатизмом и подчинить».

Каждый человек рождается, чтоб в жизни, «на деле» испытать уровень развития своей вечной сути – души. Доказать степень её близости к Идеалу, к которому душа стремится. Испытание – своеобразный ЕГЭ с вариантами выбора ответа из нескольких возможных. Вся наша жизнь – тропа выборов. Хотя, по сути, их не так много – всего три. В символической форме, присутствуют в древнерусских былинах; туда попали из ещё более древних источников, чьи корни, только Высшим Сущностям известны.

Из отечественной богатырской мифологии, до нас дошёл  дорожный камень с указанием направлений. Выбор «очарованного странника» в поиске своего пути – крайне важен в архетипе патрицентричного государства матрицентричной России: «Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь – хоть и жив будешь, себя позабудешь».

Ключ к значениям этого вечного выбора: «конь», в корневом знании, символизирует  нашу животную природу, тело, эго, временный носитель души; «всадник» – природа Человека, его вечная душа. Выбор – логичный, присущ всем сознательным сущностям: как индивидуальным, так и коллективным. По сути, выбираем жизненный приоритет и систему ценностей. В отличие от слов, сутью невозможно играть, комбинировать пути. Кто не определился со стороной – рискует потерять всё.

Зная ключ, попробуем раскрыть эзотерический смысл надписи: Направо – путь духовного и нравственного развития, соответствующего твоей сути, эго подчинено Духу; налево – угождая телу и эго, губить душу. Срединный вариант – аморфный, теряя (предавая) своё истинное «Я», подчиняться чуждому влиянию, уподобляться зомби.

Выбор современной Россия падает на средний путь: забыть  народные корни, самобытность, жить для чрева, для внешнего "успеха", дохода, для самоудовлетворения; открыться космополитической культуре  двойных стандартов: изысканность для элит, пошлость и дешёвые страсти – для основной массы.

Не хочу быть голословным. Достаточно взглянуть на рекламный ролик (заполонил все самые популярные телеканалы), не каких-то подгузников или колбасы, а национальной платежной системы «Мир»! Как народ, нацию представляют, или желают видеть, государственные маркетологи. https://www.youtube.com/watch?... 

Последнее, что хочется – принадлежать к такой толпе) 

Диверсия против России или платёжной системы?

Собственный путь был предпринят лишь в 1917. ВОСР разбудила Архетип, и присущие ему таланты. Народ, впервые в своей истории, в массе пробудился от векового сна к интеллектуальному и физическому развитию, к сожалению, ненадолго. В Музее «Парка культуры и отдыха им. Горького», хранится фотоматериал 30-х годов, в подтверждение данного утверждения.

Великая наша страна! По размерам, природному и этническому разнообразию, красоте, богатству недр и культуре. Но, особенно, по преодоленным испытаниям на драматическом пути своей истории. Если через века, удалось сохранить территориальную целостность, значит сохранился и дух. У великих стран – великие цивилизационные миссии. Но, без осознания предназначения, не бывает могущества.

Государство российское испокон веков подражало Западу и... защищалось от него. Без Фрейда этого не понять. Последние заимствования: «болонская» система образования, многопартийная «демократия» западного образца, методы управления (финансово-экономические - на все 100%, даже с английской терминологией – эквайринг, эскроу-счёт уже прочно вошли в обиход ), здравоохранение, законодательство, «цифровая экономика», ИИ, телепрограммы, современная культура и СМИ. Легче найти, чего в политике и культуре осталось исконного, кроме милых и наивных матрёшек. 

В НА, как во всём, есть две стороны: идеальная и реальная. Тоже – вопрос выбора. Одна – расцветает на фоне любви, другая, преобладает в её отсутствие. Помните у Апостола Павла: “Если я владею языками людей и даже ангелов, но любви у меня нет – я только меди звон и литавр грохот. Если у меня есть дар пророчества, или мне доступны всякие тайны и всякое знание, или у меня такая вера, что я могу горы передвигать, а любви нет, – я ничто. И если я раздам бедным все, чем владею, и даже тело свое отдам на сожжение, а любви у меня нет – ничто мне не поможет. Любовь терпелива, любовь добра, не завистлива, не хвастлива, любовь не превозносится, не бесчинствует, любовь не себялюбива, не обидчива, не держит зла. Любовь не радуется злу, она радуется правде. Она все извиняет, всему верит, на все надеется, все переносит. Любовь никогда не пройдет.” (1 Коринфянам 13:1-8а)

