• РЕГИСТРАЦИЯ
Ехидный Douglas
16 сентября 22:40 3506 81 79.17

Размышления о нашем капитализме и о капитализме вообще.

Моё


Вместо предисловия

Уважаемые друзья!

Эта статья будет большой и трудной. Не все и не сразу будут способны понять её смысл, хотя те, кто как целый ряд моих читателей, владеет приёмами марксистского анализа, безусловно её поймут и, надеюсь, примут.

Поэтому, прежде, чем высказывать свои критические замечания, спрашивайте! И я постараюсь ответить на все вопросы, если смогу. А если не смогу, то смогут те из моих читателей, кто знает и понимает общественные проблемы лучше меня, за что я им бесконечно благодарен.


                                                                ***


Как известно, в народных поговорках заключены вековые мудрость и опыт, фундаментальные ценности, мировоззренческие установки этого народа, каким бы он ни был - русским, американским, китайским или каким бы то ни было ещё.

Поговорки это очень просты, и мы, употребляя их, не задумываемся о том, какой глубокий смысл в них заложен.

Попробуем это продемонстрировать.

Вот одна из наших поговорок, пришедшая из глубины столетий:

Один - в поле не воин.

Как вы думаете, что она означает?

Конечно, в реальном бою один солдат много не навоюет. Хотя и один способен на многое, если он Воин.

Ну, а в реальной жизни? В мирной? Ведь эта поговорка, изначально относившаяся к боевым ситуациям, со временем стала употребляться повсеместно, в мирной жизни и даже более в мирной, чем в военной.

На самом деле она означает, что, согласно нашим извечным народным, национальным мироощущениям и нашему опыту, любое большое дело надо делать сообща. В одиночку добьёшься немногого.

А это означает примат общего над частным в нашем народном сознании, приоритет коллективного над индивидуальным.

И это блестяще подтверждается многочисленными народными выражениями типа:

"А что я? Я, как все!" "Перед людьми стыдно!" "Что люди скажут?" " Всё как (или не как) у людей!"

и многие другие.

Все они означают то же, что и самое первое выражение: Мнение, сила и воля большинства в нашем сознании безусловно довлеет над силой, волей и мнением одиночки.

Коллектив - важнее!

Это безусловное преобладание коллективного над частным в нашем сознании не есть ни нечто "хорошее", ни нечто "плохое". Это - данность. Мы так устроены. Мы такими сложились исторически.

Эта особенность нашего национального менталитета имеет как отрицательные, так и положительные стороны.

К отрицательным относится, например, социальная пассивность, ожидание "вождя", "лидера", какой-то коллективной  (!) силы, к которой можно было бы примкнуть.

А к положительным - безусловные мощь и непобедимость русского солдата или русского рабочего, когда он решает в этом коллективе боевые или трудовые задачи. Примеров этому в недавней истории - тысячи! Именно коллектив, общность, группа дают русскому человеку силу, преодолевающую любую другую.

Не верите?

Вот вам ещё одна поговорка:

"На миру и смерть красна!".

У такой нашей ментальности есть совершенно конкретные причины. Они заключаются в том, как, в каких условиях шло формирование российской, прежде всего - русской нации на протяжении долгих столетий. Мы жили и живём в трудных условиях по сравнению с "благословенным югом". Мы северная страна с холодным климатом, мы живём на земле, в которую надо вложить массу труда, прежде , чем она даст урожай, а это означает, что её надо обрабатывать сообща, а не в одиночку, как, например, на Украине, где легко зацветёт любая палка, если её воткнуть в чернозём. Мы веками подвергались набегам и нападениям извне, когда противостоять неприятелю требовалось всем миром.

И знаменитое единение России в цельное государство по итогам монгольского нашествия было ещё одним историческим выводом о необходимости совместных, а не разрозненных действий ради защиты и сохранения себя, как страны и народа от безусловного поглощения и уничтожения пришельцами.

Мы жили столетиями в стороне от европейского прогресса, будучи отделёнными от него тысячами километров. И свежие европейские веяния добирались до нас долгими месяцами со скоростью кареты и четвёрки лошадей. Всё это означает, что наше общественное сознание, будучи изолированным от внешних влияний, формировалось само по себе, с опорой на свой, собственный опыт.

Марксизм определяет всё это предельно просто:

«Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

Из предисловия к «К критике политической экономии» (1859) Карла Маркса (1818—1883)

В Европе всё было ровно наоборот.

Огромные массы самых разных людей, скученные на ограниченной территории внутри небольших по размерам государств и несравненно лучшие, более комфортные природные условия способствовали одновременно и более быстрому прогрессу благодаря лёгкому взаимообмену идеями, и вынужденному развитию индивидуализма, как средству "застолбить за собой свой кусок пространства" в условиях перенаселения, постоянных религиозно-политических и военных конфликтов, выжить в непрерывной конкуренции за место под солнцем.

