Конфликт Армении и Азербайджана

Об Александре Горбунове. Эпилог.

187 2025

В комментариях к предыдущей статье, где я ещё раз рассказал о моей замечательной школьной учительнице, один мой читатель по имени yuri54 написал следующее:

Теперь я понимаю, откуда пошло у вас такое обострённое чувство справедливости,и непоколебимые марксистские взгляды. Наверное не сразу, но основы были заложены тогда.

У меня не было таких учителей, и мне нужно было прожить добрую половину жизни, чтобы начать понимать в чем есть справедливость, и то не уверен, верно ли понимаю.

Это исключительно глубокие слова. К ним нечего прибавить! Потому что, если в юные годы такие люди, как Евгения Николаевна, формируют ваш кругозор и воспитывают вашу мораль то вы неминуемо придёте и к справедливости, и к Марксизму, если только вы не испорчены от рождения.

А если вам не так повезло, как автору этих строк, и вам пришлось самому, как моему читателю, в трудных душевных поисках искать истину, то вы всё равно придёте к тому же. Позже. Но придёте.

А придя к этой истине, поймёте, что осознанное следование в жизни Марксистским установкам означает такие проявления морали, о которых нигде, ни у Маркса, ни у Ленина, не сказано напрямую. Но без которых не было бы ни одного, ни другого.

Фраза, ставшая главной в том рассказе, это мысль о том, что Марксизм - это и есть справедливость. В самом широком, самом общем смысле.

Это очень тонкая грань - проводить черту между справедливостью и гуманностью.

Справедливость не всегда гуманна. А гуманность не всегда справедлива.

Но ГУМАНИЗМ справедлив всегда! И Маркс с Энгельсом, приступая к своим работам, руководились не сухим научным интересом, не желанием прославиться или заработать денег, не стремлением обличать, ниспровергать и казнить.

Они были Гуманистами! И только из нерассуждающего человеколюбия пришли к выводам, о которых сегодня знают все.

В «Экономическо-философских рукописях» 1844 года Маркс прямо называет коммунизм - гуманизмом.

А в "Манифесте Коммунистической партии" он пишет:

На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

Нужно ли особое глубокомыслие, чтобы понять, что вместе с условиями жизни людей, с их общественными отношениями, с их общественным бытием изменяются также и их представления, взгляды и понятия, - одним словом, их сознание?"

Вот на этой мысли основоположников Учения, выделенной жирным шрифтом, мы здесь и остановимся надолго.

Эти слова, сказанные 150 лет назад, как и всё в Марксизме, пророчески верны!

О том, в какой унылой заднице пребывает сегодня российское искусство и литература, уже говорят даже преданные барбосы режима. Чего стоит истерически ( и исторически!) безмозглое "открытое письмо" г-на Роджерса на имя министра культуры!

30 лет спустя после краха СССР люди продолжают читать советские книги, смотреть советские фильмы и записи советских спектаклей. Почему? Только лишь потому, что они были гораздо более профессионально сделанными?

Вовсе нет! Современная компьютерная графика, новые технические возможности телевидения и кино дают неслыханные прежде возможности для творчества.

Но ничего не выходит! Вместо искусства получается жалкая коммерческая пародия на него.

Причина - в нравственном наполнении Советского искусства. Проще говоря - в доброте! Любой Советский фильм, каких бы суровых тем он ни касался, оставался изначально добрым, гуманистичным в самом истинном значении слова.

А Советские мультфильмы стали мировой классикой на все времена, образцом высокой доброты и гуманизма.

Но почему в стране, чьей государственной идеологией было "кровавое, суровое и бесчеловечное" Учение, где царила диктатура и "произвол карающих органов и цензуры", снимали "Иронию судьбы", "Служебный роман", "Освобождение", "Укрощение огня", "Ну, погоди!", "Ёжик в тумане" и мультики про Карлсона, Бременских музыкантов и Винни-Пуха, от которых не оторваться и сегодня?

И почему в стране, "свободной и процветающей", какой величают Россию её платные апологеты, нечего смотреть, кроме чудовищной пошлятины, глупостей, мракобесия и одуряющей лживой пропаганды?

Кто в этом виноват?

Министр культуры не досмотрела?

Таланты повывелись?

Или дело в чём-то совсем другом?

