«12» Блока и «Пугачёв» Есенина. Есть что-нибудь общее у двух поэм? – А вот давайте поразмышляем.
Группа людей, с неожиданно обрушившейся на них свободой. Людей, отказавшихся от личностных ценностей в пользу... – как им кажется, в пользу ценностей групповых. Людей, которые предпочли упразднить самих себя и слиться в зловонную массу «новых строителей».
«В зубах – цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз».
и
«Месть щенками кровавыми щенится.
Кто же скажет, что это свирепствуют
Бродяги и отщепенцы?
Это буйствуют россияне!»
Но кто они? – Слившиеся в группировку бунтари. Группа бунтарей. – Непреодолимый оксюморон, как мне кажется. Бунтарь – это всегда одиночка, всегда личность со своим видением того, что следует построить и что перед этим подлежит уничтожению. Объединившись, эти люди не смогут быть едины в строительстве; роднит их только разрушительный позыв. Ну, вот они и разрушают.
В поэме «12» походя убивается Катя – просто потому, что оказалась не нужна (Екатерина – от др.-греч. Αικατερίνη – «вечно чистая»; слово «катарсис» – того же корня). Чистота надоела, жить ей дальше незачем.
В «Пугачёве» – уничтожается «несостоявшийся псевдо-Иуда» – каторжник Хлопуша, а затем и сам даритель свободы Емельян Пугачёв. Он звал бороться за свободу; другие решили, что уже обрели её.
Массы принимаются разрушать. Созидать они не могут – хотя бы потому, что не знают, чего хотят. Нельзя уйти от одних придуманных социумом костылей (искусственных смыслов, норм и законов), заменить их на другие, высосанные из новых пальцев по старым принципам – и сделать общество счастливым. Безликая масса не способна творить. Нельзя коллективно создать смыслы, которые сделают счастливым каждого. Нельзя творить коллективно. Групповыми усилиями можно сделать айфон – но смысл железка обретёт только тогда, когда кто-то один наберёт номер и выплеснет любовь на кого-то другого. Один на один. Бескорыстная трансляция любви. Всё. Другие смыслы не сработают.
Охотники на ведьм размахивают винтовками/секирами, истребляя старые иллюзии, чтобы жадно сопя и сбивая в кровь кулаки соорудить на их месте новые. Те же, кто не предаёт душу ради призрачных групповых смыслов, уничтожаются как досадные помехи. Революции похожи одна на другую – как бы ни различались они масштабами.
«Уж три ночи, три ночи, пробиваясь сквозь тьму,
Я ищу его лагерь, и спросить мне некого.
Проведите ж, проведите меня к нему,
Я хочу видеть этого человека!»
Думаю, и Блок, и Есенин не в последнюю очередь говорят об этом. А как вам чувствуется, друзья?
Оценили 27 человек
64 кармы