Были и другие причины. Но факт остаётся фактом: принципиально иные условия сформировали принципиально иной склад ума - индивидуалистический.

Резюмируем всё, сказанное выше.

Для того, чтобы выжить и сложиться в нацию, нам объективно пришлось стать коллективистами.

Для того, чтобы выжить и сложиться, как нация, европейцам объективно пришлось стать индивидуалистами.

Выше мы говорили, что общественный и, как следствие, технический, промышленный прогресс в Европе шёл быстрее чем у нас в силу абсолютно объективных причин:

более высокой концентрации умов на единицу площади, более лёгкому обмену идеями и благодаря более благоприятным природно-климатическим условиям, чем в России.

Этот же прогресс неизбежно, ДИАЛЕКТИЧЕСКИ порождал и более высокую конфликтность в обществе, ускорял обострение общественных противоречий.

Поэтому, опять же в полном соответствии с законами диалетики, в Европе сложился капитализм, как система общественно-экономических отношений, основанная на индивидуализме. И закономерно вызвал очередную волну социального обострения, на новом, более высоком по уровню развития историческом витке, ещё более стимулируия индивидуализм, как единственно возможное мироощущение в текущей обстановке.

Поэтому вопросы социальной справедливости в Европе возникли и сложились раньше, чем у нас.

Именно благодаря этому не у нас, а в Европе начались первые революционные процессы, не у нас, а в Европе появились первые философские и экономические труды, посвящённые разрешению накопившихся проблем.

И потому появление Марксизма в стремительно развивающейся Европе было исторически предопределено. Он был последним и наиболее убедительным ответом на общественно-экономические противоречия того времени, суммируя в себе все предыдущие попытки осмысления и переосмысления действительности.

Марсизм НЕ БЫЛ учением, созданным специально для России, как любят повторять периодически клинические дегенераты из числа наших доморощенных "хвилософов", не освоивших в жизни не только Маркса, но даже курса школьной истории и обществоведения за 9 - 10 класс.

Марксизм - порождение ЕВРОПЕЙСКОЙ мысли и изначально являлся ответом на именно европейские проблемы.

Однако, гениальность Марксизма состояла в том, что он, будучи европейской мыслью, оказался Учением универсальным, всеобъемлющим и безошибочным в любых условиях и в российских - прежде всего.

Об этом - во второй части.

революционная, общероссийская политическая газета, направленная на идейное и организационное сплочение коммунистов и восстановление СССР

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Еще статьи от автора Ехидный Douglas
    Ехидный Douglas Сегодня 09:39

    Про то, как они попадут в ад, а мы в рай.

    Если вы хотите посмеяться весело и поплакать от души - просто напечатайте два слова: Обещания Путина.И введите их в ГУГЛ.Вы увидите там и тексты, и изобразительные материалы, и видеосюжеты, которые вас развлекут надолго и покрепче любого анекдота.У каждого есть свои любимые обещания президента.Кто-то помнит, как ему обещали не трогать пенсии, кто-то помнит, как ему об...
    -->
    2699
    Ехидный Douglas Вчера 08:53

    Керчь. Почему? Вот почему!

    На самом деле, никакой особой тайны в том, что случилось в Керчи, нет. Не надо искать здесь происки нечистой силы, тайные заговоры, хохлов, коварный Запад, Хабад, ад и Израиль.Всё очень просто. И жутко. Но жутко не массовое убийство, а нечто другое.Геополитическим мальчикам это текст будет непонятен, как китайский язык. А людям взрослым он будет понятен. Правда, тоже...
    -->
    10459
    Ехидный Douglas 15 октября 02:41

    К Дмитрию Пескову. О Блокаде Ленинграда и не только. Постскриптум.

    Господину Д.С. Пескову.Дмитрий Сергеевич,В качестве пресс-секретаря Президента Российской Федерации вы не можете не знать о наиболее резонансных темах, обсуждаемых российским обществом в медийном пространстве.Одной из последних таких тем, вызвавшей искреннее возмущение множества граждан нашей страны, стал план режиссёра Алексея Красовского по съёмкам фильма "Праздни...
    -->
    4546
    ПРОМО
    piterbooks Сегодня 15:53

    Громче, чем тишина. Первая в Росcии книга о семейном киднеппинге

    Эта история — смесь судебного произвола, слепых пятен в законе, клеветнических инсценировок, и несправедливых обвинений. Конфликт, вышедший за пределы одной семьи, связавший судьбы сотен людей по всей стране, и даже за ее пределами.Автор книги – Веста Спиваковская – журналистка, колумнистка, теле- и радиоведущая – столкнулась с проблемой, которая стала настоящим стихи...
    -->
    616
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика