• РЕГИСТРАЦИЯ

Торговая кабала

0 1718

Представляя к публикации малоизвестную статью Николая Семёновича Лескова (1831 – 1895) «Торговая кабала» (1861), издававшуюся всего один раз со времени её первой публикации, выражаю уверенность, что это произведение не только не утратило своей злободневности, но – наоборот – звучит более чем современно.

В заглавии лесковской статьи – универсальное название сегодняшних социально-экономических отношений, официально и открыто поименованных «рыночными». Метастазы этого торжища гипертрофированно разрослись и поразили насквозь государство и право, политику и экономику, науку, культуру и искусство, образование и здравоохранение – все без исключения сферы жизни, в том числе духовно-нравственную.

Торгашество и продажность стали «нормой», устойчивым атрибутом, основной приметой нашего «банковского» (по лесковскому слову) периода. Пресловутый всепроникающий «рынок» гротескно персонифицировался, превратился в некий идол, адское чудовище. Оно заглатывает и пожирает людей, перемалывает в своей ненасытной утробе всё здоровое и живое, а затем извергает вон и снова питается отработанными продуктами своей жизнедеятельности в этом нескончаемом круговороте «торгового дерьма в природе».

Торговые центры, рынки, магазины, развлекательные заведения – с их непременным «мочемордием» (выразительный словообраз, употреблённый Лесковым), множатся безостановочно. Быть «хозяином»: магазина ли, а лучше – нескольких, развлекательно-питейного ли заведения или хотя бы захудалой лавчонки, но только чтобы наживаться и помыкать другими, – норма жизни, современная идея-фикс. Человек, наделённый Господом высшим даром свободной духовности, рассматривается в торгово-рыночных отношениях как «кабальный холоп хозяина, лакей и помыкушка».

Между тем отношение к «торгашам» в русском народе исконно было негативным. Остатки такого народного отрицания духа торгашества редко, но пока ещё можно отыскать в русской деревне, в самой глубинке, где доживают свой век немногие старики. В одной такой деревушке, запрятанной вдалеке от дорог среди лесных заповедников, в настоящем «медвежьем углу» Вера Прохоровна Козичева – простая русская крестьянка, вдова лесника, в юности – связная партизанского отряда – категорически не захотела взять с меня денег за молоко. В ответ на мои резоны, что я уже покупала домашнее молоко у продавщицы деревенского магазина, бабушка Вера решительно ответила: «Я не торгашка! Ты меня с ней не равняй!»

Разбогатевшие в «сфере плутней и обмана» купцы-«пупцы» – «прибыльщики и компанейщики» (как именовал их Лесков) – на «ярмарке тщеславия» становятся «самыми мелочными и ненасытными честолюбцами», лезут во власть и в знать: «купец постоянно в знать лезет, он ’’мошной вперёд прёт’’».

Это «образец», к которому учат стремиться с младых лет и в нынешней школе, откуда сейчас изгоняется отечественная литература – столько ненависти у власть предержащих к честному одухотворённому слову русских писателей.

Возвышая голос в защиту детей от торгашеской заразы, Лесков в своей статье отмечал «ничем не оправдываемое жестокосердие иных хозяев в отношении к мальчикам и крайнее пренебрежение к их нуждам и цели, с которою они отданы в лавку родителями или вообще лицами, распоряжающимися младенческими годами детей, торчащих перед лавками и магазинами с целию закликания покупателей». Сегодня мы сплошь и рядом также встречаем их – зачастую продрогших и озябших – «торчащих перед лавками и магазинами с целию закликания покупателей», раздающих рекламные листовки и проспекты, шныряющих по подъездам, электричкам, организациям – в надежде продать какой-нибудь мелочной товар.

С тревогой и возмущением писал Лесков об антихристианских отношениях деспотического подавления со стороны одних и рабской закабалённости других. Тяжёлая экономическая и личная зависимость угнетённого человека, его подневольное положение оборачиваются рабством духовным, неизбежно ведут к невежеству, духовной и умственной неразвитости, развращённости, цинизму, деградации личности. В результате «крепостного развращения», отмечал писатель в другой статье – «Русские общественные заметки» (1870), люди становятся жертвами «непроглядной умственной и нравственной темноты, где они бродят ощупью, с остатками добра, без всякой твёрдой заправы, без характера, без умения и даже без желания бороться с собой и с обстоятельствами».

