Недальновидно недооценивать влияния культурно-массовых сюжетов на вектор общественных настроений. Доказано – коллективная мысль и чувства (образы) кристаллизуются в реальность. Независимо от нашего одобрения или осуждения, формируют поведенческую матрицу. Возможно, речь не идёт об осознанной вредоносной манипуляции общественным сознанием. Кто же станет стрелять себе в ногу?! Но, судя по рассматриваемому сюжету, самострел в истории не редок. Факт остаётся фактом: льём свои культурные помои на мельницу русофобии.
Речь о телепремьере сериала «Грозный». Вперемежку с уже привычной, информационно бессодержательной, но эмоционально напористой рекламой, на одном из главных телеканалов страны, нашему, испуганному ковидными новостями взору представляется ещё одна тёмная, кровавая, и неприглядная картинка истории Отечества. Не берусь судить, и неважно, какой она была на самом деле. Никто толком не знает, ни о сути, ни о роли в ней наших непосредственных праотцов. Обсуждаем то, что, на этой неделе, было представлено на главной телевитрине России, и кому это может быть на руку.
Определимся. Русофобия – продвижение образа России, как извечно деспотического самодержавия, стоящего на страже вопиющего социального неравенства и эксплуатации угнетённого населения кучкой господ, их прислужников и надсмотрщиков. Наш «Грозный» представлен пособием и иллюстрацией.
В широко рекламируемом сериале об истоках российской государственности, представлен образ опьянённого властью, кровью и похотью (показателен выбор им русских девушек для разовых утех), хотя, внешне набожного и трусливого русского царя.
Ключевой фигурой и опорой его власти выступает исторический образ Малюты Скуратова – бывшего холопа и безбожника, клинического садо-мазохиста, дорвавшегося, благодаря своей холопьей угодливости, низкопоклонству, и страхам царя потерять жизнь и власть (для царей – тождественно), до роли верховного палача и придворного злодея.
Став законом, Малюта (Бог шельму метит: от латинского malum – зло) получает «законную» возможность выражать свою патологическую кровожадную сущность. Стал именем нарицательным жестокости для народа. Тень Малюты не раз присасывалась к «царям» в нашей истории.
Самодурство, беспредел, интриги, предательство, подлость, раболепие, коварство... Как бы нырнуть в ад – весь демонический набор власти. С клинической точки зрения, представлена психопатическая параноидная личность, окруженная алчным, лукавым и своекорыстным боярством. В то время, как самые верные и честные, кому удалось выжить, в результате мнимой опасности для престола по навету Малюты, при попустительстве царя, прозябали в царских казематах. Были востребованы лишь, когда над державой и над царём нависла смертельная внешняя угроза.
Обезличенный и закрепощённый боярами народ, подразумевается в образе бывшего опричника и стрельца, молчаливого свидетеля мерзостей двора, Луки Бондаря. На фоне дворцовых страстей и жестокости первого плана, выступает в роли верного защитника самодержавия от внешней угрозы и побеждает, когда угроза от войск крымского хана Дивея-Мурзы нависла в воздухе. В фильме, испуганный царь намерен драпать и запрашивает политического убежища у своей сестры – королевы Англии, Елизаветы.
Человеческие страсти и животные инстинкты протагонистов возводятся в апогей кинематографическими трюками, криками и воплями.
В условиях «горячей» информационной войны за сердца и лояльность народов, хотелось бы узнать, чем руководствовались создатели подобной «телеэпопеи». Ведь, в отличие от науки, искусство не претендует на объективность: эмоционально возвеличивает, оправдывает, или осуждает... Тут, просто, очерняет.
Умнее и добрее от образа такого прошлого мы не станем. Да и патриотической гордостью подобная дикая история, психически здоровых людей, вряд ли, наполнит. Насилия, крови, страстей, для рекламной приманки, и без "Грозного", хоть отбавляй на наших экранах. Верно говорят: «на каких традициях нас воспитывают, те и остаются с нами». А воспитательная роль телевизора непревзойденна. .
Так, может, пора оставить тленные кости персонажей нашего давнего прошлого спокойно догнивать, возвращая прах праху, а наши взоры устремить в будущее, которое все ждём и достойны?
Оценили 29 человек
52 кармы