«Зло, выпущенное на свободу, умножит разрушения и сотворит ещё большее зло»… Утверждение выглядит очевидным, но вот эта очевидность и не нравится: веет от неё какой-то бравурной фальшью, не считаете? Мне кажется, зло в принципе не может быть свободным, и больше того: зло и свобода являют собой два противоположных экстремума одной функции — если функцией считать человеческую жизнь. Давайте разбираться.
Зло способно существовать только в привязке к дефициту — собственно, компенсация им же самим выдуманного дефицита и есть смысл существования зла. Злу, вернее — обиде, лежащей в яйце всякого зла, — необходима реакция, потому что только по отражению о нём и можно судить: не будь реакции, обиды этой просто никто не увидит. Зло нуждается в страдании своих жертв: иначе ему нечем питаться, а значит незачем и жить. Но, как мы понимаем, ни дефицит, ни реакция, ни страдание не имеют ничего общего со свободой, не говоря уже о привязке. Зло как раз и родится из несвободы, для несвободы и — онтологически — во имя несвободы.
Зло предлагает компенсировать дефицит — и вот уже торговец, мечтавший когда-то накормить голодных, переключается на извлечение прибыли. Зло учит, что свою обиду можно покрыть обидой другого — и юноша в погонах из защитника превращается в тирана и врага. Зло шепчет, что нужно оставить яркий след — и слуга, грезивший послужить народу, принимается сыпать издевательскими законами.
Зло всегда обрастает ворохом мёртвого груза, чтобы казаться весомее. Освободи его — и оно либо умрёт (что вряд ли), либо вернётся в голое добро (каковым изначально и рождено). Важно, чтобы свобода была абсолютной. Впрочем, ничто относительное назвать свободой нельзя.
Освободи торгаша от возможности извлекать прибыль — и он либо умрёт для торговли, либо станет сеять изобилие вместо ненависти. Освободи человека в фуражке от обиды за собственную подчинённость — и он либо… либо вспомнит, для чего расправлял плечи под погоны. Освободи чиновника от садистской потребности мучить человека, подталкивая того к могиле, — и он либо… либо ты получишь верного защитника и бесценного слугу.
Ещё раз подчеркну: речь идёт не о раздвижении рамок, а об абсолютной свободе — такой, где человек помнит себя, помнит, чей он сын и к чему призван.
;-)
Оценили 5 человек
12 кармы