Лесков выступил обличителем «тёмного царства», изображая вечный конфликт добра и зла, воплощённый в современном мире буржуазно-юридических установлений. В пьесе «Расточитель» (1867) показан 60-летний торговец Фирс Князев – «вор, убийца, развратитель», который пользуется своим положением «первого человека в городе» и продажностью суда. Его антипод – добрый и деликатный Иван Молчанов – предстаёт в роли мученика, жертвы деспотического произвола. Молодой человек, обращаясь к «хозяевам жизни» – своим истязателям, обличает беззаконие: «Вы расточители!.. Вы расточили и свою совесть, и у людей расточили всякую веру в правду, и вот за это расточительство вас все свои и все чужие люди честные – потомство, Бог, история осудят».

«Торговая кабала» была написана чуть ли не накануне отмены крепостного права – Манифеста 19 февраля 1861 года. В нынешней реальности в юриспруденцию впору вводить эту якобы «хорошо забытую» новую отрасль права – крепостное право – наряду с гражданским, семейным, административным и прочим «правом». «Сохранившийся остаток кабального холопства древнекабальных времён» в модернизированном виде давно и прочно внедрён в нашу жизнь.

Сограждане и сами не заметили, как стали крепостными холопами, влачащими «жизнь взаймы»: не можешь заплатить долги – не смей двинуться с места. Многие очутились в бессрочной долговой яме, были запутаны в тенета сетевого маркетинга, кредитов, ипотек, ЖКХ, ТСЖ и прочего – несть им числа. «Ипотека на полвека» – один из таких популярных «банковских продуктов» кабального свойства – выдаётся с лукавым видом неимоверного благодеяния. Ограбляемый «должник», вынуждаемый ради крыши над головой покорно влезать в искусно расставленную долгосрочную западню, порой и сам не заметит, как эта «крыша» обернётся для него гробовой крышкой.

Новейший пик торговой кабалы, её ужасающая кульминация апокалипсического свойства «венец творения», созданный по образу и подобию Божию, должен стать маркированным товаром, уподобиться бездушному предмету или бессловесному заклеймённому скоту – принять клеймо, метку, начертание на лоб или руку: «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их» (Откровение. 13: 16). Иначе – устрашение буквально по Апокалипсису: «никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откровение. 13: 16 – 17). А без этого, уверяют нас сегодня, якобы остановится нормальная жизнь – будете исторгнутыми из всеобщего торгового оборота гонимыми изгоями.

Господь же – напротив – торговцев изгонял из храма, уподоблял их разбойникам: «И вошед в храм, начал выгонять продающих и покупающих, говоря им: написано: "дом Мой есть дом молитвы”; а вы сделали его вертепом разбойников» (Лк. 19: 45 – 46).

Лесков как в воду глядел, когда утверждал: «Не знаем мы, когда прорвётся этот отвратительный круговорот опошления русского торгового люда, а думаем, что не скоро».


Н.С. Лесков. Торговая кабала


Мальчик был он безответный:

Всё молчал, молчал;

Всё учил его хозяин —

Да и доканал…

А. Комаров [ii]

Грустное и тяжёлое чувство налегает на сердце по прочтении заметки, помещённой в одном из московских периодических изданий [iii], об угнетённом положении московских гостинодворских мальчиков и приказчиков. Это живо сохранившийся остаток кабального холопства древнекабальных времён нашего Отечества [iv]. Варварское обхождение хозяев-гостинодворцев с приказчиками и особенно с мальчиками, отдаваемыми им в кабалу, под видом приучения торговому делу, мы думаем, ни для кого не новость; но странно, что оно до сих пор как-то ускользало от внимания прессы и тех лиц, которые нашли нужным учреждение контроля над содержанием учеников фабрикантами и ремесленниками.

Мы, по несчастию, никогда не смели сомневаться в полной необходимости распространения такого контроля и на мальчиков, отданных купечеству для приучения торговому делу, но до сих пор мы не решались высказать об этом нашего мнения только потому, что боялись погрешить, считая известные нам факты жестокого обращения торговцев с мальчиками, отданными им на выучку, общим мерилом отношений хозяев к вверяемым им детям. Теперь "Московский курьер” в 27 и 28 №№ этого года сообщает о быте московских гостинодворских мальчиков такие вещи, что, как мы сказали, сердце сжимается от ужаса и страха за эти несчастные создания, выводимые в люди путём холода, голода, бесприютности и затрещин.