Притча «Без любви – я ничто»

Правый путь и левый путь: путь любви и соучастия, либо своекорыстия. О дуализме русских писали многие исследователи русского характера:

Характеристика Н.А. Бердяева (1915–18 гг.) Обратной стороной русского смирения является необычайное русское самомнение. В типической русской душе есть много простоты, прямоты и бесхитренности. Русский человек может быть святым, но не может быть честным... Русский человек не идет путями святости, но он поклоняется святым и святости. Душа русского народа никогда не поклонялась золотому тельцу, но русская душа склонна опускаться в низшие состояния, там распускать себя, допускать бесчестность и грязь. (Бердяев Н. Судьба России. – М., 1990.)

Из характеристики М. Палеолога (1914–17 гг.) Русский представляет всегда парадоксальное явление чрезмерной покорности, соединенное с сильнейшим духом возмущения. (Палеолог М. Царская Россия во время мировой войны. Пер. с фр. – 2-е изд. – М., 1991)

Из характеристики Э. Реклю (19 век): Русские любят нравиться ...относительно тех русских, очень многочисленных, которые живут чисто искусственной жизнью и которым важна внешность цивилизации, а не сама цивилизация: хитрые, льстивые, недоверчивые, честолюбивые, нередко грубые, ленивые, лживые, вороватые, чувственные, безнравственные. Но истинные русские, у которых правильный путь поддерживает равновесие их натуры, отличаются именно твердостью характера, последовательностью убеждений и правил. Долгим терпением, сочетанием отваги и покорности судьбе они сумели колонизовать весь бассейн Волги. Если русский является отличным колонизатором, то обязан этим не только своему быстрому, сметливому уму, своей промышленности, постоянству в труде, мужеству в несчастии, но и своей доброжелательности в отношении всех, своему духу примирения и справедливости.  (Реклю Э. Земля и люди: всеобщая география. – СПб)

В 90-х, по семейным, мне самому пришлось жить на чужбине, поэтому могу свидетельствовать восприятие в местной деловой среде первых волн эмиссаров «российского бизнеса». Напористые, пафос в речах, глаза – пустые, привыкшие всё решать деньгами или пылью в глаза, сами же – крайне недоверчивые.  Данное ими слово, ни во что не ставят – находя в нём иные, удобные для себя смыслы. Способны врать, не моргнув «голубым глазом». В нарицательный оборот даже вошло: «слово русских, кроме  благих намерений, ничего не содержит». По modus operandi их сравнивали со стилем «Дона Корлеоне».

Как мог, старался объяснить, что в российском бизнесе – оказываются не лучшие сыны России, а из этих не самые лучшие подаются на Запад. Однако, жизнь доказывала обратное. Подобный образ, несомненно, внёс лепту и в нынешнюю атмосферу русофобии.

Итак, налицо двойственность НА: истинная, высокая, глубинная и наносная, извращенная чужими влияниями. В задачу культуры и образования входит извлекать и хранить лучшее. Культивировать народ. Однако, современная российская культурная жизнь мне представляется оторванной от культурных недр Руси. Черпает и играет водой из колодца, куда завозят воду цистернами, но уже ничего не поступает из недр собственной народной культуры, которая, увы, пересыхает.

Архетипическими ориентирами лидерства для народа, нравственным маяком, всегда будут личности былинных богатырей. Особенно: Илья Муромец и Добрыня Никитич  мирская и духовная ипостась лидерства для Руси.

В лице Ильи Муромца – секрет нашего могущества и непобедимости. Физическую силу, в архетипе русского богатыря сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, бессребреничество, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера.

Имя Добрыни Никитича, неотъемлемого напарника И.М, олицетворяет суть благородства богатырского. Добрыня при огромной физической силе «мухи не обидит», он великодушен и защитник слабых: «вдов и сирот, несчастных жён». Добрыня – тонкая душа, мастер петь и играть на гуслях. Он — представитель образованного русского общества, но он легко увлекается и не очень стоек; в частной жизни он человек тихий и смирный.

