После Достоевского – никак

16 2293

Не раз доводилось слышать такое: мол, после Достоевского ничего читать не могу – не та глубина, не то проникновение в человека, не та амплитуда... Правда, есть такое? У кого какие ощущения? 

Что до меня, то я, пожалуй, соглашусь. Робкое знакомство с Фёдором Михайловичем моментально переросло в знакомство жадное, ненасытное. Его книги нельзя читать – в них можно врастать, переплетаться фибрами с каждым словом, каждой «случайной» мыслью. И – да, – наряду с таким простым и понятным катарсисом, неизбежным в случае с Достоевским, его картины оставляют в нас жажду красоты и любовь к человеку. И – нет, – ни одна книга другого автора не утолила этой жажды... 

В чём тут причина? Почему его книги так реалистичны и жизненны? Почему их невозможно читать, мерно перелистывая страницы и вальяжно потягивая морковный смузи? Почему они не крепятся к голове, а мгновенно соскальзывают в сердце? Что за магия?.. Думаю, всё тут просто, и – Оккам не даст соврать – не стоит плодить сущностей, когда есть очевидный ответ. Достоевский и сам не цеплялся пером за жизнь в социуме, он устремлялся лавиной в самую сущность человека – до той глубины, где человек светится; где он не реагирует, но творит; где пульсирует в нём жизнь; где в нём виден Бог. Отсюда и неизбежный реализм, и совершенно неустранимый катарсис.

Почему же тогда бытует мнение, мол-де, Достоевский мрачен, тяжёл и угрюм? Почему мы даже знаем слово такое тёмное – Достоевщина?

Тут тоже всё очевидно. Божий свет сияет в героях Достоевского в самых сложных и трудных ситуациях – собственно, как в жизни. И так же, как в жизни, он светит ярче в самых сложных и трудных людях. Это те из нас, кто не готов предать сердце, приспосабливаясь к компромиссному социуму. Те, кому претит успешность, если за неё нужно заплатить человечностью. Те, кто не захотел устроиться поуютнее в общепринятых нормах, понимая, что выгадывает лишь место на кладбище... Это живые люди. Оттого они так близки. Оттого они вживаются в нас с кровью. Оттого на их фоне и предстаёт перед нами общество в своём неприглядном свете – угрюмом и холодном... Другое дело, чтó именно мы хотим увидеть: дерюгу сумрачных социальных условностей – или пробивающийся сквозь неё живой свет человеческой души? Всё ровно как в жизни, друзья!

;-)

Невоенный анализ-57. Десять поляков вышли погулять. 27 марта 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Зеленский перешёл границы разумного: Паника американцев теперь стала абсолютно ясна
  • ATRcons
  • Вчера 20:03
  • В топе

Теракт в концертном зале "Крокус Сити Холл" расставил по местам всех игроков на политической арене вокруг России. И это связано с реакцией стран на инцидент, унесший жизни почти 150 чело...

Пётр Толстой: нам плевать на Макрона. Убьём…

Французы в шоке, таким жёстким журналисты его ещё не видели. Впрочем, им не привыкать, в том числе и к реакции своих зрителей. Из раза в раз приглашать в эфир ведущего канала BFMTV и бр...

Обсудить
  • Спасибо, Денис. Все действительно так, Достоевского не любят, как не любят смотреть открытыми глазами на всю реальность мира. - не на маленькие приятные кусочки, а на всю. Это очень тяжело, порой нестерпимо больно, но это же реальность, а Достоевский описывал ее, как она есть, он не прятался и не закрывался ни от чего. Вот поэтому он для тех, кто прячется и кажется мрачным и тяжелым
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • :anguished: ))... на имхо Достоевский рассказывал жизнь из зоны сумрака... ни Свет ни тьма но пограничность души )... ... а так талант смог запечатлеть это но без выхода потому как сам не Видел, почему?? Такое Дар Свыше.
  • без Достоевского - никак.. даже те что - "ум, честь и совесть прошедшей эпохи" - его не забыли..
  • Прекрасно, Денис! И что поражает - все эти творения(так и хочется сказать Духа) создавались в условиях жесточайшего цейтнота. Создавались человеком, подгоняемым растущими долгами и нетерпеливыми, безжалостными(один Стеловский чего стоил!) издателями. "Игрок", например, был написан с нуля за невероятные 26 дней! А как мало ценили его современники - "Мне 250 р. не могли сразу решиться дать, а Л. Толстому 500 заплатили с готовностью! Нет, уж слишком меня низко ценят, [а] оттого что работой живу." Ну, ничего. Зато современный мир оценил его по заслугам