Пьер Тейяр де Шарден в книге под названием, ни много ни мало — «Феномен человека», — отнюдь не торопится к этому самому человеку подойти. Напротив, добрую половину текста он с удовольствием плещется в восторгах о стройности эволюции, то и дело брызгаясь чудесно подмеченными наблюдениями. Эволюцию он прослеживает даже не от первой живой клетки, а раньше — с субатомных частиц. От точки Альфа. Принцип един: одни и те же силы заставляют электроны вращаться, толкают к делению клетку, ведут за руку всё живое, наконец движут Солнце и светила. И силы эти, вернее — сила — подаётся одновременно как план и методика всего миротворчества в любом своём проявлении. Интересно? Интересно. Революционно? Тут как посмотреть. Для учёного-схоласта — может быть, для католического священника — нимало.
То же и в отношении читателей. Тем из нас, кому претит идея креативизма, придётся столкнуться с научными обоснованиями творения и промысла; другие должны будут восхититься инженерным гением и тотчас воскликнуть: «Да ведь и так понятно же, Пьер! Ну говори уже прямо, не юли...». Тейяр де Шарден не юлит, он делает здесь примерно то же, что и его современник Клайв Стейплз Льюис — примиряет атеиста с жизнью в богодухновенном мире, — но более наукоёмко и с заметным упором на сухие факты. В результате получился изящный сплав научной монографии, теодицеи и подкупающе простой философии. Такая книга должна была появиться — хотя бы как «недостающее звено», своего рода мост между духовной слепотой науки и логической незрячестью догматической религии.
Понравились мысли француза вот о чём. Если эволюция шла по пути совершенствования, а человек её вершина, то вот ведь забавно: у флагмана технической мысли отобраны все чудесные наработки — когти, рога, хвост, панцирь, способность к мимикрии или выбрасыванию зловонной струи — всё это вообще не входит в комплектацию. У нас нет ничего ни для защиты, ни для добывания пищи. Даже детёныши наши — и те абсолютно не приспособлены к миру: им необходима забота в течение многих лет — для того, чтобы просто выжить. Фауна и даже флора, выходит, оснащены куда лучше?.. «Но в этом-то и тупик! — восклицает Шарден. — Все дочеловеческие творения суть заложники своей специализации: они совершенствуются в ней, но дальше расти не могут. Человек же, глядя на окружающие технологии, способен воплотить любую из них силой мысли, по явленному подобию». Что ж, здраво и оптимистично, на мой взгляд.
Сразу вспоминается Адам — единственным заданием которого в Раю было нарекать всех встреченных животных. Какой здесь смысл? Это рождение и языка, и общения, и памяти, и истории вообще — на основании тех подобий, какие человек разглядит в окружающем мире. Если обобщённо, то так: присматривайся — и строй свой мир по образу, который увидишь и поймёшь; но не останавливайся ни на каком подобии, ибо дать имя, определить — значит вырасти над познанным.
А в итоге — единение человечества и достижение этим уже цельным организмом точки Омега — в чистой любви и полном соответствии с вечным замыслом. И человек, согласно Шардену, — не венец творения, но стрела, устремлённая к высшей цели. Путь, другими словами. И истина...
Оценили 22 человека
44 кармы