Во что мы верим на самом деле

2 1288

Потребность верить — часть нашей природы. Она проявляется в трех основных сферах жизни: мы нуждаемся в том, чтобы верить в свои силы, верить людям, а еще мы хотим быть уверенными в том, что все в этом мире взаимосвязано и в нашей жизни есть некий важный смысл.

Во что мы верим на самом деле

Слово «вера» имеет в нашем языке множество смыслов. У него общий корень с доверием, верностью, уверенностью. Но также и с верованиями, поверьями и проверками… Без этих оттенков веры жизнь была бы просто невозможна.

Потребность видеть в жизни высший смысл неистребима. Несмотря на усилия рационалистов, вера выжила и в последнее время даже заметно укрепила свои позиции. Семь десятилетий наша страна проповедовала материализм, переделывала храмы в колонии и склады, притесняла верующих… и что в итоге? Основы религии снова преподают в школах, престиж научного знания стремительно падает, магазины ломятся от книг по эзотерике, астрологии, оккультизму. На толстовское «В чем моя вера?» 49% россиян отвечают, что верят в ад, 53% — что в рай; но больше всего наших сограждан — 59% — искренне верят в сглаз и порчу1.

К науке многие из верующих не питают уважения, зато наука к вере стала относиться гораздо более лояльно. Социологи, историки, антропологи подчеркивают важность веры в развитии цивилизации, отмечая, что движущей силой развития служит… вера в прогресс. Да и науку мифы и иррациональные верования скорее стимулируют, хотя и идут с ней вразрез. Случайно ли Исаак Ньютон интересовался алхимией, великий математик и астроном Иоганн Кеплер имел репутацию талантливого астролога, а ядерная физика и восточная философия при внимательном рассмотрении обнаруживают много общего?2

Наконец, в основе любой научной деятельности лежит акт веры в то, что реальность познаваема. Иначе какой же смысл пытаться проникнуть в тайны мироздания? Без этого, замечал Альберт Эйнштейн, ни один исследователь ни минуты не стал бы продолжать свою работу3.

Видимо, потребность верить — часть нашей природы. Она проявляет себя в трех областях жизни. В личных отношениях мы нуждаемся в том, чтобы верить другим людям: без этого рушатся общественные связи. В отношениях с собой мы хотим верить в себя и собственные силы: без этого невозможно ничего достичь в жизни. Наконец, вера дает нам связь с абсолютом, с той трансцендентной реальностью, которая придает смысл нашему существованию.

МЕЖДУ СЦИЛЛОЙ И ХАРИБДОЙ

Мало что вызывает у нас такой гнев, как злоупотребление доверием. Мы осуждаем политиков, которые твердят о честности, скупая роскошные виллы и автомобили. Высмеиваем журналистов, которые искажают факты или манипулируют нашими чувствами. Презираем лжеученых, присваивающих чужие диссертации. А уж про то, как мы относимся к супружеской неверности, и говорить нечего. По данным опросов, честность и порядочность неизменно оказываются в первой тройке качеств, которых мы ждем от окружающих, идет ли речь о спутнике жизни или президенте страны.

Общество теряет жизнеспособность тогда, когда переходит через критический порог недоверия. Представьте учителя географии, который сообщает ученикам, что Волга впадает в Каспийское море, и слышит в ответ: «А чем докажете?» Представьте, что пациенты больше не верят врачам, а покупатели постоянно готовы к тому, что их обманут. Вообразите пассажиров, которые уверены, что машинист поезда нетрезв, пилот самолета пускает за штурвал своего сына, а капитан корабля нарушает все инструкции подряд. Постоянная неуверенность превращает жизнь в таком мире в ад.

Мы хотим верить на слово, но, памятуя о пережитых обманах, вынуждены быть настороже

Слова «Я тебе верю» лежат в основе социальных связей. Именно «верю», а не «знаю, что ты говоришь правду». Разумеется, второе было бы удобнее, но в том-то и дело, что, когда речь идет о другом человеке, знание невозможно.

Поэтому нам нужно верить. Чтобы существовали семьи, чтобы работали школы, лечили врачи и совершались сделки (между прочим, само денежное обращение основывается все на той же вере — как иначе мы смогли бы обменять цветные бумажки на что-то полезное?). Словом, чтобы мы могли жить вместе.

Но возникает противоречие. Мы хотим верить на слово, но, памятуя о пережитых обманах, вынуждены быть настороже. Каждый день мы отправляемся в это плавание между Сциллой и Харибдой, снова и снова отыскивая баланс между безусловной верой и тотальным скепсисом. Увы, верить становится все труднее. После трагедии в Крымске долго не утихали разговоры о том, что город затопили намеренно, открыв шлюзы водохранилища.