Дело в том, что сказал Маркс:

"Общественное бытие определяет общественное сознание".

Новая жизнь и новые условия диктуют новые взгляды и новые вкусы.

Доброта и её исходное понятие - ДОБРО - суть созидание. Стремление к добру и созиданию тождественно по изначальному импульсу и лежит в подкорке любого человека.

И если человек в современной России изо всех сил тянется к Советскому прошлому в виде фильмов, книг, документальных передач или даже обычных политических лозунгов, то это означает, что он тянется к добру в прошлом, поскольку лишён его в настоящем. Здесь всё просто.

Сложно здесь то, что на инстинктивном уровне "Советское Добро", ставшее практическим воплощением Марксовых принципов и предсказаний, понимают сегодня все или почти все.

А на философском, мировоззренческом - почти никто.

Пытаясь как можно нагляднее проиллюстрировать свою мысль об отношении к несчастному Александру Горбунову, я перебирал в памяти десятки исторических примеров большевистского, т.е., Марксистского гуманизма:

Освобожение арестованных членов Временного правительства, мальчишек-юнкеров после подавления Московского мятежа, даже таких заклятых врагов Советской Власти, как Краснов и Шкуро.

Суд, а не бессудную расправу над палачом и садистом Колчаком, который сам никогда не утруждал себя судебными комедиями в отношении пленных красноармейцев.

И даже высылку из страны Троцкого в 1929 году, хотя неугомонный Лев Давидович уже тогда заслуживал сурового суда и примерного наказания.

Но в итоге решил остановиться на другом примере.

Мы говорили о фильмах Советской поры. И о том, что они были наполнены великим гуманизмом. И о том, что этот гуманизм, как естественное качество нового сознания, был имманентно присущ любому Советскому произведению искусства.

Один из самых сильных и пронзительных фильмов, когда-либо снятых о войне - картина Элема Климова "Иди и Смотри".

Этот фильм - трижды Советский.

Во-первых, он о Советских людях. Во-вторых, он снят в Советском Союзе.

А в-третьих, он снят Советскими потомками о своих Советских предках, героях войны. Между событиями в картине и временем её выпуска - более 40 лет.

За эти годы изменилась жизнь, страна победила врага и достигла вершины своего могущества.

Но люди остались прежними. И создатель фильма Элем Климов - всё тот же белорусский мальчик Флёра, точно такой же Советский человек, как и его герои в кино.

И устами и глазами Советского деревенского паренька Флёры в исполнении  Алексея Кравченко с нами говорит сам Советский кинорежиссёр Элем Климов, сталинградский мальчишка, встретивший войну в 8-летнем возрасте и проживший её наяву. Это его мысли, его чувства, его любовь и ненависть.

Ни Флёре, ни Элему Климову не нужно рассказывать о войне. Они её знают лучше других. Они её видели своими глазами.

И Флёре, поседевшему от горя пацану, воочию увидевшему чудовищную суть нацизма, не стоит объяснять, что такое адольф гитлер.

Как и самому Климову.

БОльшего зла на Земле, чем, эта историческя фигура, для них не существует. И нет такой лютой казни, которой они не смогли бы подвергнуть гитлера, случись ему попасть им в руки.

Однако, помимо огромной художественной и исторической силы, которую несёт в себе этот фильм, в нём есть колоссальной важности философская, мировоззренческая составляющая. Ещё более важная, чем история и эстетика.

Фильм - о беспримерном в истории зле. О фашизме. И о горе, которое он принёс людям. Таком горе, которого они не могли и вообразить!

Казалось бы, нет больше морали! Нет никаких сдерживающих факторов! Давить эту мерзость всеми доступными путями! Не останавливаясь ни перед чем!

Немцы поставили себя вне человеческих законов, поэтому нет никаких законов по отношению к ним! Всем! Без разбору! По одиночке и скопом!

Никакой жалости и никакой пощады!

И фильм заканчивается тем, что Флёра находит на дороге портрет гитлера. И стреляет в него! Раз, другой, третий!

И крутится назад плёнка. И встают на место разбомбленные дома, и поднимаются с тротуара убитые мирные жители, и самолёты летят вспять, и Флёра стреляет в портрет!

