Из воспоминаний члена комитета бедноты Ивана Митяева

8 1139

Историческая справка:

Чтобы получать бесплатный хлеб для городского населения большевики приняли решение натравить деревенскую бедноту на остальных крестьян. Решение вполне в их духе, ведь в городе происходило то же самое: большевики натравливали рабочих на более обеспеченные слои населения. Итак, с этой целью на селе декретами ВЦИКа от 11 июня и Совнаркома от 6 августа 1918 года была создана конкретная организационная структура: комитеты бедноты (комбеды). В их задачи входило:

1) обнаружение и самостоятельная конфискация запасов продовольствия, скрытых местными крестьянами от большевицкой власти;

2) оказание содействия частям ЧОН, РККА, отрядам Продармии и т.п. при реквизиции «излишков» хлеба;

3) перераспределение части реквизированного продовольствия, скота и прочего среди селян;

4) помощь в проведении мобилизации в ряды РККА.

В воспоминаниях члена одного из комбедов Митяева И.И. (в 1918 ему было 16 лет) речь идет об обстановке в Раненбургском уезде в 1918-1919гг. (Раненбург Рязанской губернии - сегодня Чаплыгин Липецкой области). В Раненбургском уезде к ноябрю 1918 года действовало 186 комитетов бедноты. В результате грабительской политики "красных" осенью 1918 почти вся Рязанская губерния пылала в огне крестьянских восстаний.  Крестьянские выступления шли под лозунгом "Долой Советскую власть! Да здравствует Учредительное собрание!" Вследствие отсутствия у восставших достаточного количества огнестрельного оружия восстание было относительно легко подавлено силами РККА и отрядов чекистов.

Восставшие крестьяне

Начало цитаты:

"Главной задачей и волостного комитета бедноты и волостного продовольственного комитета являлось изъятие у средних крестьян продовольственных излишков путём реквизиции, а у кулацких элементов - путём конфискации. Для ссыпки хлеба были заняты хорошие амбары у Бударовых, Павлушкиных, Конуркина. Учёт поступившего зерна и расчеты со сдатчиками составлял одну из основных моих обязанностей как секретаря волостного продовольственного комитета. И хотя опыта у меня никакого не было, я старался компенсировать недостаток званий старательным и честным отношением к делу, горячим стремлением оправдать оказанное доверие.

В волости возникла партийная ячейка. Многие крестьяне-бедняки "записались", как тогда говорили, в большевики. И я в свои 16 лет считал себя записавшимся в большевики и постоянно присутствовал на партийных собраниях, которые происходили очень часто, начинались и заканчивались пением гимна "Смело, товарищи, в ногу!". Думаю, и другие считали себя коммунистами, а организационно не были оформлены.

На базе бывшей лавчонки мелкой торговли Федора Трофимовича Крысанова и его трактирчика "Перепутье", расположенных на усадьбе Григории Самсоновича Васина, была организована "коммуна", носившая исключительно потребительский характер. В коммуну доставлялись свиньи, бараны, гуси, утки, куры, конфискованные у крестьян. Сюда же поступал и самогон, изъятый у крестьян. Членам коммуны жилось неплохо: они бесплатно пили и закусывали.

Необходимость снабжения коммуны толкала на возможно большее изъятие скота и птицы у крестьян. Начались перегибы. Незаконное изъятие продовольствия для питания членов коммуны у кулаков стало распространяться и на середняков, что вызывало большое недовольство крестьян, на глазах которых волостные начальники, особенно А.К. Гусев и В.Ф. Суханов беспробудно пьянствовали.

Помню, собираясь устроить "облаву" спекулянтов и мешочников, "коммунисты" А.К. Гусев, В.Ф. Суханов, Г.К. Гусев, М.И. Арбузов и др. решили взять и меня. В. Ф. Суханов мотивировал это решение так:

- Надо, чтобы Ванюшка поехал с нами, а то можем налететь на такого "спекулянта", который законный документ на провоз хлеба имеет. Отберём у него хлеб или вещи, - рассуждал Василий Федосеевич, - может выйти большая неприятность...

Все согласились с соображениями, высказанными Сухановым. Вечером, когда уже было совсем темно, на трёх подводах мы тронулись в путь по направлению к железнодорожному полустанку Заново. Остановились вблизи Заново, распрягли лошадей, и участники "облавы" заняли позиции на небольшом расстоянии друг от друга.

Меня оставили около повозок. Прошло какое-то время, и я увидел, как к нашей стоянке ведут плачущую женщину, которая умоляла отпустить её. "Спекулянтке" было предложено предъявить документы мне. Она достала из-за пазухи свернутую бумажку в 1/8 листа. Это была справка одного из жилищных товариществ Москвы, удостоверяющая, что предъявительница следует в хлебные районы с собственными вещами для обмена на хлеб. Прочитав справку, я сказал, что документ вполне законный. Женщину отпустили, и она, обрадованная благополучным исходом задержания, чуть ли не бегом устремилась на дорогу, чтобы следовать дальше.

Привели ещё несколько человек, и я во всех случаях давал "заключение" о законности документов. Недовольные комиссары выругали меня, сказав, что я плохо разбираюсь в документах.

- Не может быть, - сказал М.И. Арбузов, - чтобы у всех задержанных бы-ли правильные документы. Наверное, Ванюшке просто жаль спекулянтов, тогда пусть он и скажет об этом.