Доброта, отмечал Н.О. Лосский в своей работе «Характер русского народа» , является одной из главных черт русского человека.

Добродушие – прямота, доброта и широта душевные, пожалуй, - главные особенности и «конкурентные» преимущества русского человека в абсолютно меркантильной, до костей фальшивой и эгоцентричной современной эпохе. 80% «неуспешного» населения планеты продолжают с надеждой выглядывать на Востоке появление русского богатыря, предвосхищающего новый справедливый миропорядок. 

В заключение, для заинтересованных темой предлагаю выдержки из замечательного и глубокого труда Ирины Василенко «Российская политическая культура: путь «очарованного странника» https://infopedia.su/17x46c4.h... Итак, даю слово Специалисту:

Российские политики плохо помнят родство — свои национальные корни. У них повышенная восприимчивость к инокультурным влияниям. Россия периодически попадает в орбиты иноземных политических влияний, странствует по чужим политическим временам и культурам, адаптирует чужой политический опыт. Отсюда этот вечный вопрос русской власти: где национальная идея? Однако, не только идея. Мы много говорим, но до сих пор не определили, каковы же наши ценности, а значит, и интересы и цели, как независимого социокультурного национального образования.

Отвергая высокие нравственные принципы национальной культурной традиции, российские политики сегодня обычно уповают на прагматизм. Они надеются на универсальные политические механизмы и системы значительно больше, чем на человека и его духовные ожидания. Но парадокс прагматизма в политике как раз связан с тем, что сами прагматики, стремясь к максимальной эффективности, подрывают эффективность власти тем, что игнорируют ее духовную составляющую. Если заинтересованность и воодушевление людей падают, любая политическая система начинает давать сбои.

Имперская традиция политической власти может длительно существовать только как нравственно-этическая, опирающаяся на моральные устои. А русская духовность делит мир на две ипостаси — удел света и удел мрака. Что особенно остро это ощущается в вопросе о политической власти.

Российским политикам еще предстоит осознать, что западная экономикоцентристская версия гражданского общества как совокупности автономных индивидов, связанных отношениями обмена, по многим параметрам уступает православно-аскетической этикоцентристской традиции гражданского общества как совокупности людей, связанных общими ценностями и базирующимися на них отношениями кооперации, сотрудничества и солидарности. В таком обществе на первый план выходят не холодные отношения обмена, а теплые отношения соучастия, где выстроены этические (а не экономические) приоритеты, которые защищают личность и права каждого человека гораздо более полно.

Во имя осуществления идеалов «светлого будущего» русский человек способен на героизм и жертвенность, на преодоление немыслимых препятствий. Эта особая способность «жить идеей» глубоко укоренена в народном сознании и часто эксплуатируется прагматичными политиками. Российские политические лидеры привыкли обещать «светлое завтра» в надежде на то, что народ перетерпит «трагическое сегодня». И, обманывая народ, они снисходительно думают о национальном самосознании как о глубоко архаическом, традиционалистском, уступающем по всем параметрам прогрессивному западному индивидуализму...

«Очарованный странник» — самый свободный человек на земле, которому открыт мир и который сам открыт миру. Это тот самый «человек в поисках смысла» (В. Франкл), которого так ждет современность, чтобы выйти из тупиков технической цивилизации. И мы должны защитить этого человека, раскрыть его творческий потенциал и преимущества перед экономическим человеком западного мира. Экологи сегодня предупреждают нас о том, что жесткие промышленные технологии разрушают природную среду и ведут к глобальной экологической катастрофе. Но жесткие политические технологии, подавляющие социокультурную идентичность, национальный тип и национальный характер, не менее разрушительны: они подрывают духовную энергетику нации, ведут к национальному духовному кризису.

Теория экономического человека имеет яркую цивилизационную окраску: она отражает специфику западного типа жизнестроения. Экономический человек демонстрирует инструментальное отношение к миру.Все неудавшиеся в России «реформы» и те, что нам объявлены демонстрируют именно такое отношение. В России они обречены на провал, т.к. не соответствуют нашему архетипу.