И снова крутится назад плёнка, и назад маршируют нарядные эсэсовцы, и молодой гитлер, ещё не ставший трясущейся от страха полупарализованной мразью, орёт с трибуны и машет руками в обратном порядке. И вспять едут танки. И снова стреляет Флёра.

А кадры бегут всё быстрее и быстрее. И это уже не Германия и не рейх. И не война. А просто женщина с маленьким ребёнком на руках.

Спокойная, мирная, обычная.

И не будущее исчадие ада, а обычный младенец мирно сидит у неё на коленях:

И в жуткую гримасу превращается лицо Флёры, поднимаясь в этот момент до шекспировских, эпических высот страдания:

Но выстрелить он не может!

Это не ребёнок, Флёра! Это даже не человек! Это дикий зверь! Пройдёт немного времени, и от его рук погибнут миллионы! Включая твоих близких!

Убей его, пока не поздно! Спаси мир!

Но Флёра не выстрелит, как ни будет стараться. Он не сможет! Что-то ещё более сильное, чем ненависть к вплощённому злу, остановит его руку.

Этой сцены в таком ракурсе и в таком философском масштабе вы никогда не увидите ни в одном Западном фильме.

Не потому что они плохие!

А потому что они ДРУГИЕ!

У них не было Октябрьской Революции.

Пока не было.

А Флёра утрёт слёзы и побежит следом за своими товарищами по партизанскому отряду. Он продолжит свою войну. И будет беспощадным. Ко всем врагам.

А в редкие минуты отдыха будет снова и снова спрашивать себя, почему он не выстрелил. И не поймёт. Хотя никогда об этом не пожалеет.

И если в этот момент кто-то вдруг скажет ему, что он, Флёра, настоящий, самый истинный большевик и Марксист, он посмотрит на него с удивлением, шмыгнет носом и спросит:

- А кто это?

И кинорежиссёр Климов, наверное, хлопнет его по плечу и дружески скажет:

- Это хорошее слово, Флёра. Потом поймёшь! После Победы!

Вот меня самого зовут Элем - Энгельс, Ленин, Маркс.

И я вполне этим доволен.



Не выстрелив ни разу, С400 сделал видимыми "невидимки" и "порвал" НАТО.

Зенитно-ракетный комплекс С-400: дьявольская ракета, дьявольские козни или оружие, потихоньку меняющее мир? В интернете появилось видео, которое многих шокировало. Причём касается оно не...

Пора начинать рисовать карты раздела Америки

Я внимательно смотрю на эти ваши телевизионные ток-шоу, посвящённые политике. Какого гостя-эксперта не возьми, в кого ни плюнь – попадёшь в профессора, завкафедрой, главу института (иногда инс...

"На самом деле вы покупаете себе билет в ад": Иностранцы рассказали о курьёзах с изучением русского.

Иностранцы рассказали о курьёзных ситуациях, которые произошли с ними при изучении русского. Примеры показательны, ведь язык, на котором говорят в России, - один из самых сложных в мире...

Обсудить
    • zar
    • 22 сентября 22:52
    Никогда не смотрел этот фильм. И не буду (теперь уже). Раньше берёг нервы. Теперь сердце - может не выдержать...
  • Посмотрел с вашей подачи "Сталингулаг" и очень мне это не понравилось. Вот уж где гуманизма нет. Озлобленный больной человек... Да и тематика странная, словосочетание в названии абсурдное. Видимо, те кто его курирует далеки от справедливости, гуманизма, да посто доброты...
  • Это один из самых тяжелых в моей жизни фильмов. Если не самый тяжелый. Мы ходили всем классом, больше я его не смотрел, нет сил опять это пережить даже на экране. Это тебе не боевички и несчастные фильмы ужасов, это настоящий ужас.. Хотя видел в жизни много всякого. Кстати, про это всякое тоже вспоминать не хочется. Но, это было в жизни, а тут фильм поднялся до всамоделишных ощущений. А касаемо Горбунова, то пусть живет, он больной человек, чего с ним воевать.
  • Тот пост, когда понимаешь, что попытка сказать что-то умное, вставить какую-то цитату и т.п. - будет пошло банальной. Просто отмечу этот факт и поставлю плюс.Жаль, нельзя поставить жирный плюс
  • Вместо комментария: https://www.youtube.com/watch?v=R0KpJ-58lnM