В разговор вмешался мой непосредственный начальник - волостной комиссар продовольствия В.Ф. Суханов, - спросив меня:

- Может, Ванюшка, тебе действительно жалко спекулянтов?

- Жаль, Василий Федосеевич, очень жаль, потому что документы у всех правильные. Если бы документы были неправильные, то настоящих спекулянтов жалеть не стал бы, - ответил я.

После этого объяснения "облавщики" решили перебазироваться в район станции Троекурово, полагая, что на эту узловую станцию прибывает больше спекулянтов, среди которых наверняка окажутся люди с неправильными документами, а то и совсем без них. Мне не хотелось больше заниматься проверкой документов у "спекулянтов" и я решил во чтобы то ни стало сбежать домой, когда "облавщики" будут переезжать в Троекурово. На подъезде к деревне Покровка некоторые из них издавали храп, а другие клевали носом. Воспользовавшись этим, я выпрыгнул из телеги, спустился в канаву и через какие-нибудь 10-15 минут был дома.

В районе станции Троекурово под руководством Гусева и Суханова было много задержано мешочников, у которых были отобраны разные вещи. Часть потерпевших разыскала волостной Совет и сделали заявление о незаконном изъятии вещей. Но Гусев и Суханов, и те, кто их сопровождал, появились в волости дня через 3-4, и "спекулянты", опечаленные неудачей и возмущенные произволом, так и ушли ни с чем.

А тем временем "облавщики" пьянствовали в селе Таптыкове, произведя обмен вещей, отобранных у "спекулянтов" на самогон. Перед возвращением в волость по приказанию Гусева и Суханова у крестьян села Таптыкова и деревни Люблино были изъяты и доставлены в "коммуну" свинья, несколько баранов и несколько штук гусей.

Недовольство крестьян нарастало. Некоторые бедняки, записавшиеся в коммунисты, начали отмежевываться от ячейки... В декабре 1918 года в руководстве нашей волостью произошли большие изменения. Состоялись выборы волостного Совета. Его предателем, вместо А.К. Гусева, допускавшего много нарушений законности и произвола в отношении среднего крестьянства, был вновь избран В.Г. Исайченков.

Волостной комитет бедноты прекратил своё существование. Распалась и "коммуна", базировавшаяся на поступлениях свиней, баранов и птицы, незаконно конфисковывавшихся у "кулаков". Конец цитаты.

Источники:

Митяев И.И. "О прожитых годах" https://ranenburzhets.livejournal.com/165653.html

К 100-летию крестьянского восстания в Раненбурге https://ranenburzhets.livejournal.com/169470.html

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Украинский сепаратизм как катализатор русского национализма

В последнее время в просвещённых кругах с тревогой заговорили о мигрантофобии. С моей точки зрения, это в корне неверное определение проблемы.Мигрантофобия существовала тогда, когда час...

Обсудить
  • Не понимаю... Мне не мешает поддерживать ваши статьи, где вы абсолютно правильно обличаете геноцид крестьян после революции... Но при этом вас так возмущают воспоминания самих крестьян и даже земельных комиссий, созданных еще императором. Что за избирательное зрение? :wink:
  • Мой товарищ о своём деде рассказал. Только что женился. Причем успел послужить у Буденного. В наследство получил яблоневый сад. Приехало из центра начальство создавать комитеты бедноты. "Кто у вас самый бедный?" - "Васька - Бобыль". - "Ну вот он и будет председателем комбеда". Бобыль была не фамилия, а кличка. Детинке было сильно за 30 и был он патологически ленив, поэтому женится у него шансов было совсем никаких. Изба покосилась, забор упал, крыша текла. Правда, огород он немного копал, но картошки не хватало, голодал. Дабы чувак не окочурился совсем, сердобольные земляки из человеколюбия подкармливали его. А чтобы не обижать человека подачками, делали вид, что платят за работу: дрова поколоть ("что-то у меня спину прихватило")... ну в деревне много мелкой работы постоянно. Правда всё же было одно усовершенствование конструкции избы, которое он "мастерски" внедрил: пропилил в полу дырку, дабы по малой нужде во двор не бегать. Вот так - изобретатель-рационализатор... Вобщем дали этому чуваку корочки, револьвер, подобрали шоблу ему подобных и поручили "пресекать контру". Вот тут-то он отыгрался! За всё! За бесчисленные унижения ради куска хлеба, за нещадную эксплуатацию, за то, что девки нафик посылали. За всё! Особенно досталось сердобольным человеколюбам. Пресекание контры сопровождалось реквизицией. Удачная операция по пресечению достойно отмечалась в смысле застолья, продолжительного. А когда средства от реквизиции заканчивались и невозможность продолжения банкета приводила к прояснению сознания, ну т.е. пониманию, что где-то тут, совсем рядом, копошится какая-то контра, а почти восстановившаяся координация движения делала возможным целенаправленное перемещение в пространстве и проведение очередной акции - комбедовцы всей толпой во главе с размахивающим наганом Бобылём вламывались во двор к оной контре. Реквизиция, банкет... и т.д. по кругу. Деда моего товарища пресекали 2 раза. Причём оба раза вместе с женой "ставили к стенке", грозившись расстрелять. Третьего раза ребята дожидаться не стали, тем более после реквизиций из еды осталась лишь горсть гороха, с ней они и пошли в город. Шли несколько дней, не помню сколько точно. Дошли, нашли работу, выжили. Товарищ мой с мамой уже в советское время ездил на родину деда. Нашёл остатки его дома, сад сохранился, но абсолютно одичал и зарос.