Благодаря инструментальному отношению к миру Запад демонстрирует высокие темпы развития материального производства, но уже сейчас жесткие промышленные технологии привели к экологическому и энергетическому кризису, а самое главное — к кризису культуры. В ценностной сфере экономический человек опирается на примитивный идеал «потребительского общества», который разрушает все «высокие» культурные мотивации. Экономический человек создал технократическую теорию управления сознанием потребителя: «Регулирование спроса и управление им, по сути дела, является обширной и быстро растущей отраслью экономической деятельности, она охватывает громадную систему средств информации... почти всю рекламу, многочисленные прикладные исследования... и многое другое... Если говорить более определенно, то она управляет теми, кто покупает товары».

Экономический человек держит в своих руках политическую власть благодаря подобной технологии производства массового сознания с заранее заданными свойствами. Разработанный 3. Фрейдом психоанализ превратился в особую технологию «оскопления» сознания, внушая человеку, что все его тайные, скрытые, подсознательные комплексы и влечения необходимо «проявить» и реализовать через механизмы компенсации. На это направлена вся сложная индустрия развлечений, ибо тот, кто собирается манипулировать людьми, как справедливо заметил В. Франкл, «должен сначала овеществить их, а для этого внушить им доктрину пандетерминизма». Психоанализ виновен не только в деперсонализации, но и в дереализации человека.

Экономический человек исчерпал сегодня свою социальную нишу, ибо дальнейшее агрессивное наступление его на природу и культуру грозит исчезновением человека и человечества. Вера экономического человека в технический прогресс оказалась иллюзией настоящего и утопией будущего. Как остроумно заметил С.Л. Франк, «нам остается только удивляться наивности поколений, ее разделявших».

С этой точки зрения реабилитацию очарованного странника — человека, ориентированного на духовные цели и ценности — следует оценивать как адекватный нашей национальной традиции социокультурный проект России для будущего.

Будущее России: единый народ или нация?

Почему нация, с точки зрения представителей евразийского движения, не является оптимальным вариантом для России? Как уже упоминалось, образование нации – это ничто иное, как обезличивание народа, ликвидация всех форм идентичности, кроме индивидуальной. Когда уничтожается культурный код этноса, пропадает система смыслов и ценностей, которая помогала членам сообщества существовать и «бороться за место под Солнцем». Если убрать этнические различия между гражданами государства и навязать всем общий либеральный «суррогат культуры», то исторически сложившиеся традиционные смыслы исчезнут. Народ, насильно превращенный в нацию, может лишиться стимулов к развитию и к защите своей территории. Результатом может стать полное угасание такой нации и исчезновение с исторической арены.

Иным вариантом развития российского общества может стать постепенное образование единого, но полиэтнического, народа. Который смог бы при своем разнообразии объединиться на основании общего исторического пути, общих ценностей и общей народной идеи.


Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Пропавший шесть лет назад и признанный погибшим немецкий миллиардер нашелся в Москве

Просто забавная история со счастливым концом для всех: Немецкий миллиардер, владелец и директор сети супермаркетов Карл-Эриван Хауб шесть лет назад был признан на родине погибшим. Он загадочно ...

Обсудить
  • :thumbsup: :thumbsup:
  • Cерьёзные мысли. Провоцируют раздумья по этой важной теме. Благодарю! :raised_hand:
  • Автор сего антицерковного бреда талмудист иеговист.
  • Масарик, первый президент Чехии, умный был человек, дружил с Гуссерлем, ходил на лекции Брентано в юности. Посетил Россиюшку не раз и общался с местными мудрецами, типа, Толстого Л.Н. старцами всякими. Вердикт его потрясающе точен. "Русские постоянно думают, но совершенно не мыслят". Ознакомился с потоком сознания выше и понял, насколько же он прав. Т.е. ходят по кругу какие-то мысли, а ни к какому результату не приходят. Метафору про коня и всаднкиа автор неправильно понимает. Конь это ум. А всадник - эго (пуруша, санскр. буквально "мужик"). Если не умеешь ум свой удержать, он носится, и носится, и носится, и носится по степям - "думает", сука! :smirk:
    • Leo62
    • 19 ноября 2019 г. 13:03
    :thumbsup: