Читая Ильина. О справедливости.

10 9111

Историческая справка: Иван Александрович Ильин (1883 - 1954), русский философ,  писатель, публицист.  Сторонник Белого движения и последовательный критик коммунистической власти в России, идеолог Русского общевоинского союза (РОВС).

"Французская революция восемнадцатого века провозгласила и распространила вредный предрассудок, будто люди от рождения или от природы “равны” и будто вследствие этого со всеми людьми надо обходиться “одинаково”… Этот предрассудок естественного равенства является главным препятствием для разрешения нашей основной проблемы. Ибо сущность справедливости состоит именно в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми...

Если бы люди были действительно равны, т.е. одинаковы телом, душою и духом, то жизнь была бы страшно проста и находить справедливость было бы чрезвычайно легко. Стоило бы только сказать: “одинаковым людям — одинаковую долю”, или “всем всего поровну” — и вопрос был бы разрешен. Тогда справедливость можно было бы находить арифметически и осуществлять механически; и все были бы довольны, ибо люди и в самом деле были бы, как равные атомы, как механически перекатывающиеся с места на место шарики, до неразличимости одинаковые и внутренне, и внешне. Что может быть наивнее, упрощеннее и пошлее этой теории? 

Справедливость совсем не требует равенства. Она требует предметно-обоснованного неравенства. Ребенка надо охранять и беречь - это дает ему целый ряд справедливых привилегий. Слабого надо щадить. Уставшему подобает снисхождение. Безвольному надо больше строгости. Честному и искреннему надо оказывать больше доверия. С болтливым нужна осторожность. С одаренного человека справедливо взыскивать больше. Герою подобают почести, на которые не-герой не должен претендовать. И так — во всем и всегда...

Поэтому справедливость есть искусство неравенства. В основе ее лежит внимание к человеческой индивидуальности и к жизненным различиям...

Безумно искать справедливость, исходя из ненависти, ибо ненависть завистлива, она ведет не к справедливости, а к всеобщему уравнению. Безумно искать справедливости в революции, ибо революция дышит ненавистью и местью, она слепа, она разрушительна, она враг справедливого неравенства...

Полный текст работы Ивана Ильина "О справедливости" здесь: https://alexsrb.wordpress.com/...

Пётр Толстой: нам плевать на Макрона. Убьём…

Французы в шоке, таким жёстким журналисты его ещё не видели. Впрочем, им не привыкать, в том числе и к реакции своих зрителей. Из раза в раз приглашать в эфир ведущего канала BFMTV и бр...

Почему Собчак пропала с радаров
  • pretty
  • Вчера 08:29
  • В топе

КВАДРАТУРА   КРУГАЛистаю ленту новостей и думаю: «Чего-то не хватает, что-то в стране изменилось. А что?». И вдруг понял: нет Собчак. Пропала. Еще буквально пару месяцев назад ее фамилия обя...

Шчо вы к нам прысталы?!

- Какие мы вам братьтя, хто вам это сказал?! Мы сами по себе! А вы лизеты й лизэтэ. Вы понимаете, шо мы не хотымо з вамы жыты?! Мы хотим отдильно, без вас, сами по себе!- Понимаем. И по...

Обсудить
  • Справедливо это значит - по заслугам. Здесь всё понятно. В "+" или "-" это тоже более-менее понятно. 1. Дальше возникает вопрос - от какой "печки" плясать? 2. И какой меркою мерить? "Печка" определяется развитием народа и его нравственностью. Соответственно тут есть варианты. Теперь "мерка" - кому больше, кому меньше. Здесь больше всего вопросов и непоняток. Так - что справедливость вроде вещь всем понятная, но ... как ей пользоваться никто не знает - Меры нет!!! :point_up:
  • Справедливость начинается с осознания БЫТИЯ. И законов бытия. Процессов бытия. И осознания конечности всего. И бытия и процессов. Важно осознать, что процессы СОЗРЕВАЮТ. И когда они разрешаются катастрофически - они только РЕАЛИЗУЮТСЯ. Но созревают они годами, десятилетиями, веками. Так именно совершенство Российской Империи привело её к гибели. Внутренних "мест развития/изменения" не осталось. И её убили ВЫСШИЕ по могуществу участники империи. Большевикам пришлось их уничтожать. Потому, что эти болваны не показали дееспособности. И вели дело так, как если бы после падения империи ВСЁ остальное не изменилось. Между тем изменилось всё, кроме них самих. Они оказались бездарными дураками. И лучше было бы для России расстрелять их ещё в 1900 году.
    • Vadim
    • 22 марта 2019 г. 08:20
    Интересно если Ильин критик советской власти то почему он понятие справедливости описывает именно так как понимали ее советы? Я не хочу сказать что советы установили справедливость или справедливое общество, даже больше было много тех кто хотел отнять и поделить. Но если мы возьмем фундаментальные работы и действия власти то увидим что действовали оп Ильину. ведь что главное по Ильину: 1. люди не равны по рождению 2. люди не одинаковы. соответственно надо попытаться это выровнять. 1. дать с детства образование и воспитание, максимально одинаковое с запасом по количеству и качеству знаний (ведь в детстве не известно кто кем станет) и бесплатное чтоб исключить социальный и финансовый уровень родителей. 2. бесплатная медицина, без предела помощи, чтоб нивелировать физические особенности. дальше по Ленину (не точно) в нац. вопросе надо создать такое неравенство через закон чтоб компенсировать неравенство фактическое. Тут они (советы) перегнули, но посыл был правильный. к перекосу прав в сторону женщин, детей и стариков у меня претензий нет. Потом правда заигрались с равенством годам к 70 в области уравниловки оплаты труда, но это уже к Ленину и ранним большевикам отношения не имеет. Многое было коряво но посыл чисто по Ильину.
  • Слова красивые и даже правильные, но не о том. Поэтому и вывод неправильный. Равенство - это равенство возможностей. Что никак не противоречит идее справедливости. Совершенно не важно, какой человек: здоровый или больной, взрослый или ребёнок, одарённый или не очень, каждый должен иметь достаточный уровень жизни и возможность получить образование и медицинское обслуживание.