Коротко знакомые со взглядом русского купечества на людей, служащих его торговым делам, мы, к несчастию, лишены всякой возможности заподозрить заметку "Московского курьера” хотя в малейшем пристрастии преувеличения фактов. Напротив, мы вправе думать, что, в частности, существуют факты более грустные и возмутительные, чем те, которые взяты на выдержку автором заметки; но так или иначе, довольно того, что не нам одним известно ничем не оправдываемое жестокосердие иных хозяев в отношении к мальчикам и крайнее пренебрежение к их нуждам и цели, с которою они отданы в лавку родителями или вообще лицами, распоряжающимися младенческими годами детей, торчащих перед лавками и магазинами с целию закликания покупателей.

В этой школе ребёнок не учится ничему полезному. Торговые соображения по выбытии им пяти лет у хозяина так же чужды его понятий, как неведомы ему понятия о чести, о долге, о нравственности. Развитие для него невозможно. Он кабальный холоп хозяина, лакей и помыкушка приказчика и "молодца”. Им всякий орудует в свой черёд, всякий требует от него услуг и слепого повиновения на свой лад. Мальчик ни у кого не может, то есть не смеет, спросить объяснения ни одному жизненному явлению, на котором останавливается его детское внимание; он не имеет никогда в руках ни одной книги, доступной его детскому пониманию и способной хоть мало-мальски осветить его разум объяснением самых простых явлений в жизни природы и человека.

Коснение – это неизбежный удел, и разве только одна гениальность может выбиться из этой среды, не одурев в кругу исполнения тех обязанностей, в которых пять или шесть лет остаётся торговый мальчик, пока наконец получит первый чин торговой иерархии, то есть сделается "молодцом”. И во всё время службы до этого первого чина чего не переносит несчастный ребёнок! Бьёт его хозяин, но это, впрочем, ещё не велика беда, хозяин занят делом, так ему некогда бывает драться, разве иногда так "взвошит” [v] с сердцов или под пьяную руку, а то "взвошивает” его приказчик, взвошивают подручные, один и другой, взвошивает и молодец, и все эти колотушки достаются как-то зверски, не в привилегированное место человеческого тела, а по голове да под "вздыхало”.

Спит мальчик кое-как, часто на полу, и то мало, потому что ложится позднее всех приказчиков и молодцов, а встаёт раньше их; вставши, он должен перечистить им платье, обувь, приготовить самовар, сбегать за булками, а иногда ещё за чем-нибудь для приказчика так, чтобы хозяин не сведал об этой закупке, и всё это живо, скоро, иначе "взвошат” так, что небо покажется с овчинку. В течение целого дня мальчик не смеет садиться (это обычай, освящённый временем и вошедший в силу закона); для отдыха от утомительного стояния, превосходящего трудность афонского бдения, мальчик посылается с одного конца города на другой "долги править” или разносить проданный товар, с секретною обязанностию занести иногда стянутый приказчиком из хозяйской лавки гостинец "матреске” [vi].

Но да не подумает читатель, что поверенничество мальчика в сердечных делах приказчика смягчает сколько-нибудь их взаимные отношения… Ничуть не бывало, это так уж устроено, что приказчик, употребляя его в качестве фактора [vii] по "матресской” части, не допускает и мысли, что мальчик может его выдать, – и мальчик действительно никогда не выдаст. Он знает, что, отомсти он приказчику или молодцу за побои, которые они ему наносят "пур селапетан” [viii], им ничего не будет, кроме потревожения памяти их покойной родительницы напоминанием о некоторой интимности с нею, а мальчика взвошит хозяин, "зачем-де шельмец ходил”, а потом уже пойдут взвошивать и тот, на кого сделан донос, и те, на кого таковые впредь учинены быть могут. А защита где? Нигде. Отец или опекун ещё порадуются, что вот, мол, парня уму-разуму учат, да ещё сами, пожалуй, набавят, не жалуйся, дескать, знай, что за одного битого двух небитых дают.

Такова-то вот жизнь, таково-то положение торгового мальчика у иного купца, доводящего его пятилетним взвошиванием до людей, то есть до способности обезмыслиться, обезличиться и завернуться в узкую рамку аршинной жизни прасольства [ix] или лабазничества [x]. И тянется эта страдальческая жизнь мальчика, пока наступит радостный день вступления его в сан "молодца”, и прежнее начальство уговорит его закинуть первых щенят, то есть пропить с компаниею первое жалованье, "во оставление сухомордия и в мочимордство вечное”[xi].

