Поделюсь впечатлениями, друзья. Книга необычная. Книга неторопливая. Книга во многом глубокая. Первое, что сразу даёт ей фору – это как раз фора, которую дарит сам автор прочим ревнителям писательской славы. Водолазкин не пишет популярно. Он не стремится угнаться за модным фетишем современной литературы, как-то: популярная метафизика, политические коллизии, обсценные выкрики или детальные очерки на тему секса. В палитре «Лавра» этого нет. Скажу больше: там вообще нет палитры. «Лавр» – книга монохромная, звучащая в одном чётком ритме и на одной ноте. Драматизм событий здесь зашкаливает – а ритм всё равно держится стройно, и нота не дёргается ни на полтона.
Книгу называют своего рода житиём, и я не хочу спорить с таким определением. От себя же предложу ещё одно: по мне – так «Лавр» это былина, неспешно и любовно выводимая древнерусским гусляром. Вплетённые в ткань цитаты из Писания звучат вполне органично, а размышления о жизни, времени и вечности вполне передают вневременность поднимаемых вопросов. Дрвенерусская лексика – и обороты XXI века – оказывается, тоже способны звучать на одной ноте. Даже такой очевидный приём, когда Водолазкин переплетает средневековье с современными историями, не выглядит банальностью. Полагаю, что как раз нарочитая размашистость грубых стежков, которыми автор стачивает древнерусское с нынешним, и делает шов натуральным и живым.
Есть в книге и те милые жемчужины, к которым приучил нас ещё Достоевский. Я говорю и о неслучайных именах, и о датах, и об аллюзиях, вплетённых в ткань незаметно, не режущих глаз, но напротив – приятно его подзадоривающих. Например, когда к герою приходит девица, забеременевшая от порочной (и насильственной) связи, герой в это время пишет буквы палочкой на песке...
Одним словом, у меня «Лавр» оставил терпкое, густое и вместе с тем нерушимо светлое впечатление, которым и хочу поделиться. Рекомендую, друзья!
;-)
Оценили 17 человек
46 кармы