А через несколько часов после падения метеорита известный публицист ехидно поинтересовалась его «бортовым номером», породив массу спекуляций об испытании нового оружия и аварии на ракетном полигоне. Веры в общественные и государственные институты тоже нет: деятельность Думы не одобряет 61% опрошенных, работу председателя ЦИК — 57%, не доверяет ни одному политику четверть населения страны4. Баланс веры и недоверия опасно сместился в сторону скепсиса. И возможно, уже близок к тому самому критическому порогу.

Реклама

ВЕРИТЬ, ЧТОБЫ РАСТИ

Но жизнь в обществе предполагает не только доверие, но и конкуренцию. И очень важно не оказаться безоружным в череде поединков, на которые так богат каждый день. А что может быть в них лучшим оружием, чем вера в себя и свои силы? Любители экстремальных видов спорта часто признаются, что оседлать волну или покорить вершину им помогает не только мастерство, но в первую очередь вера в то, что они способны это сделать. Можно назвать это аутотренингом, самовнушением или каким угодно еще словом, но факт остается фактом: сильная вера улучшает наши результаты. Поэтому такие методы, как НЛП (нейролингвистическое программирование) и позитивное мышление, «работают с верой». Их цель — победить предрассудки, которые у нас есть насчет себя самих, и заменить их убеждениями, открывающими наш потенциал.

Пожалуй, именно вера такого рода сегодня наиболее востребована. Жесткие реалии постоянно убеждают нас, что полагаться можно только на себя. Значит, и вера в себя становится главной. Свидетельство тому — огромное разнообразие и востребованность всевозможных тренингов личностного роста и курсов саморазвития, которые на все лады повторяют: главное — поверить в себя.

И это справедливо не только для отдельной личности. «Один человек, имеющий убеждения, сильнее ста человек, имеющих одни только интересы», — писал философ и экономист Джон Стюарт Милль (John Stuart Mill)5. Еще раньше эту истину явили миру, например, 300 спартанцев, сражавшихся с многотысячным персидским войском. Есть целые народы, которые подтверждают силу веры в собственное предназначение. Разве феномен выживания евреев на протяжении трех тысяч лет — вопреки всем гонениям! — не объясняется, хотя бы отчасти, их верой в свою богоизбранность?

В ПОИСКАХ АБСОЛЮТА

Итак, мы живем в обществе, а потому нуждаемся в том, чтобы верить другим людям. Мы конкурируем друг с другом и, значит, должны быть вооружены верой в себя. Но есть и третий аспект веры. И общественные связи, и победа над конкурентами важны лишь постольку, поскольку мы видим какой-то смысл в самой жизни. Есть ли он? Или мы оказались в этом мире без всякой причины? И что все-таки происходит после смерти?

Мы можем пытаться ответить на эти вопросы, лишь опираясь на веру во что-то, что нас превосходит. В этом вера в Бога и моральные убеждения сходятся. Для одних абсолют — Бог как личность. Для других — имманентная сущность, космическая энергия. Третьи довольствуются нравственным кодексом, идеалами братства, святостью прав человека. В любом случае наша вера в высшие силы и принципы утешает нас и придает нашей жизни смысл.

Преимущество веры, лишенной пыла, заключается в том, что она не порождает фанатиков

Но духовный пейзаж сегодня затянут туманом. Чего стоят хотя бы приведенные выше данные опросов: в начале XXI века больше половины россиян продолжают верить в сглаз и порчу. А позиции церкви, несмотря на государственную поддержку православия, совсем не так сильны. Нынешняя религиозность утратила былую истовость. Каждый претендует на то, чтобы выбирать свои убеждения. Последствия: большая степень открытости различным видам духовности, неутолимое любопытство к традициям всего мира — буддизм, даосизм, боевые искусства, йога.

А с другой стороны — склонность к предрассудкам, фантазиям, досужим измышлениям и смене верований со скоростью переключения телеканалов. Это приводит к парадоксу: мы ищем смыслы в духовном измерении жизни, но сами относимся к собственным убеждениям легкомысленно. Религии, нравственные кодексы становятся лишь точками зрения, изменчивыми и непостоянными.

В каком-то смысле такому развитию событий следует радоваться, поскольку оно снижает риск фундаментализма. Преимущество веры, лишенной пыла, заключается в том, что она не порождает фанатиков. Но есть и обратная сторона медали. Обрести опору в такой «прохладной» вере намного труднее. Главный вопрос — о смысле жизни — все чаще не имеет ясного и единственного ответа.

ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ

В основе потребности религиозной веры лежит врожденное стремление любого из нас выйти за пределы собственных возможностей и достоверного знания. «Нам нужен некто, достаточно похожий, чтобы его понять, и достаточно всемогущий, чтобы исполнить то, что нам не под силу, — полагает психолог Рада Грановская*. — Иммануил Кант уподоблял Бога нравственному закону, который воплощает в некой высшей личности все лучшие качества самого человека — и даже всех людей вообще! — но предельно усиленными». В этом смысле Бога можно считать продуктом нашего самопознания.

«Вместо того чтобы искать свою сущность в себе самих, мы сначала отторгаем ее, помещая куда-то вовне, — объясняет Рада Грановская. — А затем принимаем эту сущность обратно в свою душу — но уже гипертрофированно усиленной и улучшенной в идее Бога. Развитие человека состоит в том, чтобы постепенно перенимать все больше от Бога и, уподобляясь ему, улучшать себя». И саму религию можно представить как путь развития личности с помощью посредника, которым и выступает Бог.


Р. Грановская «Психология веры» (Речь, 2010).

https://www.psycholo...

Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

Почему валят грустноарбатовцы?

Сразу с началом Россией силового сопротивления Западу, над приграничными тропами поднялась плотная пыль от топота Принципиальных ПораВалильщиков. В первых рядах, как обычно, пронеслась ...

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

Обсудить
  • «Народ как был языческим, так во многом им и остается, а государство и народ не соединяются, как в Африке. Народу не важны цели государства. Он хочет, чтобы ему платили пенсию, на дорогах не было больших ям и чтобы лифты ходили. Народу неинтересно, что делают губернаторы. Люди заранее знают, что начальник по своему призванию – вор, но он по этому поводу ничего не делает. На мой взгляд, российская Церковь находится в удручающем состоянии. И не потому, что там какие-то плохие люди с бородами, а потому что, во-первых, я согласен с Антоном Павловичем, русский человек о религии не знает ничего либо знает очень мало, и потом религия – это не ритуал, это ощущение своих обязанностей – сначала перед собой, перед семьей, а потом перед Богом. Если не будет ответственности перед семьей, неважно, как он относится к Богу, 1,5 тыс. малолетних детей в год будут изнасилованы и убиты, как у нас сейчас происходит» (Андрей Кончаловский, «О кризисе церкви, президенте-предателе и поиске счастья» При этом среди тех, кто относит в стране себя к неверующим (37,6%), "оказались и те, кто верит в черта (1,6%), приметы (14,7%), в некую сверхъестественную силу (13,2%), в загробную жизнь (2,8%), колдовство и магию (3,4%), в переселение душ (2,4%) и т.д." М. Мчедлов полагает, что "подобные данные показывают противоречивый, нецельный характер мировоззренческих взглядов неверующих. Их, воззрения, так же как и верующих, отличаются во многом размытостью, отсутствием однозначного содержания. Все это еще раз подтверждает то обстоятельство, что у основной массы россиян, безотносительно от того, верующие они или нет, в собственно мировоззренческих взглядах наблюдается немало архаичных, в том числе дохристианских и домусульманских представлений, языческих традиций". Многие из тех, кто заявляет о своем неверии, одновременно склонны подчеркивать авторитет РПЦ в решении социальных и нравственных проблем, демонстрируя таким образом смешение конфессиональной и национальной идентичности. Однако при изучении вопроса о конкретных формах религиозной практики, выяснилось, что подавляющее большинство лишь на словах заявляет о своей религиозности ("православности"). Например, только 1% всех респондентов (3% назвавших себя верующими) сказали, что часто общаются со священниками, а 79% (61% верующих) ответили, что не общаются с ними никогда. 44% заявили, что никогда не раскрывали Библии.
  • //Потребность верить — часть нашей природы. // имхо, это не так. Приглашаю автора к спору. Мой тезис: вера - это детство человечества, её нужно заменить на сомнение, чтобы выжить человечеству Ядерной-космической эры. https://cont.ws/@frolfrolov/817082 Религия - это детство человечества, но пришла пора взрослеть, а иначе - всеобщая смерть Не примите меня за атеиста и/или научника: https://cont.ws/@frolfrolov/942969 Научное мировоззрение (как и религиозное) - смертельно опасно для человечества Ядерной-глобальной эры Общая позиция абс.скептика https://cont.ws/@frolfrolov/688205 Манифест мышления XXI века