Со вступлением в сферу плутней и обмана, составляющих специальность молодца и приказчика, начинается новая, светлая полоса жизни мальчика. Изучая надувательное искусство и прикладывая его на практике к хозяину, он наконец выходит в люди, заводит лавочку, делается хозяином, устроивает порядок в своей молодцовской, по образцу того закона, в котором сам вырос, и "взвошивает” тех, кого вверит ему родительское благоразумие для вывода в свою очередь в люди.

Не знаем мы, когда прорвётся этот отвратительный круговорот опошления русского торгового люда, а думаем, что не скоро. Наверное можно сказать, что та генерация, которую теперь ещё "взвошивают”, ничего не даст хорошего, а она ещё молода, её век длинен, и кора её умственного застоя так крепка, что её не проймет никакая пропаганда. Дух религии и слова Христовы – чужды её понятиям. Люди эти ходят в храмы, но выносят оттуда воспоминание не о слове мира и любви, а об октавистых голосах, в подражание которым ревут дома долголетия и анафематства. От них нечего ждать, а между тем в силу обычного течения дел они выйдут в люди, то есть откроют лавки и в свою очередь замордуют ещё одно поколение.

Этому нужно положить конец бы, особенно теперь, при эмансипации крестьян, следовало бы русскому обществу подумать об улучшении положения торгового малолетнего люда.

ПРИМЕЧАНИЯ

Статья с подписью «Н. Лесков» впервые была опубликована: Указатель экономический, политический и промышленный (Санкт-Петербург, 1857 – 1861; издатель и редактор – И.В. Вернадский). – 1861. – № 221. – 12 – 14 февраля.

[ii] Эпиграф взят из стихотворения А.М. Комарова «Выученик», в котором описана смерть ученика портного от побоев хозяина.

[iii] Н.С. Лесков имеет в виду послужившие поводом к написанию его статьи «Московские заметки» в газете «Московский курьер» от 3 – 4 февраля 1861 года.

[iv] Здесь и далее полужирным шрифтом выделено мной; курсивом выделено у Лескова.

[v] «Взвóшивать» – таскать за волосы.

[vi] «Матреска» – от искажённого французского слова «maitresse» – любовница.

[vii] Фактор – здесь в значении: посредник; доверенное лицо, выполняющее поручение.

[viii] "пур селапетан” – в значении: «для того чтобы пошевеливался, поторапливался» – от искажённого французского выражения с глаголом «sepatiner» – пошевеливаться, поторапливаться.

[ix] Прасольство – вид торговой деятельности; от слова «прасол» – оптовый скупщик мяса и рыбы для мелкорозничной торговли.

[x] Лабазничество – вид торговой деятельности; от слова «лабаз» – торговая лавка, мучной и крупяной склад; «лабазник» – торговец зерном, крупой, мукой.

[xi] «Сухомордие» («сухорылие») – трезвенность; «мочимордство» («мочемордие») – пьянство.


Алла Анатольевна Новикова-Строганова,

доктор филологических наук, профессор

город Орёл 

Бывший ополченец Донбасса

    Россия накрыла США [полностью покрыла их территорию] системой "Купол", действующей против американских ракет

    Россия полностью покрыла территорию Соединенных Штатов новейшей системой "Купол". Теперь Минобороны РФ получает полную информацию (обнаруживает и фиксирует) а также почти полный контроль за всеми раке...

    Макаревич перебирается в Израиль – больше не будет провокационных заявлений

    Макаревич подался в иудаизм и уезжает в Израиль. А что делать, если молодая жена оттуда, не хочет жить в России, и настаивает, что и он тоже должен жить там. А ведь я совсем недавно задавался вопросом...

    Если наступит ЗАВТРА.

    Так уж получилось, что постоянно просматриваю новости на Рамблере. Ну как то не пришлись по душе мне инфоплощадки других поисковиков. В последний год правда, после того как Сбербанк прикупил немного Р...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      ИЗ АРХИВА НОВЫХ ДРЕВНИХ АКТОВ

      Мне позвонили из Архива новых древних актов - попросили консультацию: сотрудники раскопали архивированный в незапамятные времена диск с записью предсказаний некоего Младца Ньюваськовского касаемо исторических событий 21 века. Определить аутентичность записи я не смог, но содержанием (с любезного разрешения редколлегии архива) спешу поделиться с читателя...
      104

      Это ж цирк!

      Конечно, никаких вопросов по поводу "голосования" не было и до начала этого мероприятия. Но то, как оно оказалось организовано, вызвало оторопь. Полное впечатление, что ЦИК банально "откатил" процентов 95 от выделенных на процесс средств, а на оставшиеся 5 процентов организовал праздник демократии - ну, как получилось, так и организовал.Лучше, чем орган...
      847

      Путин и цифровой концлагерь

      Надежды патриотов, что президент Путин не прогнется под требования глобалистов и их агентуры в правительстве РФ и наложит вето на антиконституционный антинародный закон о превращении России в электронный концлагерь (полное название - «О едином федеральном информационном регистре содержащем сведения о населении РФ») хотя бы ради того, чтобы сохранить лиц...
      101

      Кризис идеи рассеянской илитки

      На самом деле самое важное, что сейчас происходит в Америке, - происходит для России.Стояние на коленях уничтожает тот Клуб Господ в который десятилетиями рвалась наша элита, ради этого распродавая, гробя, насилуя нашу страну и народ.Тот идеал, ради которого они выжигали всё и вся был вполне осязаем "деньги, дом в Чикаго, много женщин и машин", и допуще...
      116

      Горькие вести с Донбасса

      Про Донбасс уже давно ничего не слышно по телевизору. Молчит пропаганда, да и обывателю уже очень давно все равно, что там происходит.Если даже и осмелишься с кем то заговорить о беде русских людей, которая продолжается уже седьмой год, то у большинства видишь такую штору в глазах - читаешь незримое - "Мол, как вы уже задолбали со своим Донбассом, не ви...
      152

      У русских есть странный обычай – если ты был на войне, то, считается, что тебе нельзя об этом рассказывать

      Ну, типа, если ты настоящий воин, то ты суровый и будешь молчать. Обычно, приводится пример своего деда, который прошел все битвы, но за войну не рассказывал. Или пример, какого-то «знакомого знакомого», который прошел Афган, но ничего не рассказывал…Может, конечно, рассказывать там нехер, на самом деле… Может и другой вариант – какая-нибудь сильная кон...
      1927

      Специалисты иной войны: на шестилетие гибели группы «Искра»

      Реагируя на выход Стрелкова из Донбасса, Сергей Доренко в своём «Нам нужен Киев, а не Луганск» советовал поставить куратором кого-то с опытом Чечни, желательно чеченца. Одна Русская трагедия отозвалась во время иной. Вообще, Донбасс в некотором отношении наследовал опыт двух Чеченских, вплоть до биографий участников. Добровольцы с опытом Чеченских кампа...
      266

      Самоизоляция 1020

      - Уважаемый, давай откроем ворота?- Пахом, мы уже вчера это обсуждали. Ворота открывать нельзя, снаружи печенеги.- Но мне репу полоть пора.- Печенеги, Пахом.- Слушай, мы тут сидим уже целую неделю.- Да, Пахом, это называется "осада", она так работает- Вообще, за последние дни печенеги никого не убили...- Это потому что мы за стенами.- Точно? Может, опас...
      117

      И снова об интервью Стрелкова

      Судя потому какую реакцию мы наблюдаем, можно сделать некоторые выводы.Ну-с, начнем-с разбор.Это было внезапно.Стрелкова уже давно как бы списали. И внезапно это было в первую очередь для тех, кто все эти годы был причастен к кампании по очернению Стрелкова как личности, и как к явлению в целом.Как я и предполагал - только конченый дурак, после этого ин...
      225

      Поклонская и пустота

      «Поклонская призывает отказаться от прогнозов о «распаде» Украины»«Поклонская заявила, что правильно говорить не "на Украине", а "в Украине"» «Поклонская рассказала Гордону про родину и спела на «мове»Список заголовков можно продолжить. И под каждой статьей – ожесточённый срач.По моему мнению, то, что происходит сегодня с Поклонской, идеально отражает с...
      1504

      Путин в пятый раз поднимет экономику России

      Уж сколько их упало в эту бездну… Четыре. Ровно столько «планов Путина» по развитию России уже провалились. Пятый, еще даже не родившийся «планчик», жалко заранее.Потому что наша Тиамат рождает чудовищ. Пожирает их останки и производит на свет новых уродцев. Причем чем дальше, тем менее жизнеспособных.Причина, в общем, очевидна. Система лишь снаружи каж...
      1495
      Дмитрий Потапов 28 апреля 10:12

      Нельзя вырывать из страницы истории

      Как заявил изданию «Подъём» глава Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ протоиерей Леонид Калинин, художники-мозаичисты отказались её сбивать, несмотря на то, что президент счёл преждевременной попытку таким образом отразить его заслуги.«Его мнение выражает его скромность, но книга истории не позволяет вырывать из неё...
      161
      Дмитрий Потапов 19 апреля 07:34

      Моё любимое пасхальное

      ...1920-е. На Пасху в Москве у Гужона — рельсопрокатный завод (с детства помню, по вечерам из окна видно: полыхает зарево — Гужон — московская Бельгия) — устроили собрание с антирелигиозными целями от какой-то «безбожной» ячейки.Собралось народу видимо-невидимо — сколько одних рабочих на заводе! — тысячи. А выступал докладчиком сам нарком А. В. Луначарс...
      228
      Дмитрий Потапов 18 апреля 17:55

      Обыкновенное предательство

      Об этом отвратительно и тяжело писать.Мне запросами не удалось его спасти.Всё более похоже не просто на равнодушие системы, а на злой умысел.Ещё одна жертва наших удивительных реалий.Выдан на расправу ополченец Евгений Щербак.Он просил не паспорт даже, хотя бы временное убежище.Выдали из Челябинской области, где держали под стражей с декабря. Подхватил ...
      305
      Дмитрий Потапов 18 апреля 17:46

      Николай Гумилёв. Воин и Поэт.

      На этой неделе мы отмечали День Рождения Великого Русского Поэта, Воина, Путешественника и Воина, Николая Степановича Гумилёва.Как и Столыпин, Гумилёв - эталонный образчик русского мужчины и джентльмена. Эдакий наш Лоуренс Аравийский, с поправкой на нормальную ориентацию и литературный талант)Господом Богом Гумилёву было отмеряна короткая, но очень насы...
      245
      Дмитрий Потапов 10 апреля 10:05

      Всё что нужно знать о медицине, тестах и статистике.

      7 Апреля 2020: Максима Шевченко госпитализировали с пневмонией после бездействия врачей.Журналист Максим Шевченко был госпитализирован с двусторонней пневмонией вскоре после того, как сдал тест на коронавирус. В эфире радиостанции «Эхо Москвы» он пожаловался на бездействие врачей и невозможность узнать результаты анализов.По словам Шевченко, у него в те...
      156
      Дмитрий Потапов 6 апреля 17:11

      Мародеры в законе

      Роспотребнадзор организовал тестирование на COVID-19Хорошая новость идущая по всем телеканалам страны, удивляет своей циничностью и продолжением. Оставшимся без работы людям, сидящим без работы и поддержки, Роспотребнадзор предлагает искать короновирус на платной основе. Вы не ослышались, выявлять у вас заболевание предлагают за деньги, нет денег, значи...
      1570
      Дмитрий Потапов 4 апреля 13:03

      А король то голый...

      «Существует некий набор архетипов советского (а в реальности еще родо-племенного) сознания, когда жизнь общины, племени и даже нации не является жизнью здесь и сейчас, а вся она всегда и каждую секунду не более, чем подготовка к какому-то катаклизму, какому-то испытанию, к очередному голодомору, чуме-тифу, вражескому вторжению, игу, т.е. к пресловутой "...
      1199
      Дмитрий Потапов 18 марта 16:41

      На шестую годовщину

      Да, в отношении Крыма у Дончан противоречивые чувства...Специально не сравнивал, но уверен, что году эдак в пятнадцатом поздравительных высказываний в годовщину присоединения было больше, чем сегодня. Сегодня я их что-то совсем не вижу. В этом смысле вовремя умер Лимонов - все переключились на него, вздохнув, что можно промолчать про Крым и не терзать д...
      225
      Дмитрий Потапов 17 марта 17:36

      КОРОНАВИРУС - СПЕКТАКЛЬ ЭЛИТ

      Паника, которая раздувается им в мире с коронавирусом, управляема и имеет глубокие корни. Он искусственно созданный и не вызывает той летальности, которая ожидалась. Но раздувается через СМИ, дополнительно усиливается в умах людей, смотрящих телевизор, через созданный коллективный страх. Закулисье пытается выйти из глобального кризиса, через искусственн...
      910
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика